Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 сентября 2012 г. N 804
"Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года и планом по реализации Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, Планом мероприятий Республики Татарстан по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.2011 N 637, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу Республики Татарстан "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
2. Определить Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан, ответственным за реализацию Программы.
3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
4. Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ежегодно, до 15 декабря заключать соглашения о взаимодействии с соответствующими министерствами и ведомствами при реализации мероприятий, предусмотренных Программой на очередной финансовый год.
5. Министерствам и ведомствам, участвующим в реализации Программы:
обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы;
ежемесячно, до 1 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о выполнении мероприятий, предусмотренных Программой, в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Республиканская целевая программа
"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 29 сентября 2012 г. N 804)
Паспорт программы
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.2011 N 637 "Об утверждении плана мероприятий Республики Татарстан по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
Основной разработчик Программы |
государственное бюджетное учреждение "Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан" |
Цели Программы |
1) гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан; 2) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; 3) восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения |
Задачи Программы |
1) строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты; 2) повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию; 3) спрямление и расчистка русел рек с целью повышения их пропускной способности; 4) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; 5) обеспечение органов исполнительной власти Республики Татарстан информацией, необходимой для принятия государственных решений |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы |
увеличение доли населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях, с 38,1 процента на конец 2013 года до 84,4 процента на конец 2020 года; протяженность реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 79,24 км; количество гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, - 77; увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 6,5 процента на конец 2013 года до 100 процентов на конец 2020 года; численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов - 153,1 тыс. человек; объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) - 794 тыс. куб. метров; протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) - 3,4 км; площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (природоохранных мероприятий) - 1,11 кв. км |
Срок реализации Программы |
2013-2020 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2013-2020 годах составит 7290,5 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3675,6 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 3614,9 млн. рублей; в том числе: в 2013 году - 909,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 454,3 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 455,3 млн. рублей; в 2014 году - 1347,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 685,8 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 661,6 млн. рублей; в 2015 году - 1147,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 577,3 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 569,7 млн. рублей; в 2016 году - 993,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 500,3 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 493,3 млн. рублей; в 2017 году - 1076,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 544,7 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 531,4 млн. рублей; в 2018 году - 811,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 407,6 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 403,6 млн. рублей; в 2019 году - 547,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 274,7 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 272,9 млн. рублей; в 2020 году - 458,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 230,8 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 227,2 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод (вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод - 20811 млн. рублей); обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов; обеспечение органов исполнительной власти Республики Татарстан информацией, необходимой для принятия государственных решений |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Наблюдаемое увеличение объемов водопользования в Республике Татарстан как развивающемся регионе и сопутствующее ему снижение качества поверхностных и подземных вод, используемых в различных целях, создают объективные предпосылки для формирования целостной системы управления водопользованием. Водные ресурсы необходимы для жизнеобеспечения окружающей среды, в том числе человека, и используются в качестве основного продукта питания, энергоносителя, сырья обеспечения большинства технологических производственных процессов. Вода относится к трудно восстанавливаемым природным ресурсам, следовательно, ее использование должно быть рациональным, а природные источники должны находиться под охраной в целях регулирования их качества. Издержки водопользования, допускающие превышение антропогенной нагрузки выше пределов устойчивости водных экосистем, приводят к истощению запасов пресной воды, что определяется изменением ее количественных и качественных показателей, деградацией и исчезновением природных источников. Современное управление водохозяйственным комплексом должно строиться на принципах сохранения функциональности водных экосистем и недопустимости нарушений механизмов возобновляемости природных вод, а также приведения водохозяйственной нагрузки, связанной с человеческой деятельностью, в соответствие с имеющимися запасами ресурса.
Водно-ресурсный потенциал и водный фонд региона
Общая площадь водной поверхности в Республике Татарстан составляет 4,4 тыс. кв. км, или 6,4 процента от площади территории Республики Татарстан. Крупные водные артерии представлены реками Волгой, Камой, а также их притоками - реками Вяткой и Белой. На территории республики насчитываются 73 бассейна основных притоков Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ. Общая гидрографическая сеть с учетом мелких и пересыхающих водных объектов включает 4100 водотоков общей протяженностью более 20,0 тыс. км, из них 3700 - малые реки длиной менее 10 км и общей протяженностью 11328 км. Рек разного порядка с постоянным течением насчитывается 5210. Среднегодовая величина местного стока - 10 куб. км, из общего количества только за счет малых рек формируется 7 куб. км стока.
В республике официально зарегистрировано наличие 3674 родников. Самое большое их количество - в Балтасинском (78), Верхнеуслонском (75) и Черемшанском (74) муниципальных районах.
На территории Республики Татарстан насчитываются 8073 озера, 87 процентов из которых относятся к категории пойменных озер, а около 1000 озер расположены в зоне влияния водохранилищ. Наибольшее их количество располагается в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579) и Чистопольском (483) муниципальных районах. Для большинства озер республики характерны малые площади и незначительные глубины. По данным органов государственной статистики, за период с 1968 г. на территории республики по естественным и антропогенным причинам, в том числе вследствие заиления, исчезло 1681 озеро. Наиболее активному заилению подвергаются озера, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подверженных эрозионному смыву. На них скорость заиления достигает 10-50 мм в год, что значительно выше средней величины осадконакопления, характерной для территории Республики Татарстан.
На территории республики насчитывается 7375 болот при общей площади водно-болотных угодий 284,7 кв. км. Наиболее заболочена Камско-Бельская низина в Восточном Закамье, где расположен крупнейший болотный массив Кулягаш площадью 49 кв. км. Крупные болота площадью более 100 гектаров располагаются в долинах рек Свияги, Меши, Ика, Ашита, Черемшана. Количество болот и водно-болотных угодий на территории Республики Татарстан в последние годы стремительно сокращается вследствие освоения земель, в том числе за счет расширения границ городов и населенных пунктов.
Важная роль в функционировании водохозяйственного комплекса республики принадлежит водохранилищам.
Куйбышевское водохранилище обеспечивает сезонное регулирование стока Средней Волги. Это самое крупное из водохранилищ Европы с площадью водного зеркала 6,15 тыс. кв. км, при этом 50,7 процента (3,27 тыс. кв. км) водного зеркала лежит в пределах границ Республики Татарстан. Максимальная ширина водохранилища составляет 26 км (в районе пгт. Камское Устье), длина по волжскому течению - 510 км, по Камскому - 280 км. Средняя глубина - 9,3 метра, наибольшая - 38 метров на Волжско-Камском плесе. Водохранилище обеспечивает потребности энергетики, водоснабжения, водного транспорта, рыбного хозяйства и рекреации.
Нормальный подпорный уровень (далее - НПУ) составляет 53,0 метра при площади водного зеркала 6,15 тыс. кв. км, общем объеме воды 57,3 куб. км, из которых 33,9 куб. км полезного объема. Минимальный навигационный уровень - 49,0 метра. Уровень мертвого объема - 45,5 метра. Сброс или сработка воды производится в зимний и предпаводковый периоды в целях предотвращения катастрофических явлений. Максимальный подъем уровня водохранилища фиксировался в 1979 году (54,77 метра). Критическим считается уровень 54,42 метра, при котором создается угроза безопасности жизнедеятельности людей. Высокий уровень наблюдался в 2004 году - 53,56 метра, в 2006 году - 54,1 метра, в 2012 году - 53,9 метра.
Наибольшее количество воды поступает в Куйбышевское водохранилище в период весеннего половодья и составляет 62 процента стока.
В последние годы в условиях складывающейся гидрометеорологической обстановки ввиду экономии водных ресурсов Куйбышевского водохранилища неоднократно возникали проблемы обеспечения нормальной работы объектов инженерной инфраструктуры республики, в первую очередь коммунальных систем водоснабжения. Вопросы водоресурсного обеспечения населения и объектов экономики Татарстана в условиях маловодья обсуждались на уровне Федерального агентства водных ресурсов. Были выработаны рекомендации по реализации необходимых мер по адаптации водохозяйственной инфраструктуры к складывающимся условиям маловодья. В целом Куйбышевское водохранилище, центральное в звене Волжско-Камского каскада, позволяет обеспечить потребности населения и объектов экономики Республики Татарстан в водных ресурсах путем установления оптимальных режимов наполнения и сработки в зависимости от складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановки.
Нижнекамское водохранилище обеспечивает перераспределение притока к гидроузлу в интересах энергетики, используется также в целях водоснабжения и рыбного хозяйства. Водохранилище эксплуатируется на временных отметках уровня 62-63,5 метра при проектной отметке 68 метров. Полный объем равен полезному и составляет 2800 млн. куб. метров. Площадь водного зеркала при современных отметках НПУ - 880 кв. км, из них 50 процентов приходится на мелководья с глубинами до 2 метров. При подъеме до проектной отметки площадь водного зеркала увеличится до 2570 кв. км. Средняя глубина водохранилища - 3,3 метра, максимальная - 20 метров.
Проблема повышения уровня Нижнекамского водохранилища, расположенного на территориях Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики, до проектной отметки 68,0 метра является актуальной в течение многих лет. В настоящее время, из-за эксплуатации водохранилища на промежуточной отметке 62,0 метра установленное на Нижнекамской ГЭС оборудование используется всего на 34 процента.
Эксплуатация Нижнекамского водохранилища на пониженных отметках обуславливает нарастание негативных экономических, экологических и социальных проблем, постепенное разрушение гидротехнических сооружений водохранилища, инженерных защит, водозаборных сооружений, деградацию водохранилища как водного объекта.
Заинское водохранилище расположено на реке Степной Зай, левом притоке р. Камы, в 71 км от устья. Основное назначение водохранилища - регулирование стока р. Степной Зай и восполнение безвозвратных потерь в системе технического водоснабжения Заинской ГРЭС. Водохранилище используется как пруд-охладитель с 1965 года. Техническое водоснабжение ГРЭС осуществляется по оборотной схеме с охлаждением циркуляционной воды в водохранилище. НПУ составляет 73 метра (самый низкий наблюдавшийся уровень сработки - 70,75 метра). Площадь водного зеркала при НПУ составляет 20,45 кв. км, полный объем - 63 млн. куб. метров, полезный - 34,8 млн. куб. метров. Площадь водосбора - 2,91 тыс. кв. км. Средняя глубина - 3,8 метра.
Карабашское водохранилище создано для обеспечения нефтепромыслов и промышленных комплексов юго-востока Республики Татарстан. Полный объем водохранилища - 52,4 млн. куб. метров, полезный - 51,14 млн. куб. метров. НПУ - 140 метров, площадь водного зеркала - 7,3 кв. км. Форсированный уровень в половодье -140,87 метра. Средняя глубина при НПУ - 7,2 метра.
Прогнозная величина эксплуатационных ресурсов подземных пресных вод с уровнем минерализации менее 1 г/л, соответствующим питьевым стандартам, составляет в Республике Татарстан 5,46 млн. куб. метров в сутки. Запасы пресных подземных вод сосредоточены в основном в восьми водоносных комплексах и свитах неоген-четвертичного и верхнепермского возраста, относящихся к верхней зоне свободного водообмена восточной части Волго-Сурского и юго-западной части Камско-Вятского артезианских бассейнов. На территории Республики Татарстан выявлено и разведано 171 месторождение пресных подземных вод, утвержденные эксплуатационные запасы по которым составляют 2104,169 тыс. куб. метров в сутки, или 38,5 процента от прогнозных ресурсов. Из общей величины балансовых запасов (1846,485 тыс. куб. метров в сутки) для промышленного освоения подготовлено 389,813 тыс. куб. метров в сутки и для опытно-промышленной эксплуатации - 272,477 тыс. куб. метров в сутки, что в сумме составляет 31,5 процента от общей величины утвержденных разведанных запасов, из них 197,5 тыс. куб. метров в сутки предназначено для водоснабжения г. Казани. Из общего числа месторождений 146 относятся к месторождениям пресных питьевых подземных вод с общей величиной запасов 1942,54 тыс. куб. метров в сутки, из них 382,42 тыс. куб. метров в сутки подготовлено для промышленного освоения и 248,71 тыс. куб. метров в сутки - для опытно-промышленной эксплуатации. Систематические наблюдения за гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных хранилищ осуществляются на 383 водомерных пунктах и 114 скважинах. 25 месторождений подземных вод относятся к техническим водам с общей величиной запасов 161,631 тыс. куб. метров в сутки, из них 7,4 тыс. куб. метров в сутки подготовлено для промышленного освоения и 23,77 тыс. куб. метров в сутки - для опытно-промышленной эксплуатации.
Общие эксплуатационные запасы минеральных подземных вод составляют 3,293 тыс. куб. метров в сутки.
Запасники пресных подземных вод по территории республики распределены неравномерно. Особенно слабо обеспечены прогнозными ресурсами Дрожжановский, Черемшанский, Атнинский, Бавлинский и Альметьевский муниципальные районы. Подземные воды практически всех водоносных комплексов и свит на территории республики характеризуются повышенными значениями общей жесткости (от 7,03 до 37,7 ммоль/куб. дм). Основной причиной высокой жесткости является наличие в водовмещающих породах гипсов и ангидритов, особенно располагающихся в нижне- и верхнеказанской водоносных карбонатно-терригенных свитах. Наряду с этим, воды плиоценового и шешминского водоносных комплексов отличаются повышенными концентрациями железа (от 0,31 до 9,1 мг/куб. дм). Участки с солоноватыми водами (до 2798 мг/куб. дм) в основном характерны для четвертичного аллювиального комплекса, задействованного в нефтедобыче (бассейн р. Ик). В районах активной нефтедобычи проявилось загрязнение хлоридами (до 1075,9 мг/куб. дм). Большое содержание сульфатов (до 1925 мг/куб. дм) характерно для глубинных водоносных горизонтов нижнеказанской водоносной карбонатно-терригенной свиты. Воды с нитритным загрязнением (до 247,9 мг/куб. дм) приурочены к сельскохозяйственным угодьям.
Использование водных ресурсов
За период 2006-2011 годов в совокупности на хозяйственно-бытовые, производственные и сельскохозяйственные нужды из поверхностных источников в Республике Татарстан было забрано 790 млн. куб. метров воды, при этом использовано всего 670 млн. куб. метров. Потери воды составили 120 млн. куб. метров, что практически равно уровню водозабора из подземных источников. Сохраняется проблема потери воды от несовершенства транспортировки. Для исправления ситуации необходимо активизировать работы по замене водопроводных сетей, строительству новых водопроводов и установке приборов учета водопользования.
Между тем данные государственной статистической отчетности свидетельствуют о ежегодном сокращении объемов забираемой из природных источников воды и объемов сбросов сточных вод. Экологически безопасный отбор воды из рек и водохранилищ не должен превышать 25-40 процентов устойчивой величины речного стока. В настоящее время доля бескомпенсационного забора воды из поверхностных источников в Республике Татарстан составляет около 35 процентов.
Рост численности населения республики, развитие городов и рост количества промышленных предприятий, слабое внедрение систем оборотного водоснабжения, возрастающая эксплуатация частных артезианских скважин ставят задачу повышения достоверности данных учета потребляемых ресурсов природных вод. Поверхностные водные объекты в среднем на 50 процентов существуют за счет подземного питания, поэтому потребление водных ресурсов из поверхностных и подземных источников должно быть взаимоувязано. Необходимо усилить контроль эксплуатации подземных пластов воды, вести количественный учет изъятия воды частным сектором, в настоящее время не охваченным статистической отчетностью.
Централизованные системы водоснабжения эксплуатируются в г.г. Казани, Набережные Челны, Бугульме, Елабуге, Зеленодольске, Лениногорске, Чистополе и в ряде сельских населенных пунктов. В г. Казани из 1361 км водопровода 572 км требуют замены. Обеспеченность жилого фонда города центральным водопроводом составляет 99,4 процента. Необходимо решить проблему обеспечения водой и водоотведения вновь включенных в городскую черту населенных пунктов.
В большинстве муниципальных образований Республики Татарстан обеспеченность населения водопроводными сетями значительно превышает обеспеченность канализацией, что негативно отражается на санитарно-экологическом состоянии населенных пунктов. Наименее обеспечены канализационными сетями Атнинский (разница протяженности между водопроводными и канализационными сетями составляет 66,7 процента), Спасский (55,2 процента), Новошешминский (51,7 процента), Аксубаевский (37,4 процента), Арский (30,3 процента), Лаишевский (26,5 процента), Алексеевский (25,7 процента) муниципальные районы. В Атнинском, Кайбицком и Спасском муниципальных районах обеспеченность водопроводными сетями превышает обеспеченность канализационной сетью в 4,7; 3,1 и 2,5 раза соответственно.
В республике на государственном учете состоят 1603 водопользователя, ежегодно формируются проекты лимитов объемов водопотребления и водоотведения, совершенствуются планы водоохранных мероприятий. Необходимо разработать скоординированную схему рационального комплексного использования и охраны вод на основе водохозяйственных балансов в рамках бассейнового планирования, корректировки нормативов допустимых воздействий на водные объекты.
Общий объем сброшенных сточных вод в среднем за последние шесть лет составил 614 млн. куб. метров, из которых 97 процентов объема занимают воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, при этом 72 процента из них относятся к категории "загрязненных" сточных вод, основную часть которых составляют "недостаточно очищенные" сточные воды. Основной вклад в сброс сточных вод вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, химической и энергетической промышленности. Большие объемы водоотведения объясняются тем, что многие предприятия, организации городов и других населенных пунктов не имеют собственных выпусков и отводят сточные воды на очистные сооружения коммунальных предприятий. Значительную техногенную нагрузку испытывают малые реки, в загрязнение которых наибольший вклад вносят предприятия пищевой промышленности. Они сбрасывают "загрязненные" сточные воды с объемом загрязняющих веществ, составляющим почти 0,6 процента от всей массы основных загрязняющих веществ.
На территории Республики Татарстан эксплуатируются 120 сооружений очистки сточных вод; необходимо обеспечить системами очистки воды не менее 1483 предприятий. Мощность эксплуатируемых очистных сооружений составляет 800 млн. куб. метров при фактическом объеме водоотведения 608,0 млн. куб. метров. Воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, занимают 97,2 процента объема. Эффективность очистки составляет в среднем 18,4 процента, при этом 78,8 процента сточных вод характеризуются как загрязненные. Имеющиеся очистные сооружения не отвечают требованиям по нейтрализации загрязнения либо по причине устаревших технологий, либо по причине того, что они спроектированы без соответствия схеме очистки, направленной на нейтрализацию специфических ингредиентов сточных вод отдельно взятых предприятий. Требуется проведение аудита очистных сооружений, по которым подаются статистические данные по форме N 2-ТП (водхоз). Очистные сооружения полной биологической очистки сточных вод работают в г.г. Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Бугульме, Елабуге, Зеленодольске, Лениногорске, Чистополе, Заинске, Тетюши, Нурлат, Менделеевске, пгт. Алексеевское, пгт. Уруссу. Многие из эксплуатируемых сооружений неэффективны, не справляются с нагрузкой и требуют реконструкции или замены на более прогрессивные технологии. Без принятия срочных мер не в состоянии повысить эффективность очистки с достижением нормативов сброса биологических очистных сооружений г.г. Альметьевск, Бугульма, Заинск, Тетюши. Работающие с перегрузкой очистные сооружения г.г. Бугульмы и Бавлы имеют дефицит мощностей соответственно до 3,4 тыс. куб. метров в сутки и 2,0 тыс. куб. метров в сутки. В настоящее время на стадии проектирования и начального этапа строительства находятся 40 сооружений мощностью 90 млн. куб. метров.
Не в полной мере обеспечивается учет использования и реальной потребности воды в сельском хозяйстве. Проектом федеральной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014-2020 годы" и республиканской целевой программой "Мелиоративные работы по коренному улучшению земель в сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан на 2009-2012 годы и на период 2013 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.02.2012 N 102, предусматривается принципиально новая система нормирования водопотребления, учитывающая резервы пресной воды в границах речных бассейнов и муниципальных образований, а также интересы других потребителей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 февраля 2009 г. N 102
Из-за отсутствия согласованности действий водопользователей, региональных и местных исполнительных органов допускаются ошибки водопотребления и водо-отведения, нарушения гидрологического режима водных объектов. В результате самовольного возведения насыпных плотин на реках, спуска прудовых водохранилищ происходят подтопление и обезвоживание территорий населенных пунктов, перераспределение речного стока, изменяющего коренным образом структуру ландшафтов, заболачивание обширных территорий.
Являясь водоемом комплексного назначения, Куйбышевское водохранилище интенсивно эксплуатируется водопользователями различных отраслей хозяйства и форм собственности. В пределах границ Республики Татарстан располагаются крупнейшие водопотребители и загрязнители, сосредоточенные в узловых промышленных центрах г. Зеленодольска, пгт. Васильево, г. Казани, г. Тетюши, пгт. Камское Устье, Чистополя.
Результаты мониторинга состояния качества вод свидетельствуют, что в течение последних шести лет класс качества воды в Куйбышевском водохранилище удерживается в диапазоне категорий от "сильно загрязненных" (3 "б" класс) до "грязных" (4 "а" класс). Наибольшую долю в общую оценку степени загрязненности воды Куйбышевского водохранилища вносят летучие фенолы и медь, а также нефтепродукты (превышение предельно допустимых концентраций в 5,4 раза) и марганец (превышения предельно допустимых концентраций в 5,3 раза). Поверхностные воды водохранилища в районе г. Казани характеризуются высокой комплексностью загрязнения.
Уровень и объем Нижнекамского водохранилища обуславливают крайне низкое качество воды, которое усугубляется значительным объемом ежегодно сбрасываемых сточных вод (около 200 млн. куб. метров). Воды водохранилища отличает повышенное содержание марганца (превышение предельно допустимых концентраций в 9 раз). Характерны высокие концентрации меди и фенолов (превышение предельно допустимых концентраций в 3 раза).
В 2010 году на территории Республики Татарстан фиксировалось 42,15 процента водоемов и водотоков с водами, относящимися к категории "грязные" с деградирующей водной экосистемой, не способной обеспечивать процессы самоочищения и восстановления, 38,2 процента водоемов с водой "умеренно-загрязненной" категорией качества с нестабильным уровнем биоценотического равновесия; и только 19,65 процента вод с "чистой" водой и устойчивой гидроэкологической ситуацией.
Из 16 контролируемых Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан рек наиболее грязными (4 "б" класс) признаны реки Степной Зай и Бугульминский Зай. Остальные водотоки (реки Свияга, Карла, Кубня, Казанка, Меша, Берсут, Вятка, Иж, Мензеля, Тойма, Сюнь, Шешма, Малый Черемшан, Ик) имеют класс качества вод от 4 "а" до 3 "а" и "б".
Загрязненные реки характеризуются в первую очередь высоким содержанием в водах нитритного азота и низким содержанием растворенного в воде кислорода (до 4 мг/л).
Негативное воздействие вод
Протяженность береговой линии Куйбышевского водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 1392 км, из них 210 км подвержено активным абразионным и оползневым процессам. По данным мониторинга экзогенных процессов, абразионные и оползневые процессы широко распространены в правобережной части Куйбышевского водохранилища. В результате указанных процессов экономике республики ежегодно наносится ущерб в размере более 2 млрд. рублей.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения республики предопределяет комплекс работ по строительству, совершенствованию и реконструкции сетей инженерной защиты населенных пунктов от воздействия вод, особенно по периметру Куйбышевского водохранилища, характеризующегося переменным уро-венным режимом. В частности, необходимо выполнить комплекс мероприятий по инженерной защите г. Казани путем реконструкции защитных дамб, строительства новых берегоукрепительных сооружений на реках Казанке и Волге. Система защитных сооружений г. Казани не защищает от подтопления и негативного воздействия грунтовых вод территории Ново-Савиновского и Приволжского районов, так как освоение этих земель началось после строительства системы инженерной защиты.
Берегоукрепительные сооружения на Нижнекамском водохранилище, построенные с расчетом на проектную отметку, не выполняют своей роли и в значительной степени пришли в негодность, что обусловило развитие абразионных и оползневых процессов в районе с. Актаныш, г. Мензелинска, д. Красный Бор и с. Икское Устье. Активным абразионным процессам подвержено 22 км береговой линии, в результате чего объектам экономики наносится вред в размере 227 млн. рублей. При этом совокупный ущерб, наносимый Республике Татарстан в результате негативного влияния вод Нижнекамского водохранилища, составляет более 400 млн. рублей в год. В условиях эксплуатации на временных отметках инженерные сооружения Старо-Татышевской сельхознизины и г. Мензелинска требуют капитального ремонта, реконструкции и устройства дренажных систем для отвода вод.
Вызывает серьезные опасения неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений и инженерно-техническое состояние русел малых рек. Захламленность русел рек в пределах городских и сельских населенных пунктов бытовыми и промышленными отходами создает опасность подтопления и затопления селитебных территорий в период прохождения паводковых вод, особенно в многоводные годы. Для обеспечения нормального прохождения паводка и повышения самоочищающей способности малых рек на 55 участках русел требуется проведение русло-выпрямительных и дноуглубительных работ.
На территории Республики Татарстан имеются 600 мелких водохранилищ - прудов общим объемом 357,1 млн. куб. метров (полезный - 283,6 млн. куб. метров), из них 72 - объемом более 1 млн. куб. метров. Первоначальное назначение прудов - мелиоративное. В настоящее время 90 процентов прудов не используются по назначению. Приоритет отдается рекреации, рыбному хозяйству и бытовому использованию. Плотинные сооружения и гидротехническое оборудование, эксплуатирующиеся уже более 30 лет, выработали срок технологической гарантии и подлежат капитальному ремонту. Повышенного внимания требуют плотины, расположенные каскадами (имеются в 12 муниципальных районах), поскольку переполнение данных водоемов может привести к самым непредсказуемым последствиям.
В 2003-2005 годах выполнено обследование технического состояния гидротехнических сооружений прудов, которым охвачены около 120 водоемов объемом более 0,5 млн. куб. метров. За истекший период техническое состояние большинства гидротехнических сооружений ухудшилось, что требует проведения масштабной оценки современного состояния гидротехнических сооружений. По данным Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, 104 гидротехнических сооружения, в том числе 102 пруда, находятся в предаварийном состоянии и имеют "опасный" уровень безопасности. Основная часть гидротехнических сооружений характеризуется неудовлетворительным уровнем безопасности.
Отсутствие единой базы данных по гидротехническим сооружениям, расположенным на территории Республики Татарстан, обуславливает сложность оценки современной ситуации и разработки соответствующих предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций. Планируются проведение обследования гидротехнических сооружений 600 прудов, а также разработка деклараций безопасности 600 гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 117 и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 июля 2012 года N 377.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ
Охрана и восстановление водных объектов
Восстановление водоемов и водотоков, находящихся под антропогенным воздействием, требует проведения специальных исследований и разработки мер по реабилитации водных биоценозов, обеспечивающих самоочищение и восстановление качества природных вод. Проекты по очистке озерных и речных систем от донных отложений должны обеспечиваться научным сопровождением, их бесконтрольное изъятие может привести к ускорению процессов деградации водного объекта.
В число водных объектов, подлежащих экологической реабилитации, входит отсеченная излучина р. Казанки в черте г. Казани, образованная при строительстве сооружений инженерной защиты города от влияния Куйбышевского водохранилища в 1957 году путем отделения части реки двумя плотинами - Верхней и Нижней. Более 50 лет она служила приемником сточных вод более десяти крупных промышленных предприятий, а также ливневой канализации и диффузного стока с городской территории. Водоем характеризуется "экстремально высокой" степенью загрязнения воды, в его донных отложениях аккумулировано более 100 тонн токсичных металлов, в том числе 1 и 2 классов опасности. Необходимо провести изъятие загрязненных донных отложений и комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление экологического статуса данного водоема.
Напряженная экологическая ситуация складывается в системе озер Кабан г. Казани, где планируется проведение соревнований по водным видам спорта в период Всемирной летней универсиады 2013 года и чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году. Для защиты оз. Средний Кабан от рассеянных источников загрязнения предполагается укрепление и благоустройство береговой зоны водоема.
Планируется проведение комплекса восстановительных работ, включая выемку донных отложений, на оз. Соболеково в Нижнекамском муниципальном районе, расположенном в пойме р. Камы. В результате заиления в годы низкого уровня наблюдается значительное ухудшение качества вод по гидрохимическим показателям, существенно влияющее на условия обитания водных биологических ресурсов. В годы высокого уровня происходит затопление и подтопление частных домовладений и садовых участков, примыкающих к береговой зоне озер.
Научно-исследовательские и проектные работы для обеспечения развития водохозяйственного комплекса Республики Татарстан
В ходе выполнения Программы планируется проведение научных исследований и реализация проектных разработок, направленных на научно-информационное обеспечение эффективного функционирования водохозяйственного комплекса республики. Материалы комплексных исследований водных объектов Республики Татарстан лягут в основу принятия экологически и экономически скоординированных управленческих решений при рассмотрении проектов использования водных ресурсов. Научные исследования и прикладные работы будут выполняться по четырем направлениям:
изучение проблем формирования и оценки водных ресурсов;
изучение и разработка мер по обеспечению качества водных ресурсов;
решение региональных водохозяйственных проблем;
обеспечение органов исполнительной власти Республики Татарстан информацией, необходимой для принятия государственных решений.
Необходимо активизировать процесс инвентаризации и создания кадастра поверхностных водных объектов в Республике Татарстан. Последние масштабные комплексные исследования качественных и количественных параметров состояния водных ресурсов малых рек, озер и прудов республики проводились в 1960-е годы, поэтому не могут обеспечить органы исполнительной власти полной и достоверной информацией о расположении, правовом статусе, гидрологических и иных характеристиках водного объекта.
II. Основные цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения
Основными целями Программы на период до 2020 года являются:
1) гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Республики Татарстан;
2) обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;
3) восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
1) строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты;
2) повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
3) спрямление и расчистка русел рек с целью повышения их пропускной способности;
4) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
5) обеспечение исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан информацией, необходимой для принятия государственных решений.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2013-2020 годах в один этап.
Условием досрочного прекращения реализации Программы является несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2.
III. Мероприятия Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Программой предусмотрено целевое финансовое обеспечение реализации мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод, обеспечение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, экологическую реабилитацию водных объектов.
Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса региона настоящей Программой предусмотрено выполнение мероприятий по следующим направлениям:
защита от негативного воздействия вод населения и объектов экономики;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (природоохранные мероприятия);
выполнение научно-исследовательских и проектных работ для обеспечения развития водохозяйственного комплекса Республики Татарстан, а также в целях информирования органов исполнительной власти Республики Татарстан для принятия управленческих решений.
Общая протяженность участков берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве/реконструкции сооружений инженерной защиты от наводнений и иного негативного воздействия вод, составляет более 500 километров.
При этом текущий уровень эксплуатационной надежности объектов инженерной защиты не позволяет обеспечить необходимую защищенность населения, промышленных объектов, объектов инфраструктуры и сельскохозяйственных угодий.
С учетом экономической целесообразности общая потребность в строительстве/реконструкции сооружений инженерной защиты оценивается на уровне 320 километров.
В рамках реализации Программы предполагается реконструкция сооружений инженерной защиты протяженностью 79,24 километра, что позволит в значительной степени решить задачу защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
Задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
Для решения проблемы приведения гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности в безопасное состояние в рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
капитальный ремонт и реконструкция ГТС 76 прудов;
капитальный ремонт ГТС насосных станций в пгт. Васильево Зеленодольского района.
Программой также предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, направленных на восстановление и экологическую реабилитацию 9 водных объектов: отсеченной излучины р. Казанка в г. Казани, 5 озер и 3 прудов.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 3.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Расходы бюджета Республики Татарстан на осуществление мероприятий в сфере водных ресурсов в 2009 году составили 39,007 млн. рублей, в 2010 году - 55,823 млн. рублей, в 2011 году - 253,348 млн. рублей, в 2012 году -579,728 млн. рублей с учетом субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Республики Татарстан, и капитального строительства региональных объектов в рамках принятых федеральных целевых программ и объектов, не вошедших в такие программы, а также субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений.
Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составляет 7290,5 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 3675,6 млн. рублей, средств бюджета Республики Татарстан - 3614,9 млн. рублей, в том числе:
в 2013 году - 909,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 454,3 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 455,3 млн. рублей;
в 2014 году - 1347,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 685,8 млн. рублей, за счет бюджета Республики Татарстан - 661,6 млн. рублей;
в 2015 году - 1147,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 577,3 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 569,7 млн. рублей;
в 2016 году - 993,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 500,3 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 493,3 млн. рублей;
в 2017 году - 1076,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 544,7 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 531,4 млн. рублей;
в 2018 году - 811,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 407,6 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 403,6 млн. рублей;
в 2019 году - 547,6 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 274,7 млн. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 272,9 млн. рублей;
в 2020 году - 458,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 230,8 млн. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 227,2 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 4.
Объемы финансирования Программы по основным направлениям реализации приведены в приложении N 5.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы
Заказчиком и координатором Программы является Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, государственными заказчиками - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан".
В ходе выполнения Программы Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по эффективной реализации мероприятий участниками, а также анализ эффективности использования средств федерального и республиканского бюджетов;
подготавливает проекты решений о внесении изменений в Программу, досрочном ее прекращении;
принимает в пределах своих полномочий правовые акты;
подготавливает ежегодно (при необходимости) в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий на очередной финансовый год;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией и контроля выполнения мероприятий;
организует размещение в средствах массовой информации (в том числе электронных) сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов и порядке участия инвесторов;
осуществляет размещение государственного заказа и отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
ежеквартально и по итогам отчетного года представляет в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о финансировании и выполнении мероприятий, включенных в Программу;
ежегодно, до 1 марта текущего года представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан отчет о ходе выполнения программных мероприятий за прошлый год.
В ходе выполнения Программы государственные заказчики:
вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий, а также в совершенствовании механизма их реализации;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
направляют ежеквартальную отчетность о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Татарстан;
участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий;
представляют государственному заказчику - координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий;
участвуют в подготовке доклада о ходе работ, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
осуществляют размещение государственного заказа и отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В целях обеспечения согласованных действий по реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственных заказчиков, заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных организаций, независимых экспертов. Положение о научно-координационном совете, регламент работы и его состав утверждаются Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Основными задачами научно-координационного совета являются:
выработка предложений по повышению эффективности реализации мероприятий Программы;
контроль соответствия проектов, предлагаемых для реализации, содержанию перечня мероприятий;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы будет обеспечена за счет реализации мер адресной поддержки осуществляемых проектов, а также применения программно-целевого метода управления Программой.
При этом важнейшими результатами реализации Программы будут являться создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства, повышение доли защищенного населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, на 46,2 процента, снижение ущербов от опасных гидрологических явлений.
В результате выполнения Программы в целях развития водохозяйственного комплекса региона будет обеспечено:
строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты и берегоукрепления протяженностью 79,24 км;
приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности - 77 единиц;
экологическая реабилитация водных объектов, включая санитарные расчистки русел рек, - 53,4 км.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод за счет реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 20811 млн. рублей;
обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов за счет экологической реабилитации водных объектов.
Методика оценки социально-экономической эффективности хода реализации Программы приведена в приложении N 6.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Целевые индикаторы и показатели
реализации республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Методика
расчета индикаторов и показателей республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
1. Показатель "Количество вновь созданных водохранилищ и реконструированных гидроузлов действующих водохранилищ" рассчитывается как сумма введенных в эксплуатацию в отчетном году водохранилищ.
2. Показатель "Численность населения, проживающего в районах возникновения локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена" рассчитывается как сумма аналогичных показателей, указанных в проектных параметрах введенных в эксплуатацию и реконструированных в отчетном году гидроузлов водохранилищ.
3. Показатель "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях" рассчитывается с нарастающим итогом по формуле:
,
где:
В - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, по состоянию на конец периода, предшествующего отчетному;
Г - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод в отчетном периоде;
Д - численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях.
4. Показатель "Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления" рассчитывается как сумма проектных параметров введенных в эксплуатацию или реконструированных в отчетном году сооружений инженерной защиты и берегоукрепления.
5. Показатель "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" рассчитывается нарастающим итогом и отражает отношение количества потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, к общему количеству потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
Этот показатель рассчитывается по формуле:
,
где:
Е - количество отремонтированных потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, нарастающим итогом начиная с 2010 года (базовый период) до конца отчетного периода;
Ж - общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
6. Показатель "Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" определяется как общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, в отчетном году.
7. Показатель "Численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов" определяется как численность населения, проживающего в непосредственной близости к участкам водных объектов, на которых запланирована реализация мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации указанных мероприятий в отчетном году.
8. Показатель "Объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов" определяется как сумма фактических объемов выемки донных отложений в результате осуществления мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в отчетном году.
9. Показатель "Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов" определяется как сумма фактической протяженности работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, осуществленных в отчетном году.
10. Показатель "Площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов" определяется как сумма фактической протяженности работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, осуществленных в отчетном году.
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан в 2013-2020 годах"
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Объемы и источники финансирования республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Объемы финансирования республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан в 2013-2020 годах" по основным направлениям реализации
Приложение N 6
к республиканской целевой программе
"Развитие водохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Методика
оценки социально-экономической эффективности хода реализации республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
1. Настоящая Методика определяет порядок оценки эффективности хода реализации республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы" (далее - Программа).
Эффективность Программы характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности расходования средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.
2. Эффективность реализации Программы исходя из ее целей определяется степенью достижения результатов при решении следующих задач:
а) строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
б) восстановление и экологическая реабилитация водных объектов.
3. Оценка эффективности реализации Программы включает следующие аспекты:
оценка социально-экономического и экологического эффекта хода реализации Программы в целом, а также каждого из ее направлений в соответствии с ее целями и задачами;
оценка эффективности расходов по направлениям использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан.
4. Под социально-экономическим эффектом хода реализации Программы понимается результат общественно-экономического характера от осуществления комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, который выражается в повышении защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплекса мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты.
5. Экологический эффект Программы выражается в восстановлении и экологической реабилитации водных объектов в результате реализации системы мероприятий Программы, что обуславливает:
а) обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения;
б) обеспечение комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранение видового биологического разнообразия.
6. Оценка эффективности хода реализации Программы осуществляется на конкретный момент времени и представляется в виде хронологической последовательности результатов реализации мероприятий Программы, определенных через установленные интервалы времени. Учитывая, что индикаторы Программы определены по годам планового периода, оценку эффективности Программы рекомендуется проводить по итогам финансового года.
Социально-экономический и экологический эффект хода реализации Программы определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания Программы соответствует социально-экономическому и экологическому эффекту от ее реализации.
7. Эффективность хода реализации Программы оценивается на основе системы целевых показателей и индикаторов, характеризующих непосредственный и конечный результат ее осуществления при плановых объемах и источниках финансирования.
8. Показатели непосредственного результата Программы характеризуют выраженный в количественно измеримых значениях итог реализации как отдельных мероприятий, так и комплекса мероприятий Программы. В качестве показателей непосредственного результата Программы используются следующие абсолютные целевые показатели, соответствующие целям и задачам Программы:
а) протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления (километров);
б) количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (единиц);
в) численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации (человек);
г) объем выемки донных отложений в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (тысяч кубических метров);
д) протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (километров);
е) площадь работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов (квадратных километров).
9. Показатели конечного результата выполнения Программы характеризуют выраженный в количественном измерении общественно значимый итог и полученные социальные эффекты в рамках отдельных направлений Программы и Программы в целом. В качестве показателей конечного результата используются:
а) доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (процентов);
б) доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности (процентов).
10. Расчет целевых показателей и индикаторов Программы осуществляется в соответствии с методикой, приведенной в приложении N 2 к Программе.
11. Оценка эффективности хода реализации Программы осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы, а также по окончании ее реализации.
Система целевых показателей и индикаторов Программы позволяет в течение всего периода ее реализации осуществлять мониторинг и оценивать эффективность как отдельных мероприятий, так и Программы в целом с целью принятия при необходимости своевременных управленческих решений по корректировке поставленных задач и проводимых мероприятий.
Эффективность хода реализации Программы в рамках отдельных направлений оценивается на основе значений показателей непосредственных результатов исходя из состава проектов, подлежащих осуществлению в отчетном году.
Эффективность хода реализации Программы в целом оценивается на основе целевых показателей и индикаторов непосредственных и конечных результатов Программы, утвержденных на отчетный год.
12. Интегральный показатель эффективности хода реализации Программы определяется по формуле:
,
где:
n - количество целевых показателей реализации Программы.
В случае если интегральный показатель эффективности хода реализации Программы равен 100 и более процентам, то реальное состояние хода реализации Программы на конец отчетного года выше запланированного уровня. Значение интегрального показателя эффективности хода реализации Программы меньше 100 процентов свидетельствует об отставании хода реализации Программы от планового уровня.
13. Эффективность расходования средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан (далее - бюджетных средств), направленных на реализацию Программы, характеризуется результатом осуществления мероприятий Программы при плановых объемах и источниках финансирования.
Оценка эффективности хода реализации Программы осуществляется ежегодно за отчетный финансовый год в течение всего срока реализации Программы.
Эффективность расходования бюджетных средств оценивается по следующим направлениям их использования:
реализация инвестиционных проектов;
реализация мероприятий, связанных с использованием бюджетных средств на прочие нужды.
14. Эффективность расходования бюджетных средств характеризуется следующими группами показателей:
а) степень соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств;
б) степень исполнения плана по реализации мероприятий Программы;
в) степень достижения целей и решения задач Программы.
15. Степень соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств характеризуется своевременностью, полнотой и целевым характером использования средств, предусмотренных на реализацию Программы. Оценка этого показателя осуществляется путем сопоставления фактически произведенных в отчетном году затрат по направлениям реализации и мероприятиям Программы с их плановыми значениями.
16. Оценка степени исполнения плана реализации мероприятий Программы осуществляется на основе информации, характеризующей:
полноту и своевременность выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы;
достижение запланированных результатов мероприятий Программы.
Для выявления степени исполнения плана по реализации Программы проводится сравнение фактически выполненных мероприятий, сроков и результатов их реализации с запланированными мероприятиями.
17. Степень достижения целей и решения задач Программы оценивается своевременным и полным достижением значений индикаторов Программы по всем целевым показателям, характеризующим эффективность ее реализации.
Для выявления степени достижения результатов Программы в отчетном году фактически достигнутые значения целевых показателей и индикаторов сопоставляются с их плановыми значениями.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы осуществляется на основе интегрального показателя эффективности хода реализации Программы, предусмотренного пунктом 13 настоящей Методики.
Фактическое достижение целевых индикаторов реализации мероприятий Программы в отчетном финансовом году является подтверждением эффективности использования бюджетных средств.
18. Социально-экономическая эффективность хода реализации Программы оценивается государственным заказчиком - Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Социально-экономическая эффективность хода реализации Программы оценивается:
по реализации Программы в целом;
по каждому из направлений Программы;
по каждому из направлений использования бюджетных средств (реализация инвестиционных проектов, реализация мероприятий, связанных с использованием бюджетных средств на прочие нужды).
В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных результатов на этот год по указанным мероприятиям производится анализ и аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых показателей, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
возникновения экономии бюджетных средств на реализацию Программы в отчетном году;
перераспределения бюджетных средств между мероприятиями Программы в отчетном году;
исполнения плана реализации Программы в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
На основе проведенного анализа государственный заказчик разрабатывает план мероприятий по повышению эффективности хода реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общая площадь водной поверхности в Республике Татарстан составляет 4,4 тыс. кв. км, или 6,4% от площади ее территории. За период 2006-2011 гг. в совокупности на хозяйственно-бытовые, производственные и сельскохозяйственные нужды из поверхностных источников в Татарстане было забрано 790 млн. куб. м воды, при этом использовано всего 670 млн. куб. м. Потери воды составили 120 млн. куб. м. Сохраняется проблема потери воды от несовершенства транспортировки.
В настоящее время доля бескомпенсационного забора воды из поверхностных источников составляет около 35%.
Общий объем сброшенных сточных вод в среднем за последние шесть лет составил 614 млн. куб. м, из которых 97% объема занимают воды, сбрасываемые в поверхностные водные объекты, при этом 72% из них относятся к категории "загрязненных" сточных вод. Мощность эксплуатируемых очистных сооружений составляет 800 млн. куб. м. Эффективность очистки составляет в среднем 18,4%, при этом 78,8% сточных вод характеризуются как загрязненные.
Принята Республиканская целевая программа развития водохозяйственного комплекса республики на 2013-2020 гг.
Цели Программы - гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития республики; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Объем финансирования Программы составит 7290,5 млн. руб.
Представлен перечень мероприятий Программы, целевые индикаторы и показатели реализации Программы.
В результате реализации Программы вероятный предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод должен составить 20811 млн. руб.
Постановление КМ РТ от 29 сентября 2012 г. N 804 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением КМ РТ от 28 декабря 2013 г. N 1083 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 31 декабря 2013 г. N 1137