Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 августа 2014 г. N 603
"Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора"
13 февраля 2015 г., 14 июля 2016 г., 29 ноября 2017 г.
Постановлением КМ РТ от 14 июля 2016 г. N 479 в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора.
Пункт 2 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Порядок
осуществления регионального государственного экологического надзора
(утв. постановлением КМ РТ от 21 августа 2014 г. N 603)
13 февраля 2015 г., 14 июля 2016 г., 29 ноября 2017 г.
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Татарстан.
2. Региональный государственный экологический надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также в целях систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
3. Региональный государственный экологический надзор состоит из:
государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;
государственного надзора в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Пункт 4 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
4. Региональный государственный экологический надзор осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Государственным комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсам (далее - уполномоченные органы) в соответствии с установленной компетенцией.
Постановлением КМ РТ от 14 июля 2016 г. N 479 в пункт 5 настоящего Порядка внесены изменения
5. В случае если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, региональный государственный экологический надзор осуществляется в рамках регионального государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
6. Региональный государственный экологический надзор осуществляют должностные лица уполномоченных органов согласно перечню, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2011 N 784 "Об утверждении перечней должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, осуществляющих региональный государственный экологический надзор".
Пункт 7 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
7. Региональный государственный экологический надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, заданиями, утверждаемыми уполномоченными органами, в форме внеплановых проверок, в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
8. Мероприятия по региональному государственному экологическому надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 9 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
9. Проверка проводится на основании приказа руководителя или распоряжения заместителя руководителя уполномоченного органа. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе руководителя, распоряжении заместителя руководителя уполномоченного органа.
Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами уполномоченных органов в пределах их компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами уполномоченных органов в пределах их компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утвержденных руководителем или заместителем руководителя уполномоченного органа.
10. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Подпункт 3 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
3) распоряжение руководителя уполномоченного органа, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Постановлением КМ РТ от 13 февраля 2015 г. N 87 в пункт 11 настоящего Порядка внесены изменения
11. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 10 настоящего Порядка, уполномоченным органом, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Срок проведения проверки (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц уполномоченных органов, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Срок проведения проверки (как документарной, так и выездной) в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Постановлением КМ РТ от 14 июля 2016 г. N 479 пункт 12 настоящего Порядка изложен в новой редакции
12. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Пункт 13 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
13. Должностные лица уполномоченных органов при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
проводить проверку на основании приказа руководителя или распоряжения заместителя руководителя уполномоченного органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа руководителя или распоряжения заместителя руководителя уполномоченного органа, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, а также не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок по установленной форме.
Пункт 14 изменен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
14. По результатам проверки уполномоченными должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование уполномоченного органа;
дата и номер приказа руководителя или распоряжения заместителя руководителя уполномоченного органа
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
15. Юридические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам уполномоченных органов, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, доступ на объекты, подлежащие такому надзору, и представить документацию, необходимую для осуществления регионального государственного экологического надзора.
16. Действия (бездействие) уполномоченных органов, должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина при проведении проверки, обжалуются в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Должностные лица уполномоченных органов, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению регионального государственного экологического надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональный государственный экологический надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды. Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок органов госвласти, местного самоуправления, а также юрлиц, ИП и граждан, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также в целях систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.
Региональный надзор состоит из государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами (за исключением радиоактивных), использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Надзор осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов РТ и Минлесхозом РТ в форме плановых и внеплановых проверок.
Проверка проводится на основании приказа министра или распоряжения заместителя министра уполномоченного органа. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в акте. Закреплены основания для проведения внеплановой проверки.
Срок проведения проверки (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами составляется акт по установленной форме. Приводится содержание акта проверки.
Постановление КМ РТ от 21 августа 2014 г. N 603 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 64, 26 августа 2014 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2021 г. N 895 настоящий документ признан утратившим силу с 22 сентября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 1 декабря 2018 г. N 1072
Изменения вступают в силу с 4 декабря 2018 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 июля 2018 г. N 622
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 ноября 2017 г. N 923
Постановление КМ РТ от 14 июля 2016 г. N 479
Постановление КМ РТ от 13 февраля 2015 г. N 87