Постановлением КМ РТ от 19 декабря 2012 г. N 1104 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 декабря 2010 г. N 1018
"Об утверждении комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы"
11 марта, 1 апреля, 19 сентября, 18, 31 октября 2011 г., 5 июня, 19 декабря 2012 г.
Во исполнение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Республики Татарстан "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплексный проект "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы.
2. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании проекта бюджета Республики Татарстан включать указанный комплексный проект в перечень долгосрочных программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Министерству культуры Республики Татарстан до 20 декабря 2012 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан перечни мероприятий по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы за счет средств федерального бюджета и за счет средств бюджета Республики Татарстан на 2013-2015 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра культуры Республики Татарстан А.М. Сибагатуллина.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Постановлением КМ РТ от 19 декабря 2012 г. N 1104 настоящий Комплексный проект изложен в новой редакции
Комплексный проект
"Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 9 декабря 2010 г. N 1018)
11 марта, 1 апреля, 19 сентября, 31 октября 2011 г., 5 июня, 19 декабря 2012 г.
Паспорт
комплексного проекта "Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 гг.
Наименование комплексного проекта |
"Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 годы (далее - Комплексный проект) |
Основание для разработки комплексного проекта |
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан"; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2005 N 409 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан"; поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N ВП-П44-7911 |
Государственный заказчик - координатор Комплексного проекта |
Министерство культуры Республики Татарстан |
Государственный заказчик Комплексного проекта |
государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" |
Основные разработчики Комплексного проекта |
Министерство культуры Республики Татарстан; государственное унитарное предприятие "Татинвестгражданпроект"; государственное бюджетное учреждение "Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан" |
Исполнители и соисполнители Комплексного проекта |
проектные, реставрационные и строительные организации, учреждения культуры и науки |
Цель Комплексного проекта |
обеспечение сохранности и эффективного использования уникальных достопримечательностей России: острова-града Свияжска и древнего Болгара, их духовного, социально-экономического и культурного возрождения |
Сроки реализации Комплексного проекта |
2010-2015 годы |
Перечень подпроектов |
"Изучение и популяризация исторического и культурного наследия"; "Обеспечение сохранности исторического и культурного наследия"; |
Объем и источники финансирования Комплексного проекта |
Общий объем финансирования мероприятий Комплексного проекта за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан - 4800,0 млн. рублей; софинансирование мероприятий по реализации Комплексного проекта: средства федерального бюджета в виде субсидий бюджету Республики Татарстан - 2400,0 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 400,0 млн. рублей; 2011 г. - 400,0 млн. рублей; 2012 г. - 400,0 млн. рублей; 2013 г. - 400,0 млн. рублей; 2014 г. - 400,0 млн. рублей; 2015 г. - 400,0 млн. рублей; средства бюджета Республики Татарстан- 2400,0 млн. рублей, в том числе: 2010 г. - 400,0 млн. рублей; 2011 г. - 400,0 млн. рублей; 2012 г. - 400,0 млн. рублей; 2013 г. - 400,0 млн. рублей; 2014 г. - 400,0 млн. рублей; 2015 г. - 400,0 млн. рублей; средства федерального бюджета, выделяемые на реставрацию объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности, в рамках реализации плана организационно-финансовых мероприятий федеральной целевой программы "Культура России" и иных программ развития культуры на основе отобранных по конкурсу проектов Объем средств бюджета Республики Татарстан на финансирование мероприятий разделов V-VII подпроекта "Обеспечение сохранности историко- культурного наследия", подпроекта "Развитие музейной, жилищной, туристско-паломнической транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий" комплексного проекта на 2010-2015 гг. уточняется при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан; предполагаемые средства бюджетов Зеленодольского и Спасского муниципальных районов; предполагаемые средства некоммерческой организации "Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан "Возрождение", некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Фонда газификации Республики Татарстан, собственников объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности; добровольные пожертвования юридических и физических лиц, средства инвесторов |
Целевые показатели (индикаторы) Комплексного проекта |
увеличение: площади изученных объектов археологического наследия (до 45150 кв. метров); количества отреставрированных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (до 55 единиц); площади территории, на которой проведены спасательные археологические полевые работы (до 48200 кв. метров); количества отреставрированных единиц музейного фонда (до 3020 единиц); экспозиционных площадей (до 4200 кв. метров); количества музейных предметов и коллекций (до 3194 единиц); количества объектов культуры, оборудованных системами пожароохранной сигнализации (до 22 единиц); протяженности отремонтированных дорог (до 6000 метров); количества объектов транспортной инфраструктуры (до 12 единиц); площади благоустроенных территорий (до 8733 кв. метров) |
Система организации контроля за исполнением Комплексного проекта |
Контроль за исполнением Комплексного проекта осуществляется Министерством культуры Республики Татарстан |
1. Введение
Комплексный проект "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2015 гг. (далее - Комплексный проект) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N ВП-П44-7911 на обращение Президента Республики Татарстан от 29.12.2009 N 01-2607 и соответствующим поручением Президента Республики Татарстан от 16.01.2010 N П/01-490 Кабинету Министров Республики Татарстан, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2005 N 409 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан".
В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312, Комплексный проект определяет содержание и основные пути изучения, сохранения, рационального использования и популяризации для настоящего и будущего поколений уникального культурного наследия острова-града Свияжска и древнего Болгара, дальнейшего развития культурной, научно-просветительской, паломнической и туристской функций, создания условий для полноценного проживания, труда и отдыха в исторических поселениях и, наряду с соответствующими федеральными, региональными (республиканскими) и ведомственными программами, направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, прав народов на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры как основы идентификации и духовно-нравственного единства общества.
Разработка Комплексного проекта продиктована настоятельной необходимостью в силу недостаточности ресурсов, выделявшихся на вышеуказанные нужды в предыдущие годы, усилением адресности мероприятий на основе концентрации ресурсов на территории двух уникальных исторических поселений.
Финансирование мероприятий Комплексного проекта, направленных на решение конкретных задач государственной политики и приоритетов деятельности в сфере сохранения культурного наследия острова-града Свияжска и древнего Болгара, дальнейшего развития культурной, научно-просветительской, паломнической и туристской функций, создания условий для полноценного места обитания, труда и отдыха в этих исторических поселениях будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, муниципальных бюджетов, а также внебюджетных поступлений.
Многообразие явлений, составляющих культурное наследие острова-града Свияжска и древнего Болгара, делает невозможным решение стоящих проблем изолированно, без решения вопросов социально-экономического развития этих территорий, без широкого взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций и других субъектов деятельности, обуславливает необходимость применения комплексных (программных) методов.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее проектными методами
2.1. Древний Болгар.
Город Болгар, расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европе, у слияния рек Камы и Волги, с самого начала своего существования играл большую роль не только в истории народов Поволжья, но и в истории всей Восточной Европы: в X-XI вв. был столицей Волжской Болгарии, одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы, в XIII-XIV вв. - первой столицей Золотой Орды (ставка Бату-хана и Улуса Джучи).
В 1969 г. в целях усиления охраны памятников древнего города организовано государственное учреждение "Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник" (с 2000 г. - Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник). В 1999 г. Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Список ожидания). В 2010 г. продолжена работа по продвижению номинации в Список всемирного культурного наследия.
2.2. Остров-град Свияжск.
Свияжск, основанный 24 мая 1551 г. под непосредственным руководством царя Ивана Грозного, в исторических процессах формирования Российского государства играл ключевую роль в XVI веке как плацдарм геополитических преобразований на Евразийском континенте и формирования Российской империи, в XVII-XVIII вв. - заметную административную и православно-просветительскую роль.
В 1999 г. Свияжский историко-архитектурный и художественный комплекс включен в Предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Список ожидания). В 2009 г. Свияжск отнесен к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места "Остров-град Свияжск", создано государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск", ведется работа по созданию федерального государственного учреждения культуры "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Остров-град Свияжск".
2.3. В настоящее время на территории острова-града Свияжска и древнего Болгара на государственной охране состоят 65 объектов культурного наследия федерального и регионального (республиканского) значений.
Фонды Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника насчитывают 102913 единиц хранения, в том числе 14833 - нумизматики; 66106 - археологии; 1493 - прикладного искусства и этнографии; 30 - оружия; 151 - живописи; 252 - графики; 13 - скульптуры; 19568 - документы, редкие книги; 55 предметов естественнонаучной коллекции; 59 предметов истории техники; 353 - прочие. Из них 2234 предмета содержат драгоценные металлы и камни.
В фондах Государственного историко-архитектурного и художественного музея "Остров-град Свияжск" находится 460 единиц хранения, в том числе 20 - нумизматики; 96 - прикладного искусства и этнографии; 4 - оружия; 45 - живописи; 14 - графики; 2 - скульптуры; 257 - документы, редкие книги; 1 предмет естественнонаучной коллекции; 2 - истории техники.
2.4. Современное состояние острова-града Свияжска и древнего Болгара характеризуется обеспечением комплекса мер, направленных на изучение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, а также на сохранение и дальнейшее развитие традиций, обрядов и праздников, ремонт, консервацию, реставрацию и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) для современного использования, реставрацию и консервацию предметов культурного наследия, пополнение музейного фонда, укрепление материально- технической базы ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск", развитие жилищной, туристско-паломнической, транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство этих уникальных территорий.
2.5. Несмотря на средства, выделенные в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 гг.)", Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007-2009 годы, Основных направлений концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения Свияжска как исторического малого города и Перспективного плана развития Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, в сохранении нуждается значительно большее количество объектов и предметов культурного наследия.
2.6. Большинство архитектурных объектов острова-града Свияжска и древнего Болгара нуждается в проведении целого комплекса мероприятий по их реставрации, консервации, ремонту, восстановлению и приспособлению для современного использования. На протяжении последних десятилетий практически осуществлялось текущее обеспечение их физической сохранности. На большинстве объектов жилой и гражданской архитектуры острова-града Свияжска никогда не проводились ремонтно-реставрационные работы.
2.7. Интенсивность археологических исследований с конца 1980-х гг., а особенно с середины 1990-х гг. на Болгарском городище заметно понизилась. Недостаточное внимание уделяется исследованию руинированных памятников архитектурного наследия острова-града Свияжска и древнего Болгара, их консервации и дальнейшему музеефицированию. В Болгаре такие объекты, как Белая палата, Восточная палата XIV в. (руины) и Дом с башнями ("Дворец ханский") и другие, изучались десятилетиями. В целом археологи заняты в основном спасательными археологическими работами, "точечными" раскопками, а не фундаментальными исследованиями. Практически не используются современные, неразрушающие методы изучения памятников.
2.8. Серьезной проблемой продолжает оставаться комплектование и хранение государственной части музейного фонда ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник". В условиях рынка музеи неконкурентоспособны в приобретении памятников истории и культуры и произведений искусства, составляющих национальное достояние. Отсутствует систематическая реставрация музейных предметов. Около 80 процентов государственной части музейного фонда ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" нуждаются в различной степени сложности консервации и поддерживающей реставрации.
2.9. Наиболее ценное наследие (документальное, предметно-бытовое, художественное), связанное с историей и культурой свияжских монастырей, уездного города Свияжска и Свияжского уезда, вследствие социально-политических, экономических и демографических причин оказалось раздробленным, а частью утраченным.
2.10. Несовершенными в деятельности ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" являются материально-техническая база, обеспечение сохранности музейного фонда и безопасности учреждения, отсутствие развитой инфраструктуры туризма (средства размещения, транспорт, общественное питание, развлечения и др.).
2.11. Проблемы сохранения памятников острова-града Свияжска и древнего Болгара и дальнейшего развития ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск" напрямую связаны с общими проблемами неразвитости инфраструктуры города Болгара и Спасского муниципального района в целом, села Свияжск (административный центр Свияжского сельского поселения) и туристического сервиса.
2.12. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем сохранения, рационального использования и популяризации культурного наследия проектными (программными) методами, связанными с созданием соответствующей жилищной, транспортной, инженерной и туристической инфраструктуры исторических поселений.
3. Основная цель, задачи, мероприятия, важнейшие целевые показатели и сроки реализации Комплексного проекта
Основной целью Комплексного проекта является обеспечение сохранности и эффективного использования уникальных достопримечательностей России: острова-града Свияжска и древнего Болгара, их духовного, социально-экономического и культурного возрождения.
Сроки реализации Комплексного проекта - 2010-2015 годы.
Перечень
мероприятий по реализации целей и задач Комплексного проекта
Задачи |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Целевые показатели (индикаторы) |
Значения индикаторов |
||||||
базовый |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Выявление новых археологических объектов и включение их в туристско-экскурсионный показ |
Создание историко-культурных геоинформационных систем; |
2011 -2015 гг. |
увеличение площади изученных объектов археологического наследия (кв. метров) |
20000 |
20150 |
21750 |
24250 |
30150 |
36650 |
45150 |
архитектурно-археологические исследования; |
2010-2015 гг. |
|||||||||
обследование памятников археологии неразрушающими методами с созданием модели виртуального города |
2011 -2015 гг. |
|||||||||
Улучшение физического состояния объектов культурного наследия и особо ценных предметов и коллекций музейных фондов |
Разработка проектно-сметной документации; |
2010-2015 гг. |
увеличение количества отреставрированных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (единиц) |
0 |
0 |
14 |
19 |
20 |
22 |
55 |
проведение неотложных противоаварийных и консервационных работ; |
2010-2015 гг. |
|||||||||
музеефицирование археологических объектов; |
2010-2015 гг. |
|||||||||
осуществление полного комплекса работ по сохранению памятников истории и культуры, в том числе культового назначения, переданных в пользование религиозным организациям, благоустройство территорий объектов культурного наследия; |
2010-2015 гг. |
|||||||||
проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, использующихся под жилье; |
2010-2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приспособление объектов культурного наследия для использования в культурно-просветительских и туристских целях |
2010-2015 гг. |
|||||||||
Проведение спасательных археологических работ |
2010-2015 гг. |
увеличение площади территории, на которой проведены спасательные археологические полевые работы (кв. метров) |
6000 |
22000 |
31700 |
38200 |
42200 |
45200 |
48200 |
|
Осуществление комплекса работ по улучшению физического состояния особо ценных предметов и коллекций музейного фонда |
2010-2015 гг. |
увеличение количества отреставрированных единиц музейного фонда (единиц) |
20 |
70 |
137 |
1387 |
2020 |
2520 |
3020 |
|
Обеспечение общественной доступности предметов и коллекций музейных фондов |
Расширение экспозиционных площадей |
2010-2015 гг. |
увеличение экспозиционных площадей (кв. метров) |
200 |
700 |
1700 |
2200 |
2700 |
3700 |
4200 |
Создание новых музейных экспозиций |
2010-2015 гг. |
увеличение количества музейных предметов и коллекций (единиц) |
694 |
894 |
1122 |
1823 |
2194 |
2694 |
3194 |
|
Обеспечение безопасности учреждений культуры |
2010-2015 гг. |
увеличение количества объектов культуры, оборудованных системами пожароохранной сигнализации (единиц) |
2 |
5 |
8 |
11 |
14 |
17 |
22 |
|
Создание благоприятных условий для проживания людей и эффективного развития туристской отрасли |
Реконструкция и ремонт автомобильных (подъездных) и внутрипоселковых дорог |
2010-2012 гг. |
увеличение протяженности отремонтированных дорог (кв. метров) |
0 |
1242 |
1242 |
6058 |
6058 |
6058 |
6058 |
Организация автомобильных стоянок; реконструкция речных вокзалов |
2010-2015 гг. |
увеличение количества объектов транспортной инфраструктуры (единиц) |
0 |
0 |
6 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
Развитие инженерной инфраструктуры |
2010-2012 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Благоустройство территорий |
2010-2015 гг. |
увеличение площади благоустроенных территорий (кв. метров) |
0 |
0 |
0 |
8733 |
8733 |
8733 |
8733 |
4. Ресурсное обеспечение Комплексного проекта
Финансирование Комплексного проекта осуществляется в виде софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Комплексного проекта за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан составляет 4800,0 млн. рублей.
Софинансирование мероприятий по реализации Комплексного проекта:
средства федерального бюджета в виде субсидий бюджету Республики Татарстан - 2400,0 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 400,0 млн. рублей;
2011 г. - 400,0 млн. рублей;
2012 г. - 400,0 млн. рублей;
2013 г. - 400,0 млн. рублей;
2014 г. - 400,0 млн. рублей;
2015 г. - 400,0 млн. рублей;
средства бюджета Республики Татарстан - 2400,0 млн. рублей, в том числе:
2010 г. - 400,0 млн. рублей;
2011 г. - 400,0 млн. рублей;
2012 г. - 400,0 млн. рублей;
2013 г. - 400,0 млн. рублей;
2014 г. - 400,0 млн. рублей;
2015 г. - 400,0 млн. рублей;
средства федерального бюджета, выделяемые на реставрацию объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности, в рамках реализации плана организационно-финансовых мероприятий федеральной целевой программы "Культура России" и иных программ развития культуры на основе отобранных по конкурсу проектов;
средства бюджета Республики Татарстан. Объемы финансирования по разделам V-VII подпроекта "Обеспечение сохранности историко-культурного наследия", а также подпроекта "Развитие музейной, жилищной, туристско- паломнической транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий" уточняются при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан;
предполагаемые средства бюджетов Зеленодольского и Спасского муниципальных районов;
предполагаемые средства некоммерческой организации "Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан "Возрождение", некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Фонда газификации Республики Татарстан,
собственников объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности;
иные источники.
5. Механизм реализации Комплексного проекта
Комплексный проект реализуется в порядке, предусмотренном постановлениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Татарстан, соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми в установленном порядке.
Финансирование Комплексного проекта за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в целях софинансирования мероприятий по реализации Комплексного проекта, на основании заключаемого между Министерством культуры Российской Федерацией и Кабинетом Министров Республики Татарстан соглашения о предоставлении субсидии.
Финансирование Комплексного проекта за счет средств бюджета Республики Татарстан в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется государственным заказчиком в установленном законодательством порядке.
Основные показатели степени решения задач, обозначенных в Комплексном проекте, включаются в ежегодные доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного финансирования.
В ходе реализации Комплексного проекта предусматривается его ситуационная корректировка с учетом мониторинга и вероятных изменений экономических и других условий в Российской Федерации и Республике Татарстан.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Комплексного проекта
Учитывая масштабность и сложность мероприятий, а также в целях рациональной организации управления реализацией Комплексного проекта он разделен на подпроекты.
Министерство культуры Республики Татарстан отвечает за реализацию Комплексного проекта в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации проектных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан для финансирования Комплексного проекта на очередной финансовый год, а также подготавливает отчет о ходе реализации Комплексного проекта за отчетный год.
Отчеты о ходе реализации Комплексного проекта за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с правилами предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в целях софинансирования мероприятий по реализации Комплексного проекта и соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между Министерством культуры Российской Федерацией и Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Государственный заказчик организует внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения проектных мероприятий.
Государственный заказчик - координатор Комплексного проекта организует ведение статистической отчетности по реализации Комплексного проекта, а также направляет доклады о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики Республики Татарстан.
Государственный заказчик - координатор Комплексного проекта совместно с Министерством экономики Республики Татарстан организует в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации.
Контроль за выполнением Комплексного проекта на основе государственной и ведомственной отчетности и заключаемых договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Комплексного проекта.
Контроль включает периодическую отчетность о реализации проектных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых проектных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители проектных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных средств в установленном порядке.
7. Оценка эффективности реализации Комплексного проекта
Оценка эффективности реализации Комплексного проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
В соответствии с целью Комплексного проекта его реализация будет способствовать обеспечению сохранности и эффективного использования уникальных достопримечательностей России: острова-града Свияжска и древнего Болгара, их духовного, социально-экономического и культурного возрождения.
За период реализации Комплексного проекта, наряду с сохранением культурного наследия, превращением ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск" в объекты, по своим возможностям не уступающие лучшим российским и мировым музеям и обеспечивающие высокую привлекательность для посетителей из различных регионов России и зарубежных стран, будет значительно улучшено качество жизни на этих исторических территориях, а также сформирован конкурентоспособный региональный туристический продукт, обеспечивающий позитивный имидж и узнаваемость Республики Татарстан на туристском рынке.
В результате ремонтно-реставрационных работ будет обеспечено сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, в том числе культовых памятников, переданных в пользование религиозным организациям.
Для современного использования в культурно-просветительных (музейных) целях будут дополнительно приспособлены более 10 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе Комплекс зданий казенных сооружений, Дом купца Каменева, богадельня, казармы инженерного корпуса, водонапорная башня в Свияжске, Северный и Восточный мавзолеи, Черная палата и Ханский мавзолей в Болгаре.
Ряд объектов культурного наследия после археологического исследования и консервации будет музеефицирован (в Свияжске - руины Рождественского собора, Софийской, Никольской и Благовещенской церквей, фрагменты жилой застройки XVI-XVIII вв. по ул. Московской; в Болгаре - Красная палата XIV в. (руины), Восточная палата XIV в. (руины), Дом с башнями ("Дворец ханский"), Южное здание Малого городка, мавзолеи, городской рынок и др.).
За счет пополнения и реставрации музейного фонда значительно расширятся действующие и новые музейные экспозиции.
Будет создана комплексная (интегрированная) система безопасности, связи и управления, включающая в себя системы охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом к зданиям и территории ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" и ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск".
Ряд деревянных жилых домов, находящихся в центральной части Болгарского городища, будет снесен; из братских корпусов Иоанно-Предтеченского монастыря в Свияжске отселены жильцы. Для жителей будут построены многоквартирные и индивидуальные жилые дома повышенной комфортности.
Будет сформирована новая транспортная, инженерная, музейная и туристская инфраструктура: в Болгаре будут построены причал для туристических теплоходов, речной вокзал с музейной функцией "Музей Болгарской цивилизации", палаточный лагерь для паломников, Музей хлеба, мечеть и комплекс медресе, Памятный знак в честь принятия волжскими болгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии; в Свияжске - причал для туристических теплоходов, комплекс речного вокзала, совмещенного с автостанцией для приема туристов, Музей истории города Свияжска, Музей реки, гостиницы.
Реализация Комплексного проекта позволит косвенно задействовать хозяйствующие субъекты Республики Татарстан и других регионов России (проектные, научные, строительные и реставрационные организации и учреждения), увеличить число рабочих мест, создать временные (сезонные) рабочие места, а также благоприятные условия для инвестиций в индустрию туризма.
8. Система мероприятий Комплексного проекта
Комплексным проектом предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на осуществление поставленных задач, в рамках трех подпроектов:
"Изучение и популяризация исторического и культурного наследия";
"Обеспечение сохранности исторического и культурного наследия";
8.1. Подпроект "Изучение и популяризация исторического и культурного наследия"
Системой мер по изучению и популяризации исторического и культурного наследия предусматриваются:
создание историко-культурных геоинформационных систем; архитектурно-археологические исследования;
обследование памятников археологии неразрущающими методами с созданием модели виртуального города;
разработка проектов зон охраны памятников; разработка концепции музейного показа.
8.2. Подпроект "Обеспечение сохранности исторического и культурного наследия"
Системой мер по обеспечению сохранности исторического и культурного наследия предусматриваются:
разработка проектно-сметной документации;
проведение спасательных археологических работ;
проведение неотложных противоаварийных и консервационных работ;
музеефицирование археологических объектов;
осуществление полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников истории и культуры, в том числе культового назначения, переданных в пользование религиозным организациям;
проведение ремонтных работ по сохранению памятников истории и культуры, использующихся под жилье;
приспособление объектов культурного наследия для использования в культурно-просветительских и туристских целях;
благоустройство территорий объектов культурного наследия;
привлечение частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия с последующей передачей их в собственность;
осуществление комплекса работ по улучшению физического состояния особо ценных предметов и коллекций музейного фонда;
обеспечение безопасности учреждений культуры.
8.3. Подпроект "Развитие музейной, жилищной, туристско-паломнической, транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий"
Системой мер по укреплению материально-технической базы учреждений науки и культуры предусматриваются:
расширение экспозиционных площадей;
создание новых музейных экспозиций;
реконструкция речных вокзалов;
строительство, реконструкция и ремонт автомобильных (подъездных) и внутрипоселковых дорог;
организация автомобильных стоянок;
развитие инженерной инфраструктуры;
благоустройство территорий.
9. План мероприятий по реализации Комплексного проекта
9.1. Подпроект "Изучение и популяризация исторического и культурного наследия"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
1. |
Архитектурно-археологические исследования объектов на территории Болгарских городищ с целью их дальнейшего музеефицирования, в том числе: Красной палаты XVI в.; Дома с башнями ("Дворец ханский") 1240-е гг.; мавзолеев XVI в.; Южного здания Малого городка XVI в.; Городского рынка XIII-XIV вв.; здания у соборной мечети; бань N 2, N 3; гончарных горнов |
2010-2015 гг. |
2. |
Архитектурно-археологические исследования объектов на территории достопримечательного места "Остров-град Свияжск" с целью их дальнейшего музеефицирования, в том числе: руин Рождественского собора, Софийской, Никольской, Благовещенской церквей; фрагментов жилой застройки XVI-XVIII вв. по ул. Московской; Татарской слободки; посадской городской деревянной застройки |
2010-2015 гг. |
3. |
Проведение сплошного обследования территории Болгарских городищ неразрушающими методами (гео-, авиакосмические и магнитные разведки) с созданием модели виртуального города |
2011-2015 гг. |
4. |
Создание историко-культурной геоинформационной системы Болгарских городищ и достопримечательного места "Остров-град Свияжск" и прилегающих территорий |
2011-2015 гг. |
5. |
Создание и внедрение новых методов изучения археологических объектов по датированию и реконструкции древних технологий |
2011-2015 гг. |
6. |
Разработка проекта зон охраны Болгарского городища |
2012 г. |
7. |
Разработка проекта зон охраны достопримечательного места "Остров-град Свияжск" |
2012 г. |
8. |
Разработка Концепции музейного показа Болгарских городищ |
2013 г. |
9. |
Разработка Концепции музейного показа достопримечательного места "Остров-град Свияжск" |
2013 г. |
9.2. Подпроект "Обеспечение сохранности исторического и культурного наследия"
9.3. Подпроект "Развитие музейной, жилищной, туристско-паломнической, транспортной и инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
1 |
2 |
4 |
Раздел I. ГБУК "Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" | ||
1.1. |
Строительство речного вокзала с музейной функцией (музей Болгарской цивилизации) |
2010-2013 гг. |
1.2. |
Строительство памятного знака (памятника), посвященного принятию волжскими болгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии |
2010-2012 гг. |
1.3. |
Создание музейных экспозиций (в том числе приобретение специализированного музейного оборудования): "Болгарская цивилизация" в здании речного вокзала с музейной функцией; "История Спасского уезда и села Болгары" в здании церкви Успения Пресвятой Богородицы 1732-1734 гг.; "Оборонительные сооружения Болгарского городища"; в Восточном и Северном мавзолеях, Ханской усыпальнице и Черной палате; "Музей химии, медицины и фармакологии Волжской Булгарии" в Доме лекаря; Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник |
2011-2015 гг. |
1.4. |
Строительство Музея хлеба (Музея истории земледелия и производства хлеба на территории Татарстана с древнейших времен до начала XX века) |
2010-2015 гг. |
1.5. |
Устройство палаточного городка на период проведения ежегодных мероприятий, связанных с принятием волжскими болгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии |
2010-2011 гг. |
1.6. |
Строительство комплекса мечети с медресе в районе Малого городка |
2010-2012 гг. |
1.7. |
Строительство подъездной автомобильной дороги, ремонт и реконструкция существующего дорожного покрытия |
2010-2012 гг. |
1.8. |
Проведение газоснабжения, водоснабжения и сооружение канализационно-насосной станции к объектам Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника |
2010-2012 гг. |
1.9. |
Благоустройство набережной реки Волги (Куйбышевское водохранилище) и верхней площадки Болгарского городища |
2011 г. |
1.10. |
Строительство Дома лекаря и ремесленных мастерских (музей химии, медицины и фармакологии Волжской Болгарии, а также воссоздание ремесленных процессов древних болгар) |
2011-2013 гг. |
1.11. |
Строительство хозяйственных построек для Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника |
2011-2013 гг. |
1.12. |
Реконструкция и благоустройство территории Комплекса Святого источника "Габдрахман сахабе коесы" ("Капитанский колодец") |
2012-2013 гг. |
1.13. |
Строительство въездных Западных и Восточных ворот Болгарского городища |
2012 г. |
1.14. |
Строительство фестивально-событийного комплекса |
2012 г. |
1.15. |
Затраты на проведение экспертизы проектной документации |
2012-2013 гг. |
Раздел II. Достопримечательное место "Остров-град Свияжск" | ||
2.1. |
Создание музейных экспозиций (в том числе комплектование специальным музейным оборудованием) ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск" |
2011-2015 гг. |
2.2. |
Строительство комплекса речного вокзала, совмещенного с автостанцией для приема туристов |
2010-2011 гг. |
2.3. |
Строительство на территории Иоанно-Предтеченского монастыря хозяйственного блока |
2010 г. |
2.4. |
Строительство сетей электроснабжения |
2010 г. |
2.5. |
Строительство газопровода среднего и низкого давления |
2010 г. |
2.6. |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог, стояночных площадок для автотранспорта |
2010-2011 гг. |
2.7. |
Благоустройство площадей и набережных |
2010-2013 гг. |
2.8. |
Строительство хозяйственно-бытового блока для ГБУК РТ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Остров-град Свияжск" |
2011-2015 гг. |
2.9. |
Затраты на проведение экспертизы проектной документации |
2012-2013 гг. |
|
Всего по объектам на территории Болгарского городища (п. п. 6-9) |
173023,00 |
|
Итого: |
400000,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 9 декабря 2010 г. N 1018 "Об утверждении комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2018 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 3, 19 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 июля 2018 г. N 572
Постановление КМ РТ от 27 января 2017 г. N 37
Постановление КМ РТ от 25 апреля 2016 г. N 246
Постановление КМ РТ от 30 апреля 2014 г. N 286
Постановление КМ РТ от 19 декабря 2012 г. N 1104
Постановление КМ РТ от 5 июня 2012 г. N 483
Постановление КМ РТ от 31 октября 2011 г. N 903
Постановление КМ РТ от 18 октября 2011 г. N 862
Постановление КМ РТ от 19 сентября 2011 г. N 776
Постановление КМ РТ от 1 апреля 2011 г. N 247
Постановление КМ РТ от 11 марта 2011 г. N 181