Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 10
к постановлению КМ РТ
от 30 декабря 2014 г. N 1063
Подпрограмма
"Развитие системы оценки качества образования на 2014-2020 годы"
Паспорт Подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие системы оценки качества образования на 2014-2020 годы (далее - Подпрограмма) |
Государственный заказчик-координатор Подпрограммы |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Государственные заказчики Подпрограммы |
Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основные разработчики Подпрограммы |
Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Цель Подпрограммы |
Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия |
Задачи Подпрограммы |
Формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых в республике, соотносимой с федеральной оценочной системой; создание в республике системы мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с современными требованиями; усиление роли внешней государственно-общественной оценки качества образования и достижение оптимального взаимодействия внутренней и внешней оценок; создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования |
Сроки реализации Подпрограммы |
2014-2020 годы |
Объемы финансирования Подпрограммы с разбивкой по годам и источникам |
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Татарстан составит 244600612,226 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 27100979,018 тыс. рублей; 2015 год - 31202198,618 тыс. рублей; 2016 год - 37259486,918 тыс. рублей; 2017 год - 37259486,918 тыс. рублей; 2018 год - 37259486,918 тыс. рублей; 2019 год - 37259486,918 тыс. рублей; 2020 год - 37259486,918 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов) |
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит к 2020 году достичь: отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена на уровне 1,5 процента к 2020 году; увеличения удельного веса численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, сдавших единый государственный экзамен, по отношению к общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций до 100 процентов; 5 уровней образования, на которых в полной мере реализуются механизмы внешней оценки качества образования; увеличения доли руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций до 99,8 процента; увеличения удельного веса муниципальных образований Республики Татарстан, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, до 100 процентов; увеличения доли выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, участвующих в едином республиканском тестировании по татарскому языку, до 100 процентов; сохранения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Республики Татарстан на уровне 100 процентов; сохранения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан на уровне 100 процентов; увеличения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Республике Татарстан до 100 процентов; увеличения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан до 100 процентов; увеличения отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессиональной образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан до 100 процентов; отношения среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, равного 200 процентам; отношения средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в Республике Татарстан, равного 200 процентам |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и пути их решения
В Республике Татарстан с 2010 года функционирует республиканская система оценки качества образования. Она включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг. В целом практика показала эффективность функционирования ее основных компонентов.
Республиканская система оценки качества образования состоит из:
действующих и апробируемых государственных итоговых аттестационных процедур (государственная итоговая аттестация, единый государственный экзамен, государственная экзаменационная комиссия и другие);
процедур независимой оценки качества образования, включая оценку качества образования внутри образовательной организации;
международных, всероссийских, региональных, муниципальных мониторинговых исследований;
находящихся на разных стадиях разработки и апробации процедур оценки качества образования, охватывающих все уровни образования.
Республиканская система оценки качества образования стала системой государственно-общественной оценки качества образования на основе более полного удовлетворения потребностей потребителей образовательных услуг.
Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ), являясь одним из инструментов внешней оценки качества общего образования, с 2009 года стал основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов образовательных организаций.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме (далее - ГИА-9) в Республике Татарстан апробируется с 2004 года; экзамены в новой форме в обязательном порядке введены с 2011 года.
Внешние процедуры оценивания введены на всех уровнях общего образования: в 4 классах проводятся мониторинговые исследования уровня обученности по четырем предметам в бумажном формате; для учащихся 6, 8 и 10 классов - в режиме on-line.
Анализ результатов ЕГЭ и ГИА-9, мониторинговых исследований позволяет получить информацию об уровне и качестве общеобразовательной подготовки и выявить тенденции изменений состояния достижений в системе общего образования. Полученная информация способствует принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития муниципальных и республиканской систем образования.
Одновременно результаты ЕГЭ используются для определения рейтинга субъектов в общероссийской системе оценки качества образования.
Как и результаты ЕГЭ, результаты ГИА-9 позволяют выпускнику 9 класса основной школы продолжить обучение в профессиональных образовательных организациях.
В республике продолжается работа по совершенствованию и развитию системы оценки качества образования.
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы осуществляется отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных организаций. Совершенствуются механизмы проведения единого государственного экзамена. Ведется работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных организаций, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.
Только в 2012 году проведены следующие апробации:
"ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме", в котором приняли участие более 16 тысяч обучающихся 11 классов из всех муниципальных образований Республики Татарстан;
"Процедуры проведения экзамена устной части ЕГЭ "Говорение" по иностранным языкам";
"Деятельности независимых центров проведения ЕГЭ и других процедур оценки качества образования" и др.
Разрабатываются механизмы и инструменты, с помощью которых можно учесть влияние на результаты деятельности образовательных организаций и педагогов ряда существенных факторов, связанных с условиями их работы и обучаемым контингентом, что позволяет принимать эффективные управленческие решения, повышать качество образования и сокращать отставание наименее благополучных групп обучающихся.
Республика Татарстан (наряду с Московской областью, г. Санкт-Петербургом и Краснодарским краем) является федеральной площадкой по совершенствованию контрольно-измерительных материалов и оцениванию работ участников ЕГЭ.
В то же время, несмотря на заметные результаты в этой деятельности, в республике пока еще не сформировано окончательное концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. На практике подчас используется неапробированный и нестандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. В ряде случаев отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Недостаточно проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования. Остаются проблемы с наличием и качеством соответствующих контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральными государственными требованиями, технологиями их применения.
Важнейший ресурс функционирования и развития республиканской системы оценки качества образования - вовлеченность общественности, семей и местного сообщества в процесс оценивания качества образования. В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования обеспечено значительное продвижение в формировании механизмов общественного участия родителей в управлении образовательным процессом в целом, в отслеживании и развитии системы оценки образовательных достижений обучающихся, в частности. Однако данная практика в масштабах всей республики недостаточно активно распространяется на разные уровни образования.
Очевидно, что проведение необходимых работ с учетом отмеченных проблем и "узких мест" позволит создать действительно оптимальную систему оценки, которая на практике будет соответствовать современным требованиям и в конечном итоге способствовать достижению нового качества образования.
Принципиальные изменения в системе оценки качества образования будут происходить в следующих направлениях:
формирование современной и сбалансированной системы оценки качества образования, включающей в себя не только соответствующие экзамены, но и мониторинговые обследования результатов обучения и социализации на уровне образовательной организации;
введение инструментов оценки и учета разнообразных индивидуальных образовательных достижений обучающихся, направленных на поддержку и повышение качества образования;
введение на уровне образовательных организаций прозрачных процедур внутренней оценки (самооценка) для управления качеством образования;
внедрение механизмов внешней независимой системы оценки качества работы образовательных организаций с участием общественности и работодателей;
развитие кадрового потенциала в области педагогических измерений и оценки качества образования на региональном уровне;
создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, о результатах деятельности образовательных организаций и муниципальных систем;
создание информационной системы, обеспечивающей сбор данных с уровня организации и возможности ее использования для подготовки аналитических материалов и информирования общественности на уровне республики.
Реализация перечисленных приоритетов потребует актуализации потенциала имеющихся в республике научных организаций, ведущих вузов, инновационных школ, соответствующих специалистов в сфере разработки и внедрения современных технологий и педагогических измерений качества образования.
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования предполагает обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения более высокого качества образования.
С учетом отмеченных приоритетов формируются ожидаемые результаты реализации Подпрограммы, а именно будут обеспечены:
соответствие технологии оценки качества образования современным требованиям теории и практики педагогических измерений;
независимость и объективность системы оценки качества образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей, подготовленность потребителей к их восприятию;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества образования средствами системы образовательных технологий (в том числе on-line);
сопоставимость системы показателей с международными аналогами (результатами мониторинговых исследований качества образования TIMSS, PISA и др.);
сформированность системы мониторинга качества образования как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;
единство внутренней оценки и внешней государственно-общественной экспертизы качества образования;
кадровая, нормативно-методическая, информационная и статистическая обеспеченность системы оценки качества образования;
единство критериев (подходов) анализа и оценки качества образования обучающихся, деятельности общеобразовательных организаций, муниципальных образований, выявление тенденций развития образования;
открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
высокий уровень информированности общественности по актуальным проблемам оценки качества образования;
развитость сети общеобразовательных организаций, обладающих опытом работы в области мониторинга и оценки качества образования;
удовлетворенность обучающихся и их семей качеством организации и содержания оценочных механизмов и процедур.
При реализации Подпрограммы могут возникнуть риски, связанные с:
низкой заинтересованностью образовательных организаций в последовательной реализации мероприятий Подпрограммы;
недостаточной управленческой связью между муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями при реализации программных мероприятий.
Кроме того, на ход реализации Подпрограммы могут оказать существенное влияние следующие риски:
макроэкономические риски, связанные с возможностью уменьшения объемов финансирования программных мероприятий;
риски, связанные с нормативно-правовой поддержкой развития системы оценки качества образования.
Для решения возникающих проблем предлагается осуществлять комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации мероприятий Подпрограммы.
Необходимо установление прочных связей между всеми участниками программных мероприятий - образовательными организациями, органами управления в сфере образования, государственными учреждениями, которые должны быть объединены в одну систему.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития системы качества образования, устраняются постоянным мониторингом хода реализации Подпрограммы.
Риск неэффективного контроля ожидаемых результатов реализации мероприятий Подпрограммы минимизируется четкой и эффективной организацией управления реализацией Подпрограммы на основе планов, оценки их ожидаемого выполнения, количественных индикаторов достижения целей, контроля качеством управления Подпрограммой в целом и отдельными ее мероприятиями, в частности. При формировании мероприятий Подпрограммы использован механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественных наблюдателей из числа представителей родительской общественности, государственных и общественных организаций и средств массовой информации.
2. Основные цели, задачи и мероприятия Подпрограммы, описание конечных результатов, сроков и этапов ее реализации
Целью Подпрограммы является создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия в создании системы.
Задачи:
формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых в республике, соотносимой с федеральной оценочной системой;
создание в республике системы мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с современными требованиями;
усиление роли внешней государственно-общественной оценки качества образования и достижение оптимального взаимодействия внутренней и внешней оценок;
создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования.
Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
Формированию и реализации мероприятий Подпрограммы способствует подписанное 5 февраля 2013 года Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Татарстан и Федеральным институтом педагогических измерений.
В рамках достигнутой договоренности будет проведен ряд мероприятий, направленных на:
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере педагогических измерений;
проведение научно-исследовательских работ в области оценки качества образования;
проведение апробаций контрольно-измерительных материалов;
проведение широкого круга консультаций и обмена информацией по вопросам педагогических измерений среди специалистов и представителей педагогической общественности.
В качестве первоочередных мер по развитию системы оценки образовательных результатов обучающихся необходимо:
завершение работы по созданию и нормативному закреплению условий проведения ЕГЭ в штатном режиме;
внедрение новой практики проведения ГИА-9 независимыми республиканскими комиссиями;
дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся на основе применения системно-деятельностного подхода к разработке тестового инструментария;
создание республиканской системы мониторинга индивидуальных образовательных достижений (электронное портфолио), которая, в том числе, позволит осуществлять исследования образовательных траекторий, учитывать образовательные достижения (включая участие обучающихся в социально значимой деятельности), создавать информационную базу для выбора образовательных услуг обучающимися и их семьями.
Особое значение имеет распространение системы тестирования в образовании, что потребует:
разработки методологии и методики тестирования, ее адаптации применительно к специфике конкретного уровня образования, учебного предмета, специальности;
создания пакета соответствующих контрольно-измерительных материалов;
создания инфраструктур, обеспечивающих проведение тестирования в системе образования.
Важным фактором успешного развития региональных и муниципальных образовательных систем является широкое участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия - "прозрачность" деятельности территориального органа управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования.
Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития региональных и муниципальных систем образования должна быть предоставлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам системы образования. Формат предоставления мониторинговой информации определяется особенностями готовности различных целевых групп к восприятию такого рода материалов: публичный аналитический доклад - для заинтересованных профессионалов, серия популярных статей в средствах массовой информации, брошюра/электронный информационный ресурс с более обстоятельным анализом и изложением выявленных фактов и тенденций - для педагогического сообщества и т.д.
1. Мониторинговые исследования уровня предметной обученности учащихся 4 классов
В рамках реализации мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы с целью выявления выполнения требований к уровню подготовки обучающихся 4 классов ежегодно с 2011 года в Республике Татарстан проводятся мониторинговые исследования обучающихся (в бланочном формате).
В 2012 году приняли участие в тестировании по математике 33858 человек, по русскому языку - 33845 человек и по татарскому языку - 33852 человека. Средний общереспубликанский балл по русскому языку составил 77,7; по математике - 72,7, по татарскому языку - 78,3.
Тестирование направлено на определение уровня языковой и математической грамотности выпускников начальной школы.
Для проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся в 4 классах использовался инструментарий, содержащий следующие материалы:
контрольно-измерительные материалы по математике по курсу начальной школы (4 варианта);
контрольно-измерительные материалы по русскому языку по курсу начальной школы (4 варианта);
контрольно-измерительные материалы по татарскому языку по курсу начальной школы (12 вариантов);
кодификаторы элементов содержания, проверяемых заданиями диагностической работы.
Результаты мониторинговых исследований позволили определить ряд проблем, решение которых должно стать актуальной задачей на ближайшую перспективу для развития системы общего образования:
недостаточная работа муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по информированию обучающихся и их родителей о назначении мониторинговых исследований;
отсутствие систематического мониторинга качества обученности, в том числе определение типовых ошибок и причин их возникновения;
недостаточное формирование у обучающихся навыков прохождения тестирования и распределения времени при выполнении теста;
некачественная подготовка бланков тестирования;
недостаточная работа с учащимися по заполнению бланков тестов;
неотработанность системы организованной доставки бланков ответов по окончании тестирования в муниципальный орган управления образованием и межмуниципальный центр.
В рамках этого мероприятия особое значение будет иметь создание системы мониторинга индивидуальных образовательных достижений (электронное портфолио).
2. Участие в организации и проведении международных и межрегиональных исследований по вопросам оценки качества образования
Участие школьников Республики Татарстан в составе Российской Федерации в международных исследованиях качества образования (в том числе PISA (Programme for International Student Assessment), PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies), AHELO (Assessment of Higher Education Learning Outcomes), TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study), PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), ICILS (International Computer and Information Literacy Study), ICCS (International Conference on Computational Science)) направлено на обеспечение участия Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества общего и профессионального образования: оценку читательской грамотности выпускников начальной школы PIRLS (2015-2020 годы), оценку качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе TIMSS (2014-2020 годы), оценку функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста, обучающихся в образовательных организациях общего и профессионального образования PISA (2014-2020 годы). Будет обеспечено включение Российской Федерации в новые международные исследования по оценке информационной и компьютерной грамотности ICILS (2013-2020 годы), граждановедческой компетентности ICCS (2014-2020 годы), оценке профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO (2013-2020 годы), навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (2013-2020 годы). Будет также создана возможность присоединения России к другим сравнительным международным исследованиям качества образования по мере их появления.
В рамках данного мероприятия будет оказана поддержка проведению международных исследований на представительных региональных выборках за счет использования механизмов конкурсного софинансирования регионов.
Будет поддержана работа по проведению углубленного анализа результатов международных сравнительных исследований для принятия управленческих решений и совершенствования преподавания. Будет создана единая база данных этих исследований, совместимая с базой данных результатов внутрироссийских обследований. Будет поддерживаться проведение международных конференций и семинаров по обсуждению результатов проводимых исследований в сравнительной перспективе.
Участие в ряде международных сопоставительных исследований до 2015 года включительно будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
3. Повышение квалификации работников образования по теме "Оценка качества образования"
С 1 сентября 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который значительно уменьшает государственное регулирование дополнительного профессионального образования. Отмена государственной аккредитации программ и образовательных организаций дополнительного профессионального образования меняет многое. Основным регулятором становится потребитель образовательных услуг. Изменяются подходы к определению качества услуг, да и само определение качества. Возрастает роль сообщества людей и организаций, вовлеченных в сферу дополнительного профессионального образования. Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы методических служб, интеграцию системы повышения квалификации и аттестации педагогов.
Особую актуальность в модернизации образования приобретает вопрос формирования общероссийской системы оценки качества образования.
На этапе модернизации образования от руководства образовательных организаций и учителей требуется знание вопросов оценки качества образования. В связи с этим планируется проведение курсов повышения квалификации для руководителей образовательных организаций и учителей по вопросам оценки качества образования. При выполнении данной задачи необходимо изучение имеющегося опыта по оценке качества образования. Для успешной разработки программ повышения квалификации планируется проведение социологических исследований среди руководителей образовательных организаций и учителей, что поможет использовать лучший опыт. К разработке программы привлекаются как преподаватели организаций дополнительного профессионального образования, так и руководители, учителя общеобразовательных организаций. Для апробации программ выбираются как руководители образовательных организаций, учителя с высшей квалификационной категорией, так и молодые специалисты.
Основными этапами реализации мероприятий являются:
1. Разработка и утверждение программ повышения квалификации работников образования для руководителей образовательных организаций и учителей по теме "Оценка качества образования" (2014 год).
2. Реализация программ повышения квалификации для руководителей образовательных организаций и учителей по теме "Оценка качества образования" (2015-2018 годы).
Для успешной разработки программ повышения квалификации планируется проведение социологических исследований среди руководителей образовательных организаций и учителей.
К разработке программы привлекаются преподаватели организаций дополнительного профессионального образования, руководители образовательных организаций, учителя общеобразовательных организаций.
Для апробации программ выбираются не только работники образования с высшей квалификационной категорией, но и молодые специалисты.
Ожидаемые результаты:
1. Апробация дополнительных профессиональных образовательных программ по вопросам оценки качества образования.
2. Внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по вопросам оценки качества образования.
3. Проведение исследований по эффективности внедрения дополнительных профессиональных образовательных программ по вопросам оценки качества образования.
4. Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования детей
Процесс разработки и внедрения системы оценки качества дошкольного образования в Республике Татарстан ориентирован на его результативность, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Система оценки качества дошкольного образования формируется как многофункциональная система, состоящая из:
потребителей образовательных услуг, участвующих в оценке деятельности системы дошкольного образования через развитие механизмов внешней оценки качества дошкольного образования и государственно-общественного управления;
специалистов, обеспечивающих современный уровень надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;
профессионалов дошкольного образования, формирующих культуру оценки качества образования на уровне республики через повышение квалификации кадров системы дошкольного образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
педагогов дошкольных образовательных организаций, обеспечивающих сбор и анализ информации об индивидуальных образовательных достижениях и мониторинговые исследования качества образования;
сотрудников, формирующих унифицированную систему статистики дошкольного образования и сбора информации.
Критериями эффективности функционирования и развития такой оценочной системы являются:
наличие в дошкольной образовательной организации системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка возрастным ориентирам;
соответствие уровня развития детей возрастным ориентирам по данным диагностики в дошкольной образовательной организации (параметр оценивает успешность физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей по данным стандартизированных и нестандартизированных методик);
наличие в дошкольной образовательной организации системы диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей;
наличие динамики развития детей (изменение соотношения детей, соответствующих и не соответствующих по показателям своего развития возрастным ориентирам);
наличие в дошкольной образовательной организации психолого-педагогического сопровождения детей с особой исходной ситуацией развития;
наличие в дошкольной образовательной организации системы комплексной самооценки дошкольных образовательных организаций;
наличие в дошкольных образовательных организациях инструментов для оценки готовности детей к школе;
соответствие "модельного события" и его рефлексии образовательной программе в дошкольной образовательной организации;
динамика показателей здоровья детей;
удовлетворенность родителей качеством предоставляемого образования.
Достижение заданных критериев оценки будет осуществляться в следующих направлениях:
разработка и апробация инструментария мониторинговых исследований, проведение первых циклов мониторинга образовательных траекторий, результаты которых позволят зафиксировать стартовый уровень качества дошкольного образования;
формирование с участием общественных организаций независимой системы оценки качества работы дошкольных образовательных организаций, включая определение критериев эффективности работы и введение публичных рейтингов их деятельности;
разработка и апробация электронных паспортов дошкольных образовательных организаций, содержащих статистическую и иную информацию, способную усилить полноту и "прозрачность" системы оценивания;
разработка обновленной системы экспертизы учебных пособий, учебно-методических комплексов как на печатной, так и на цифровой (электронной) основе, которая призвана усилить роль общественно-профессиональной и общественной экспертизы;
подготовка, повышение квалификации кадров в области оценки качества дошкольного образования;
формирование и апробация программы подготовки общественных управляющих и общественно-профессиональных экспертов, подготовка указанных специалистов;
организация систематической аналитической работы по подготовке предложений по необходимым изменениям в дошкольном образовании с позиций оценки его качества;
создание и введение в действие системы информирования потребителей образовательных услуг о результатах дошкольного образования, включая социальные навигаторы образовательных услуг и другие информационно-коммуникационные ресурсы.
Особое значение будет иметь работа по совершенствованию технологий оценки уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: 1) оценочная деятельность, результатом которой является установление соответствия фактического состояния объекта оценки его нормативному состоянию; 2) результат оценочной деятельности.
Результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования будут ориентированы на оценку развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. При этом основанием для классификации этих качеств является выделение основных сфер развития ребенка. Личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие. Физические качества - качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели. Интеллектуальные качества - качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Обозначение цели дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы через формирование у ребенка дошкольного возраста указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности.
С учетом этого текущие (промежуточные) результаты освоения программы - качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки; способы овладения ребенком той или иной деятельностью; итоговый результат освоения программы - физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования.
Процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования будет представлять собой психолого-педагогическую и медико-педагогическую диагностику, которая должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития.
Формы оценки - мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др.
Периодичность определения уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования - сентябрь, январь, май текущего года. Цель указанной периодичности - своевременное внесение коррективов в процесс реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выстраивание индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо объективным причинам не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Целевой ориентир дошкольного образования - социальный портрет ребенка 6,5-7 лет.
5. Разработка и внедрение системы оценки качества школьного образования детей
В основу разработки и внедрения системы оценки качества образовательных результатов (достижений) обучающихся будет положена система оценки результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и возрастающими запросами потребителей образовательных услуг.
Система оценки качества образовательных результатов призвана способствовать поддержанию единства всей системы общего образования в Республике Татарстан, обеспечению преемственности различных ее уровней, эффективности обратной связи и достижению нового качества образовательных результатов.
Базовые элементы (составляющие) системы оценки качества образовательных результатов:
критериально-нормативная база (критерии, нормы, регламенты, механизмы, формы оценки);
институциональная база (организационные структуры в общеобразовательной организации, специализированные организации, наделяемые полномочиями по проведению мониторинга, экспертизы и оценки качества образовательных результатов);
статистико-аналитическая база (система статистических и аналитических данных о реально достигаемых показателях качества образовательных результатов, электронный банк данных).
Основными критериями эффективности процесса разработки и внедрения данной оценочной системы будут выступать:
соответствие технологии оценки качества образовательных результатов современным требованиям теории и практики педагогических измерений;
независимость и объективность системы оценки качества образовательных результатов;
инструментальность и технологичность используемых показателей с учетом применения цифровых образовательных средств, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества образовательных результатов средствами системы образовательных технологий (в том числе on-line);
сопоставимость системы показателей с международными аналогами (результатами мониторинговых исследований качества образования TIMSS, PISA и др.);
сформированность системы мониторинга качества образовательных результатов как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;
единство внутренней оценки и внешней государственно-общественной экспертизы качества образовательных результатов;
нормативно-методическая, информационная и статистическая обеспеченность системы оценки качества образовательных результатов;
единство критериев (подходов) анализа и оценки образовательных результатов обучающихся, деятельности общеобразовательных организаций, муниципальных образований, выявление тенденций развития;
открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
уровень информированности общественности по актуальным проблемам оценки качества образовательных результатов;
развитость сети общеобразовательных организаций, обладающих опытом работы в области мониторинга и оценки качества образовательных достижений обучающихся;
степень удовлетворенности обучающихся и их семей качеством организации и содержания оценочных механизмов и процедур.
Для оценки образовательных результатов на основе учета индивидуальных достижений обучающихся предусмотрены и получат дальнейшее свое развитие в части инструментального обеспечения и содержательного наполнения следующие основные механизмы:
текущие и рубежные формы диагностики и оценки предметных знаний, компетентностей и социального опыта обучающихся на уровне общеобразовательной организации в ходе внутришкольного контроля;
ежегодное проведение муниципальных мониторинговых исследований качества знаний, умений и навыков обучающихся по предметам инвариантной части базисного учебного плана, в том числе с использованием различных форм интернет-тестирования;
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов;
участие и результативность обучающихся в республиканских, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования;
участие и результативность обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Ключевым моментом в реализации данных механизмов станет поддержка формирования и развития системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных). Основными составляющими такой системы будут материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, что позволит достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Для эффективного выявления этой динамики в системе оценки предусмотрен уровневый подход к ее содержанию и инструментарию для оценки достижения образовательных результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одно из проявлений уровневого подхода - оценка индивидуальных образовательных достижений на основе "метода сложения", при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволит выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Основной формой комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся станет "портфолио ученика", положительно зарекомендовавшее себя в последнее время. С учетом накопленного опыта потребуется детальная разработка технологии формирования "электронного портфолио" и использования его педагогических и информационных возможностей для индивидуализации образовательных программ, выявления и поддержки одаренных детей, итоговой аттестации выпускников.
В этих целях в состав портфолио достижений должны включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.
С учетом этого система оценки качества образовательных достижений обучающихся станет основой для ежегодного проведения комплексной сравнительной оценки динамики (состояния и развития) образовательных результатов на уровне общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем, характеризуя единство внутренней и внешней оценок, социальную эффективность образовательной деятельности. Эта оценка будет осуществляться в рамках мониторинга на основе комплекса показателей и индикаторов, устанавливаемых Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, учитывающего:
уровень освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
качество учебных достижений (общий уровень учебных достижений, выполнение заданных целевых ориентиров, результаты достижений по группам обучающихся в зависимости от особенностей общеобразовательных организаций, качество индивидуальных учебных достижений), включая выполнение целевых ориентиров по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
равенство доступа к качественному образованию и другие показатели.
Основными источниками информации для оценки качества образовательных достижений обучающихся на уровне республики будут:
результаты проверок по контролю качества образовательных результатов, осуществляемых в рамках реализации переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
различные формы и результаты профессиональной экспертизы качества образовательных результатов, осуществляемой представителями профессионального образовательного сообщества;
различные формы и результаты общественной экспертизы качества образовательных результатов, организуемой общественными организациями и объединениями, независимыми гражданскими институтами;
результаты государственной (итоговой) аттестации в сравнении с общероссийскими показателями;
результаты целевых соцопросов и мониторинговых исследований качества образовательных результатов.
Особое внимание будет уделено совершенствованию государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам и предметам по выбору для всех выпускников 9 классов в новой форме. В связи с этим приоритетными направлениями работы будут:
совершенствование нормативного, правового, организационно-методического обеспечения независимой системы оценки качества образования выпускников 9 классов;
проведение мониторинговых исследований учащихся 5-8 классов в формате единого государственного экзамена с целью подготовки к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в новой форме;
организация и проведение репетиционных (диагностических) тестирований по контрольно-измерительным материалам - аналогам экзаменационных работ ГИА-9;
проведение целенаправленной работы с выпускниками и их родителями по процедуре проведения ГИА-9 в новой форме.
Такой подход позволит в достаточной мере оценить усилия, прогресс и достижения обучающегося и обеспечить потребителей образовательных услуг актуальной информацией.
Полученные данные будут использованы для оценки образовательных результатов как на уровне системы общего образования в Республике Татарстан в целом, так и качества образовательных результатов по ее уровням (начальное общее, основное общее и среднее общее образование).
Потребителями информации, представляемой системой оценки качества образовательных достижений обучающихся в системе общего образования, будут:
обучающиеся и их родители (законные представители);
педагогические работники образовательных организаций и преподаватели вузов;
методические службы и система повышения квалификации работников образования;
органы управления образованием;
средства массовой информации и другие общественные институты.
Основные организационно-технологические, информационно-аналитические и экспертно-методические функции по разработке и внедрению системы оценки качества образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Татарстан будут принадлежать Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Республиканскому центру мониторинга качества образования, Институту развития образования Республики Татарстан.
Управление системой оценки образовательных результатов и координацию взаимодействия различных организаций с целью ее оптимального развития и внедрения будет осуществлять Министерство образования и науки Республики Татарстан.
6. Разработка и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей
Существующая сфера дополнительного образования детей носит интегрированный и межведомственный характер: она реализуется в организациях дополнительного образования, общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях, организациях среднего профессионального образования, охватывает различные сферы деятельности и интересов - образование, культуру, искусство, физическую культуру и спорт.
Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение их потребностей, прежде всего, в общекультурном, интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом развитии.
Систему дополнительного образования детей отличают:
свобода выбора участниками образовательного процесса программы дополнительного образования;
разнообразие видов деятельности обучающихся по интересам и способностям;
общественно значимая связь с практикой, возможности для приобретения обучающимися социального опыта.
Практика показывает, что назрела необходимость в разработке механизмов оценки качества дополнительного образования детей, в том числе внедрения механизмов изучения социального заказа на дополнительное образование и оценки уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
В качестве основного эффективного механизма и средства для отслеживания образовательных достижений детей получит развитие аттестация обучающихся. Аттестация будет представлять собой комплекс диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности педагога, качества образовательных программ.
Аттестация позволит выстраивать индивидуальную педагогическую траекторию для каждого обучающегося, то есть осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам. Одновременно процесс аттестации даст возможность педагогу оценить степень сложности программного материала и своевременно вносить коррективы в его содержание.
Оценка качества дополнительного образования на основе аттестации обучающихся позволит:
выявить степень достижения цели учебно-воспитательного процесса;
оценить уровень учебных достижений обучающихся;
определить положительную (отрицательную) динамику в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на качество обучения;
выработать рекомендации по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющих на качество образования.
В целом оценка качества дополнительного образования позволит скорректировать все составные части образовательного процесса в организации (программы, расписание, содержание, условия реализации и т.д.).
Оценка качества дополнительного образования будет проводиться в форме наблюдений, фиксации и анализа их методистами (представителями администрации, экспертами), анализа различных продуктов деятельности педагогов и обучающихся. Выражением данной оценки могут быть как количественные значения, так и удобные для сравнения и анализа коэффициенты.
Формой комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся станет "портфолио" (иначе - "Дневник творческого роста"), своеобразный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося.
Особое внимание будет уделено проектированию системы мониторинга программы дополнительного образования детей с учетом соответствующих требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.
В систему диагностического инструментария анализа эффективности достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по программе дополнительного образования войдут следующие составляющие личностных результатов:
самоопределение обучающихся (анализ внутренней позиции, самооценки, самоуважения);
смыслообразование (выявление развития мотивации к познанию и творчеству);
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
Анализ метапредметных результатов будет проводиться по критериям:
регулятивный (умение управлять своей деятельностью, осуществлять контроль и ее коррекцию, проявлять самостоятельность);
коммуникативный (анализ уровня развития коммуникативных умений, навыков сотрудничества);
познавательный (анализ уровня развития интеллектуальной активности, умений работать с информацией, использовать знако-символические средства, диагностика уровня развития логического мышления).
Диагностика уровня достигнутых предметных результатов будет проводиться с учетом профиля дополнительной образовательной программы (научно-технический, спортивно-технический, художественный, физкультурно-спортивный, эколого-биологический, естественнонаучный и т.д.) по критериям:
диагностика уровня владения предметным знанием по профилю дополнительной образовательной программы с помощью тестов, анкет, составленных педагогом;
анализ опыта предметной деятельности (оценивание уровня выполнения практических работ, решения заданий повышенного уровня, анализ портфолио обучающегося).
В этой связи педагогам необходимо научиться разрабатывать задания, отражающие уровень освоения компетенций, указанных в дополнительной образовательной программе; создавать систему мониторинга образовательной деятельности, реализовать ее, проводить анализ и учитывать результаты в практике, а соответствующим организациям дополнительного профессионального образования обеспечить педагогов методическими и контрольно-измерительными материалами в целях эффективного сопровождения этого процесса.
Ключевыми результатами разработки и внедрения системы оценки качества дополнительного образования станут:
создание системы комплексной оценки эффективности работы организаций дополнительного образования;
создание эффективных механизмов контроля и оценки качества услуг дополнительного образования, включающих соответствующие контрольно-измерительные материалы, технологию их применения, инструменты общественной экспертизы;
прохождение не менее 50 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, промежуточных и итоговых аттестаций, фиксирующих их достижения для портфолио и определяющих дальнейшие образовательные запросы;
повышение удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей, инновационными образовательными программами, формами, технологиями их реализации и оценкой качества.
7. Разработка и внедрение системы оценки качества среднего профессионального образования
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения возникает необходимость оценки таких результатов обучения, как сформированность у выпускников образовательных организаций общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
В связи с этим традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда применимы для определения уровня компетенции. Необходимо научиться оценивать учебные достижения (уровень сформированных знаний, умений и навыков) и квалификации (сформированность общих и профессиональных компетенций), что диктует необходимость создания новых оценочных средств. При этом традиционные средства оценки знаний и умений обучающихся и выпускников (критериально-ориентированные тесты, тесты достижений, тесты успешности, технологические диктанты, ситуационные задачи и т.д.) следует совершенствовать в направлении компетентностного подхода, а новые средства оценки (квазипрофессиональные тесты, компетентностные тесты, модельные ситуации, кейс-технологии, ролевые игры, профессионально структурированные интервью и т.д.) следует внедрять ежедневно как часть образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Такое понимание современных средств оценивания позволяет судить о качестве образования не только по окончании обучения или в ходе внешних контрольно-надзорных процедур, но и в процессе обучения. Использование новых средств контроля знаний и оценки сформированности компетенций позволит обучающимся самостоятельно корректировать свою образовательную траекторию, а преподавателям - совершенствовать применяемые образовательные технологии.
Работа по формированию фондов оценочных средств сегодня активно ведется в профессиональных образовательных организациях. Появление большого количества публикаций, посвященных данной проблеме, свидетельствует об устойчивом интересе научно-педагогического сообщества к этому вопросу. Идет и поиск методологических подходов к созданию новых оценочных средств. Очевидна потребность в формировании единого методологического пространства, которое должно быть сформировано в рамках настоящей Подпрограммы.
Предполагается, что результатами работ в данном направлении в рамках рассматриваемой Подпрограммы будут:
разработка и внедрение концепции оценивания образовательных достижений обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие в разработке фондов оценочных средств и методики их применения для оценки уровня освоения и сформированности компетенций обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
формирование образцов пакетов локальных актов, регулирующих организацию и проведение текущего контроля знаний, промежуточной и государственной итоговой аттестации;
совершенствование процедур государственного контроля качества среднего профессионального образования и государственной аккредитации образовательных организаций, осуществляемых в рамках переданных полномочий по государственному контролю и надзору за качеством образования в Республике Татарстан.
Для достижения описанных результатов должен быть выполнен следующий объем задач:
разработка методологии контрольно-оценочной деятельности при реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
поддержка профессиональных образовательных организаций при создании фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные общие и профессиональные компетенции обучающихся;
разработка способов оценки общих и профессиональных компетенций;
поддержка профессиональных образовательных организаций при разработке комплектов контрольно-оценочных средств для оценки уровня освоения учебной дисциплины и сформированности компетенций в рамках профессиональных модулей, учебной и производственной практики;
разработка критериев эффективности оценки уровня освоения и сформированности компетенций;
проведение мониторинговых исследований по оценке качества среднего профессионального образования.
8. Внедрение эффективного контракта в системах дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, в сфере науки и научных технологий, в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной социальной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, и Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 922-р, предусмотрено введение эффективного контракта для руководителей и работников, занятых в сфере образования и науки.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р
В рамках реализации вышеперечисленных указов и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 922-р Министерством образования и науки Республики Татарстан разработан и утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.05.2014 N 939-р План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Татарстан на 2013-2018 годы".
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2012 N 2291-р (с изменениями) утверждена динамика значений соотношения средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Татарстан на 2012-2018 годы, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной социальной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С 1 марта 2013 года во всех организациях образования Республики Татарстан с работниками заключаются эффективные контракты. Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
При его заключении в отношении каждого работника уточняются и конкретизируются его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, устанавливается размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями дошкольных образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг и эффективностью деятельности руководителя;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт.
Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;
обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в школе;
реализацию модернизированных программ повышения квалификации педагогов;
повышение качества школьного образования;
предоставление доступного качественного образования независимо от места проживания;
улучшение результатов выпускников школ с низким качеством образования;
качественную подготовку обучающихся к успешному прохождению государственной (итоговой) аттестации;
определение целевых ориентиров, выбор профиля обучения и продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях.
Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:
совершенствование (модернизацию) моделей аттестации педагогических работников дополнительного образования детей с последующим переводом их на эффективный контракт;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дополнительного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;
реализацию модернизированных программ повышения квалификации для педагогов организаций дополнительного образования детей.
Введение эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы профессионального обучения и среднего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации профессионального обучения и среднего образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Введение эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования предусматривает, что средняя заработная плата педагогических работников и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, составит не менее 100 процентов средней заработной платы по экономике республики.
Введение эффективного контракта в сфере высшего образования включает в себя:
внедрение механизмов государственно-частного многоканального софинансирования процесса подготовки кадров;
создание и внедрение систем электронного обучения для поддержки образовательного процесса организаций высшего образования;
организацию стажировок студентов организаций высшего образования в ведущих учебных заведениях и на ведущих профильных предприятиях в России и за рубежом;
проведение аттестации научно-педагогических работников организаций высшего образования с последующим переводом их на эффективный контракт.
Введение эффективного контракта в государственных научных организациях включает в себя проведение мероприятий по аттестации научных сотрудников с дальнейшим их переводом на эффективный контракт.
Срок реализации Подпрограммы: 2014-2020 годы.
Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов, а также объемы финансирования в разрезе мероприятий Подпрограммы представлены в приложении к ней.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Татарстан составит 244600612,226 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 27100979,018 тыс. рублей;
2015 год - 31202198,618 тыс. рублей;
2016 год - 37259486,918 тыс. рублей;
2017 год - 37259486,918 тыс. рублей;
2018 год - 37259486,918 тыс. рублей;
2019 год - 37259486,918 тыс. рублей;
2020 год - 37259486,918 тыс. рублей.
4. Механизм реализации Подпрограммы
С целью обеспечения реализации положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты в сфере аккредитаций образовательных организаций и осуществления контроля и надзора в сфере образования (положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования).
На обеспечение реализации мероприятий будут направлены нормативные акты, регулирующие реализацию механизма внешней оценки качества образования и обеспечения информационной открытости образовательных организаций. В том числе в рамках реализации указанного федерального закона планируется принятие нормативных правовых актов о порядке размещения в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, о содержании и форме ее предоставления, о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования.
В целях обеспечения централизованных мониторингов в области образования и социализации, развития единой унифицированной системы статистики образования планируются, в том числе, разработка и утверждение порядка осуществления мониторинга в системе образования, а также перечня образовательной информации, подлежащей мониторингу в системе образования.
Наряду с перечисленными нормативными актами в ходе реализации Подпрограммы будут приниматься нормативные акты, касающиеся уточнения и совершенствования системы статистики в сфере образования.
Деятельность Департамента по надзору в сфере образования и науки будет осуществляться в соответствии с положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и порядком осуществления контроля и надзора в сфере образования.
Формирование и развитие республиканской системы оценки качества образования будет осуществляться на основе федерального порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования.
Частью национальной системы оценки качества образования станет развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании. Большую роль сыграет в этом вопросе разработанный в Российской Федерации порядок размещения в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе о ее содержании и форме представления.
В рамках развития единой унифицированной системы статистики образования в 2014 году будут приняты порядок осуществления мониторингов в системе образования, а также перечень обязательной информации, собираемой в ходе конкретных мониторингов в системе образования.
Развитие институтов общественного участия в управлении качеством образования будет осуществляться на основе типовых положений о государственно-общественных объединениях в системе образования, которые будут приняты в 2014-2016 годах, и положения о системе общественного контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, других федеральных целевых программ, участие в которых возможно с 2014 по 2020 год, Министерство образования и науки Республики Татарстан будет направлять в Министерство образования и науки Российской Федерации отчетные данные о ходе реализации мероприятий Подпрограммы.
Государственные заказчики Подпрограммы ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляют отчеты государственному заказчику-координатору в рамках своей компетенции о финансировании мероприятий в рамках Государственной программы "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110, по форме в соответствии с приложением N 2 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 (далее - Порядок). Государственные заказчики Подпрограммы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию о реализации Подпрограммы в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Министерство образования и науки Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Подпрограммы, а также об эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, представленной в приложении N 5 к Порядку.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.
5. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется на основе индикативных показателей, представленных в следующей таблице:
Оценка эффективности Подпрограммы
Показатель эффективности |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, процентов |
1,74 |
1,7 |
1,66 |
1,62 |
1,58 |
1,54 |
1,50 |
Доля выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, участвующих в едином республиканском тестировании по татарскому языку, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен, по отношению к общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, процентов |
99,55 |
99,65 |
99,8 |
99,9 |
100 |
100 |
100 |
Число уровней образования, на которых в полной мере реализуются механизмы внешней оценки качества образования, количество |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, процентов |
24, 8 |
37, 3 |
49, 8 |
62, 3 |
74, 8 |
87, 3 |
99, 8 |
Удельный вес муниципальных образований Республики Татарстан, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных учреждений, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах муниципальных образований, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Республики Татарстан, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Республике Татарстан, процентов |
66 |
75 |
84 |
92 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
85 |
95 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
77,2 |
80 |
85 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
113,3 |
123,0 |
149 |
175 |
200 |
200 |
200 |
Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в Республике Татарстан, равное 200 процентам |
100 |
139 |
153 |
200 |
200 |
200 |
200 |
Достижение фактического значения показателей плановому будет свидетельствовать об эффективности реализации Подпрограммы.
Приложение
к подпрограмме "Развитие системы оценки
качества образования на 2014-2020 годы"
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов подпрограммы "Развитие системы оценки качества образования на 2014-2020 годы"
Наименование основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан, тыс. рублей |
||||||||||||||
2013 г. (базовый) |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
|
Наименование цели: Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия в создании системы | |||||||||||||||||||
Наименование задачи: Формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых в республике, соотносимой с федеральной оценочной системой | |||||||||||||||||||
Участие в организации и проведении международных и межрегиональных исследований по вопросам оценки качества образования |
МОиН РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 гг. |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, процентов |
1,82 |
1,74 |
1,7 |
1,66 |
1,62 |
1,58 |
1,54 |
1,50 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Наименование задачи: Создание в республике системы мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с современными требованиями | |||||||||||||||||||
Повышение квалификации работников образования по теме "Оценка качества образования" |
МОиН РТ |
2014-2020 гг. |
Число уровней образования, на которых в полной мере реализуются механизмы внешней оценки качества образования, количество |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
412,3 |
412,3 |
412,3 |
412,3 |
412,3 |
412,3 |
412,3 |
|
Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен, по отношению к общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, процентов |
99,45 |
99,55 |
99,65 |
99,8 |
99,9 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, процентов |
12,3 |
24,8 |
37,3 |
49,8 |
62,3 |
74,8 |
87,3 |
99,8 |
|||||||||||
Наименование задачи: Усиление роли внешней государственно-общественной оценки качества образования и достижение оптимального взаимодействия внутренней и внешней оценок | |||||||||||||||||||
Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования детей |
МОиН РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 гг. |
Удельный вес муниципальных образований Республики Татарстан, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах муниципальных образований, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Разработка и внедрение системы оценки качества школьного образования детей |
МОиН РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 гг. |
Доля выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, участвующих в едином республиканском тестировании по татарскому языку, процентов |
23,99 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
87605,45 |
89830,55 |
89880,35 |
89880,35 |
89880,35 |
89880,35 |
89880,35 |
|
Разработка и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей |
МОиН РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Разработка и внедрение системы оценки качества системы среднего профессионального образования |
МОиН РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 гг. |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, процентов |
1,82 |
1,74 |
1,7 |
1,66 |
1,62 |
1,58 |
1,54 |
1,50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Внедрение эффективного контракта в системах дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования |
МОиН РТ, Минкультуры РТ, Минмолодежи РТ, Минздрав РТ, МИС РТ, Минпромторг РТ, |
2014-2020 |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате организаций общего образования Республики Татарстан, процентов |
100,3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МЛХ РТ, ГАОУ ДОД "РЦВР РТ", ГАОУ ДПО "ИРО РТ", АН РТ, МЭ РТ, ГБУ "ЦПЭИ" АН РТ, муниципальные образования РТ |
|
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
100,4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
27011861,268 |
31110855,768 |
37168094,268 |
37168094,268 |
37168094,268 |
37168094,268 |
37168094,268 |
|
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в Республике Татарстан, процентов |
58,5 |
66 |
75 |
84 |
92 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
77 |
85 |
95 |
95 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||
Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
77,2 |
77,2 |
80 |
85 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|||||||||||
Отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан, процентов |
113,3 |
113,3 |
123,0 |
149 |
175 |
200 |
200 |
200 |
|||||||||||
Отношение средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в Республике Татарстан, равное 200 процентам |
77,4 |
100 |
139 |
153 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|||||||||||
Наименование задачи: Создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования | |||||||||||||||||||
Мониторинговые исследования уровня предметной обученности учащихся 4 классов |
Минкультуры РТ, Минздрав РТ |
2014-2020 |
Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен, по отношению к общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, процентов |
99,45 |
99,55 |
99,65 |
99,8 |
99,9 |
100 |
100 |
100 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
|
Итого по Подпрограмме |
27100979,018 |
31202198,618 |
37259486,918 |
37259486,918 |
37259486,918 |
37259486,918 |
37259486,918 |
Список использованных сокращений:
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Минздрав РТ - Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Минкультуры РТ - Министерство культуры Республики Татарстан.
Минмолодежи РТ - Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.
МИС РТ - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан.
Минпромторг РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
МЛХ РТ - Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
МЭ РТ - Министерство экономики Республики Татарстан.
ГАОУ ДОД "РУВР" РТ - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский центр внешкольной работы" Республики Татарстан.
АН РТ - Академия наук Республики Татарстан.
ГАОУ ДПО "ИРО РТ" - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Республики Татарстан.
ГБУ "УПЭИ" - государственное бюджетное учреждение "Центр прикладных экономических исследований" Республики Татарстан.
<< Приложение N 9 |
Приложение >> N 11 |
|
Содержание Постановление КМ РТ от 30 декабря 2014 г. N 1063 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.