Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Татарстан
от 23 декабря 2014 г. N Т04-222/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
<...>,
в присутствии представителей заказчика - филиала ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер" (далее - филиал ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер") - <...>, заявителя - ОАО "Экосервис" - <...>, рассмотрев жалобу ОАО "Экосервис" (далее - заявитель) на действия единой комиссии заказчика - филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер", при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0711200020014000073 на предмет: "Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов на 2015 год для Филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер",
установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0711200020014000073 на предмет: "Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов на 2015 год для Филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 17.11.2014 года.
Заказчик - филиал ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 217989,14 руб.
Суть жалобы: электронный аукцион проведен с нарушением действующего законодательства.
Представители заказчика, согласно представленным пояснениям, с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились.
Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.
Вместе с тем, заказчики, не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчиком положение о закупках не размещено. Следовательно, филиалом ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
ОАО "Экосервис" в своей жалобе сообщил о нарушении порядка проведения открытого аукциона в электронной форме в части неправомерного допуска участника закупки ООО "Чистая планета" на этапе рассмотрения первых частей заявок, так как в случае своевременного отказа в допуске вышеуказанного участника заявителю не пришлось бы снижать цену до минимума.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг или выполнение работ должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0711200020014000073-1 от 27.11.2014 г., на участие в электронном аукционе подано три заявки, которые единой комиссией заказчика признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и допущены к участию в аукционе.
В ходе изучения заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3 Комиссия пришла к выводу, что все заявки соответствуют требованиям документации об аукционе и правомерно допущены единой комиссией заказчика на этапе рассмотрения первых частей заявок к участию в вышеуказанном аукционе.
Таким образом, довод заявителя о нарушении порядка проведения электронного аукциона является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения документарной проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
1. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с разделом 1.5 документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "8) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального Исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного Исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N 0711200020014000073 должно содержать требование к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом извещение вышеуказанных требований не содержит, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", требуются лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0711200020014000073 от 17.11.2014 г., предметом закупки является "Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов на 2015 год для Филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер".
Вывоз и сбор твердых бытовых отходов не подлежит лицензированию, а деятельность по их захоронению является лицензируемым видом деятельности. Следовательно, услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов являются индивидуальными, с различной степенью требований к потенциальным участникам данной закупки.
Кроме того, объединение в один лот различных по функциональным характеристикам работ влечет за собой ограничение количества участников закупки при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным видам оказываемых услуг.
Таким образом, заказчик включил в состав одного лота работы, технологически и функционально не связанные между собой, что приводит к ограничению количества участников данного аукциона.
На основании вышеизложенного, государственным заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 01.12.2014 г. N 0711200020014000073-И к участию в закупке допущены заявки участников электронного аукциона ОАО "Экосервис" и ООО "ПГ "Чистый город" с порядковыми номерами 3 и 2 соответственно.
Согласно разделу 1.4. "Порядок подачи заявок участником закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе вторая часть заявки должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника закупки (или копии этих документов) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки - копию договора с организацией, имеющей лицензию, а также тариф на утилизацию (захоронение) на санкционированном полигоне, утвержденный Госкомитетом РТ по тарифам (Согласно Федеральному закону N 210-ФЗ от 30.12.2004 г.), копию лицензии на оказываемые услуги, на основании Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом вторая часть заявки участника закупки ООО "ПГ "Чистый город" не содержит копии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, на основании Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, едина комиссия заказчика неправомерно допустила к участию в электронном аукционе заявку ООО "ПГ "Чистый город" с порядковым номером 2.
Вместе с тем, единая комиссия заказчика принимала решение, исходя из утвержденной документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать с информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", требуются лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0711200020014000073 от 17.11.2014 г., предметом закупки является "Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов на 2015 год для Филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер".
Вместе с тем, извещение о проведении вышеуказанного аукциона и документация об аукционе содержит неправомерное требование к представлению копии договора с организацией, имеющей лицензию, а также тариф на утилизацию (захоронение) на санкционированном полигоне, утвержденный Госкомитетом РТ по тарифам (Согласно Федеральному закону N 210 ФЗ от 30.12.2004 г.) в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки (или копии этих документов) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ОАО "Экосервис" на действия единой комиссии заказчика действия единой комиссии заказчика - филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер", при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0711200020014000073 на предмет: "Услуги по сбору, вывозу и захоронению отходов на 2015 год для Филиала ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер", обоснованной.
2. Признать заказчика - филиал ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер", нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику - филиалу ГАУЗ "РКПД" - "Альметьевский противотуберкулезный диспансер", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 23 декабря 2014 г. N Т04-222/2014
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ в Internet (http://fasrt.ru)