Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 мая 2002 г. N 277
"О создании территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан"
24 апреля 2007 г.
В целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций, выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного предсказания параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
Постановлением КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить головные организации, отвечающие за функционирование следующих подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан:
2.1. Мониторинг чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера:
подсистема мониторинга опасных производственных объектов - Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (Татарстан) (по согласованию);
подсистема мониторинга систем жизнеобеспечения - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
подсистема мониторинга проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
2.2. Мониторинг опасных природных процессов:
подсистема мониторинга опасных геологических явлений - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
подсистема мониторинга опасных гидрологических явлений - Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;
подсистема мониторинга опасных метеорологических явлений - Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан;
подсистема мониторинга природных пожаров - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
2.3. Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
подсистема мониторинга эпидемий - Министерство здравоохранения Республики Татарстан, федеральное государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан";
подсистема мониторинга эпизоотий - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан;
подсистема мониторинга эпифитотий - Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Республики Татарстан;
подсистема мониторинга ЧС социально-экономического характера - Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Республике Татарстан.
3. Вышеуказанным организациям в трехмесячный срок разработать, согласовать в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и утвердить положения о функциональных подсистемах территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-биологического характера Республики Татарстан в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
Постановлением КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
обеспечить координацию деятельности и организационно-методическое руководство территориальной системой мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан;
до 01.05.2007 совместно с министерствами, ведомствами, организациями федерального (по согласованию), республиканского подчинения, действующими на территории Республики Татарстан и ответственными за обеспечение деятельности функциональных подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан, разработать и согласовать протоколы информационного взаимодействия;
обеспечить прием и обработку информационных материалов служб мониторинга функциональных подсистем территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан и передачу обобщенных результатов мониторинга вышестоящим органам государственного управления;
до 01.09.2002 г. разработать в соответствии с требованиями индикативного управления и представить в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан положение об информационном регистре территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
Постановлением КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Территориальному органу Федеральной службы госстатистики по Республике Татарстан обеспечивать представление статистических, аналитических и информационных материалов в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в рамках территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан.
6. Сбор данных и обмен ими в рамках территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан осуществлять согласно действующим нормативным правовым актам, а также на основании соглашений, заключаемых на безвозмездной основе, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141 пункт 7 настоящего постановления изложен в новой редакции
7. Опасным производственным объектам федерального и республиканского значения в городах, отнесенных к категориям по гражданской обороне, обеспечить за счет собственных средств наличие прямых каналов связи с территориальными органами Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
8. Министерству финансов Республики Татарстан выделить в первом полугодии 2002 года Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан 650 тыс.рублей для подключения необходимых каналов связи и технического оснащения подразделений, осуществляющих мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Татарстан на 2002 год по разделу "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан |
Р.Н.Минниханов |
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан |
И.Б.Фаттахов |
Постановлением КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
"О территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера Республики Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 мая 2002 г. N 277)
24 апреля 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера (далее - ТСМП ЧС Республики Татарстан) создается в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп, а также во исполнение приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.04.2000 г. N 206 "О распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп" и указания первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.08.2000 г. N 319 "О совершенствовании деятельности в области создания системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан.
1.3. Министерства, госкомитет, ведомства, организации федерального и республиканского подчинения, действующие на территории Республики Татарстан и входящие в состав ТСМП ЧС Республики Татарстан, в своей деятельности руководствуются законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, указами Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим положением.
1.4. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в соответствии с:
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий";
ГОСТ Р 22.1.02-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.11-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.05-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";
ГОСТ Р 22.0.04-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации";
ГОСТ Р 22.1.08-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования";
ГОСТ Р 22.8.01-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования";
Изменение N 1 ГОСТ Р 22.8.01-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования";
ГОСТ Р 22.1.10-2002 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг химически опасных объектов. Общие требования";
ГОСТ Р 22.1.11-2002 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования.
2. Основные задачи ТСМП ЧС Республики Татарстан
2.1. Функционирование ТСМП ЧС Республики Татарстан должно соответствовать требованиям вышеуказанных ГОСТов и направлено на решение следующих задач:
выявление возможных источников чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
контроль состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.
2.2. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан обеспечивается:
сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
лабораторным контролем состояния окружающей среды;
прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;
обеспечением районирования территории Республики Татарстан по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
обеспечением защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
3. Структура ТСМП ЧС Республики Татарстан
3.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан имеет территориальный, местный и объектовый уровни:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан состоит из следующих подсистем:
а) Мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов,
систем жизнеобеспечения,
проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов;
б) Мониторинг опасных природных процессов, включающий:
опасные геологические явления,
опасные гидрологические явления,
опасные метеорологические явления,
природные пожары;
в) Мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
эпидемии,
эпизоотии,
эпифитотии,
ЧС социально-экономического характера.
3.2. В состав ТСМП ЧС Республики Татарстан на республиканском уровне включены службы следующих федеральных органов исполнительной власти и республиканских органов государственного управления; организаций, действующих на территории Республики Татарстан и осуществляющих мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - службы ТСМП ЧС), а именно:
Мониторинг техногенных чрезвычайных ситуаций:
Отдел инспекции радиационной безопасности в Республике Татарстан Волжского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (объекты, связанные с использованием атомной энергии);
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (Татарстан) (опасные производственные объекты, объекты энергетики, электрические и тепловые установки потребителей, гидротехнические сооружения в промышленности и энергетике);
Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Татарстан (водохозяйственные системы и сооружения);
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (системы жизнеобеспечения);
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (системы жизнеобеспечения);
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (система жизнеобеспечения - государственное предприятие "Республиканское производственное объединение водопроводно-канализационного хозяйства "Татводоканал", государственное унитарное предприятие "Республиканское производственное объединение "Таткоммунэнерго", государственное унитарное предприятие "Республиканское производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства сельской местности "Татсельжилкомхоз", проектируемые и строящиеся объекты и населенные пункты - Управление Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре, Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Татарстан);
ООО "Таттрансгаз" (система жизнеобеспечения);
Государственная вневедомственная экспертиза при Кабинете Министров Республики Татарстан (проектируемые и строящиеся объекты и населенные пункты);
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (обследование жилищного фонда);
ОАО "Татэнерго" (состояние объектов энергетики);
Казанское отделение Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (безопасность перевозки пассажиров и опасных грузов);
ОАО "Азимут" (безопасность перевозки пассажиров и грузов, спасение экипажей, терпящих бедствие).
Мониторинг опасных природных процессов:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (опасные геологические явления, мониторинг состояния воздуха, поверхностных вод, почвы);
Татарское геологоразведочное управление ОАО "Татнефть" (опасные геологические явления, поверхностные водные объекты и подземные воды);
Государственное унитарное предприятие "Геоцентр Республики Татарстан" (опасные геологические явления);
Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Татарстан (поверхностные водные объекты);
Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан (опасные гидрологические и метеорологические явления);
Институт экологии природных систем Академии наук Республики Татарстан (поверхностные водные объекты);
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (природные пожары).
Мониторинг ЧС биолого-социального характера:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (эпидемии);
Федеральное государственное учреждение "Центр санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Татарстан" (эпидемии);
Главное управление ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (эпизоотии);
Федеральное государственное учреждение "Центр агрохимической службы "Татарский" (почва, корма и водоисточники);
Федеральная государственная территориальная станция защиты растений Республики Татарстан (эпифитотии).
Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Республике Татарстан;
Министерство труда и занятости Республики Татарстан (ЧС социально-экономического характера);
Министерство социальной защиты Республики Татарстан
Интегрированные показатели и сводные данные по ЧС:
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан);
Центр правительственной связи Российской Федерации по Республике Татарстан.
3.3. На местном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб ТСМП ЧС.
3.4. На объектовом уровне мониторинг осуществляется техническими службами организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
3.5. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС осуществляется:
на республиканском уровне - МЧС Республики Татарстан в части, касающейся координации деятельности и организационно-методического руководства ТСМП ЧС Республики Татарстан;
на местном уровне - территориальными органами МЧС Республики Татарстан в городах и районах Республики Татарстан;
на объектовом уровне - структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
4. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан
4.1. ТСМП ЧС Республики Татарстан входит в сферу приоритетных государственных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан с министерствами, госкомитетом, ведомствами, организациями федерального и республиканского подчинения, действующими на территории Республики Татарстан, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС Республики Татарстан), осуществляется на безвозмездной основе.
4.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС Республики Татарстан строится на основе заключения протоколов информационного взаимодействия с МЧС Республики Татарстан.
4.3. Службы мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан обеспечивают:
постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
представление в МЧС Республики Татарстан аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного предсказания параметров ЧС и их последствий;
своевременное представление в полном объеме указанных информационных материалов, их защиту и достоверность.
4.4. МЧС Республики Татарстан обеспечивает:
координацию деятельности и организационно-методическое руководство служб мониторинга в рамках ТСМП ЧС Республики Татарстан;
контроль за осуществлением обмена данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Татарстан;
прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан;
передачу службам мониторинга ТСМП ЧС Республики Татарстан результатов обработки информационных материалов;
информирование вышестоящих органов государственного управления Республики Татарстан на основе интегрированных данных ТСМП ЧС Республики Татарстан;
защиту информации, в том числе и составляющей государственную тайну.
5. Режимы функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС Республики Татарстан:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС Республики Татарстан, являются:
В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
сбор, обработка и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС Республики Татарстан, и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан;
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
В режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
учащенный сбор и анализ информации, поступающей от организаций ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирования ЧС;
уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Татарстан;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС Республики Татарстан для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС;
В режиме чрезвычайной ситуации:
организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП ЧС Республики Татарстан;
сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие организации;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
выдвижение при необходимости оперативной группы ТСМП ЧС Республики Татарстан в зону ЧС;
определение границ зоны ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 20 мая 2002 г. N 277 "О создании территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 17, сентябрь 2003 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2023 г. N 438 настоящий документ признан утратившим силу с 11 апреля 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 1 июня 2015 г. N 396
Постановление КМ РТ от 24 апреля 2007 г. N 141