Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 октября 2013 г. N 785
"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)"
6 июня 2014 г.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, с федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718, и Концепцией государственной национальной политики в Республике Татарстан (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695) Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство культуры Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественным организациям и объединениям принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Государственная программа
Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)"
(утв. постановлением КМ РТ от 21 октября 2013 г. N 785)
6 июня 2014 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Государственная программа Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство культуры Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство культуры Республики Татарстан, Исполком Всемирного конгресса татар |
Цель Программы |
Создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами |
Задачи Программы |
1. Совершенствование научно-методического обеспечения сохранения и развития национальной идентичности татарского народа; 2. Обеспечение доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан; 3. Создание системы мер по сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности; 4. Обеспечение равного доступа татарам, проживающим за пределами Татарстана, к культурному наследию республики |
Сроки реализации Программы |
2014-2016 годы |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Объем финансирования Программы составляет 89,9 млн. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе: 2014 г. - 33,5 млн. рублей; 2015 г. - 26,7 млн. рублей; 2016 г. - 29,7 млн. рублей. Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан. Программой предусмотрена возможность привлечения внебюджетных средств (средства предпринимателей, спонсоров) и средств бюджетов муниципальных образований для реализации программных мероприятий |
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Программы (индикаторы оценки результатов) |
Реализация Программы позволит в 2016 году относительно 2013 года обеспечить: увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации, владеющих татарским языком, до 72 процентов (определяется по результатам репрезентативного этносоциологического опроса); увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации, признающих татарский язык родным, до 82 процентов (определяется по результатам репрезентативного этносоциологического опроса); наличие программ (планов) татарских общественных организаций регионов Российской Федерации и зарубежных стран по реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа (30 единиц); увеличение количества учебно-методической, художественной литературы и материалов на электронных носителях, направляемых Республикой Татарстан татарским образовательным учреждениям и общественным организациям в регионы Российской Федерации и зарубежные страны, до 43000 экземпляров |
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена Программа
На V Съезде Всемирного конгресса татар, прошедшем 5-9 декабря 2012 года, была одобрена Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа (далее - Концепция). Концепция нацелена на обеспечение реализации этнокультурных потребностей и интересов татарского народа, его устойчивого развития и роста общего благосостояния, укрепление единства татарской этнокультурной общности, обеспечение межэтнического мира и согласия путем создания условий для сохранения культуры и языка татарского народа, согласование общегосударственных интересов и интересов татарского населения, сохранение единства и целостности Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с политико-правовой базой в сфере международного права, на основе Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695) и направлена на создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа.
В силу исторических причин татары сохраняют дисперсное расселение, имея довольно значительную зарубежную диаспору. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 5,3 млн. татар.
Одной из важнейших предпосылок сохранения самобытности, развития национальной культуры и языка дисперсно расселенных соотечественников является государственная поддержка со стороны Татарстана по согласованию с органами власти и управления Российской Федерации, зарубежных стран.
Деятельность по сохранению самобытности, культуры и языка всего татарского народа соответствует статье 14 Конституции Республики Татарстан, положениям Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
В Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан подчеркнут особый статус Республики Татарстан как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, показана необходимость осуществления государственной национальной политики республики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики.
Важнейшими институтами гражданского общества, выражающими интересы татарского народа в сохранении языка и культуры, в последние десятилетия стали Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар.
Создан и активно действует целый ряд институтов и механизмов этнокультурной консолидации татарского народа, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие национальной идентичности татар. Это проведение общенациональных праздников "Сабантуй", всероссийских конкурсов и фестивалей татарского искусства, национальных спортивных турниров, межрегиональных олимпиад по татарскому языку и литературе, летних детских лагерей с речевой практикой на татарском языке, Дней татарского просвещения и т.д.
Позитивное влияние на этноязыковую сферу оказывает реализация Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы".
Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Татарстана, осуществляют подготовку педагогических кадров для национальных образовательных учреждений регионов Российской Федерации и зарубежных стран. В республике готовятся и издаются учебники и учебно-методические пособия этнокультурного профиля.
У татар сохранилась высокая значимость этноязыковой самоидентификации. В 2011-2012 годах 80,3 процента городских татар назвали татарский язык в качестве признака, объединяющего их со своим народом. В селах этот показатель составляет 86,4 процента.
В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года, 69 процентов татар, проживающих в регионах Российской Федерации, владеют татарским языком. 79,2 процента татар, проживающих в регионах Российской Федерации, признают татарский язык родным.
Вместе с тем отмечается и целый ряд негативных тенденций.
За пределами Республики Татарстан происходит падение уровня владения татарским языком. С 1989 по 2012 годы произошло значительное сокращение численности татар, владеющих своим родным языком. В Российской Федерации свыше 1 млн. татар, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, не владеют татарским языком. Наметилась тенденция несовпадения этнической и языковой идентичности у молодежи.
Наблюдается низкая мотивация к изучению татарского языка. Факторами, повышающими мотивацию к изучению языка, опрошенные, в первую очередь, называют повышение престижа татарского языка (39 процентов респондентов), его востребованность в ходе дальнейшей работы (39 процентов), развитие современной татарской культуры в условиях города (29,5 процента). Сокращаются сферы использования татарского языка, в том числе в процессе повседневного общения населения на работе и в быту. Одними из главных причин этих процессов в последние годы стали уменьшение численности школ с обучением на татарском языке, сокращение сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования в регионах компактного проживания татар, потеря институциональных возможностей функционирования системы национального образования, прежде всего за пределами Республики Татарстан.
Соотечественники, проживающие в дальнем зарубежье, в условиях нарастающей глобализации сталкиваются с проблемой утраты своей этнокультурной самобытности.
Анализ результатов деятельности органов государственной власти и общественных институтов по сохранению национальной идентичности татарского народа показывает, что, несмотря на существенные усилия в этом направлении, необходимы дополнительные системные шаги.
Республикой предпринимается целый ряд мер, направленных на решение указанных вопросов. В частности, ряд мероприятий, обеспечивающих сохранение национальной идентичности татар, проживающих в Республике Татарстан, реализуется в соответствии с государственной программой "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2013 N 742 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы". Многие вопросы в области сохранения татарского языка отражены в проекте государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы". Комплекс задач, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, также планируется решать в рамках разрабатываемой государственной программы "Развитие культуры в Республике Татарстан на 2014-2020 годы".
Программа призвана обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов указанной проблемы с целью повышения эффективности предпринимаемых мер и результативности воздействия Программы на все основные факторы, от которых зависит сохранение и развитие уровня национальной идентичности татарского народа. Одним из приоритетов Программы является деятельность, затрагивающая интересы татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.
II. Основные цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
Цель и задачи Программы соответствуют положениям Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, обеспечения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, сохранения этнокультурной самобытности народов России, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, содействия развитию их связей с Россией и Республикой Татарстан.
Цель Программы - создание условий для сохранения и развития национальной идентичности татарского народа в Республике Татарстан и за ее пределами.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Совершенствование научно-методического обеспечения сохранения и развития национальной идентичности татарского народа;
2. Обеспечение доступа к изучению родного языка, истории и культуры татарского народа за пределами Республики Татарстан;
3. Создание системы мер по сохранению татарами на территории их проживания этнокультурной самобытности;
4. Обеспечение равного доступа татарам, проживающим за пределами Татарстана, к культурному наследию республики.
Достижение указанных цели и задач будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, входящих в Программу.
Срок реализации Программы - 2014-2016 годы.
Индикаторы Программы:
1. Увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации и владеющих татарским языком (определяется по результатам репрезентативного этносоциологического опроса):
2013 г. - до 69 процентов*,
2014 г. - до 70 процентов,
2015 г. - до 71 процента,
2016 г. - до 72 процентов.
* Данные Всероссийской переписи населения 2010 года.
2. Увеличение доли татар, проживающих в регионах Российской Федерации и признающих татарский язык родным (определяется по результатам репрезентативного этносоциологического опроса):
2013 г. - до 79,2 процента*,
2014 г. - до 80 процентов,
2015 г. - до 81 процента,
2016 г. - до 82 процентов.
* Данные Всероссийской переписи населения 2010 года.
3. Наличие программ (планов) татарских общественных организаций регионов Российской Федерации и зарубежных стран по реализации Концепции сохранения этнической идентичности татарского народа (единиц):
2013 г. - 0,
2014 г. - 20,
2015 г. - 25,
2016 г. - 30.
4. Увеличение количества учебно-методической, художественной литературы и материалов на электронных носителях, направляемых Республикой Татарстан татарским образовательным учреждениям и общественным организациям в регионы Российской Федерации и зарубежные страны (экземпляров):
2013 г. - 40000,
2014 г. - 41000,
2015 г. - 42000,
2016 г. - 43000.
Данные об индикаторах оценки результатов в разрезе цели, задач, мероприятий Программы приводятся в приложении к Программе.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансирования Программы составляет 89,9 млн. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе:
2014 г. - 33,5 млн. рублей;
2015 г. - 26,7 млн. рублей;
2016 г. - 29,7 млн. рублей.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан.
Программой предусмотрена возможность привлечения внебюджетных средств (средства предпринимателей, спонсоров) и средств бюджетов муниципальных образований для реализации программных мероприятий.
IV. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы государственный заказчик - координатор Программы - Министерство культуры Республики Татарстан обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом выполнения мероприятий и эффективным использованием средств. Мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации Программы, представляют в Министерство культуры Республики Татарстан информацию о ее выполнении ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Министерство культуры Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан и Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, Президенту Республики Татарстан, в Министерство экономики Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств с заполнением формы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".
V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Общая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных целевых параметров, запланированных к 2016 году, реализации в установленные сроки предусмотренных мероприятий. Для оценки эффективности Программы используются результаты мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и за ее пределами, социологических исследований, а также материалы текущей отчетности министерств и ведомств.
Критерии экономической эффективности.
Учитывая специфику Программы, связанную с развитием духовной и культурной сфер, определить прямой экономический эффект не представляется возможным, так как программные мероприятия не поддаются обычным статистическим измерениям и не могут быть выражены в стоимостной оценке. В то же время косвенный экономический эффект реализации мероприятий Программы может наблюдаться в результате формирования привлекательного имиджа татарской культуры в Республике Татарстан и за ее пределами, позитивного характера межнациональных отношений, являющихся важным условием инвестиционной привлекательности Татарстана.
Критерии социальной эффективности.
Важной особенностью Программы является то, что основные результаты ее реализации проявляются в обеспечении межэтнического мира и согласия через согласование общегосударственных интересов и интересов татарской этнической общности, укреплении единства татарской этнической общности, в позиционировании Республики Татарстан как исторического, духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, консолидирующего интеллектуальный и социально-экономический потенциал российских татар и зарубежной татарской диаспоры.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать совершенствованию партнерской деятельности государственных, общественных структур и бизнес-сообщества в сохранении национальной идентичности татар и удовлетворении этнокультурных потребностей татарского народа.
В Программе используется система индикаторов и показателей, характеризующих результаты деятельности. Предусматривается проведение ежегодных комплексных социологических исследований, которые позволят выявить динамику изменений и отношения к ним общества в части сохранения и развития национальной идентичности татар и реализации Программы.
Достижение намеченных Программой результатов в целом повлияет на эффективность реализации в республике единой государственной национальной и культурной политики, обеспечение имиджа Татарстана как многонациональной республики, где обеспечиваются сохранение и развитие культур представителей всех проживающих здесь народов, а этническая и региональная идентичности являются частью общероссийской гражданской идентичности.
Постановлением КМ РТ от 6 июня 2014 г. N 381 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к государственной программе Республики Татарстан
"Сохранение национальной идентичности
татарского народа (2014-2016 годы)"
Цель, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 годы)"
6 июня 2014 г.
* Программой предусмотрена возможность привлечения внебюджетных средств (средства предпринимателей, спонсоров) и средств бюджетов муниципальных образований для реализации программных мероприятий.
Список использованных сокращений:
Агентство "Татмедиа" - Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа";
АН РТ - Академия наук Республики Татарстан;
бюджет РТ - бюджет Республики Татарстан;
ВФНБ "Татарча корэш" - Всероссийская Федерация национальной борьбы "Татарча корэш";
вуз - высшее учебное заведение;
ГАУ при КМ РТ - Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан;
Департамент Президента РТ по вопросам внутренней политики - Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики;
ДУМ РТ - Духовное управление мусульман Республики Татарстан;
ИВКТ - Исполком Всемирного конгресса татар;
К(П)ФУ - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет";
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
МК РТ - Министерство культуры Республики Татарстан;
МСХиП РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
МДМиС РТ - Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан;
РИИ - Российский исламский институт;
ОМС РТ - органы местного самоуправления Республики Татарстан;
СК РТ - Союз композиторов Республики Татарстан;
СМР - Совет муфтиев России;
ссуз - среднее специальное учебное заведение;
ТНКО - татарские национально-культурные организации;
ФНКАТ - Федеральная национально-культурная автономия татар;
ФТМ РТ - Форум татарской молодежи Республики Татарстан;
ЦДУМ - Центральное Духовное управление мусульман России;
ГК РТ по Т - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 21 октября 2013 г. N 785 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2022 годы)"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 79, 25 октября 2013 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 августа 2020 г. N 730 настоящее постановление признано утратившим силу с 25 августа 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 2020 г. N 338
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 декабря 2019 г. N 1123
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 августа 2019 г. N 693
Изменения вступают в силу с 13 сентября 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 декабря 2018 г. N 1174
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2017 г. N 926
Постановление КМ РТ от 9 сентября 2017 г. N 647
Постановление КМ РТ от 6 июля 2017 г. N 461
Постановление КМ РТ от 22 декабря 2016 г. N 975
Постановление КМ РТ от 22 августа 2015 г. N 615
Постановление КМ РТ от 6 июня 2014 г. N 381