Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 19 декабря 2014 г. N 1004
Концепция
имиджевого образа (бренда) "Историко-культурное наследие Республики Татарстан" (бренд "Наследие Татарстана")
Глоссарий
Брандмауэр - разновидность наружной рекламы: плакат, расположенный на торцевой стене здания.
Бренд - совокупность воспринимаемых представителями целевых аудиторий представлений, уникальных и положительных ассоциаций, а также набор оригинальных и узнаваемых визуальных, звуковых и прочих знаков, символизирующих эти представления для целевых групп.
Брендинг - вид деятельности, оказывающий системное воздействие на целевые аудитории для обеспечения заданных параметров знания и отношения (лояльности) к бренду.
Брендирование - нанесение на объекты и носители, связанные с ними, элементов фирменного стиля.
Визуальная карта бренда - набор всех визуальных элементов, идентифицирующих бренд.
Выключка - выравнивание набираемой строки по левой или правой вертикальной границе полосы.
Гаджет - устройство: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры и т.д.
Гарнитура - шрифты одного семейства, но разного начертания. Например, нормальный, курсив, полужирный и т.д.
Дополнительные цвета - ограниченная палитра цветов, используемая в графиках, таблицах, диаграммах.
Визуальная идентичность бренда - система визуальных элементов, определяющих бренд, которая включает в себя логотип, фирменные шрифты, фирменную цветовую палитру.
Интерлиньяж - расстояние между строками. Измеряется в пунктах (pt).
Кегль - условный размер шрифта: расстояние от нижней части строчной буквы "н" до верхней части заглавной буквы "Н". Измеряется в пунктах (pt): 1 pt = 0,35 мм.
Фирменные цвета - набор основных и дополнительных цветов, используемых в фирменном стиле.
Кобрендинг - дословный перевод: "объединение брендов". Присутствие двух брендов в одном рекламном носителе.
Фирменный стиль бренда - устойчивая совокупность применяемых своеобразных способов и приемов воздействия на представителей целевых аудиторий с целью формирования положительного имиджа, обеспечивающего его неповторимость и узнаваемость, в частности, с использованием комплекса фирменной символики.
Логотип - символ бренда, состоящий из изобразительной части и/или надписи, выполненной в особом шрифтовом начертании и цвете.
Миссия бренда - составная часть платформы бренда, описывающая предназначение бренда, которое определяет стратегическое планирование и принятие решений в рамках управления брендом.
Начертание шрифта - графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры. Различается по насыщенности: светлое (Light) и жирное (Bold).
Нестандартный формат - нестандартные рекламные носители или сувенирная продукция, где невозможно стандартное нанесение фирменной символики.
Носитель (элементов фирменного стиля) - материальный объект (например, здание, предмет сувенирной продукции, форменная одежда) или нематериальный объект (например, страница интернет-сайта, тело сообщения электронной почты, презентация в PowerPoint), в оформлении которого используется элемент фирменного стиля.
Основные цвета - ограниченная палитра цветов, используемая для ключевых элементов идентификации, таких как логотип или основной фон, текст.
Отбивка - пробел между наборными элементами или между ними и другими элементами полосы.
Охранное поле - минимально допустимая зона вокруг логотипа, свободная от других графических элементов.
Паттерн - повторяющийся элемент, узор.
Перетяжка - один из носителей уличной рекламы. Конструкция состоит из тросов, которые крепятся к домам или, если невозможно крепление к домам, к столбам.
Пиксель (рх) - наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике.
Пиллар - тумба с двумя либо с тремя рекламными изображениями размером 3 м (высота), 1,4 м (ширина). Имеет внутренний подсвет. Входит в категорию уличной мебели.
Платформа бренда - концепция для построения бренд-коммуникаций, которая определяет миссию и ценности бренда, позиционирование относительно конкурентов, общую идею коммуникаций для различных целевых аудиторий и обещания бренда, описывает идеологическую и символическую основы бренда.
Плашка - сплошное или частичное покрытие печатной краской поверхности запечатываемого материала.
Поле - расстояние от края страницы до печатного поля.
Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания.
Пресс-волл - конструкция для оформления пространства специальных мероприятий (презентаций, церемоний, показов) и пресс-конференций. Как правило, на баннерном полотне пресс-волла размещаются логотипы организаторов, партнеров и спонсоров мероприятия.
Пункт (рт) - единица длины, равная 0,35 мм. Используется для измерения кегля шрифта, интерлиньяжа.
Руководство по использованию бренда - локальный нормативный документ, состоящий из текстового и графического материала, содержащего описание утвержденной платформы и модели архитектуры бренда, концепции дизайна, правил ее применения при составлении основных макетов, иллюстрацию и описание способов применения концепции дизайна на носителях визуальной идентичности бренда.
Роллап - мобильный стенд. Представляет собой тип переносных рекламных конструкций.
Руководство по применению фирменного стиля - инструкция, включающая в себя набор цветовых, графических, словесных, типографических, постоянных дизайнерских элементов (констант фирменного стиля), обеспечивающих визуальное и смысловое единство всей исходящей информации.
Система дизайна - комплекс приемов, формирующих целостную визуальную идентичность бренда. Система дизайна включает в себя логотип, первичную и вторичную цветовые палитры, систему первичных и вторичных шрифтов, правила использования фотоизображений и/или графических иллюстраций, вторичные элементы дизайна, принципы построения макетов.
Система верстки макета - описанные и проиллюстрированные правила размещения элементов фирменной символики на макете носителя определенного типа.
Сити-формат - отдельно стоящие конструкции наружной рекламы, павильоны ожидания транспорта. Стандартный размер рекламного поля - 1,2 м х 1,8 м.
Слоган - рекламный лозунг, кредо, девиз, направленный на создание имиджа бренда. Представляет собой сжатую и легко воспринимаемую формулировку ключевой идеи. Слоган является объектом авторского права.
Тег - врожденные и развиваемые качества, образующие структуру личности жителей республики: они определяют жизненный стиль татарстанцев, дают стимулы для личностного совершенствования. Являются составными элементами психологического портрета татарстанцев. Важные рабочие элементы риторики бренда, которые рекомендовано использовать в коммуникации.
Типографика - оформление текста посредством набора и верстки. Оформление текста включает выбор кегля, начертания и гарнитуры шрифта, выключки и длины строк, изменение пробелов между буквами, группами букв и строками, а также расположение текста на плоскости.
Фирменный блок - совмещение графического знака и фирменного написания.
Хедлайн - заголовок, который характеризуется более высокой степенью информационной насыщенности. Основная задача - выделить наиболее важные элементы текста, служить ориентиром читателю.
Экстремальный формат - очень вытянутый по горизонтали или вертикали формат макета, соотношение сторон которого больше, чем 1:3.
Идеология бренда
Введение
В Татарстане проведена масштабная работа по архивации предметов старины и объектов историко-культурного наследия, а также сохранению нематериальной составляющей историко-культурного наследия республики: действуют более 100 музеев, в том числе крупные музеи-заповедники (Казанский Кремль, Булгар, Свияжск), проводятся этнические фестивали, национальные праздники, реализуются программы по сохранению и развитию всех представленных в республике языков, культур и этносов.
Основным принципом культурной политики Татарстана является культурный баланс, понимаемый как паритетность татарской и русской культур, что проявляется в равномерном выделении ресурсов, стремлении к количественному равенству символов и проектов, а также в идее толерантности. Тем не менее представители всех живущих в республике народностей стремятся сохранить свою идентичность. В то время как для татарской части населения республики первостепенными являются этническая и религиозная идентичности, для русской части населения гражданская региональная идентичность превалирует над этнической, но уступает гражданской национальной идентичности.
Бренд историко-культурного наследия Татарстана акцентирует внимание на единой наднациональной региональной идентичности, основанной на привязанности к общей земле. Согласно исследованиям, проведенным агентством ABCD, русская и татарская части населения Татарстана выбирают одну и ту же модель жизни, республиканскому обществу свойственны общий психотип и системообразующие черты характера. "Индекс счастья", рассчитанный ВЦИОМ, и "Индекс счастья" AiLove подтверждают, что представители разных этнических и религиозных групп в большинстве своем горды и довольны жизнью в Татарстане. Такие символически значимые мероприятия, как Универсиада-2013 и празднование 1000-летия Казани, развитие столицы республики как мощного символа гражданской идентичности Татарстана, - огромное достижение и фундамент для формирования региональной идентичности.
Данная платформа позволяет бренду историко-культурного наследия формировать стратегию, содержание, визуальный образ и программу действий, укрепляющих чувства региональной общности.
Платформа бренда
Платформа бренда "Историко-культурное наследие Республики Татарстан" представляет собой основу для разработки и внедрения концепции развития, сохранения и приумножения материального и нематериального наследия Республики Татарстан.
Ключевая идея бренда понимается как "Умение жить на земле Татарстана" - это квинтэссенция идеологии, лежащая в основе коммуникации брендинговой программы.
Посыл, заключенный в ней: "Мы все вместе трудом приумножаем то, что каждый из нас получил от предков и передаст потомкам".
Видение бренда - стратегическое позиционирование историко-культурного наследия для современного Татарстана, программа его развития и приумножения.
Историко-культурное наследие должно восприниматься не как совокупность устаревших артефактов, а как живая традиция, верная для сегодняшнего Татарстана и задающая вектор его развития.
В рамках бренда разрабатывается новая система классификации материальных объектов наследия. Важным этапом работы является анализ влияния истории и культуры на становление личностных и общественных ценностей, моральных норм и других некодифицированных правил жизни в современном Татарстане.
Наследие - не музеефицированные памятники истории, а подвижная система норм и ценностей, усиливающаяся и развивающаяся из поколения в поколение.
Миссия бренда - роль бренда в планировании и процессе принятия решений относительно историко-культурного наследия республики.
Она заключена в анализе актуальной историко-культурной повестки, а также оказании консалтинговых услуг по дальнейшему ее формированию.
При создании бренда историко-культурного наследия ставились следующие задачи:
1. Повысить привлекательность памятников историко-культурного наследия Татарстана для внутренних и внешних аудиторий.
2. Сформулировать основу для создания и укрепления региональной идентичности Республики Татарстан.
3. Поднять уровень престижа и значимости традиций и стиля жизни Татарстана в глазах соотечественников и за рубежом.
Решение задач, поставленных перед брендом, предполагает позиционирование историко-культурного наследия республики как "живой традиции Татарстана", заключающей в себе многовековую мудрость, ключевые ценности, принципы, идеалы и ориентиры республики. Материальное и нематериальное наследие республики представляет собой развитую культурно-историческую систему, аккумулирующую энергию жителей и влияющую на их представления о жизни вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.
Ценности бренда - совокупность общественных, личных и универсальных ценностей, верных для бренда и делающих его уникальным и узнаваемым в сознании целевых аудиторий.
Для возрождения историко-культурной традиции и ее интеграции в повседневную жизнь Татарстана необходима актуализация наследия. Одной из задач бренда становится утверждение актуальной повестки культурной политики республики, опирающейся на традиционную систему правил и ценностей.
Решение требует проработки вопроса: какие личностные черты (далее - "татарстанскость") наследуют жители Татарстана и передают грядущим поколениям для наследования?
Суть понятия "татарстанскость" формулируется как "движение вперед" или "(постоянное) совершенствование (мастерства)", "самореализация через неустанное совершенствование". В основе понятия лежат такие качества, как дисциплинированность и работоспособность, прагматизм, перфекционизм.
Жители республики, которым априори свойственна "татарстанскость", предпочитают абстрактным целям конкретные и ясные задачи, которые они успешно решают.
Частные и общественные истории успеха прибавляют жителям общего оптимизма и положительно сказываются на оценке качества жизни.
Стимулы, заложенные в понятие "татарстанскость", звучат так: прожить достойную жизнь, передать свои лучшие качества и импульс жизни детям, освоить еще больше пространства, усовершенствовать навыки в своей профессии, передать все секреты и тонкости ремесла следующему поколению.
Краеугольным камнем данной жизненной философии является конкуренция человека с самим собой. Ключевые амбиции - профессиональное развитие, закрепление опыта и постоянное совершенствование. Значение имеют уникальность, неповторимость и соревновательность в отношении навыка.
Наследуемые качества транспонируются во множество проектов и событий современного Татарстана. Посыл бренда внешним аудиториям можно обозначить как: "Приезжайте к нам и посмотрите, как мы развиваемся, совершенствуемся и каких результатов добиваемся, такого больше нет нигде!"
"Татарстанскость" - совокупность универсальных системообразующих качеств, характерных для жителей Татарстана вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности.
Для определения влияния "татарстанскости" на бизнес-этику республики был проведен сравнительный анализ национальных моделей ведения дел. Согласно выводам исследования характерные для Татарстана черты встречаются в модели Китая.
Великобритания
Приверженность правилам
Главное - порядок, правила, распорядок, установленные ограничения, регламент, следование традиции. Высокая степень регулирования. Приоритеты - соответствие установленным внешним моделям, статусам, традициям, ситуациям, соблюдение формальностей. Широкое использование профессионального арго, формализация языка. Эффективность, продуктивность, качество работы второстепенны.
Германия
Методичность
Рациональность, правильно выстроенная инфраструктура, все процессы должны быть обеспечены, работать по правилам. Правила, в свою очередь, должны быть простыми, понятными, прозрачными. Методичность, эффективность и постоянная рационализация процессов первостепенны. Вся деятельность направлена на повышение эффективности и поиск новых решений.
Швейцария
Командная работа
Высокая значимость коллектива. Центральное место отводится коллективному принятию решений и распределению ответственности, тогда как роль личности минимизирована. Весомая роль институтов. Объективность, выраженная в видимой независимости и в то же время в нежелании высказать личное мнение. Основной принцип: необходимо усилить общее благо.
Россия
Ощущение значительности происходящего
Ничего не происходит существенного на огромной территории. Статистика свидетельствует, что мало кому удается реализовать свой жизненный план.
Основной принцип: "работа не волк, в лес не убежит".
Италия, Франция
Эстетика
Приоритетным принципом деятельности является эстетичность. Внутренняя мотивация и вдохновение играют большую роль, как и сложные, запутанные процессы и правила. Характерны отсутствие логичности, ритмичности, ведение дел не по расписанию, высокий уровень спонтанности.
Китай, Татарстан
Делать дело
Нации прирожденных бизнесменов, людей дела.
Работа - внутренний императив. Важен сам процесс. Все работают, не работать невозможно. Типичны отсутствие отпусков и ненормированный рабочий день. Сотрудники постоянно мобилизуют ментальные и физические ресурсы, поддерживают сосредоточенность и привычны к работе в стрессовом режиме. Практикуемый подход: "сказано - сделано".
Существует 3 основных элемента построения идентичности бренда культурного наследия республики, 3 основных ценности "татарстанскости":
1. Постоянное совершенствование. Оттачивание навыков, движение вперед; самореализация - жизненная задача.
2. Ритм поколений. Ритм непрерывной смены поколений для народа, приращение наследия через поколения.
3. Синтез культур. Нынешнее наследие Татарстана является результатом взаимопроникновения и синтеза традиций разных культур, этносов и конфессий.
Система тегов
В рамках исследования был составлен подробный психологический портрет жителей Татарстана. Он необходим для формулирования платформы бренда и операционализации ценностей.
Татарстанцам вне зависимости от их конфессиональной и этнической принадлежности присущи следующие характеристики:
1. Умение верно определять направление развития, ориентация на физическое и духовное благополучие, спортивность и соревновательность во всех сферах жизни республики.
2. Тяга ко всему новому, желание действовать, использовать шанс, который предоставляется жизнью, стремление осваивать новые пространства и горизонты.
3. Постоянное движение вперед. Действие превыше всего. Не столь важно, на какой позиции работает человек, главное, что он делает нечто полезное.
4. Честность при ведении дел. Презрение к коррупции и обходным путям. Порицание взяточничества, приятие прозрачных и открытых методов работы, поощрение конкурентной среды.
5. Однозначность принятых решений и стремление достичь поставленной цели, несмотря на видимые трудности. Сфокусированность на задаче, напористость и устремленность. Умение жертвовать личным во имя общественной задачи.
В рамках исследования была создана система из 10 понятий, тегов, описывающих вышеобозначенные качества татарстанцев, и каталогизирующая объекты наследия.
Что такое теги?
Это свод оптимальных правил и жизненных установок, позволяющих максимально эффективно жить на земле Татарстана.
Почему тегов десять?
Архетипическим для жителей республики является число 5: для описания каждого из пяти элементов, образующих образ татарстанца, рекомендовано использовать два тега, позволяющие полноценно раскрыть заложенные качества (их внешние и внутренние проявления). Перечень из 10 тегов максимально соответствует внутренним личностным установкам каждого татарстанца и общему образу республики.
Пять - самое гармоничное из первого ряда натуральных чисел.
Архетипичность числа 5 подтверждается исследованиями семиологов и культурологов: Татарстан включен в так называемую "пентатонную зону" Поволжья, единственную в Европе зону, в рамках которой несколько национальностей следуют единой музыкальной традиции. Как подтверждают филологические и семиотические исследования, важные числа для культур, представленных в Татарстане, - 3, 5, 7.
Теги становятся основными единицами описания бренда. Представляемые ими качества используются в коммуникационной стратегии бренда и суббрендов.
Визуализация тегов в стреле
"Визуализация тегов в стреле. Скорость"
"Скорость"
Века обратили ее в один из безусловных рефлексов, отличающих татарстанцев. Лучники, удерживающие в воздухе несколько стрел; купцы, готовящие и проводящие сложнейшие сделки в сжатые сроки; просветители, заполняющие каждый свой день полезными делами, - тысячелетие постоянной практики превратило это качество из воспитываемого во врожденное.
Успех мегасобытий, проводимых в современной республике, связан с умением сократить временной отрезок между придумыванием и воплощением. Скорость мысли позволяет быстрее обращать теоретическое знание в прикладное: потому КНИТУ им. А.Н. Туполева и ОАО "Татнефть" представляют такое число практически значимых исследований. Это положительно сказывается на работе государственного аппарата, признанного одним из самых эффективных в Российской Федерации.
По той же причине в республике популярны гонки на спортивных машинах и породистых скакунах. Скоростные виды спорта не только являются важной частью жизни в республике, они воплощают ее суть.
"Визуализация тегов в стреле. Выносливость"
"Выносливость"
Татарстан воспитывает это качество в своих жителях: чем больше человек занимается умственной и физической деятельностью, закаляет тело и дух, тем сильнее и выносливее он становится.
Потому для республики важны и традиционные виды спорта - борьба корэш, которой необходимо учиться с самого детства, и ремесла - кузнечное дело, крайне требовательное ремесло. Спортом и физическим воспитанием занимаются и те, кто занят исключительно интеллектуальным трудом: это верный способ укрепить характер. В Татарстане принято много и с отдачей работать. Выносливость позволяет жителям республики ставить большие цели и быть уверенными: сил и выдержки хватит, чтобы их достичь.
"Визуализация тегов в стреле. Достоинство"
"Достоинство"
Достоинство рождается из умения принять другого, его ценности и мировоззрение. Это качество является неотъемлемой частью этики республики.
Оно было свойственно отпрыскам купеческой династии Стахеевых, работавших на благо своих сограждан, отличало летчика Михаила Девятаева, честно хранившего военную тайну о своем великом подвиге, художника Ивана Шишкина, заботившегося о быте своих соседей. Оно и ныне отличает многих жителей, следующих негласному кодексу чести.
Взаимное уважение и спокойное принятие мнения другого гарантируют открытость деловых партнеров из республики для конструктивного диалога, поддержку со стороны татарстанцев в частных делах.
"Визуализация тегов в стреле. Пытливость"
"Пытливость"
"Во всем мне хочется дойти до самой сути" - так начинает одно из своих самых известных стихотворений Борис Пастернак, проживавший в Чистополе с 1942 по 1943 год. Стремление найти суть, понять, преобразить и начать делать - один из лейтмотивов жизни в Татарстане.
Он прочитывается и в хитроумном строении Тайницкой башни, и в идее создания образовательной программы нового поколения Innopolis University.
Пытливый ум отличает не только ученых, хотя именно в Казани зародились мощные научные школы филологии, востоковедения и термодинамики. Смекалка и здравый смысл очень развиты в республике вообще. Интерес к новому, желание найти оптимальное решение для сложных задач делают Республику Татарстан одним из самых успешных регионов России.
"Визуализация тегов в стреле. Чутье"
"Чутье"
Перспективные направления в бизнесе, науке и искусстве можно обнаружить и развить, лишь обладая особой прозорливостью. Она издревле отличала жителей нынешнего Татарстана: в Древнем Болгаре еще в IX веке проводились химические опыты, в Елабуге конца XVIII века развивались табачная, чайная и химическая промышленности, в Казани XIX века произошла важная реформа светского и религиозного образования. В каждом из направлений купцы, ученые и художники добивались впечатляющих успехов. Умение двигаться на несколько шагов впереди и сегодня сохраняется в республике: достаточно взглянуть на развитие информационной, авиационной и химической индустрий. Именно чутье на перспективные направления сделали Татарстан форпостом отечественной IT-индустрии.
"Визуализация тегов в стреле. Традиция"
"Традиция"
Жители Татарстана бережно относятся к существующим традициям и так же аккуратно создают новые. Они реставрируют архитектурные памятники, воскрешают декоративно-прикладное искусство, устраивают фольклорные события и фестивали, поддерживают юные дарования. Традиция позволяет держать связь поколений и черпать новые идеи из мудрости предков. Разрабатывая календарь событий для острова-града Свияжск, культурные деятели создают новую традицию, воспевающую мирную красоту его храмового комплекса; следуя заветам Юнуса Ахметзянова, гастрономические гении воскрешают и развивают традиционную кухню.
"Визуализация тегов в стреле. Единство"
"Единство"
Татарстанцы воспринимают себя как единую культурно-географическую общность. Потому для Татарстана типичны истории, за пределами республики воспринимающиеся зачастую как парадоксальные: объединение православной и мусульманской общин для строительства мечетей (как в XIX веке, так и в случае возведения мечети Кул-Шариф), принятие советской властью нескольких монастырей в статусе культурных центров - таким чувством плеча редко может похвастаться мультикультурное сообщество. Залог успеха на общем жизненном пути - гармоничное дополнение друг друга и добрососедство.
"Визуализация тегов в стреле. Мастерство"
"Мастерство"
"Человек, обогащая свой ум познаниями, еще должен учиться уметь наслаждаться жизнью", - говорил Н.И. Лобачевский в речи "О важнейших предметах воспитания". Для него было важно, чтобы студенты умели существовать в гармонии, напряженно работая на фронтах научного знания и тонко чувствуя вкус к жизни. Мастерство требуется в обоих случаях, и именно его в результате воспитания приобретают многие жители республики. В духе региона - постоянное оттачивание навыка, стремление к досягаемым высотам мастерства. Потому в Татарстане так развиты образовательные программы, курсы повышения квалификации. Совершенствование верно и для декоративно-прикладного искусства: филигранный традиционный костюм обретает новую жизнь вне музейных пространств, а искусно исполненные памятники архитектуры возвращаются к жизни благодаря работе мастеров-реставраторов.
"Визуализация тегов в стреле. Упорство"
"Упорство"
Исторически верное качество, позволявшее жителям Татарстана не сворачивать с намеченного пути и двигаться к поставленной цели. Так, Габдулла Тукай продолжал писать и работать, пока болезнь не захватила его полностью. Потому же Василий Энгельгардт более 40 лет собирал оборудование для постройки обсерватории, терпеливо игнорируя недоумение окружающих его людей. Живым памятником упорству татарстанцев стал концерн "КАМАЗ": его возведение стало поводом для полного обновления города Набережные Челны. С годами градообразующее предприятие превратилось в крупнейшую российскую сеть по производству грузовых автомобилей и подготовило одну из лучших автогоночных команд мира - "КАМАЗ-Мастер", которую называют "национальной раллийной сборной". Самоотдача спортсменов, постоянные тренировки, сфокусированность на работе и нечеловеческое усердие 12 раз приводили команду к победе в ралли "Дакар".
Преданность цели и умение на время забыть о других вещах - сущностное основание татарстанского упорства. Это героическое качество, без которого ни одно дело не может быть завершенным. У татарстанцев его в избытке.
"Визуализация тегов в стреле. Устремленность"
"Устремленность"
Умение видеть цель, которая может отстоять от человека на несколько поколений, - позитивная черта татарстанцев. Благодаря устремленности стали возможны научные династии КФУ и КАИ, появление острова-града Свияжск и при этом практически полное сохранение культовых объектов в период воинствующего атеизма советской власти. В языках, ментальности и образе жизни жителей республики заложено неустанное стремление вперед. Преодоление, умение аккумулировать энергию на пути к цели позволяют татарстанцам реализовывать самые амбициозные проекты, удивляя гостей со всего света.
Татарстанцы всегда идут вперед. Всегда знают - зачем.
"Визуальная карта бренда"
Логотип
"Описание"
Графический знак представляет собой стилизованное изображение всадника на коне с натянутой тетивой лука и стрелой.
"Цветовые версии"
Основная версия логотипа - красная с черным на белом фоне, но в случае необходимости можно использовать монохромные версии в фирменных цветах.
Нельзя использовать какие-либо еще цветовые вариации логотипа, кроме приведенных на данной странице.
"Языковые версии"
Логотип имеет три языковые версии, выбор той или иной версии зависит от языка, используемого на носителе.
"Версии компоновки"
Существует четыре версии компоновки знака. Выбор той или иной версии логотипа зависит от удобства использования на разных форматах. Например, для нанесения на карандаше лучше выбрать нижний варианта для помещения в круглую форму удобнее будет первый.
Следует соблюдать ограничение по минимальному размеру логотипа для корректного воспроизведения.
"Охранное поле"
При размещении фирменного блока на рекламных носителях различного формата или ориентации (горизонтальной или вертикальной) следует учитывать наличие охранного поля фирменного блока. Пропорции расчета охранного поля приведены на данной странице. Фирменный блок может располагаться вверху или внизу листа, примыкая к его краю своим охранным полем, или внутри поля листа, при этом иные объекты композиции не должны внедряться в охранное поле фирменного блока.
Охранное поле для фирменных блоков на татарском и английском языках строятся по тому же принципу.
"Охранное поле"
При размещении фирменного блока на рекламных носителях различного формата или ориентации (горизонтальной или вертикальной) следует учитывать наличие охранного поля фирменного блока. Пропорции расчета охранного поля приведены на данной странице. Фирменный блок может располагаться вверху или внизу листа, примыкая к его краю своим охранным полем, или внутри поля листа, при этом иные объекты композиции не должны внедряться в охранное поле фирменного блока.
Охранное поле для фирменных блоков на татарском и английском языках строятся по тому же принципу.
"Охранное поле"
При размещении фирменного блока на рекламных носителях различного формата или ориентации (горизонтальной или вертикальной) следует учитывать наличие охранного поля фирменного блока. Пропорции расчета охранного поля приведены на данной странице. Фирменный блок может располагаться вверху или внизу листа, примыкая к его краю своим охранным полем, или внутри поля листа, при этом иные объекты композиции не должны внедряться в охранное поле фирменного блока.
Охранное поле для фирменных блоков на татарском и английском языках строятся по тому же принципу.
"Расположение на паттерне-плетении"
Допускается расположение фирменного блока на паттерне-плетении только на стороне затемнения. Нельзя располагать логотип на паттерне-плетении на незатемненном участке.
"Расположение на фотографических фонах"
Допускается расположение фирменного блока на равномерном фотографическом фоне. Нельзя располагать логотип на контрастном фотографическом фоне, так как он становится нечитаемым.
"Запрещенное использование"
Стрела
"Примеры использования"
"Описание"
Стрела является ключевым символом бренда "Наследие Татарстана". Элемент, символически обозначающий наконечник стрелы, является ключевым элементом фирменного стиля. Он присутствует во всех печатных и рекламных материалах. Располагается всегда слева, острие всегда направлено вправо.
Исключением являются некоторые виды сувенирной продукции: тарелки, платки и т.д. На них стрела может располагаться по-разному, в зависимости от специфики предмета.
"Использование без фото"
На однородном фоне или на фирменном паттерне-плетении используется фигурный вариант стрелы (с вырезом внутри).
"Использование с фото"
Стрелу можно использовать как контейнер для фото либо как плашку под текст, наложенную на фото. В этом случае используется цельный вариант стрелы без выреза внутри.
Важно соблюдать достаточную степень контраста самой стрелы и фонового цвета.
"Дополнительные варианты стрелы"
Существуют дополнительные варианты стрелы, они применяются в сувенирной продукции для большей вариативности и удобства. Принципы их использования соответствуют принципам, описанным выше.
В рекламной и печатной продукции используется вариант стрелы, описанный ранее, как основной.
"Неправильное использование"
Слева показаны неправильные варианты использования стрелы:
- Использование стрелы с вырезом для фотоматериала.
- Использование стрелы не навылет.
- Использование стрелы, направленной в другую сторону.
"Неправильное использование"
Слева показаны неправильные варианты использования стрелы:
- Использование стрелы целиком, а не навылет.
- Использование цельной стрелы без вырезов на однородном фоне.
"Неправильное использование"
Запрещается совмещать паттерн-плетение и фотографию в одном макете.
На паттерн-плетении запрещается использовать стрелу других цветов, кроме белого.
Паттерн-плетение
"Примеры использования"
"Примеры использования"
"Описание"
Паттерн-плетение используется:
- Для заливки фигурной стрелы или ее фона.
- Для заливки серийных носителей. Например, серии флагов или серии роллапов, располагающихся рядом (см. пример).
- На сувенирной продукции для заливки второстепенных поверхностей: внутренней стороны коробки или кружки, ленты для бейджей, обратной стороны визитки и т.д.
Направление градиента может быть либо справа налево, либо слева направо, всегда вдоль направления цветовых рядов паттерна.
"Использование без градиента"
Паттерн без градиента используется только в исключительных случаях, когда технически невозможно нанести паттерн с градиентом.
Элемент "стрела" никогда не заливается паттерн-плетением без градиента. В случае технических ограничений стрела заливается красным или белым цветом.
"Описание градиента"
Паттерн-плетение состоит из двух слоев: нижний слой - узор из трех цветов и верхний слой - градиент с прозрачностью. Режим наложения слоев - Normal.
"Масштабирование"
Важно соблюдать масштаб паттерна на поверхности или внутри стрелы. Слева показано примерное соотношение сегмента паттерна и длинной стороны макета или объекта.
Масштаб варьируется в заданном диапазоне в зависимости от размера объекта, на котором он используется.
"Запрещенные варианты использования"
- Паттерн-плетение не используется без градиента.
- Нельзя менять цвета ни в каких элементах паттерна.
- Нельзя разбивать паттерн-плетение на отдельные фрагменты, составлять из него самостоятельные формы, он может служить только в виде заливки поверхности или стрелы.
Паттерн тегов
"Примеры использования"
"Описание"
Паттерн тегов используется на сувенирной продукции в качестве заливки поверхностей.
"Цветовые версии паттерна"
Слева представлены разные цветовых вариации паттерна тегов.
"Масштабирование"
Важно соблюдать масштаб паттерна на поверхности носителя. Слева показан правильный масштаб на крупных и мелких объектах.
Масштаб варьируется в заданном диапазоне в зависимости от размера объекта, на котором он используется.
"Неправильное использование"
На данной странице приведены неправильные варианты использования паттерна тегов.
Нельзя: при кадрировании паттерна обрезать головы или другие значимые элементы фигур, наклонять паттерн тегов, размещать фигуры по-другому, совмещать теги с паттерн-плетением, помещать текст на паттерн тегов.
"Использование тегов отдельно"
"Использование тегов отдельно"
Фигуры-теги из паттерна могут использоваться отдельно.
Фигуры используются на объектах и в полиграфии для подчеркивания смысла, заложенного в носитель. Например, грамота "за пытливость". Фигура может сопровождаться словесной версией тега, а может быть и самостоятельным декоративным элементом, например, в виде брелока или на конверте.
Слово-тег набирается фирменным шрифтом ALS Ekibastuz ExtraBold заглавными буквами.
Каждому из 10 тегов соответствует ключевая иллюстрация.
"Примеры использования тегов отдельно"
Фирменные шрифты
"Основной фирменный шрифт"
Фирменные шрифты являются важнейшим элементом фирменного стиля. Они используются в рекламных коммуникациях, деловой документации, на вывесках, сувенирной продукции и т.д.
Фирменные шрифты бренда историко-культурного наследия Республики Татарстан - это шрифты семейства Ekibastuz и PT Sans.
Из семейства Ekibastuz используется два начертания - Bold и ExtraBlack. Этот шрифт используется в заголовках и хедлайнах.
PT Sans используется в двух начертаниях - Regular и Bold, а также применяются их наклонные вариации (Italic). Этот шрифт используется для саблайнов и больших массивов текста.
"Дополнительный шрифт"
Стоит отметить, что есть случаи, когда использование фирменной шрифтовой гаммы невозможно, например, веб-сайт, электронная почта, Power Point. В таком случае используется альтернативный системный шрифт Verdana во всех начертаниях (Regular, Bold).
Фирменные цвета
"Основные фирменные цвета"
На схеме слева приведены эквиваленты основных фирменных цветов Республики Татарстан в моделях PANTONE, CMYK и RGB, а также в системе RAL.
Модель CMYK используют для печати триадными красками, PANTONE - для печати смесевыми, модель RGB - для создания экранной графики. RAL - общепринятый лакокрасочный стандарт.
Каждый из цветов несет в себе определенную функцию и символику:
"Основные фирменные цвета"
Цвета имеют также и символическое значение: они отображают культурные традиции, присущие Татарстану. Переплетаясь вместе, они создают символичную цветовую систему, верную для всех татарстанцев вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности.
"Дополнительные цвета"
Исключением может являться сувенирная продукция, на которой используется золотое или серебряное тиснение, печать PANTONE или металлизированная бумага.
Принципы верстки макетов
"Обзор"
"Обзор"
"Обзор"
"Обзор"
Рекламные и информационные макеты строятся по общим принципам:
1. Слева - элемент "стрела" с тематическим изображением внутри, справа - информационная часть.
2. Слева элемент "стрела" залит одним из фирменных или белым цветом, в элементе располагается информация. Под стрелой и справа располагается иллюстративный материал (см. пример).
3. Информационный блок центрируется по горизонтали с элементом "стрела".
"Горизонтальный макет"
Основные принципы верстки горизонтальных макетов:
1. Стрела всегда слева навылет.
2. Текстовый блок всегда выровнен по центру стрелы и строится по правилам, описанным в разделе о типографике.
3. Логотип всегда находится в верхнем правом углу.
Формат |
Знак/высота |
Отступ сверху |
Отступ слева |
Высота букв заголовка max/min |
А6 |
5,5 мм |
2,7 мм |
5,5 мм |
14,5/10,5 мм |
А5 |
8 мм |
4 мм |
8 мм |
20/15 мм |
А4 |
11 мм |
5,5 мм |
11 мм |
29/21 мм |
А3 |
16 мм |
8 мм |
16 мм |
41/30 мм |
А2 |
22,6 мм |
11,3 мм |
22,6 мм |
57,5/42,5 мм |
А1 |
32 мм |
16 мм |
32 мм |
81/60 мм |
А0 |
45 мм |
22,5 мм |
45 мм |
115/85 мм |
6 х 3 |
160 мм |
80 мм |
160 мм |
290/214 мм |
10 х 1 |
190 мм |
95 мм |
190 мм |
360/240 мм |
Информация и фотоматериал могут находиться как в стреле, так и вне ее.
"Горизонтальный макет. Возможные варианты"
На данной схеме голубым цветом показана область допустимой обрезки стрелы в экстремальных горизонтальных форматах.
"Область допустимой обрезки стрелы в экстремальных горизонтальных форматах"
"Запрещенные варианты"
На данной странице представлены неправильные варианты компоновки элементов в макете.
"Экстремальный горизонтальный макет"
"Вертикальный макет"
Основные принципы верстки вертикальных макетов:
1. Стрела всегда слева навылет, занимает максимум пространства, может обрезаться с двух сторон.
2. Текстовый блок находится над или под стрелой и строится по правилам, описанным в разделе о типографике. В вертикальном макете типографика обязательно помещается навылет с двух сторон. Правила и размеры вылетов описаны в разделе о типографике.
3. Логотип всегда находится в верхнем правом углу.
Формат |
Знак/высота |
Отступ сверху |
Отступ слева |
Высота букв заголовка max/min |
А6 |
5,5 мм |
2,7 мм |
5,5 мм |
14,5/10,5 мм |
А5 |
8 мм |
4 мм |
8 мм |
20/15 мм |
А4 |
11 мм |
5,5 мм |
11 мм |
29/21 мм |
А3 |
16 мм |
8 мм |
16 мм |
41/30 мм |
А2 |
22,6 мм |
11,3 мм |
22,6 мм |
57,5/42,5 мм |
А1 |
32 мм |
16 мм |
32 мм |
81/60 мм |
А0 |
45 мм |
22,5 мм |
160 мм |
115/85 мм |
Сити-формат 1,2 х 1,8 |
65 мм |
32,5 мм |
65 мм |
117/86 мм |
Флаги 1 х 3 |
122 мм |
61 мм |
122 мм |
98/71 мм |
"Вертикальный макет. Возможные варианты"
В вертикальных макетах стрела может помещаться сверху, снизу или на весь формат целиком.
"Область допустимой обрезки стрелы в экстремальных вертикальных форматах"
На данной схеме голубым цветом показана область допустимой обрезки стрелы в экстремальных вертикальных форматах.
"Типографика. Правила стилей"
В рекламных макетах может быть четыре уровня текста. В зависимости от важности информации она распределяется внутри этих стилей.
Размер шрифта - от 1/1 до 1/2 к размеру первого уровня.
Высота плашки - от 1/1 до 1/2 к высоте букв первого уровня.
Размер шрифта - от 1/8 от размера шрифта первого уровня.
"Типографика. Правила построения"
Типографика строится по правилам:
1. Между блоками и строчками расстояние всегда одно и то же - 1/8 от высоты буквы Н в хедлайне.
2. Не выравнивать блок и его элементы по вертикали.
3. Строить блок наподобие летящей стрелы (средние строки выдвинуты вперед).
"Типографика. Неправильные варианты"
На этой странице приведены примеры неправильного построения текстовых блоков.
"Типографика. Построение блока"
На этой странице приведены примеры правильного построения текстовых блоков в рекламном макете.
"Типографика. Спорные случаи"
В русскоязычных текстах в случае со словами, содержащими буквы с выносными элементами, правила остаются теми же, и расстояние между строк отсчитывается по букве "Н". Выносные элементы по возможности не пересекаются с соседними строками. Но если в силу формата слияния строк не избежать, допускается второй вариант, показанный слева.
Отсчитывать межстрочное расстояние от выносных элементов неверно.
"Верстка информационных блоков"
Верстка информационных блоков в рекламных носителях строится по принципу свободного горизонтального движения - для достижения динамики, направленной слева направо.
Текстовые блоки и отдельные слова не должны быть выровнены по вертикали, но должны быть очень четко выстроены по горизонтали, сохраняя общие базовые линии или выравнивание по верху строки.
Вся основная информация первого и второго планов набирается прописными. Используется фирменный красный цвет, можно добавлять цвета из фотоматериала в небольших количествах.
"Типографика со стрелой. Внутри стрелы"
Текст может находиться как на стреле, так и в свободном поле.
Если текст вписывается в стрелу и достаточно лаконичен, его можно расположить навылет. Если текст носит служебный характер, например, навигация, он должен быть вписан в стрелу с достаточным расстоянием от ее краев.
"Типографика со стрелой. Внутри стрелы"
Кобрендинг
"При отсутствии системы дизайна"
Целесообразно использовать элементы фирменного стиля, когда основой для коммуникации является идентичность бренда "Наследие Татарстана", а у продукта или проекта нет сформированного стиля визуальных коммуникаций.
"Встраивание в существующий стиль"
При наличии у проекта или продукта брендинговой кампании достаточной индивидуальности (своя аудитория, репрезентативный лидер, потенциал роста, который будет превышать общую динамику роста бренда "Наследие Татарстана") следует использовать элементы бренда в минимальном количестве.
Носители. Наружная реклама
"Фотография рекламного щита"
"Фотография рекламного щита"
"Фотография рекламного щита"
"Фотография"
"Щит 3 x 6"
"Щит 3 x 6"
"Перетяжка 10 x 1 м"
"Сити-формат 1200 x 1800"
"Брандмауэр"
"Вертикальный формат А2"
"Вертикальный формат А1"
"Горизонтальный формат А2"
"Горизонтальным формат А1"
"Пиллар 3 x 1,4 м"
"Флаги"
"Фотография"
"Пресс-волл"
"Роллап"
"Информационный стенд"
Носители. Документация и полиграфия
"Папка"
"Еженедельник"
"Грамота"
"Медали"
"Грамота"
"Бланки"
"Конверты стандартные"
"Конверты для особых случаев"
"Бейдж"
"Визитка"
"Тетрадь А4"
"Приглашение"
"РРТ-презентация"
"РРТ-презентация"
"Книга"
"Книга. Примеры обложки"
Носители. Сувенирная продукция
"Кружки"
"Ручки"
"Карандаши"
"Лук и колчан"
"Чехлы для гаджетов"
"Чехлы для гаджетов"
Данные теги приведены в качестве примера. Таким же образом могут быть использованы остальные теги.
"Термос"
"Кроссовки"
"Коробка для сувениров"
"Пакет"
"Упаковочная бумага"
"Навесные ярлыки"
"Упаковочная лента"
"Брелоки"
"Сервиз"
"Тарелки"
"Флешка"
"Бейсболка"
"Подушка"
"Платок"
"Дождевик"
"Кимоно"
"Боксерские перчатки"
"Боксерские перчатки"
"Шлем для борьбы"
"Гоночный шлем"
"Гоночный шлем"
"Стакан"
"Шапка, шарф, варежки"
"Сумки"
"Тубус"
"Тубус"
"Толстовка"
"Футболки"
"Вилки, ложки, нож"
"Рюкзак"
"Пенал"
"Пенал"
Носители. Городские объекты
"Детская площадка"
"Велопарковка"
"Навигация"
"Оформление улиц"
"Оформление улиц"
"Оформление улиц"
"Оформление улиц"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.