Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Программе
Подпрограмма-4
"Развитие системы дополнительного образования художественно-эстетической направленности на 2015-2017 годы"
30 мая 2017 г.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 мая 2017 г. N 2021 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт Подпрограммы-4
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-4, в том числе проблемы, на решение которых направлена Подпрограмма-4
Сегодня в г. Казани функционируют 25 муниципальных школ, подведомственных Управлению культуры: 18 музыкальных, 7 художественных. Каждый третий ребенок в возрасте от 6 до 15 лет учится в музыкальной или художественной школе города. Всего обучается 8423 юных дарования. Ежегодно растет число талантливых ребят-выпускников школ искусств г. Казани, поступающих в средние и высшие специальные заведения культуры и искусства. В 2013 году художественное образование продолжили 134 выпускника, что составляет порядка 10% от всех выпускников школ искусств.
Одним из поворотных событий 2013/2014 учебного года стало вступление в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому в школах искусств начался активный переход на новые федеральные государственные требования (ФГТ). При этом особое внимание уделяется сохранению баланса и усилению роли детских музыкальных школ и школ искусств в трехступенчатой системе профессионального образования музыкантов и художников "школа - училище - вуз". Уже внесены необходимые изменения в уставы школ, разработана нормативно-правовая документация. Учреждения осуществляют набор по новым предпрофессиональным программам.
Нововведением последнего времени также стало внедрение в процесс обучения в школах искусств программы АИС "Электронное дополнительное образование", в основе которой лежит организация электронного учета обучающихся, позволяющая привести контингент в соответствие с нормативами.
Укомплектованность педагогами в школах дополнительного образования художественно-эстетической направленности Управления культуры составляет 100%. Это 639 педагогов. Из них:
- высшее профессиональное образование имеют 506 человек (79,2%);
- почетные звания и государственные награды имеют 64 человека (10%);
- 255 специалистов с высшей квалификационной категорией (39,9%);
- 41 молодой специалист (6,4%);
- 219 человек пенсионного возраста (34,3%).
Управление культуры продолжает работу по обновлению и омоложению директорского корпуса. Так, средний возраст директоров школ художественно-эстетической направленности составляет 47 лет, в то время как в начале 2012 года этот показатель был 58 лет. К началу 2014 года директорский корпус обновился на 40% (в 7 из 18 школ).
Также отмечается рост заработной платы преподавателей по сравнению с прошлым годом (рост на 7,8%, что составляет 16974 рубля).
В 2013/2014 учебном году школы художественно-эстетического образования Управления культуры приняли участие в 1064 концертах и 233 выставках. Состоялось 111 выездных мероприятий как в городах республики, соседних регионах, так и за рубежом (42/46/23).
С каждым годом отмечается рост количества детей - активных участников конкурсов различного уровня (273 международных и всероссийских конкурса, 169 республиканских и региональных, 189 городских и районных, 87 школьных). В 2013/2014 учебном году званий лауреатов и дипломантов удостоено 1992 ребенка (1324 чел./668 чел.). Это более 23% учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств.
Победители международных и всероссийских конкурсов поощряются именными стипендиями. Например, в 2013/2014 учебном году 15 лучших учащихся детских музыкальных и художественных школ Управления культуры получили стипендии Мэра города Казани (ДМШ N 1, 3, 4, 7, 9, 10, 13, 16, 17, ДХШ N 1, 6). Кроме этого, поддержка одаренных Детей осуществлялась за счет республиканских и федеральных источников: стипендиатами Министерства культуры Республики Татарстан стали учащиеся ДМШ N 5, ДМШ N 7 им. А.С. Ключарева, ДМШ N 8. Обладателями поощрительной стипендии Дениса Мацуева - учащиеся ДМШ N 13 и ДМШ N 5. Специальной премией "Надежда России" благотворительного фонда творческих инициатив "Таланты мира" был награжден учащийся ДМШ N 13.
В 2014 году была учреждена Городская премия имени Константина Васильева в области изобразительного искусства. Ежегодно, 3 сентября, в день рождения художника, она будет вручаться лучшим преподавателям детских художественных школ г. Казани.
Огромная работа проводится и городскими методическими секциями. На всех отделениях проведены конкурсы, мастер-классы, семинары-практикумы. Важным и принципиально новым направлением стала совместная и эффективная работа со средними специальными и высшими учебными заведениями, результатом чего стало повышение статуса проводимых конкурсов. Из 10 состоявшихся в 2013/2014 учебном году конкурсов 6 мероприятий проходили под статусом республиканских.
В числе наиболее заметных мероприятий, организуемых городскими секциями, - Республиканский конкурс художественных работ "Узоры Востока как чистый ручей", приуроченный к Году культуры и объявлению города Казани в 2014 году культурной столицей тюркского мира.
Школы художественно-эстетической направленности Управления культуры принимают активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями. Взято шефство над коррекционными школами N 4, 61, 76, 11, 172, школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей 1-II вида им. Е.Г. Ласточкиной, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в лицее-интернате для одаренных детей с углубленным изучением химии имени академика П.А. Кирпичникова (Зеленодольский муниципальный район, пос. Ореховка). Детская музыкальная школа N 8 ведет планомерную работу с Республиканским центром образования и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих и Казанской местной организацией Всероссийского общества слепых.
В МБОУ ДОД "ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского" идет обучение детей с ограниченными возможностями - инвалидами по зрению по индивидуальной программе.
Помимо творческого развития система дополнительного образования является важным и действенным инструментом профилактики наркомании, правонарушений среди подростков, что особенно важно в условиях современного мегаполиса. В числе мероприятий, традиционно проводимых школами искусств г. Казани, - оформление стендов, организация концертов, выставок, театрализованных праздников, встреч с психологами и врачами детских поликлиник, мастер-классов и конкурсов, родительских собраний и всеобучей. Так, например, в ДМШ N 7 успешно функционирует "Экспериментальная площадка" по профилактике созависимого поведения детей и подростков, в рамках которой проводятся лекции для родителей и преподавателей, а также тестирование детей.
Учреждения художественно-эстетической направленности Управления культуры плодотворно сотрудничают с общеобразовательными школами и специализированными (коррекционными) школами, организуют совместные мероприятия, делятся опытом и устраивают музыкальные праздники ("А ну-ка, парни!", "Здравствуй, Науруз!", "Январские вечера", концерт-беседа "Умей сказать НЕТ!").
В нынешних условиях важно создать гибкую систему дополнительного образования, которая бы позволяла осуществлять и массовый охват детей, и оказывать качественные художественно-эстетические услуги на фоне быстро меняющихся технологий.
Реализуя эти задачи, Управление культуры в качестве приоритетного вектора модернизации сети учреждений художественно-эстетического образования в области культуры и искусства предлагает создание в городе Казани принципиально новой проектно-ориентированной модели развития детского художественного образования. Она предусматривает обновление материально- технической базы учреждений, внедрение инновационных методов обучения, реализацию новых творческих проектов (в том числе с учетом регионального компонента и современной музыкальной культуры), грантовую поддержку школ, организацию дистанционных курсов для учащихся школ искусств.
Основополагающим в новой модели является создание и успешное развитие детских массовых сводных коллективов. Сегодня в городе успешно работают пять сводных детских коллективов, созданных по инициативе Управления культуры и уже ставших "визитной карточкой" Казани: детский сводный хор, фольклорный ансамбль исполнителей на тальянках и кураях, детский симфонический оркестр, Казанский детский духовой оркестр, сводный оркестр гитаристов.
Именно в реализации этих проектов видится эффективное функционирование детских школ искусств города Казани в ближайшие годы. Участие в этих коллективах уже стало большим стимулом для детей. И не только для детей, но и для родителей, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии ребенка, его успешности, а также участии в значимых мероприятиях на крупнейших концертных площадках города. Важно это и для школы, поскольку концертные выступления в сводных коллективах повышают интерес детей к обучению. А в будущем это скажется и на увеличении процента поступления выпускников школ в профильные ссузы и вузы.
Самым демократичным и универсальным массовым коллективом стал детский сводный хор. В его состав вошли 1000 учащихся музыкальных школ г. Казани. Исторически Казань славилась крепкой хоровой школой. И данный проект был создан с целью возрождения культуры детского хорового пения.
Ярко стартовал еще один массовый коллектив, аналогов которому сегодня нет в России, - фольклорный ансамбль исполнителей на тальянках и кураях. Его создание обусловлено желанием возродить, сохранить и популяризировать традиции национального, народного исполнительства, дать новую жизнь татарскому национальному инструменту - тальянке. Коллектив из 350 детей достойно перенимает традиции аксакалов проекта "Уйнагыз, гармуннар".
Самым интересным в реализации проектом стал Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан, призванный популяризировать классическое искусство как современную качественную музыкальную культуру и творчество. Этот проект реализуется в сотрудничестве с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, его художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским.
Сегодня в состав детской струнной группы входит 70 учащихся музыкальных школ города Казани в возрасте от 9 до 16 лет. В перспективе планируется участие в этом коллективе лучших учащихся музыкальных школ всей республики. В связи с этим планируется создание в Казани оркестровой школы, где будут "охвачены" все оркестровые инструменты.
В 2014 году был создан еще один сводный коллектив - Казанский детский духовой оркестр. Сегодня почти утрачена традиция духовых военных оркестров (в Казани в настоящее время остался только один коллектив в танковом училище). Учитывая то, что в последние годы в Казани реализуется программа развития городских скверов, идея возрождения традиции, когда в парках играла живая духовая музыка, не эфемерна.
Продолжается работа и по развитию сводного оркестра гитаристов, в состав которого вошли 20 ребят из школ искусств, 25 студентов Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева и Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова. В апреле 2014 года в ДМШ N 3 им. Р. Яхина было открыто уникальное отделение "Международная академия гитары", где предполагаются систематическое проведение мастер-классов с участием педагогов и исполнителей международного уровня, углубленное изучение мирового гитарного искусства, различных исполнительских стилей и направлений (гитара-фламенко, русская семиструнная гитара, ренессансная лютня), курсы истории исполнительства, теории музыки.
На гала-концерте VII Международного фестиваля "Классическая гитара в XXI веке", собравшем 6 апреля 2014 года аншлаг в Государственном большом концертном зале им. С. Сайдашева, идейному вдохновителю фестиваля и организатору Казанской академии гитары Айнуру Бегутову от имени Мэра г. Казани был вручен сертификат на 100 тыс. рублей. Деньги были направлены на приобретение музыкальных инструментов для проведения занятий в академии, которые стартуют на базе МБОУ ДО г. Казани "ДМШ N 3 им. Р. Яхина".
Помимо активного функционирования и поддержки детских массовых коллективов проектно-ориентированная модель развития художественного образования предполагает и запуск новых проектов, участие в которых примут музыкальные и художественные школы г. Казани. Одним из таких проектов стала уже запущенная в 2014 году акция "Поющая Казань", в которой задействованы не только хоровые коллективы города, но и все желающие. Данный проект, стартовавший 9 мая 2014 года, направлен, прежде всего, на активизацию совместного творчества детей и ветеранов, которое, несомненно, создает благоприятную почву для формирования гражданственности и чувства патриотизма у молодежи, а также укрепления преемственности и взаимосвязи между поколениями.
МБОУ ДО г. Казани "ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского" является ярким примером активного воплощения в жизнь принципа частно-государственного партнерства, реализация которого стала возможной благодаря вниманию руководства Республики Татарстан и г. Казани к детскому музыкальному образованию. При непосредственном участии Президента и Правительства Республики Татарстан, Мэрии г. Казани, Министерства культуры Республики Татарстан и бизнеса для укрепления материально-технической базы МБОУ ДО г. Казани "ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского" за последние 7 лет было выделено 15,2 млн. рублей, что позволило значительно улучшить условия воспитания юных талантов.
Несмотря на значительные успехи и стабильно высокий уровень работы системы художественно-эстетического образования, существуют и слабые стороны ее функционирования.
Проблемной зоной остается материально-техническое состояние школ искусств. Практически все учреждения дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности г. Казани испытывают сложности, связанные с капитальным ремонтом зданий (из 25 школ искусств 11 находятся в пристроях и отдельно стоящих зданиях, остальные размещены на первых этажах жилых домов), помещения школ необходимо привести в соответствие с требованиями ФГТ.
С 17 января 2014 года в музыкальных и художественных школах официально отменена родительская плата за обучение (постановление Исполнительного комитета г. Казани от 17.01.2014 N 96 "О признании постановления Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 31.05.2007 N 1039 утратившим силу"). Средства муниципального бюджета г. Казани направляются в первую очередь на заработную плату и начисления, оплату коммунальных платежей. Систематического обновления требуют и музыкальные инструменты, износ которых сегодня составляет более 70%.
Планируемые мероприятия Подпрограммы-4 направлены и на укрепление материально-технической базы школ художественно-эстетической направленности, включая оснащение специализированным оборудованием, современными техническими средствами, которые обеспечили бы эффективность реализации учебных программ и поддержки талантливой молодежи.
В вопросе создания детских сводных коллективов в 2012-2015 годах Управление культуры использовало внутренние резервы. Был проведен ряд оптимизационных мер, анализ системы, найдено оптимальное соотношение мероприятий и учебного процесса. Вновь созданные коллективы держатся пока исключительно на энтузиазме художественных руководителей. Но в дальнейшем качественное функционирование и развитие проектов сводных коллективов требует решения ряда организационных и финансовых вопросов. Необходимо доукомплектовать коллективы инструментами и концертными костюмами.
III. Цели и задачи Подпрограммы-4 с указанием сроков реализации
Цели Подпрограммы-4:
1. Сохранение, укрепление и комплексное развитие системы художественно-эстетического образования.
2. Развитие детских массовых коллективов.
3. Развитие материально-технической базы учреждений системы художественно-эстетического образования.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сохранение и продолжение лучших традиций системы дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
2. Выявление и адресная поддержка одаренных обучающихся, создание условий для их образования и творческого развития.
3. Сохранение и поддержка детских массовых коллективов.
4. Совершенствование кадрового потенциала учреждений художественно-эстетической направленности, повышение профессионального уровня педагогической деятельности.
5. Эффективное использование и содержание в надлежащем состоянии муниципального имущества для качественного оказания муниципальных услуг.
Целевые индикаторы, их значение и экономические показатели в соответствии с поставленными задачами представлены в прилагаемой таблице.
Срок реализации - 2015-2017 годы.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 мая 2017 г. N 2021 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы-4
Общий объем финансирования Подпрограммы-4 составляет 951902,27 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 912204,77 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 39697,50 тыс. рублей.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
|
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
|
2015 |
280407,1 |
12948,6 |
2016 |
308888,77 |
15152,90 |
2017 |
322908,90 |
11596,00 |
Итого |
912204,77 |
39697,50 |
Объемы финансирования Подпрограммы-4 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
V. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы-4
Реализация мероприятий Подпрограммы-4 позволит достичь к 2017 году:
- сохранения количества обучающихся в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности на уровне 2014 года, 100%;
- увеличения доли учащихся, охваченных фестивально-конкурсным движением:
федерального, международного уровня - до 34%,
городского уровня - до 45%,
регионального уровня - до 24%;
- увеличения количества детей, охваченных детскими массовыми сводными коллективами, до 2000 человек;
- сохранения доли педагогических кадров с высшим образованием на уровне 79,2%;
- внедрения эффективного контракта в учреждениях дополнительного образования на 100%;
- увеличения доли учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности, охваченных мероприятиями по повышению противопожарной безопасности и улучшению условий пребывания людей, до 74%;
- снижения потребления электроэнергии в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности до 2,5%;
- обеспеченности энергосберегающим оборудованием учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности на 100%;
- укрепления материально-технической базы учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности для предоставления качественных услуг до 1,01%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.