Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ от 10 февраля 2016 г. N 12/2-пр настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к приказу Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РТ
от 30 сентября 2015 г. N 228/2-пр
Ведомственная целевая экономически значимая региональная программа "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2015-2016 годы"
10 февраля 2016 г.
1. Паспорт
ведомственной целевой экономически значимой региональной программы "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2015 - 2016 годы"
Наименование программы |
Ведомственная целевая экономически значимая региональная программа "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2015-2016 годы" |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 N 235 "Об утверждении Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы" |
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
Цель программы |
Создание отечественной сырьевой базы и увеличение производства отечественной льняной продукции |
Основные задачи |
Задача 1. Увеличение валового сбора льноволокна. Задача 2. Увеличение валового сбора семян льна-долгунца. Задача 3. Увеличение выработки льноволокна |
Участники программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса Республики Татарстан |
Основные мероприятия программы |
1. Капитальные затраты на строительство, включая реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов первичной переработки льна. 2. Субсидирование части затрат на производство льна (льна-долгунца или масличного), конопли и других лубяных культур товаропроизводителям, реализующим лен, коноплю и другие лубяные культуры в переводе на волокно на внутреннем рынке Российской Федерации |
Сроки и этапы реализации программы |
2015-2016 годы |
Исполнители программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса Республики Татарстан |
Объёмы и источники финансирования |
Всего - 122,0 миллионов рублей (далее - млн. руб.) в том числе, региональный бюджет - 23,0 млн. руб. внебюджетные источники - 99,0 млн. руб. 2015 год - 87,0 млн. руб. в том числе, региональный бюджет - 20,0 млн. руб. внебюджетные источники - 67,0 млн. руб. 2016 год - 35,0 млн. руб. в том числе, региональный бюджет - 3,0 млн. руб. внебюджетные источники - 32,0 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели программы (2016 год к 2013 году) |
1. Увеличение валового сбора льноволокна на 0,94 тысяч тонн (далее - тыс. тонн.); 2. Увеличение валового сбора семян льна-долгунца на 0,06 тыс. тонн; 3. Увеличение урожайности льна-долгунца на 0,5 центнеров с одного гектара (далее - ц/га); 4. Увеличение площади посева на 600 гектаров (далее - га) 5. Увеличение выработки льноволокна на 790 тонн |
Ожидаемые результаты реализации программы (в 2016 году) |
1. Валовой сбор льноволокна до 1,6 тыс. тонн. 2. Валовой сбор семян льна-долгунца до 0,11 тыс. тонн. 3. Урожайность льна-долгунца 13,7 ц/га. 4. Площадь посева до 1,1 тысяч гектаров (далее - тыс. га). 5. Выработка льноволокна до 1,42 тыс. тонн |
Система управления и контроля |
Ответственным за реализацию программы в целом является отдел развития отраслей земледелия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) |
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Ведомственная целевая экономически значимая региональная программа "Развитие льняного комплекса в Республике Татарстан на 2015-2016 годы" (далее - Программа) призвана стать инструментом для устойчивого развития отрасли льноводства, что является составной частью достижения приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан.
Программа подготовлена в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы.
Значительную долю валового продукта в льносеющих регионах страны составляет продукция текстильной и легкой промышленности. Постоянный рост спроса в нашей стране и в мире на ткани из натуральных волокон, особенно из льна, вследствие его уникальных потребительских, свойств, логично требует ускорения развития и модернизации текстильной промышленности. Это, в свою очередь, будет стимулировать увеличение производства льноволокна. Возникает реальная потребность развития льняного комплекса России, что будет способствовать созданию надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, химической, пищевой, фармацевтической, медицинской, оборонной отраслей экономики страны.
Стратегия устойчивого развития льняного комплекса, увеличение темпов роста производства могут быть обеспечены за счет дополнительного прироста льнопродукции при условии долговременного роста объемов ее внутреннего потребления, а также импортозамещения (сокращение импорта хлопкового сырья).
Главным препятствием для успешной реализации имеющегося потенциала для устойчивого развития льняного комплекса является недостаточный уровень технического оснащения отрасли.
Основным фактором развития льняного комплекса является внедрение в производство инновационных технологий. Применение современных технологий обеспечивает качество продукции на уровне мировых стандартов, возможность выпуска новых видов продукции из льна, особенно востребованных другими отраслями экономики. Отсутствие современных научных разработок по данному направлению сдерживает инновационный процесс развития льняного комплекса.
В результате в развитии льноводства образуется "замкнутый круг": недостаток ресурсов для развития определяет технологическое отставание, которое обусловливает низкое качество продукции и высокие издержки производства, его низкую конкурентоспособность по отношению к импорту. В этих условиях инвестиционная привлекательность отрасли также оказывается низкой, что резко ограничивает возможности привлечения ресурсов для ее развития.
На решение указанных проблем и направлена программа "Развитие льняного комплекса Республики Татарстан на 2015-2016 годы".
3. Анализ текущего состояния льняной отрасли
Лен долгунец - единственная сельскохозяйственная культура в России, дающая сырье для текстильной промышленности. Лен долгунец имеет большое агротехническое значение, повышая продуктивность севооборота в целом, является ценным предшественником для многих сельскохозяйственных культур. Биологические особенности льна долгунца определяют её специфические требования к почвенно-климатическим условиям: сумме положительных температур, количеству выпадаемых осадков, к типу почв. Вегетационный период льна долгунца длится от 70 до 90 дней, а сумма положительных температур выше 18°С должна составлять от 700 до 1227°С. Эти параметры определяют ее размещение на территории России.
Лен долгунец является культурой интенсивного земледелия, требующей для возделывания высокого уровня материально-технических затрат, которые в 3-5 раз выше, чем при выращивании зерновых культур, причем до 1/3 от общего количества ресурсов необходимо расходовать за год до получения урожая и при ежегодном росте цен на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и химические средства защиты растений увеличивается себестоимость ее производства.
Выращивание льна долгунца на полях организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан способствует общему подъему культуры земледелия, повышению урожая всех культур севооборота. В частности, высокие урожаи дают яровые культуры, идущие в севообороте непосредственно после льна долгунца. Объясняется это тем, что после льна долгунца почва остается чистой от сорняков и богатой питательными веществами.
Одним из основных ключевых проблем в выращивании льна долгунца на сегодняшний день является дефицит техники. Из-за нарушения сроков посева и уборки сельхозтоваропроизводители несут значительные потери в урожайности. Основные потери при уборке льна долгунца больше, чем у других сельскохозяйственных культур. Существует необходимость приобретения дополнительной льноуборочной техники.
Таблица 1
Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна-долгунца, технологического оборудования на предприятиях льняной отрасли АПК на 01.01.2015
Льносеменоводческие станции |
Льнозаводы |
||
Возраст |
Оборудование в процентах к общему итогу |
Возраст |
Оборудование в процентах к общему итогу |
До 10 лет |
- |
До 10 лет |
100 |
От 10 до 20 |
- |
От 10 до 20 |
|
Более 20 лет |
- |
Более 20 лет |
|
Таблица 2
Анализ степени изношенности специальных сельскохозяйственных машин по выращиванию и уборке льна-долгунца в льносеющих хозяйствах на 01.01.2015
Наименование техники |
Наличие техники, находящейся в эксплуатации свыше 8 лет, в процентах от общего количества |
Сеялка комбинированная (СКЛ-3,6) |
100 |
Льноуборочный комбайн |
70 |
Льнотеребилка |
50 |
Оборачиватель лент льна |
70 |
Пресс-рулонный подборщик |
50 |
Подборщик-очесыватель |
100 |
Ворошилка лент льна |
Не имеется |
Порцеобразователь |
Не имеется |
Погрузчик рулонов |
50 |
Сушилки льновороха |
Не имеется |
Молотилка льняного вороха |
Не имеется |
Семяочистительная машина |
Не имеется |
4. Цели и задачи Программы
Цель программы - увеличение сырьевой базы и производства отечественной льняной продукции.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
увеличение валового сбора льноволокна на 0,94 тыс. тонн;
увеличение валового сбора семян льна-долгунца на 0,06 тыс. тонн;
увеличение урожайности льна-долгунца на 0,5 ц/га;
увеличение площади посева на 600 га;
увеличение объемов выработки льноволокна на 790 тонн.
5. Ожидаемые и конечные результаты Программы и целевые индикаторы
Достижение цели программы возможно при условии увеличения физического объема выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на всех стадиях технологической цепи.
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Целевые индикаторы программы по годам отражены в таблице 3;
Целевые индикаторы программы в таблице 4.
Таблица 3
Развитие льняного комплекса Республики Татарстан на 2015-2016 годы
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значения индикаторов (показателей) |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
1. Валовой сбор льноволокна |
тыс. тонн |
0,66 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
2. Валовой сбор семян льна-долгунца |
тыс. тонн |
0,05 |
0,09 |
0,1 |
0,11 |
3. Урожайность льна-долгунца |
ц/га |
13,2 |
13,5 |
13,6 |
13,7 |
4. Площадь посева |
га |
500 |
860 |
1000 |
1100 |
5. Выработка льноволокна |
тонн |
630 |
1100 |
1320 |
1420 |
Таблица 4
Темпы прироста производства продукции льняного комплекса на период реализации программы
Наименование индикаторов |
Темп прироста производства продукции льнововодства, в процентах к предыдущему году |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
1. Валовой сбор льноволокна |
197 |
115 |
107 |
2. Валовой сбор семян льна-долгунца |
180 |
111 |
110 |
3. Урожайность льна-долгунца |
102 |
101 |
101 |
4. Площадь посева |
172 |
116 |
110 |
5. Выработка льноволокна |
174 |
120 |
108 |
Таблица 5
Прирост производства по годам реализации программы к среднему значению показателей за 3 предыдущих года в натуральном значении
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Средние показатели за 3 года (2011-2013 годы) |
Прирост |
||
2014 год к среднему показателю за 3 года |
2015 год к среднему показателю за 3 года |
2016 год к среднему показателю за 3 года |
|||
1. Валовой сбор льноволокна |
тыс. тонн |
0,88 |
0,42 |
0,62 |
0,72 |
2. Валовой сбор семян льна-долгунца |
тыс. тонн |
0,07 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
3. Урожайность льна-долгунца |
ц/га |
11,9 |
1,3 |
1,6 |
1,8 |
4. Площадь посева |
га |
740 |
120 |
260 |
360 |
5. Выработка льноволокна |
тонн |
780 |
320 |
540 |
640 |
Таблица 6
Прирост производства по годам реализации программы к среднему значению показателей за 3 предыдущих года в процентах
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Средние показатели за 3 года (2011- 2013 годы) |
Прирост |
||
2014 год в процентах к среднему показателю за 3 года |
2015 год в процентах к среднему показателю за 3 года |
2016 год в процентах к среднему показателю за 3 года |
|||
1. Валовой сбор льноволокна |
тыс. тонн |
0,88 |
147 |
170 |
182 |
2. Валовой сбор семян льна-долгунца |
тыс. тонн |
0,07 |
128 |
142 |
157 |
3. Урожайность льна-долгунца |
ц/га |
11,9 |
113 |
114 |
115 |
4. Площадь посева |
га |
740 |
116 |
135 |
149 |
5. Выработка льноволокна |
тонн |
780 |
141 |
169 |
182 |
6. Перечень и описание программных мероприятий
Посевом, выращиванием и уборкой льна-долгунца в Республике Татарстан занимаются льносеющие хозяйства. Продукцией производства выращивания льна-долгунца является льнотреста в переводе на волокно, льносолома и семена льна-долгунца.
Выращивание льна требует больших затрат. Это связано с обработкой почвы специализированной техникой, применением отдельного вида удобрений и гербицидов. Также для уборки льна используются специализированные дорогостоящие комбайны.
Для субсидирования части затрат на производство льна товаропроизводителям, реализующим лен в переводе на волокно необходимо из бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников 27,5 млн. рублей.
Переработка льносырья в Республике Татарстан осуществляется на льнозаводе. Вырабатываемое на данном предприятии длинное волокно поставляется на предприятия текстильной промышленности, короткое волокно поставляется предприятиям строительной отрасли. Мероприятия по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению льнозавода позволит обеспечить на данном предприятии глубокую переработку льносырья с выпуском высококачественного, отвечающего европейским стандартам качества, длинного волокна, а также нового ассортимента продукции из льна, особенно востребованной в настоящее время.
Задачи увеличения выработки льноволокна будут решаться путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников.
Общая стоимость мероприятий по реконструкции, техническому и технологическому переоснащению и затрат на субсидирование затрат на производство льна 122,0 млн. рублей.
7. Сроки реализации Программы
Выполнение программных мероприятий предусмотрено в течение двух лет на 2015-2016 годы. Выполнение мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и модернизации льняной отрасли определено проектной документацией.
Мероприятия по приобретению семян и минеральных удобрений, работы по выращиванию льна-долгунца имеют сезонный характер, будут выполняться в оптимальные агротехнические сроки.
Программа реализуется в период 2015-2016 годы.
График
реализации программных мероприятий
N п/п |
Разделы программы, мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Сроки исполнения |
Объем работ |
1 |
Затраты на льняной комплекс |
Министерство |
2015-2016 годы |
122 млн. руб. |
8. Описание социальных, экономических последствий реализации программы, общая оценка вклада Программы в достижение цели
Развитие отрасли льноводства направлено на создание эффективной технологической цепочки: производство сырья - первичная переработка - производства готовой продукции. Это обеспечит выпуск качественного длинного волокна, масла льняного пищевого и технического и других видов новой продукции востребованной текстильной, пищевой, медицинской, химической, фармацевтической, строительной отрасли национальной экономики.
Таким образом, устойчивое развитие льняного комплекса будет оказывать положительное влияние на развитие сопряженных отраслей экономики в части создания надежной сырьевой базы.
Кроме того, реализация программы обеспечит создание 15 новых рабочих места, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве. Успешное развитие сельскохозяйственного производства и первичной переработки льносырья увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Реализация программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной растениеводческой продукции, создаст условия и предпосылки для устойчивого развития льноводства и увеличения объемов производства льноволокна.
9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Анализ динамики целевых индикаторов программы показывает, что осуществление программных мероприятий при условии финансирования в полном объеме обеспечит значительный прирост объемов производства.
Динамика указанных индикаторов и объемов финансирования по годам реализации Программы представлены в таблице 7 и 8:
Таблица 7
Наименование показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 3 года |
1. Валовой сбор льноволокна |
тыс. тонн |
0,66 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
4,4 |
2. Валовой сбор семян льна-долгунца |
тыс. тонн |
0,05 |
0,09 |
0,1 |
0,11 |
0,3 |
3. Урожайность льна-долгунца |
ц/га |
13,2 |
13,5 |
13,6 |
13,7 |
- |
4. Площадь посева |
га |
500 |
860 |
1000 |
1100 |
2960 |
5. Выработка льноволокна на льнозаводах |
тонн |
630 |
1100 |
1320 |
1420 |
3840 |
6. Выручка от реализации льноволокна |
млн. руб. |
25,2 |
44,4 |
52,8 |
56,8 |
154 |
7. Ежегодный прирост выручки |
млн. руб. |
- |
19,2 |
8,4 |
4 |
31,6 |
8. Прирост выручки |
процентов |
- |
176 |
119 |
107 |
- |
9. Создание рабочих мест |
человек |
- |
5 |
10 |
15 |
30 |
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем культурно-технических мероприятий по улучшению культуры земледелия.
Таблица 8
Динамика эффективности объемов финансирования по годам реализации Программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 3 года |
1. Объем финансирования |
млн. руб. |
116,0 |
87,0 |
35,0 |
299,0 |
2. Валовой сбор льноволокна |
тыс. тонн |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
4,4 |
3. Валовой сбор семян льна-долгунца |
тыс. тонн |
0,09 |
0,1 |
0,11 |
0,3 |
4. Урожайность льна-долгунца |
ц/га |
13,5 |
13,6 |
13,7 |
- |
5. Площадь посева |
га |
860 |
1000 |
1100 |
2960 |
6. Выработка льноволокна на льнозаводах |
тонн |
1100 |
1320 |
1420 |
3840 |
7. Выручка от реализации льноволокна |
млн. руб. |
44,4 |
52,8 |
56,8 |
154 |
8. Показатели эффективности в процентах |
процентов |
16,5 |
9,6 |
11,4 |
38,6 |
10. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан и привлечения средств внебюджетных источников.
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитывается с учетом экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование семенных заводов.
Расчеты и исходные данные по объемам и источникам финансирования мероприятий программы приведены в таблице 9.
Таблица 9
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. рублей
Мероприятия |
Источник |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего за 2014- 2016 гг. |
Затраты на льняной комплекс |
Региональный бюджет |
46 |
20 |
22 |
88 |
Внебюджетные средства |
70 |
67 |
74 |
211 |
|
Всего: |
116 |
87 |
96 |
299 |
|
в т.ч. капитальные затраты на строительство, включая реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию |
Региональный бюджет |
42 |
15 |
17 |
74 |
Внебюджетные средства |
64 |
59,5 |
64 |
187,5 |
|
Всего: |
106 |
74,5 |
81 |
261,5 |
|
в т.ч. субсидирование части затрат на производство льна |
Региональный бюджет |
4 |
5 |
5 |
14 |
Внебюджетные средства |
6 |
7,5 |
10 |
23,5 |
|
Всего: |
10 |
12,5 |
15 |
37,5 |
11. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление программой и распоряжение средствами из федерального и республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Система управления реализацией Программы:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показатели задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является отдел развития отраслей земледелия Министерства;
координацию деятельности структурных подразделений Министерства, учреждений и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации Программных мероприятий, осуществляет отдел экономического анализа и планирования и отдел развития отраслей земледелия Министерства;
реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы, осуществляет отдел развития отраслей земледелия и заинтересованные отделы Министерства;
финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования Министерства;
мониторинг реализации Программ осуществляют следующие отделы Министерства: развития отраслей земледелия, экономического анализа и планирования, инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса, отдел кадров, отдел науки, образования и инновационных технологий, отдел развития продовольственного рынка, отдел инвестиционной политики и целевых программ, отдел финансирования, отдел реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса и развития агробизнеса;
ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел развития отраслей земледелия Министерства, отдел экономического анализа и планирования Министерства, отдел финансирования Министерства, отдел бухгалтерского учета и отчетности Министерства.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета и республиканского бюджета в финансировании обеспечения мероприятий программы возникают в результате подписания соглашений между Министерством сельского хозяйства России и Республикой Татарстан о включении последних в число участников Программы.
12. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относиться:
внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятные природно-климатические условия;
внутренние риски:
производственные и технологические риски.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.