Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 21 марта 2016 г. N 4-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Р.Ф. Гафиятуллина, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.Ф. Гафиятуллина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.А. Сидлярук,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.А. Сидлярук с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан".
Оспариваемый пункт указанного Порядка определяет категории граждан, которым предоставляется право на приобретение единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Г.А. Сидлярук, являющаяся матерью двух несовершеннолетних детей, считает, что в перечень данных категорий граждан необоснованно не включены учащиеся и студенты. В целях реализации права на предоставление ее детям субсидии на приобретение льготного проездного билета она неоднократно обращалась в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, к депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, а также в иные органы государственной власти Республики Татарстан. Из ответов на ее обращения следует, что перечень лиц в Республике Татарстан, имеющих льготы по оплате проезда в наземном городском общественном транспорте, определен законодательно. В соответствии с действующим законодательством приобрести детский проездной билет имеют право дети-инвалиды; дети из многодетных семей, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования, до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими восемнадцати лет; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях.
В обоснование своей позиции заявительница ссылается на то, что действовавшее до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование предусматривало возможность предоставления льготного проездного билета всем категориям учащихся и студентов независимо от их имущественного и социального положения. Кроме того, по мнению заявительницы, подобная мера социальной поддержки действует в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях в Республике Татарстан.
На основании изложенного гражданка Г.А. Сидлярук просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 3 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161, не соответствующим Конституции Республики Татарстан, ее статьям 27 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (части первая и вторая), 30, 32 и 38 (часть первая).
2. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части 3 и 4 статьи 26.3-1).
Категории граждан, которым предоставляются меры адресной социальной поддержки в Республике Татарстан, а также конкретные объемы и формы их предоставления определены в Законе Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Применительно к детям, согласно статье 2 указанного Закона Республики Татарстан, меры адресной социальной поддержки, к числу которых относится и субсидия на проезд, предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым, утверждая оспариваемый Порядок, Кабинет Министров Республики Татарстан установил организационно-правовой механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки, основания и критерии получения которой урегулированы на законодательном уровне.
Таким образом, по своему целевому назначению обжалуемое правовое регулирование принято во исполнение Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", не устанавливает каких-либо дополнительных необоснованных условий приобретения единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета и тем самым не содержит неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Республики Татарстан. Разрешение же поставленного заявительницей вопроса о распространении права на приобретение единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета на всех учащихся и студентов в Республике Татарстан предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что входит в компетенцию законодателя и не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72 и 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан", поскольку разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно и жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.А. Сидлярук и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда РТ от 21 марта 2016 г. N 4-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 3 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 25 марта 2016 г.