Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
На сегодняшний день сеть учреждений культуры города составляет 30 учреждений, в том числе 3 государственных учреждения в оперативном управлении:
1) Государственный татарский драматический театр;
2) Государственный театр кукол;
3) Набережночелнинский колледж искусств.
Управление культуры курирует деятельность творческих общественных организаций:
1) Набережночелнинской организации "Союз художников России и Татарстана";
2) Набережночелнинских отделений Союза писателей Татарстана и России;
3) Набережночелнинского отделения Союза самодеятельных композиторов Закамья.
Происходящие в последние годы в обществе процессы совершенствования политической, экономической и социальной сфер жизни выявили глубокий разрыв между имеющимися культурным потенциалом и состоянием материально-технического и организационно-правового обеспечения сферы культуры. Неблагоприятную ситуацию для развития культуры и искусства обусловили и устойчивый дефицит бюджета, и тенденция к снижению реальных доходов населения. Ни одна ранее утвержденная Программа развития культуры города не была реализована в полной мере. Это привело к ухудшению состояния ряда памятников архитектуры, истории и культуры на территории города. Отсутствует необходимая инфраструктура для использования памятников истории и культуры как объектов научного исследования и туризма. Преобразование отношений собственности на землю порождает принципиальную угрозу дальнейшему существованию многих памятников, которые могут быть разрушены новыми владельцами. Не отвечают требованиям состояние и развитие музейного фонда города (музей истории города и картинной галереи) и музеев как традиционных мест сохранения и трансляции культурного наследия. Слабая техническая оснащенность музеев не позволяет приступить к компьютеризации музейного фонда. Снижаются популярность и значимость досуговых учреждений культуры. Серьезное положение сложилось в дальнейшей эксплуатации клубных учреждений, библиотек, музеев и учебных заведений искусств. Многим из них требуется капитальный ремонт: МБУ "Набережночелнинская картинная галерея", МАУК "ГКЦ "Эврика", ГАУК РТ "Набережночелнинский государственный театр кукол", МАОУ ДОД "ДМШ N 1", 19 городских библиотек нуждаются в обеспечении соответствующим требованиям помещениях. Сокращается объем поступлений литературы в городские библиотеки. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя города составляет лишь 1,4 (в Российской Федерации - 7,0; Республике Татарстан - 6,4); на 1 читателя - 9,6 книг (в Российской Федерации - 17,0; Республике Татарстан - 15,0). Остаются невыполненными запросы читателей на популярную отраслевую, детскую, художественную и справочную литературу. Смена экономических ориентиров, сокращение бюджетного финансирования, сказывается, прежде всего, на качестве и объемах культурного обслуживания населения, может привести к разрушению сложившейся за многие годы единой системы эстетического воспитания населения.
Система художественного образования на сегодняшний день функционирует успешно, но и здесь существуют проблемы.
Услуги школ искусств остаются востребованными. Юных челнинцев обучают по 23 направлениям, но при этом наблюдается спад интереса к таким инструментам, как балалайка, духовые инструменты. Конкурс при поступлении сохранился лишь на хореографическом, художественном, театральном отделениях, в класс гитары и фортепиано, школ искусств и отделении театра моды в ДШТИ.
Стабильными остаются и основные показатели деятельности учебных заведений искусств - успеваемость, качество обучения и поступление в училища и ВУЗы.
Ежегодно растет творческий и исполнительский уровень, как учащихся, так и их преподавателей. Только на всероссийском и международном уровнях учащиеся школ искусств и студенты училища принесли городу и Республике Татарстан более 100 побед, качество участия составило 67,9%.
В целях поддержки одаренных детей и дальнейшего их стимулирования были учреждены 5 именных стипендий Мэра г. Набережные Челны, один учащийся является стипендиатом Министерства культуры РТ. В рамках реализации Республиканской программы "Дети Татарстана" Министерством культуры РТ были частично профинансированы поездки учащихся школ искусств города в летней творческой смене (п. Витязево, Крым).
Но, несмотря на перечисленные меры поддержки одаренных детей, финансирование художественного образования остается недостаточным. В этой связи школам искусств необходимо проводить работу по привлечению внебюджетных средств и работу с грантами.
Медленными темпами идет процесс внедрения новых обучающих технологий в образовательный процесс.
Существующая проблема износа музыкального инструментария также требует серьезного внимания. Потребность в приобретении инструментов составляет более 4 млн. руб.
Также нерешенной остается проблема обеспеченности ДМШ N 1 приспособленным помещением.
Профессиональные творческие коллективы города на сегодняшний момент также испытывают трудности, общие для творческих коллективов города: это слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование гастрольной деятельности.
С другой стороны, для них характерны все те же проблемы, что и для всей культуры в целом:
1) отсутствие системы рекламных мероприятий по пропаганде профессионального искусства и воспитанию зрительской культуры;
2) кадровые проблемы;
3) отсутствие системы организации гастролей профессиональных коллективов.
В условиях перехода на муниципальное управление и модернизации сферы культуры, кадровая проблема становится одной из ключевых, так как экономический потенциал отрасли культуры в первую очередь определяют трудовые ресурсы.
На сегодняшний день наиболее обеспечены профессиональными кадрами учебные заведения искусств. Культурно-досуговые учреждения (клубы, музеи, библиотеки, театры, хореографические коллективы) нуждаются в укреплении кадровой базы.
Из-за низкой заработной платы молодые специалисты не всегда идут с желанием в вышеперечисленные учреждения. Сохранение и пополнение кадрового потенциала с каждым годом становится все сложнее.
С введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство передало полномочия муниципальным образованиям и возложило на них ответственность за формирование и реализацию муниципальной культурной политики и обеспечение жизнедеятельности муниципальных учреждений культуры.
Это способствует началу активного совершенствования управления культурными процессами на муниципальном уровне.
С финансовой точки зрения сфера культуры сегодня является единственной сферой социального блока, где происходит хранение, накопление, производство весьма значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние. По своей реальной стоимости эта часть национального достояния превосходит стоимость основных фондов многих отраслей хозяйства и уникальна тем, что не подвержена инфляции и является реальным средством накопления.
Решение актуальных задач сохранения и развития культуры и искусства требует комплексного подхода, современной организации всей работы, четкого перспективного планирования. Реализация данной программы позволит преодолеть существующие трудности в деятельности учреждений сферы культуры, обеспечить целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала города. Программа предусматривает объединение интеллектуальных, творческих, организационных и финансовых возможностей.
Успешная реализация всех программных мероприятий позволит:
1) обеспечить сохранение и трансляцию культурного наследия;
2) создать имидж города-лидера - носителя инновационных тенденций в сфере культуры, имеющего качества культурного центра для прилегающих городов;
3) оказать содействие развитию профессионального искусства;
4) возродить исторические и создать новые самобытные культурные традиции;
5) повысить уровень профессиональной компетентности работников культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.