Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 21 октября 2016 г. N 18-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Р.Ф. Гафиятуллина, Л.B. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А. Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.Н. Юсипова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
В оспариваемом заявительницей нормативном положении установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Г.Н. Юсипова является собственником жилого помещения в многоквартирном доме в городе Казани, построенном в 1960 году. Она указывает, что на основании обжалуемой нормы обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у нее по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом, а не по истечении восьми календарных месяцев, как это предусмотрено частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявительница полагает, что предоставленное законодателю субъекта Российской Федерации право на установление более раннего срока возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не предполагает возможности введения излишне коротких сроков возникновения указанной обязанности. По ее мнению, срок, равный двум календарным месяцам, предусмотренный в рассматриваемом Законе Республики Татарстан, не дает возможности адаптироваться к новым условиям, при которых на граждан возлагается дополнительное финансовое бремя, что нарушает конституционные права граждан.
На основании изложенного гражданка Г.Н. Юсипова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать часть 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" не соответствующей статьям 13, 28 (часть первая), 49 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Соответственно указанная норма предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать более ранний срок, по истечении которого возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в Законе Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" предусмотрен срок, равный двум календарным месяцам.
Тем самым по своей правовой сущности установленное оспариваемой нормой регулирование принято республиканским законодателем в пределах своих дискреционных полномочий, обусловлено предоставленной федеральным законодателем достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении такого регулирования и не свидетельствует о возложении на собственников помещений какой-либо иной дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законом.
Таким образом, обжалуемая часть 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" не содержит неопределенности в вопросе о ее соответствии Конституции Республики Татарстан и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы человека и гражданина, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки Г.Н. Юсиповой не является допустимой. Внесение же целесообразных, с точки зрения заявительницы, изменений в оспариваемый Закон Республики Татарстан, касающихся срока, по истечении которого у собственников жилых помещений возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.Н. Юсиповой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда РТ от 21 октября 2016 г. N 18-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.Н. Юсиповой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 4 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 ноября 2016 г.