Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 8 июля 2016 г. N 12-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Р.Ф. Гафиятуллина, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.Ф. Гафиятуллина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.А. Сидлярук,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Г.А. Сидлярук с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Оспариваемый пункт 1 статьи 2 указанного Закона Республики Татарстан определяет категории граждан, которым, в том числе детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, имеющим детей в возрасте до восемнадцати лет, семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предоставляются меры государственной адресной социальной поддержки.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Г.А. Сидлярук, являющаяся матерью двоих несовершеннолетних детей, считает, что в указанный перечень категорий граждан необоснованно не включены учащиеся и студенты образовательных учреждений города Казани. В целях предоставления для учащихся и студентов образовательных учреждений города Казани льготных проездных билетов она неоднократно обращалась в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, к депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, а также в иные органы государственной власти Республики Татарстан.
В обоснование своей позиции заявительница ссылается на то, что действовавшее до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательство предусматривало возможность предоставления школьных и студенческих проездных билетов всем категориям учащихся и студентов независимо от их имущественного и социального положения.
На основании изложенного гражданка Г.А. Сидлярук просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" не соответствующим Конституции Республики Татарстан, ее статьям 27 (часть первая), 28 (части первая и вторая), 29 (части первая и вторая), 30, 32 и 38 (часть первая).
2. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 371-ФЗ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности, а также не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (части третья и четвертая статьи 26.3-1).
В Республике Татарстан категории граждан, которым предоставляются меры адресной социальной поддержки, а также конкретные объемы и формы их предоставления определены в Законе Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Предусматривая дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, республиканский законодатель был вправе самостоятельно определить условия и порядок их предоставления, а также категории граждан, которым они предоставляются. Применительно к детям, согласно взаимосвязанным положениям статьи 2 и пункта 8 статьи 8 указанного Закона Республики Татарстан, меры государственной адресной социальной поддержки, к числу которых относится и субсидия на проезд, предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет.
Организационно-правовой механизм реализации права на предоставление данной меры социальной поддержки, основания и критерии ее получения установлены Порядком предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 апреля 2005 года N 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан". Пункт 3 указанного Порядка был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан, который указал, что по своему целевому назначению рассматриваемое правовое регулирование принято во исполнение Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", не устанавливает каких-либо дополнительных необоснованных условий приобретения единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета (определение от 21 марта 2016 года N 4-О).
Таким образом, установленное оспариваемым Законом Республики Татарстан правовое регулирование носит целевой характер и направлено на поддержку материального благополучия отдельных категорий граждан. Правовая природа данных субсидий обусловлена тем, что они выступают в качестве дополнительных мер социальной поддержки и финансируются в полном объёме за счёт средств бюджета Республики Татарстан. Это означает, что основания и условия их предоставления определяются республикой самостоятельно, с учетом социально-экономического развития, финансовых и иных материальных возможностей. Расширение перечня льготных категорий граждан, которым предоставлено право льготного проезда, относится к компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации при наличии соответствующей бюджетной компенсации убытков от перевозки данных категорий граждан.
С учётом изложенного обжалуемый гражданкой Г.А. Сидлярук пункт 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан и, следовательно, согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой. Разрешение же поставленного ею вопроса о распространении права на приобретение единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета на всех учащихся и студентов в Республике Татарстан предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что входит в компетенцию законодателя и не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Татарстан, как они определены в статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь частью пятой статьи 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.А. Сидлярук и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда РТ от 8 июля 2016 г. N 12-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.А. Сидлярук на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 26 июля 2016 г.