Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 29 января 2016 г. N 3-57/2016 (N 3-197/2015)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сафиной М.М.
с участием прокурора Ахатовой З.Г.,
при секретаре Закировой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триада" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта 84 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень).
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 27 ноября 2014 года за N 2494, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2014 года, в N 174 газеты "Республика Татарстан" от 29 ноября 2014 года, а также в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 29 мая 2015 года N 39-40, ст. 1383.
В пункте 84 Перечня значится здание с кадастровым номером 16:50:010619:49, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Пушкина, дом 12.
Общество с ограниченной ответственностью "Триада", являясь собственником данного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 84 Перечня, указав, что включение здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций". Необоснованное включение здания в Перечень нарушает права общества, так как возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Триада" Груздев П.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношении Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. с административным исковым заявлением не согласился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Ахатовой З.Г., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в налоговый период 2015 года), установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
В части 2 этой же статьи указано, что перечень таких объектов недвижимого имущества определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896, Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года, N 2611-р, утвердившее Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции опубликовано в установленном порядке.
Административный истец полагает, что принадлежащее ему здание с кадастровым номером 16:50:010619:49, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Пушкина, дом 12, не является торговым центром (комплексом), поскольку не отвечает установленным Налоговым кодексом Российской Федерации критериям.
Административный ответчик, обосновывая включение здания в оспариваемый Перечень, ссылается на возможность использования земельного участка, на котором оно расположено, для размещения торговых объектов, при этом исходит из видов разрешенного использования установленных для зоны коммерческого ядра центра города, выделенной на карте зон градостроительных регламентов города Казани. Также указывает, что здание изначально предназначалось для использования в целях размещения торговых объектов и фактически используется в этих же целях.
Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, возложена обязанность доказывания законности этих актов, а также обязанность подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.
В соответствии с кадастровым паспортом здания, объект недвижимости, указанный в пункте 84 Перечня, представляет собой пятиэтажное торгово-административное здание (подземных гаражей - 1) нежилого назначения общей площадью 4075 квадратных метров.
По сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, данный объект недвижимости принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "Триада".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010619:10. В кадастровом паспорте земельного участка указан вид разрешенного использования - под здания и сооружения, что не позволяет однозначно отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Как видно из технического паспорта, составленного по состоянию на 25 марта 2008 года, в здании имеются площади, предназначенные для размещения торговых помещений (407,9 квадратных метра), объектов общественного питания (основная площадь 133,6 квадратных метра, вспомогательная (подсобная) - 12,8 квадратных метра), помещения, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания, отсутствуют. Общая площадь таких помещений - 554, 3 квадратных метра, что не превышает 20 процентов общей площади здания, составляющих 815 квадратных метров.
Допустимых доказательств, позволяющих установить вид фактического использования объекта недвижимости на момент формирования оспариваемого Перечня, суду не представлено.
Таким образом, оснований для отнесения спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Следовательно, распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р в оспариваемой части не соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", установившим критерии для включения объектов в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан настаивает на том, что вид разрешенного использования земельного участка следует определять, исходя из общего перечня видов, установленных для соответствующей территориальной зоны градостроительных регламентов. Вместе с тем, Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве условия признания здания торговым центром (комплексом) предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, а не факт его размещения в той или иной территориальной зоне.
Не находит подтверждения и довод административного ответчика о первоначальном предназначении здания для размещения торговых объектов и незаконности его последующего перепрофилирования, поскольку этот довод основан на данных технического паспорта от 21 июня 2006 года, который погашен органом технической инвентаризации в связи с изготовлением технического паспорта по состоянию на более позднюю дату.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 18#-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Триада" удовлетворить.
Признать пункт 84 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р, недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 29 января 2016 г. N 3-57/2016 (N 3-197/2015)
Настоящее решение принято судом в окончательной форме 3 февраля 2016 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 4 марта 2016 г.
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 5 августа 2016 г.