Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 августа 2016 г. N 570
"Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года"
Во исполнение Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 10 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РТ от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан в трехмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Концепция
развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года
(утв. постановлением КМ РТ от 19 августа 2016 г. N 570)
Настоящая Концепция развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему приоритетов, целей, задач и направлений.
Концепция разработана во исполнение Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, которая определяет образование как ключевой фактор развития человеческого капитала и конкурентоспособности республики.
Под национальным образованием в Республике Татарстан понимается система обучения и воспитания на родных языках из числа языков народов Российской Федерации (далее - родные языки), изучения родных языков, трансляции духовного, культурно-исторического наследия народов, проживающих в республике.
Система образования в Республике Татарстан функционирует с учетом многонационального состава населения и должна обеспечивать развитие поликультурной идентичности Татарстана. Независимо от типа образовательной организации, языка обучения образовательные программы имеют поликультурный характер.
Цель Концепции - совершенствование системы национального образования как важнейшей составляющей сохранения и развития национальных культур и языков в условиях глобализации.
Концепция основывается на принципах признания высокой социокультурной значимости национального образования, системности и целостности, дифференциации и разнообразия, преемственности и непрерывности, научности.
Реализация Концепции предполагает включение соответствующих задач в государственные программы Республики Татарстан, муниципальные программы, программы развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.
I. Современное состояние системы национального образования в Республике Татарстан
В Республике Татарстан сформирована система национального образования, включающая разветвленную сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом национального многообразия и этнокультурных потребностей населения Республики Татарстан, обеспеченная кадровыми, научными и информационно-методическими ресурсами.
Для реализации прав граждан на получение образования на родном языке функционируют:
дошкольные образовательные организации или группы с воспитанием и обучением на родных языках;
общеобразовательные организации с обучением на родных языках или с изучением родных языков, с этнокультурным компонентом содержания образования;
воскресные школы, в которых изучаются родные языки, культура и традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
В некоторых профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования предусмотрено преподавание отдельных курсов на татарском языке.
Осуществляется поддержка школ с татарским языком обучения, с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования и воскресных школ в субъектах Российской Федерации.
Сформирована система ресурсного, научно-методического сопровождения национального образования.
Организована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей татарского языка и литературы, воспитателей дошкольных организаций, учителей начальной школы, работающих на татарском языке. Учителя родных (чувашского, удмуртского, марийского, мордовского, башкирского) языков проходят подготовку и повышение квалификации в организациях высшего и дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации.
Образовательные организации обеспечены учебниками и учебными пособиями по родным языкам и переводными учебниками по общеобразовательным предметам. В образовательный процесс дошкольных образовательных организаций внедрены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан, а также разработаны учебные пособия по поликультурному образованию для дошкольников и учащихся начальной школы.
На основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования формируются образовательные программы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Республики Татарстан, в частности:
преподавание родных языков и литератур в рамках учебных планов в их обязательной (инвариантной) части;
включение регионального модуля при изучении общеобразовательных предметов;
разработка образовательной программы социализации и воспитания с учетом национально-региональной специфики и особенностей этнопедагогики;
составление контрольно-измерительных материалов с учетом языка обучения (кроме государственной итоговой аттестации на уровне среднего общего образования).
Сдерживающими факторами развития национального образования являются проблемы мотивационного и содержательного характера, включая вопросы кадрового потенциала и методического блока:
низкий уровень мотивации к изучению и использованию родных языков;
недостаточное соответствие учебно-воспитательного процесса в образовательной организации заявленному языку обучения;
академичность содержания национального образования, ограниченное использование инновационных методик и технологий в обучении;
недостаточная дифференциация и соответствие учебного материала возрастным, образовательным потребностям обучающихся;
проведение государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования без учета языка обучения;
несовершенство системы подготовки педагогических кадров для национальных образовательных организаций;
недостаточность кадрового и методического сопровождения обучения на татарском языке и изучения татарского языка в субъектах Российской Федерации;
узкий спектр научных исследований в области национального образования, имеющих практикоориентированную направленность;
несформированность системы оценки эффективности деятельности национальных образовательных организаций, применяемых методик и образовательных технологий;
недостаточность использования ресурса организаций, выполняющих схожие с образовательными организациями социокультурные задачи.
II. Основные задачи и перспективы развития национального образования
Дальнейшее развитие национального образования связано с повышением его востребованности и эффективности как целостной системы, необходимостью наращивания образовательного потенциала, совершенствованием отдельных структурных элементов, учитывает новые образовательные и социокультурные тенденции и предполагает принятие следующих мер:
1. Повышение эффективности системы управления национальным образованием, включающее в себя:
непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития национального образования с последующим принятием управленческих решений и формированием методических рекомендаций с целью его совершенствования;
комплексный мониторинг развития национального образования в Республике Татарстан;
популяризацию национального образования, активную работу по формированию положительного имиджа семьи с воспитанием детей на родном языке;
усиление деятельности по формированию конкурентной языковой среды;
активизацию межведомственного взаимодействия, направленного на распространение национальных культур и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, в том числе путем сотрудничества с субъектами Российской Федерации;
совершенствование нормативного правового обеспечения национального образования;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти, федеральными научными и общественными организациями в решении вопросов развития национального образования;
совершенствование системы оценки деятельности муниципальных образований и образовательных организаций по развитию национального образования;
совершенствование системы оценки эффективности деятельности руководителей и педагогических работников образовательных организаций с родным языком обучения;
обеспечение независимой оценки качества национального образования;
активное взаимодействие с организациями, выполняющими схожие с образовательными организациями социокультурные задачи;
формирование кадрового резерва педагогических работников и руководителей для замещения вакантных должностей в образовательных организациях с родным языком обучения.
2. Развитие сети образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, системы дополнительного образования) предполагает:
создание оптимальных условий для сохранения сети национальных образовательных организаций, классов, групп в муниципальных районах, городских округах;
поддержку и развитие сети образовательных организаций, в том числе инновационных (образовательных центров, специализированных школ и школ-интернатов для одаренных детей) с этнокультурным компонентом (русским, татарским, чувашским, удмуртским, марийским, мордовским, башкирским);
разработку моделей сетевого взаимодействия национальных образовательных организаций для совместной реализации образовательных программ, профессионального развития педагогических работников;
проведение работы по созданию инновационных, экспериментальных, ресурсных площадок для апробации и внедрения передовых педагогических практик, образовательных технологий, а также создание и реализацию этнокультурных образовательных проектов, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
3. Совершенствование содержания национального образования подразумевает:
разработку методических рекомендаций для семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с опорой на родной язык;
совершенствование образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования, учитывающих этнокультурные потребности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, с обеспечением их преемственности и поликультурности;
приведение содержания курсов, дисциплин этнокультурной составляющей образовательной программы в соответствие с возрастом обучающихся;
внедрение эффективных отечественных и зарубежных образовательных технологий, методов и приемов в учебно-воспитательный процесс с целью формирования интереса учащихся к предметам этнокультурной составляющей образовательной программы;
создание программ круглогодичного обучения и воспитания детей на татарском языке на базе детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей);
разработку эффективных образовательных программ и учебных материалов по татарскому языку для образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
совершенствование организационно-технологических условий для прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации на уровне основного общего образования на родных языках;
совершенствование программ подготовки кадров среднего профессионального и высшего образования с необходимым знанием государственных языков Республики Татарстан (предполагающих непосредственное взаимодействие с населением);
совершенствование программ подготовки учителей, преподающих родные языки и осуществляющих предметное обучение на родных языках, с учетом специфики их работы.
4. Развитие ресурсного обеспечения национального образования осуществляется посредством:
модернизации подготовки педагогических и управленческих кадров для образовательных организаций на территории Республики Татарстан и в субъектах Российской Федерации с татарским языком обучения и изучением татарского языка;
совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации кадров для системы национального образования, в том числе для содействия образовательным организациям с этнокультурным (татарским) компонентом за пределами Республики Татарстан в удовлетворении кадровых потребностей;
взаимодействия с организациями дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации в целях повышения квалификации учителей чувашского, удмуртского, марийского, мордовского, башкирского языков и учителей-предметников для преподавания общеобразовательных предметов на указанных языках;
определения приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований в сфере национального образования, формирования теоретических основ национальной школы, совершенствования подготовки научных кадров;
участия в разработке учебников и учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей Республики Татарстан, проведении их экспертизы, апробации, внедрении в образовательный процесс;
совершенствования методической работы в органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан в сфере образования;
подготовки учебно-методических комплектов, дидактических материалов, электронных ресурсов нового поколения по татарскому языку, татарской литературе, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по региональной составляющей предметов "История", "География", "Изобразительное искусство", "Музыка", "Основы духовно-нравственной культуры народов России" и других;
ресурсного обеспечения преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования на родном языке;
содействия и стимулирования организаций в проведении современных культурно-познавательных мероприятий, проводимых на родных языках, в том числе с целью сохранения и развития традиций и обычаев народов, проживающих в республике;
развития открытых электронных ресурсов по информационному сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях;
содействия в функционировании профессиональных объединений, сообществ учителей родных языков, учителей-предметников, руководителей национальных образовательных организаций, в том числе с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
совершенствования контрольно-измерительного инструментария оценки качества образования (с учетом языка обучения).
III. Ожидаемый результат
Реализация Концепции позволит обеспечить развитие системы национального образования с учетом меняющихся условий на основе достижения следующих результатов:
позитивная динамика развития интереса обучающихся к родному языку, историческому и культурному наследию своего народа, народов, проживающих в Республике Татарстан;
рост удовлетворенности родителей, широкой общественности условиями реализации обучения и воспитания на родном языке, изучения родного языка;
увеличение охвата детей образованием на родном языке;
обновление содержания национального образования, внедрение современных методик преподавания и образовательных технологий;
обновление программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в соответствии с современным уровнем развития образования и науки;
расширение ресурсного, научно-методического, информационного сопровождения национального образования;
создание объективной и прозрачной системы мониторинга и оценки качества национального образования;
формирование положительного имиджа семьи, воспитывающей ребенка на родном языке с опорой на народные традиции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 19 августа 2016 г. N 570 "Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 августа 2016 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 16, 29 августа 2016 г.