Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 января 2017 г. N 29
"О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877), следующие изменения:
в подпрограмме "Развитие системы оценки качества образования на 2014-2020 годы":
в паспорте подпрограммы:
строку "Цель Подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"Цель Подпрограммы |
Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия, в том числе развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества"; |
в строке "Задачи Подпрограммы" абзац второй изложить в следующей редакции:
"создание в республике системы мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с современными требованиями, в частности развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования; информационно-методическое сопровождение проведения национально-региональных оценочных процедур; создание региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа оценки качества общего образования;";
строку "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов)" дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"увеличения технологической обеспеченности процедур оценки качества образования до 70 процентов";
в разделе 2 подпрограммы:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Разработка и внедрение системы оценки качества школьного образования детей (в том числе софинансирование мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы)
В основу разработки и внедрения системы оценки качества образовательных результатов (достижений) обучающихся будет положена система оценки результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и возрастающими запросами потребителей образовательных услуг.
Система оценки качества образовательных результатов призвана способствовать поддержанию единства всей системы общего образования в Республике Татарстан, обеспечению преемственности различных ее уровней, эффективности обратной связи и достижению нового качества образовательных результатов.
Базовыми элементами (составляющими) системы оценки качества образовательных результатов являются:
критериально-нормативная база (критерии, нормы, регламенты, механизмы, формы оценки);
институциональная база (организационные структуры в общеобразовательной организации, специализированные организации, наделяемые полномочиями по проведению мониторинга, экспертизы и оценки качества образовательных результатов);
статистико-аналитическая база (система статистических и аналитических данных о реально достигаемых показателях качества образовательных результатов, электронный банк данных).
Основными критериями эффективности процесса разработки и внедрения данной оценочной системы будут выступать:
соответствие технологии оценки качества образовательных результатов современным требованиям теории и практики педагогических измерений;
независимость и объективность системы оценки качества образовательных результатов;
инструментальность и технологичность используемых показателей с учетом применения цифровых образовательных средств, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию;
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества образовательных результатов средствами системы образовательных технологий (в том числе on-line);
сопоставимость системы показателей с международными аналогами (результатами мониторинговых исследований качества образования TIMSS, PISA и др.);
сформированность системы мониторинга качества образовательных результатов как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;
единство внутренней оценки и внешней государственно-общественной экспертизы качества образовательных результатов;
нормативно-методическая, информационная и статистическая обеспеченность системы оценки качества образовательных результатов;
единство критериев (подходов) анализа и оценки образовательных результатов обучающихся, деятельности общеобразовательных организаций, муниципальных образований, выявление тенденций развития;
открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
уровень информированности общественности по актуальным проблемам оценки качества образовательных результатов;
развитость сети общеобразовательных организаций, обладающих опытом работы в области мониторинга и оценки качества образовательных достижений обучающихся;
степень удовлетворенности обучающихся и их семей качеством организации и содержания оценочных механизмов и процедур.
Для оценки образовательных результатов на основе учета индивидуальных достижений обучающихся предусмотрены и получат дальнейшее свое развитие в части инструментального обеспечения и содержательного наполнения следующие основные механизмы:
текущие и рубежные формы диагностики и оценки предметных знаний и социального опыта обучающихся на уровне общеобразовательной организации в ходе внутришкольного контроля;
ежегодное проведение муниципальных мониторинговых исследований качества знаний, умений и навыков обучающихся по предметам инвариантной части базисного учебного плана, в том числе с использованием различных форм интернет-тестирования;
государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов;
участие и результативность обучающихся в республиканских, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования;
участие и результативность обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.
Ключевым моментом в реализации данных механизмов станет поддержка формирования и развития системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных). Основными составляющими такой системы будут материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, что позволит достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Для эффективного выявления этой динамики в системе оценки предусмотрен уровневый подход к ее содержанию и инструментарию для оценки достижения образовательных результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одно из проявлений уровневого подхода - оценка индивидуальных образовательных достижений на основе "метода сложения", при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволит выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Основной формой комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся станет портфолио ученика, положительно зарекомендовавшее себя в последнее время. С учетом накопленного опыта потребуется детальная разработка технологии формирования электронного портфолио и использования его педагогических и информационных возможностей для индивидуализации образовательных программ, выявления и поддержки одаренных детей, итоговой аттестации выпускников.
В этих целях в состав портфолио достижений должны включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.
С учетом этого система оценки качества образовательных достижений обучающихся станет основой для ежегодного проведения комплексной сравнительной оценки динамики (состояния и развития) образовательных результатов на уровне общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем, характеризуя единство внутренней и внешней оценок, социальную эффективность образовательной деятельности. Эта оценка будет осуществляться в рамках мониторинга на основе комплекса показателей и индикаторов, устанавливаемых Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, учитывающего:
уровень освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
качество учебных достижений (общий уровень учебных достижений, выполнение заданных целевых ориентиров, результаты достижений по группам обучающихся в зависимости от особенностей общеобразовательных организаций, качество индивидуальных учебных достижений), включая выполнение целевых ориентиров по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;
равенство доступа к качественному образованию и другие показатели.
Основными источниками информации для оценки качества образовательных достижений обучающихся на уровне республики будут:
результаты проверок по контролю качества образовательных результатов, осуществляемых в рамках реализации переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
различные формы и результаты профессиональной экспертизы качества образовательных результатов, осуществляемой представителями профессионального образовательного сообщества;
различные формы и результаты общественной экспертизы качества образовательных результатов, организуемой общественными организациями и объединениями, независимыми гражданскими институтами;
результаты государственной (итоговой) аттестации в сравнении с общероссийскими показателями;
результаты целевых соцопросов и мониторинговых исследований качества образовательных результатов.
Особое внимание будет уделено совершенствованию государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам и предметам по выбору для всех выпускников 9 классов в новой форме. В связи с этим приоритетными направлениями работы будут:
совершенствование нормативного, правового, организационно-методического обеспечения независимой системы оценки качества образования выпускников 9 классов;
проведение мониторинговых исследований учащихся 5-8 классов в форме единого государственного экзамена с целью подготовки к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в новой форме;
организация и проведение репетиционных (диагностических) тестирований по контрольно-измерительным материалам - аналогам экзаменационных работ ГИА-9;
проведение целенаправленной работы с выпускниками и их родителями по процедуре проведения ГИА-9 в новой форме.
Такой подход позволит в достаточной мере оценить усилия, прогресс и достижения обучающегося и обеспечить потребителей образовательных услуг актуальной информацией.
Полученные данные будут использованы для оценки образовательных результатов как на уровне системы общего образования в Республике Татарстан в целом, так и качества образовательных результатов по ее уровням (начальное общее, основное общее и среднее общее образование).
Потребителями информации, представляемой системой оценки качества образовательных достижений обучающихся в системе общего образования, будут:
обучающиеся и их родители (законные представители);
педагогические работники образовательных организаций и преподаватели образовательных организаций высшего образования;
методические службы и система повышения квалификации работников образования;
органы управления образованием;
средства массовой информации и другие общественные институты.
Основные организационно-технологические, информационно-аналитические и экспертно-методические функции по разработке и внедрению системы оценки качества образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Татарстан будут принадлежать Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Республиканскому центру мониторинга качества образования, Институту развития образования Республики Татарстан.
Управление системой оценки образовательных результатов и координацию взаимодействия различных организаций с целью ее оптимального развития и внедрения будет осуществлять Министерство образования и науки Республики Татарстан.
В рамках мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы будут осуществляться модернизационные процедуры региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО).
РСОКО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и оценочных процедур, нормативных правовых актов, определяющих порядок деятельности данных структур и процедур.
РСОКО обеспечивает на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций.
Основная цель республиканской модели - обеспечение перехода от контроля качества образования к управлению качеством образования.
В рамках РСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся.
РСОКО строится с учетом запросов основных пользователей результатов.
Целями РСОКО являются:
получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях изменений и причинах, влияющих на уровень качества образования;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга состояния системы образования;
обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по результатам контроля качества образования органами управления образованием различных уровней, обеспечивающих повышение качества образования, в том числе направленных на повышение эффективности деятельности работников образования.
Формирование РСОКО направлено на решение следующих задач:
обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;
формирование единого образовательного пространства;
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
создание оценочных инструментов, направленных на объективный и достоверный анализ оценки качества образования;
принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней;
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.
В основу РСОКО положены принципы:
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
инструментальности и технологичности используемых показателей;
сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами.
В рамках РСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в республике оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:
государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ, ЕРЭ);
государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в независимой форме (ОГЭ);
международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS и др.);
мониторинговых исследований учащихся начальной школы совместно с Институтом образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" под руководством Е.Ю. Кардановой;
мониторинговых исследований учащихся 4 классов по русскому языку, математике, окружающему миру, метапредметным знаниям, проводимых Центром оценки качества Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством Г.С. Ковалевой;
мониторинга знаний учащихся 10 классов по русскому языку, обществознанию и физике (по выбору) совместно с Российской компанией ABBYY,
профориентационной диагностики учащихся 8 классов;
диагностического тестирования учителей с целью оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных орга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 25 января 2017 г. N 29 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 3 февраля 2017 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 12, 10 февраля 2017 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 октября 2023 г. N 1212 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.