Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 10 июня 2016 г. N 395
"Об утверждении Государственной программы "Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
В целях реализации Закона Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", а также решения задач комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Министерству культуры Республики Татарстан в месячный срок после принятия данного постановления внести соответствующие изменения в Государственную программу "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 N 997 "Об утверждении Государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Государственная программа
"Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 10 июня 2016 г. N 395)
Паспорт программы
I. Характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которой она направлена
Развитие архивного дела на территории Республики Татарстан регулируется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральными законами от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 6 апреля 2011 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи", Законом Республики Татарстан от 13 июня 1996 года N 644 "Об Архивном фонде Республики Татарстан и архивах", а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Татарстан о системах межведомственного электронного документооборота, о правилах делопроизводства в органах исполнительной власти, о разграничении собственности на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящихся в муниципальных архивах в Республике Татарстан.
Законом Республики Татарстан 24 декабря 2007 года N 63-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области архивного дела" органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан наделены отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Республики Татарстан и находящихся на территории муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", Законом Республики Татарстан от 18 января 2005 года N 5-ЗРТ "Об обязательном экземпляре документов Республики Татарстан" Государственный архив печати Республики Татарстан и Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан являются получателями по одному обязательному экземпляру всех видов печатных изданий и аудиовизуальной продукции соответственно.
В 1994 году Архивная служба Республики Татарстан принята в Международный совет архивов на правах полномочного члена (по категории "А").
В 2003 году Архивная служба республики стала членом Евроазиатского регионального отделения Международного совета архивов (ЕВРАЗИКА).
Архивный фонд Республики Татарстан является неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, частью исторического, политического, экономического, научного, социального, культурного, материального и духовного наследия, информационного и интеллектуального достояния народа.
Архивы Республики Татарстан - это 25583 фонда, содержащих 7,2 млн. единиц хранения, из них в государственных архивах - 5,5 млн. единиц хранения, в муниципальных архивах - 1,7 млн. единиц хранения. В состав Архивного фонда Республики Татарстан включено 4,1 млн. единиц хранения за 1709-2012 годы, отдельные документы датируются XI-XVII веками.
Документы досоветского периода содержат исторические данные по территориям, ранее входившим в Казанскую губернию, а также территориям Западной Сибири, Казахстана, Северного Кавказа.
Архивный фонд Республики Татарстан - один из самых крупных фондов в России: четвертый по величине после фондов Ленинградской области, г. Москвы и Нижегородской области. К уникальным отнесены 16 документов государственных архивов, к особо ценным - 64670 единиц хранения.
Комплектование Архивного фонда Республики Татарстан государственные и муниципальные архивы осуществляли в условиях формирования и применения нового законодательства. За 2005-2015 годы объем Архивного фонда Республики Татарстан увеличился на 13 процентов. Расширен видовой состав документов, отбираемых на хранение. Этому способствовало инициативное документирование и активизация работы с держателями личных фондов. За этот же период увеличение объема документов, не входящих в состав Архивного фонда Республики Татарстан, продемонстрировало более высокие темпы роста. Так, количество документов по личному составу, хранящихся в архивах Республики Татарстан, увеличилось за это время почти в 2,5 раза, аудиовизуального контента - в 10,8 раза.
Документы, хранящиеся на бумажном носителе, составляют 98,6 процента от общего объема документов, доля аудиовизуальных документов - 1,4 процента. Свыше 3,9 млн. единиц хранения 18733 фондов относятся к управленческой документации - это 97,5 процента Архивного фонда Республики Татарстан. В 26 фондах архивов Республики Татарстан хранится около 8,1 тысячи научно-технической документации. В государственных и муниципальных архивах республики хранится свыше 70,3 тысячи фото-, фоно-, видеодокументов, в 328 фондах - 21504 дела личного происхождения. В государственных и муниципальных архивах в 6491 фонде хранятся свыше 1244 тысяч документов по личному составу ликвидированных организаций (17,2 процента общего объема хранящихся документов).
Развитие электронного документооборота и увеличение количества электронных документов в делопроизводственной практике организаций объективно должны привести к постепенному видовому изменению состава Архивного фонда Республики Татарстан. Поэтому подготовка архивов к приему, сохранению и использованию электронных документов, обеспечению их аутентичности - приоритетное направление развития архивного дела.
Пересмотрен и расширен состав источников комплектования, особое внимание уделено сотрудничеству с негосударственными организациями на договорной основе и с держателями личных фондов. Экспертно-проверочная и методическая комиссия Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу планомерно решала вопросы пополнения сводного списка источников - комплектования государственных и муниципальных архивов Республики Татарстан и качественного отбора документов.
На долю муниципальных архивов приходится 32 процента общего объема хранящихся в архивах республики документов, свыше 80 процентов учреждений - источников комплектования архивных учреждений Республики Татарстан и 79 процентов оказываемых услуг в области архивного дела. Из общего объема документов Архивного фонда Республики Татарстан, хранящихся в муниципальных архивах, 18,3 процента составляют документы, отнесенные к государственной собственности Республики Татарстан.
По объему хранящихся документов муниципальные архивы Республики Татарстан среди профильных архивов регионов Приволжского федерального округа занимают четвертое место после Нижегородской области, Пермского края и Республики Башкортостан; по объему управленческой документации - седьмое место после Кировской области, Республики Башкортостан, Нижегородской и Саратовской областей, Пермского края и Удмуртской Республики; по объему документов по личному составу ликвидированных организаций - четвертое место после Нижегородской области, Пермского края, Саратовской области. Вместе с тем в фондах муниципальных архивов Республики Татарстан содержится сравнительно небольшой объем аудиовизуальных документов, документов личного происхождения, не выявлена научно-техническая документация.
Муниципальные архивы раньше, чем государственные архивы, столкнутся с проблемой приема управленческой документации на электронных носителях, так как в соответствии с архивным законодательством документы, отнесенные к муниципальной собственности, поступают в местные архивы на постоянное хранение по истечении пяти лет.
В комплектовании муниципальных архивов наблюдается тенденция увеличения объема документов постоянного хранения, ежегодно образующихся в организациях - источниках комплектования, также превалирует объем принимаемых документов по личному составу над документами Архивного фонда Республики Татарстан. Большой объем документов по личному составу ликвидированных организаций ежегодно принимается муниципальными архивом г. Казани, архивом документов по личному составу г. Набережные Челны, а также муниципальными архивами, расположенными на территории гг. Альметьевска, Заинска, Зеленодольска, Лениногорска, Нижнекамска, Чистополя. Объем документов по личному составу превалирует над документами Архивного фонда Республики Татарстан в заинском, казанском, нижнекамском, чистопольском архивах. Большой объем документов по личному составу - в альметьевском, зеленодольском, лениногорском архивах.
Протяженность стеллажных полок (в погонных метрах): в государственных архивах - 58210, в муниципальных архивах - 27906. Площадь архивохранилищ всех зданий составляет 9270,9 кв. метра. Необходимая площадь хранения на стационарных стеллажах составляет 13750 кв. метров, на передвижных стеллажах - 8250 кв. метров.
Государственные архивы республики расположены в пяти зданиях, в двух приспособленных, в одном специализированном. Муниципальные архивы расположены в 51 приспособленном помещении общей площадью свыше 10 тыс. кв. метров.
В помещениях государственных и муниципальных архивов не в полной мере соблюдаются нормативные режимы хранения документов.
В архивохранилищах государственных архивов необходима модернизация системы кондиционирования воздуха, так как перепады температуры колеблются от +18 до +28°С и относительной влажности от 20 до 59 процентов.
Вместе с тем Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19, определены нормы для хранения документов на бумажных носителях - +17-19°С и относительная влажность 50-55 процентов, для аудиовизуальных и электронных документов - не выше +15°С и относительная влажность 40-50 процентов.
На учете в государственных архивах состоит 3414 единиц хранения с повреждениями носителя и текста. Среднегодовой объем отреставрированных единиц хранения составляет 160 единиц. Возможности государственных архивов не позволяют увеличить объемы реставрационных работ. Не завершены работы по проверке физического состояния кинопленок, а консервационно-профилактические работы осуществляются периодически, по мере поступления финансирования.
В настоящее время в государственных архивах хранится более 150 единиц хранения кинодокументов на горючей нитрооснове. С течением времени химический состав пленки становится эквивалентным пороху, что может привести к самовозгоранию. Необходимо обеспечить боксовое хранение данных документов с температурным режимом +10 С (черно-белые), -5 С (цветные), с относительной влажностью 40-50 процентов. Необходимо отметить, что при возгорании пленка на нитрооснове тлеет без доступа кислорода и потушить ее практически невозможно. Наиболее оптимально хранение таких пленок в промышленных холодильных установках.
Кроме того, в настоящее время существует проблема уксусного синдрома у кинопленок и микрофильмов на рулонной пленке, микрофиш, который ведет к полной потере информации на пленке. Единственный способ сохранения - перевод информации на цифровые носители, что требует дополнительных материальных вложений для приобретения оборудования, носителей и оплаты труда сотрудников.
Большой проблемой архивного хранения является плесень, угрожающая архивным документам, как на бумажной основе, так и на пленочной основе. Необходима регулярная обработка документов. Так, без консервационно-профилактической обработки, плесневый грибок может уничтожить кинопленку в течение нескольких месяцев.
Требуется дальнейшее укрепление пожарной и охранной безопасности, соблюдение температурно-влажностного режима государственных и муниципальных архивов республики, обеспечение необходимым количеством площадей для хранения документов, в том числе за счет модернизации системы хранения.
Проведение капитального ремонта в целях обеспечения нормативных условий хранения требуется в помещениях 37 муниципальных архивов.
В системе мер по обеспечению сохранности особое место занимает страховое копирование документов, дающее возможность сохранения документной информации. Кроме того, создающийся одновременно фонд пользования на позитивной пленке практически обеспечивает изъятие из использования подлинников особо ценных документов. В архивах все большее распространение получает оцифровка документов, что предоставляет новые возможности и широкие перспективы воспроизведения документов и использования информации без обращения к подлинникам. Для активизации этой работы архивам необходимо приобретение соответствующей техники.
Государственные архивы Республики Татарстан ведут работу по созданию автоматизированного научно-справочного аппарата в основном в виде тематических баз данных. Объем описания документов составляет не более 10 процентов. Только часть этих сведений доступна в онлайн-режиме. Несмотря на прошедшее время, состояние научно-справочного аппарата в государственных и муниципальных архивах Республики Татарстан по-прежнему требует оперативной актуализации и перевода научно-справочного аппарата архивных фондов и коллекций в электронный вид.
Создание единой информационно-аналитической системы приведет к заметному повышению открытости архивных учреждений, позволит повысить доступность и эффективность использования архивных документов на основе использования современных информационных технологий, оптимизировать исполнение профильных функций и вывести на качественно новый уровень автоматизацию учета, хранения и управления архивными фондами.
Кроме того, создание единой информационно-аналитической системы стало бы подспорьем для внедрения новых и исполнения существующих работ и услуг на платной основе.
Поток обращений к ретроспективной информации Архивного фонда Республики Татарстан со стороны органов власти, организаций, учреждений и физических лиц постоянно растет. Очевидно, что работа с документами в традиционной форме в условиях возрастающего количества социально-правовых и тематических запросов и постоянного увеличения объема архивных фондов будет осложняться следующими факторами:
отсутствием возможности использования документов и дел одновременно несколькими потребителями (как сотрудниками архива, так и посетителями читального зала архивов);
высокой вероятностью быстрого обветшания документов.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде повысит оперативность, обеспечит максимальное качество при предоставлении услуг и позволит создать комфортные условия для граждан, а также минимизировать риск возникновения фактов коррупции.
В настоящее время в государственных архивах республики оцифровано 30220 единиц хранения архивных документов (в среднем в год оцифровывается 2000 документов), что составляет 0,83 процента от общего объема архивных документов, хранящихся в государственных архивах Республики Татарстан.
Кроме того, в государственных архивах оцифрованы 17200 описей архивных документов. Для обеспечения поиска и эффективной работы пользователей с описями архивных документов описи необходимо индексировать, а это трудоемкий и длительный процесс. Только в государственных архивах Республики Татарстан на сегодняшний день имеется 28118 описей архивных документов, в них описаны 3622227 единиц хранения.
Для расширения доступа пользователей к архивной информации необходима модернизация портала "Архивная служба Республики Татарстан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволит разместить на сайте научно-справочный аппарат к архивным фондам, обеспечить возможность качественного и оперативного информирования различных категорий пользователей о деятельности архивной отрасли.
Документы Архивного фонда Республики Татарстан широко используются в социальных и научно-просветительских целях.
Исполнение социально-правовых запросов, поступающих как от граждан, так и от заинтересованных организаций и учреждений, - одно из ключевых направлений деятельности архивов.
Государственными и муниципальными архивами в 2015 году было исполнено 95437 запросов социально-правового характера, а также 25793 тематических и генеалогических запроса. Читальные залы архивов посетили 1070 пользователей.
В течение 2015 года запросы поступали из различных источников: через интернет-приемную, по электронной почте, программный комплекс VipNet, почтовой связью, на личном приеме.
Повышение качества и доступности услуг, оказываемых архивами Республики Татарстан, в том числе переход на предоставление услуг в электронном виде, - приоритетная задача на 2016 год.
Для государственных структур архивы - это хранилище управленческих документов и эксперты в системе управления документальной информацией.
Представителей научного сообщества интересует самый широкий спектр тем и самая обширная хронология. Между архивистами и учеными-гуманитариями традиционно существует тесное взаимодействие в области изучения, публикации и экспонирования архивных документов, в сфере подготовки кадров.
Необходимо развивать сотрудничество с исследователями в области изучения и популяризации нашего документального наследия.
Эта тема особенно актуальна в контексте реализации Указа Президента Республики Татарстан от 11 января 2016 года N УП-1 "Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики".
Государственным и муниципальным архивам республики, в свою очередь, необходимо шире взаимодействовать с научным сообществом, тем более что есть документы, представляющие несомненный научный интерес, атрибутировать которые архивисты своими не силами не в состоянии. Это рукописи на арабском, персидском, монгольском, тибетском, китайском языках, хранящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан.
Введение их в научный оборот в кооперации с отечественными и иностранными учеными не только позволило бы открыть новые страницы истории, но и укрепить единое культурное пространство России, укрепить международные научные связи архивистов республики.
В 2015 году архивисты республики добились включения научно-документального журнала "Гасырлар авазы - Эхо веков" в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Архивисты республики ежегодно проводят в казанских школах уроки мужества, приуроченные ко дню Победы в Великой Отечественной войне. Ознакомление с настоящими документами всегда производит большое впечатление на учащихся.
Приоритетом во взаимодействии с научным сообществом является обеспечение сохранности и качественного комплектования документов, имеющих научное и историко-культурное значение. Важное значение в этой работе имеет оцифровка документального наследия в целях повышения его доступности.
Численность работников государственных и муниципальных архивных служб составляет чуть менее 300 человек. Ведение архивов в министерствах и ведомствах обеспечивают 108 человек. Кроме того, архивы есть на многих крупных промышленных предприятиях, в образовательных организациях высшего образования, научно-исследовательских институтах.
На 01.01.2016 в государственных архивах работало 19 процентов работников пенсионного возраста, от 50 лет до пенсионного возраста - 20 процентов, от 30 лет до 49 лет - 42 процента, до 29 лет включительно - 19 процентов. Эти цифры показывают тенденцию старения кадров. А это значит, что вместе с уходом на пенсию наиболее опытных работников, достигших пенсионного возраста, в скором времени архивы будут ощущать нехватку квалифицированных кадров.
В значительной степени результаты деятельности, эффективность предоставления государственных услуг в области архивного дела зависят от кадрового потенциала, его профессионального уровня, качества подготовки.
Поступательное развитие архивного дела немыслимо без синтеза опыта работы с документами на традиционных носителях, накопленного за предыдущие годы, со знанием современных технологий. Это предполагает необходимость укрепления кадрового состава работников государственных архивов, повышения их социальной защищенности, привлечения в архивы выпускников профильных образовательных организаций. Для решения кадровой проблемы требуется довести заработную плату работников государственных учреждений архивной отрасли до уровня средней оплаты труда по Республике Татарстан, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечит стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма, продолжить работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров путем тесного сотрудничества с архивными учреждениями субъектов Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования гуманитарного профиля, Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела в вопросах проведения производственной практики и стажировок специалистов в российских и зарубежных архивах.
В целях развития кадрового потенциала архивной отрасли предполагается использование различных форм работы (курсов профессионального мастерства, тренингов, проблемных семинаров, "круглых столов").
Для повышения эффективности системы управления архивным делом в Республике Татарстан планируется дополнительная мотивация и стимулирование персонала государственных архивов путем перехода на отраслевую систему оплаты труда.
С целью разностороннего изучения состояния архивной отрасли в Республике Татарстан и выявления проблем, требующих решения, осуществлен стратегический анализ развития архивного дела по методике SWOT, результаты которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ развития архивной отрасли в Республике Татарстан
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Социально-экономический, научный, инновационный потенциал Республики Татарстан способен создать условия для эффективного развития архивной отрасли. Архивный фонд Республики Татарстан, являясь одним из богатейших в Поволжье, обладает большим информационным потенциалом, включает в себя управленческую, научно-техническую документацию, документы личного происхождения, документы по личному составу, документы на нетрадиционных носителях (аудиовизуальных, электронных), обязательные экземпляры печатной и аудиовизуальной продукции. Документальные информационные ресурсы активно используются в целях удовлетворения потребностей государства и общества в ретроспективных сведениях, в том числе для реализации конституционных прав граждан. Наличие положительного опыта внедрения новейших технологий в сфере сохранности и использования аудиовизуальной информации и готовность распространения данного опыта в другие регионы. Наличие опытных кадров архивных работников с потенциалом дальнейшего развития. Сохранение традиционных связей с муниципальными образованиями, обеспечивающее сохранение и внедрение единых принципов организации архивного дела в Республике Татарстан, методическую и практическую помощь муниципальным архивам в их деятельности |
Законодательство в области архивного дела не в полной мере отвечает потребностям развития отрасли. Отсутствие свободных площадей, специализированных зданий для хранения и проведения копирования, реставрационной, консервационно-профилактической обработки документов. Архивы республики нуждаются в развитии материально-технической базы, в том числе постоянной модернизации компьютерного парка, приобретении программного обеспечения. Выделяемые объемы финансирования не позволяют обеспечить в полной мере функционирование и развитие архивной отрасли. Неудовлетворительное состояние кадрового обеспечения деятельности в области информатизации: нехватка IT-специалистов в архивах, старение кадров, низкий уровень заработной платы в государственных архивах, являющийся причиной оттока из архивной отрасли молодых специалистов. Малая численность работников муниципальных архивов с профильным образованием. Отсутствие (за исключением архива по личному составу г. Набережные Челны) в муниципальных образованиях специализированных архивов по личному составу (с организационно-правовой формой бюджетных, казенных учреждений), нехватка кадров в муниципальных архивах |
Возможности развития (О) |
Возможные внешние угрозы (Т) |
Рост информационного потенциала Архивного фонда Республики Татарстан. Высокий IT-потенциал Республики Татарстан, позволяющий реализовывать крупные инновационные проекты на территории республики. Обеспечение инновационного социально-ориентированного развития отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий. Удобная инфраструктура и расположение зданий архивов обеспечит необходимый уровень логистики доступа пользователя. Расширение спектра услуг, оказываемых отраслью, внедрение услуг, оказываемых в электронном формате. Расширение сотрудничества с научным сообществом в связи с включением научно-документального журнала "Гасырлар авазы - Эхо веков", издаваемого архивной отраслью Республики Татарстана в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, составленный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации |
Несовершенство законодательного регулирования и неоднозначность судебной практики по подтверждению юридической значимости цифрового контента. Краткосрочность сертификатов электронно-цифровой подписи, подтверждающих достоверность создаваемых электронных документов. Нестабильная экономическая ситуация, связанная с проявлениями финансового кризиса в стране, и снижение уровня финансирования деятельности архивной отрасли. Риск утраты архивных документов на этапе ведомственного хранения вследствие прекращения комплектования архивов в связи с нехваткой площадей. Возникновение пожароопасных, чрезвычайных ситуаций, а также деструктивных факторов окружающей среды, влекущих безвозвратную утрату архивных документов |
В качестве инструмента функционального анализа излагаемых в настоящей Программе подходов и предложений по решению проблем институционального характера используется институциональная матрица. Ее структура приведена в таблице 2.
Таблица 2
Институциональная матрица
Институциональные факторы |
Направления деятельности |
||||||||
государственное и муниципальное управление |
промышленное производство |
строительство |
социо-культурная сфера |
IT-сектор |
банковские и иные финансовые услуги |
жилищно-коммунальное хозяйство |
наука |
малый и средний бизнес |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Отсутствие единого информационного ресурса управленческой информации |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Ведомственная разобщенность вопросов регулирования деятельности по хранению документов |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
Ненадлежащие условия хранения архивных документов |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Быстрое устаревание носителей цифровой информации |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Несовершенство методологии хранения документов и комплектования архивного фонда |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Дефицит квалифицированных кадров в сфере делопроизводства и архивного дела |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Ранжирование проведено по 5-балльной шкале, по возрастанию проблематики.
Столбцы матрицы отражают секторы экономики и виды деятельности. Строки матрицы определяют институциональные факторы, анализ которых приведен в соответствующих разделах Программы. Элементы матрицы характеризуют наличие существенных проблем институционального характера в тех или иных секторах экономики и видах деятельности.
Перечисленные институциональные факторы выбраны по принципу идентификации зон максимального риска и угроз появления институциональных ловушек при принятии управленческих решений, которые, как правило, после снижения внимания к ним возвращаются в прежнее состояние, а иногда и обостряют проблемы в этих секторах.
Определены следующие проблемы в области архивного дела, требующие решения:
дефицит свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ государственных и муниципальных архивов в условиях постоянного увеличения объемов поступающих документов. Несоответствие помещений нормативным режимам хранения;
высокие риски утраты архивных документов в связи с разрушением носителей (затухающие тексты, разрушение бумаги, пленки, носителей цифровой информации);
отсутствие единой информационно-коммуникационной платформы и внятной системы навигации в архивном пространстве Республики Татарстан;
отсутствие центра хранения электронных документов и документов на электронных носителях;
низкая адаптированность материально-технической и методологической базы архивов к работе с цифровым контентом, отсутствие методологии обеспечения сохранности и подтверждения достоверности цифрового контента, отсутствие специализированного оборудования;
сложная кадровая ситуация в государственных архивах, характеризующаяся оттоком квалифицированных специалистов наиболее активного возраста, старением опытных, высококвалифицированных кадров, снижением профессионального уровня архивистов, что в значительной мере обусловлено их слабой социальной защищенностью; недостаточная штатная численность работников муниципальных архивов.
II. Основные цели, задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, программных мероприятий, а также индикаторов оценки результата в разрезе целей, задач и мероприятий Программы
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам государственной политики Республики Татарстан в области архивного дела, определенным Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", Планом мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2015 N 707 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года", вносят вклад в достижение стратегических целей и задач.
Основными целями Программы являются:
1. Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей общества на получение информации, содержащейся в документах Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документах;
2. Повышение эффективности документационного обеспечения системы государственного управления.
Задачами Программы являются:
1. Обеспечение открытого доступа к наиболее значимым документам государственного управления;
2. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела;
3. Обеспечение доступности архивных документов для поиска, исследований и изучения;
4. Введение документов архивного фонда в научный и общественный оборот, обеспечение полноты использования документов Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документов;
5. Повышение эффективности бизнес-процессов и системы управления архивным делом;
6. Обеспечение качественного и всеобъемлющего комплектования фондов, учитывающего эволюцию источников и носителей информации;
7. Обеспечение сохранности и полноты информационных ресурсов.
Описание ожидаемых результатов реализации целей и задач Программы, а также финансирование Программы в разрезе мероприятий представлены в приложении к ней.
Срок реализации Программы - 2016-2020 годы.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагает использование предоставляемых в установленном законодательством порядке средств бюджета Республики Татарстан.
Общий объем финансирования Программы составляет 802887,8 тыс. рублей:
2016 год - 119380,0 тыс. рублей;
2017 год - 202068,3 тыс. рублей;
2018 год - 224444,9 тыс. рублей;
2019 год - 132494,0 тыс. рублей;
2020 год - 124500,6 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
IV. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы государственный заказчик-координатор обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Государственные заказчики Программы:
ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также об эффективности использования финансовых средств с заполнением формы отчета о реализации Программы, представленной в приложении N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и ведомственных целевых программ, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" (далее - Порядок);
ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, представляют в Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу информацию о ходе работ по реализации подпрограмм и эффективности использования средств на их реализацию.
Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также эффективности использования финансовых средств с заполнением формы отчета о реализации Программы, представленной в приложении N 5 к Порядку;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования средств на ее реализацию.
V. Оценка социально-экономической эффективности Программы
В ходе реализации Программы достигаются следующие социальные эффекты: достигается цель Программы - управление архивным делом в интересах граждан, общества и государства; обеспечивается хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документов, как важной составной части информационных ресурсов историко-культурного наследия Республики Татарстан; реализуются права юридических и физических лиц на получение информации, содержащейся в документах Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документах. Реализация мероприятий по популяризации архивных документов (проведения выставок, конференций, публикаций, рассекречивания документов, а также медийных мероприятий) является одним из важных факторов патриотического воспитания населения республики, повышения общего, культурного и образовательного уровня жителей Республики Татарстан. За счет развития информационно-телекоммуникационных технологий повысится доступность и качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Организация обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам связи при предоставлении государственных и муниципальных услуг позволит повысить эффективность государственного управления в сфере архивного дела.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей, предусмотренных Программой.
Приложение
к Государственной программе "Развитие архивного
дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы"
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов Государственной программы "Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016-2020 годы" и финансирование ее мероприятий
Наименование основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование с указанием источника финансирования, тыс. рублей |
|||||||||
2015 год (базовый) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Цель 1: Удовлетворение текущих и формирование новых потребностей общества в получении информации, содержащейся в документах Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документах | ||||||||||||||
Задача 1: Обеспечение открытого доступа к наиболее значимым документам государственного управления | ||||||||||||||
1.1.1. Создание Единой информационно-аналитической системы управления архивным делом в Республике Татарстан |
ГКРТАД*, МИС РТ |
2016-2017 годы |
Доля государственных и муниципальных архивов, подключенных к системе, от общего числа, процентов |
0 |
69 |
100 |
100 |
100 |
100 |
9290,0 БРТ |
13690,0 БРТ |
- |
- |
- |
1.1.2. Создание электронного читального зала и оборудование рабочих мест в читальных залах государственных архивов |
ГКРТАД, МИС РТ |
2017 год |
Количество посетителей "Электронного читального зала", единиц |
0 |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
2700 |
- |
5028,0 БРТ |
- |
- |
- |
Всего по задаче |
9290,0 |
18718,0 |
- |
- |
- |
|||||||||
Итого по задаче |
28008,0 |
|||||||||||||
Задача 2: Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела | ||||||||||||||
1.2.1. Предоставление услуг (выполнение работ юридическим и физическим лицам) на основе архивных документов |
ГКРТАД |
2016-2020 годы |
Доля запросов, исполненных архивами в установленные сроки, в общем объеме исполненных за год запросов, процентов |
97,3 |
97,4 |
97,4 |
97,5 |
97,9 |
97,9 |
25198,8 БРТ |
26534,3 БРТ |
27887,6 БРТ |
29198,3 БРТ |
30453,8 БРТ |
1.2.2. Обеспечение рабочих мест в государственных и муниципальных архивах средствами информационной безопасности для работы в АИС МФЦ |
МИС РТ, ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Доля подключенных к Автоматизированной информационной системе "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" архивов от числа запланированных. процентов |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
675,0 БРТ |
132,0 БРТ |
132,0 БРТ |
132,0 БРТ |
Всего по задаче |
25198,8 |
27209,3 |
28019,6 |
29330,3 |
30585,8 |
|||||||||
Итого по задаче |
140343,8 |
|||||||||||||
Задача 3: Обеспечение доступности архивных документов для поиска, исследований и изучения | ||||||||||||||
1.3.1. Выявление, научное описание восточных рукописей XII, XVI-XVIII веков и столбцов приказного делопроизводства XVII века, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан |
ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Доля документов, прошедших научное описание, от общего числа требующих распознавания и описания, процентов |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
- |
150,0 БРТ |
150,0 БРТ |
150,0 БРТ |
150,0 БРТ |
1.3.2. Оцифровка и индексирование научно-справочного аппарата |
ГКРТАД |
2016-2018 годы |
Доля оцифрованных и индексированных описей и наименований дел, процентов |
61 |
72 |
80 |
100 |
- |
- |
10274,5 БРТ |
8518,5 БРТ |
27692,0 БРТ |
- |
- |
1.3.3. Оцифровка особо ценных документов |
ГКРТАД |
2018 год |
Доля оцифрованных особо ценных единиц хранения от общего числа особо ценных единиц хранения, процентов |
30 |
30 |
30 |
100 |
- |
- |
- |
- |
41013,0 БРТ |
- |
- |
1.3.4. Система хранения данных |
МИС РТ, ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Доля оцифрованного контента, хранящегося в единой системе хранения данных, процентов |
0 |
0 |
50 |
100 |
100 |
100 |
- |
37370,0 БРТ |
57113,0 БРТ |
30662,0 БРТ |
19717,0 БРТ |
1.3.5. Приобретение оборудования для оцифровки архивных документов |
ГКРТАД |
2017 год |
Доля оцифрованных единиц хранения от числа запланированных на текущий год, процентов |
100 |
- |
100 |
- |
- |
- |
- |
4100,0 БРТ |
- |
- |
- |
Всего по задаче |
10274,5 |
50138,5 |
125968,0 |
30812,0 |
19867,0 |
|||||||||
Итого по задаче |
237060,0 |
|||||||||||||
Задача 4: Введение документов архивного фонда в научный и общественный оборот, обеспечение полноты использования документов Архивного фонда Республики Татарстан и других архивных документов | ||||||||||||||
1.4.1. Коммерческая популяризация документального наследия Республики Татарстан, в том числе в средствах массовой информации |
ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Количество мероприятий, направленных на популяризацию документального наследия Республики Татарстан, единиц |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
- |
250,0 БРТ |
250,0 БРТ |
250,0 БРТ |
250,0 БРТ |
Всего по задаче |
- |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
|||||||||
Итого по задаче |
1000,0 |
|||||||||||||
Задача 5: Повышение эффективности бизнес-процессов и системы управления архивным делом | ||||||||||||||
1.5.1. Грантовая поддержка муниципальных архивов на конкурсной основе |
ГКРТАД, ОМС РТ (по согласованию) |
2017-2020 годы |
Количество проектов, реализованных на грантовой основе, единиц |
0 |
0 |
15 |
15 |
15 |
15 |
- |
5000,0 БРТ |
5000,0 БРТ |
5000,0 БРТ |
5000,0 БРТ |
1.5.2. Модернизация АРМ государственных и муниципальных архивов |
ГКРТАД, ОМС РТ (по согласованию) |
2016 год |
Количество модернизированных рабочих мест, единиц |
0 |
110 |
- |
- |
- |
- |
8185,0 БРТ |
- |
- |
- |
- |
1.5.3. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников государственных архивов |
ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных услуг, процентов |
70 |
80 |
85 |
90 |
90 |
90 |
- |
650,0 БРТ |
700,0 БРТ |
700,0 БРТ |
700,0 БРТ |
Всего по задаче |
8185,0 |
5650,0 |
5700,0 |
5700,0 |
5700,0 |
|||||||||
Итого по задаче |
30935,0 |
|||||||||||||
Итого по цели |
437346,8 |
|||||||||||||
Цель 2: Повышение эффективности документационного обеспечения системы государственного управления | ||||||||||||||
Задача 1: Обеспечение качественного и всеобъемлющего комплектования фондов, учитывающего эволюцию источников и носителей информации | ||||||||||||||
2.1.1. Выявление и приобретение оригиналов или копий (в том числе электронных) документов по истории Республики Татарстан и татарского народа, представляющих интерес для Архивного фонда Республики Татарстан (в том числе за рубежом) |
ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Доля приобретенных на возмездной основе документов для государственных архивов от общего числа ранее приобретенных документов по состоянию на 01.01.2016, процентов |
0 |
0 |
20 |
30 |
40 |
50 |
- |
3000,0 БРТ |
3000,0 БРТ |
3000,0 БРТ |
3000,0 БРТ |
2.1.2. Доработка единой межведомственной системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан |
МИС РТ, ГКРТАД |
2016-2017 годы |
Доля организаций - источников комплектования, осуществляющих передачу документов через личные кабинеты системы электронного документооборота, процентов |
0 |
15 |
30 |
- |
- |
- |
5000,0 |
10000,0 |
- |
- |
- |
2.1.3. Создание и внедрение системы электронной приемки и проверки обязательных экземпляров аудиовизуальной продукции |
ГКРТАД |
2017-2020 годы |
Доля организаций - производителей обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции, передающих документы через личные кабинеты системы, от общего числа, процентов |
0 |
0 |
50 |
60 |
70 |
80 |
- |
4764,4 БРТ |
364,0 БРТ |
364,0 БРТ |
364,0 БРТ |
Всего по задаче |
5000,0 |
17764,4 |
3364,0 |
3364,0 |
3364,0 |
|||||||||
Итого по задаче |
32856,4 |
|||||||||||||
Задача 2: Обеспечение сохранности и полноты информационных ресурсов | ||||||||||||||
2.2.1. Обеспечение противопожарного, охранного, температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического режимов в зданиях государственных архивов |
ГКРТАД |
2016-2020 годы |
Уровень соответствия помещений государственных архивов нормативным условиям, обеспечивающим постоянное хранение архивных документов, процентов |
84,8 |
86,7 |
88,9 |
89,5 |
90,1 |
90,7 |
46529,1 БРТ |
48340,5 БРТ |
49950,5 БРТ |
51318,9 БРТ |
52511,1 БРТ |
2.2.2. Техническое обеспечение создания и хранения страхового фонда и фонда пользования |
ГКРТАД |
2016-2020 годы |
Доля уникальных и особо ценных документов, имеющих страховые копии, в общем объеме уникальных и особо ценных документов, процентов |
53,3 |
53,4 |
53,6 |
53,9 |
54,1 |
54,4 |
14902,6 БРТ |
13630,6 БРТ |
11192,8 БРТ |
II718,8 БРТ |
12222,7 БРТ |
2.2.3. Приобретение оборудования для реставрации архивных документов |
ГКРТАД |
2017 год |
Количество архивных документов на бумажном носителе, прошедших реставрацию, подшивку и переплет на бумажном носителе, единиц |
160 |
167 |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
- |
20367,0 БРТ |
- |
- |
- |
Всего по задаче |
61431,7 |
82338,1 |
61143,3 |
63037,7 |
64733,8 |
|||||||||
Итого по задаче |
332684,6 |
|||||||||||||
Всего по цели |
66431,7 |
100102,5 |
64507,3 |
66401,7 |
68097,8 |
|||||||||
Итого по цели |
365541,0 |
|||||||||||||
Итого по Программе |
119380,0 |
202068,3 |
224444,9 |
132494,0 |
124500,6 |
|||||||||
Всего по Программе |
802887,8 |
* Список использованных сокращении:
АИС МФЦ - автоматизированная информационная система "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
АРМ - автоматизированное рабочее место;
БРТ - бюджет Республики Татарстан;
ГКРТАД - Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу;
МИС РТ - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
ОМС РТ - органы местного самоуправления в Республике Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята госпрограмма развития архивного дела в Республике Татарстан.
Цели программы - удовлетворение текущих и формирование новых потребностей общества в получении информации, содержащейся в документах Архивного фонда РТ и других архивных документах; повышение эффективности документационного обеспечения системы государственного управления.
Программа реализуется в 2016-2020 годах.
Общий объем финансирования программы составляет 802,9 млн. руб. за счет средств бюджета республики.
Мероприятия программы направлены на обеспечение открытого доступа к наиболее значимым документам государственного управления. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела. Обеспечение доступности архивных документов для поиска, исследований и изучения. Введение документов архивного фонда в научный и общественный оборот, обеспечение полноты их использования. Повышение эффективности бизнес-процессов и системы управления архивным делом. Обеспечение качественного и всеобъемлющего комплектования фондов, учитывающего эволюцию источников и носителей информации. Обеспечение сохранности и полноты информационных ресурсов.
Определены ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Постановление КМ РТ от 10 июня 2016 г. N 395 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие архивного дела в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 июня 2016 г., в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 47-48, 28 июня 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2023 г. N 1198
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2023 г. N 693
Изменения вступают в силу с 8 июня 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июля 2022 г. N 681
Изменения вступают в силу с 18 июля 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2022 г. N 105
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июля 2021 г. N 621
Изменения вступают в силу с 22 июля 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2021 г. N 338
Изменения вступают в силу с 17 мая 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 марта 2021 г. N 120
Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 декабря 2020 г. N 1161
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2020 г. N 563
Изменения вступают в силу с 7 июля 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 2020 г. N 343
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2019 г. N 610
Изменения вступают в силу с 23 июля 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2018 г. N 1211
Изменения вступают в силу с 17 января 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 мая 2018 г. N 363
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 ноября 2017 г. N 911
Постановление КМ РТ от 12 сентября 2017 г. N 650
Постановление КМ РТ от 5 июня 2017 г. N 342