Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подпрограмма
"Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 28 декабря 2013 г. N 1083 (в редакции постановления КМ РТ от 27 февраля 2017 г. N 117))
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Подпрограмма-2) |
Государственный заказчик-координатор Подпрограммы-2 |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
Государственные заказчики, исполнители |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора |
Цель Подпрограммы-2 |
Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан отходами производства и потребления, увеличение объемов отходов, вовлекаемых в технологический цикл для развития производства материальных ресурсов из вторичного сырья, повсеместное обеспечение потребителей предоставлением централизованной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) |
Задачи Подпрограммы-2 |
1. Создание единой комплексной системы управления отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан и модернизация существующей инфраструктуры обращения с ТКО в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности и экономической эффективности. 2. Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба при обращении с отходами производства и потребления |
Сроки реализации Подпрограммы-2 |
2014-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Под-программы-2 с распределением по годам |
Объем финансового обеспечения реализации Подпрограммы-2 всего составит 37527825,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 26866,0 тыс. рублей; за счет средств бюджета Республики Татарстан - 377959,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 164187,8 тыс. рублей; в 2015 году - 128940,8 тыс. рублей; в 2016 году - 26902,2 тыс. рублей; в 2017 году - 55935,7 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 37123000,0 тыс. рублей, из них: в 2017 году - 7535000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 16705000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 11283000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 1600000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан |
Ожидаемые конечные результаты реализации цели и задач Подпрограммы-2 (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели ее бюджетной эффективности |
Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: к 2017 году: увеличить долю ликвидированных несанкционированных свалок ТКО до 95 процентов; увеличить до 46 процентов долю использованных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления; обследовать 90 затопленных плавсредств в пределах акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан; к 2018 году: ликвидировать 3 объекта накопленного вреда; к 2020 году: увеличить долю населенных пунктов Республики Татарстан, включенных в систему централизованного сбора ТКО (обеспеченных предоставлением коммунальной услуги по сбору и транспортированию ТКО) до 75 процентов; увеличить долю обработанных (прошедших процедуру сортировки) ТКО от общего количества образовавшихся ТКО до 45 процентов; увеличить долю вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) ТКО, от общего количества образовавшихся ТКО до 24 процентов; увеличить количество действующих пунктов приема утильсырья (вторичных ресурсов) до 82 штук; увеличить до 10 процентов долю ТКО, термически обезвреженных с генерацией электрической и (или) тепловой энергии, утилизированных в RDF, от общего количества образовавшихся ТКО; увеличить до 40 процентов долю контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного сбора ТКО |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сложившаяся в Республике Татарстан критическая ситуация с накоплением, использованием, обезвреживанием, хранением и захоронением отходов вывела эту проблему на первое место среди экологических проблем республики. Она представляет реальную угрозу здоровью населения и будущим поколениям, крайне отрицательно влияет на окружающую среду. Проблема обращения с отходами производства и потребления на территории Татарстана является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала республики.
По уровню социально-экономического развития Республика Татарстан входит в группу российских регионов с высоким уровнем развития. Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, пищевая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
В соответствии со сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления государственной статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы) в 2015 году на территории республики образовалось 3089,5 тыс. тонн отходов, использовано 2358,2 тыс. тонн, обезврежено 144,0 тыс. тонн и захоронено 1220,2 тыс. тонн.
Общее количество использованных и обезвреженных отходов от суммы образовавшихся в 2015 году и перешедших с 2014 года составило 56,9 процента, а количество захороненных отходов составило 27,7 процента.
Распределение количеств образовавшихся в 2015 году отходов с разбивкой по классам опасности было следующим: I класса опасности - 2487,5 тонны (0,0005 процента), II класса опасности - 8804,2 тонны (0,28 процента), III класса опасности - 308288,2 тонны (9,97 процента), IV класса опасности - 700708,1 тонны (22,68 процента), V класса опасности - 2069237,0 тонны (66,97 процента).
Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках и полигонах. Несовершенство системы учета образования и "движения" отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТКО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.
В качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет используется около 10 процентов от общего объема собранных отходов производства и потребления. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, часть минеральных отходов металлургической промышленности.
Существующая в настоящее время в Республике Татарстан система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках и полигонах ТКО или длительном хранении (складировании) на специализированных объектах.
В республике крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТКО. Из-за отсутствия раздельного сбора отходов вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются разнообразные емкости с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата представляют потенциальную угрозу окружающей среде.
Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы (промышленные и коммунальные) являются источником вторичного сырья. Их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов и способствовать реализации принципов ресурсо- и энергосбережения в Республике Татарстан.
Создание и развитие специализированных предприятий по сбору, переработке и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей районов и городов республики.
Для республики также актуальна проблема транспортирования отходов. В настоящее время определенная часть населения, проживающего в неблагоустроенном жилом секторе, не охвачена централизованной системой вывоза отходов. Часть отходов сжигается на местах, что противоречит законодательству в области обращения с отходами, часть закапывается на придомовых территориях, а большая часть, также в нарушение законодательства, попадает на межселенные территории, образуя несанкционированные свалки на пустырях, вдоль дорог и пр.
В последние годы в республике ведется интенсивное строительство, что приводит к росту объемов отходов строительства и ремонта. Точные объемы образующихся строительных отходов оценить трудно, однако необходимо отметить, что их основная часть размещается на полигонах ТКО, сокращая срок эксплуатации последних, а также на несанкционированных свалках. При организации рациональной системы управления строительными отходами они могли бы быть использованы для получения вторичных строительных материалов, при рекультивации нарушенных земель, при благоустройстве территорий и в других целях.
В летний период при уборке и благоустройстве территорий населенных пунктов, уходе за зелеными насаждениями образуются уличный смет, растительные остатки (стволы деревьев, ветки, листва). Древесные отходы и парковый смет вывозятся на полигоны ТКО, свалки или на так называемые свалки веточных масс. Зачастую накопленные органические отходы впоследствии сжигаются.
Анализ существующей в настоящее время ситуации в сфере обращения с отходами на территории республики показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством Республики Татарстан меры, имеется острая необходимость повышения эффективности системы управления отходами.
Одной из проблем, решение которой возможно только в рамках государственной системы управления отходами, является проблема безопасного размещения отходов. Для этих целей в республике функционируют 53 полигона ТКО, которые построены вблизи крупных городов и населенных пунктов республики - центров образования отходов.
В настоящее время информация по обращению с отходами в Республике Татарстан разрознена и зачастую противоречива. В то же время для эффективного управления процессами обращения с отходами, для принятия управляющими структурами обоснованных решений необходима информация обо всех стадиях обращения с отходами: от образования отходов до их захоронения. Эта информация должна быть полной, достоверной и своевременной.
В значительной степени проблема актуализации и систематизации информации об отходах решена в процессе разработки Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан, которая утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.09.2016 N 683.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их размещения обусловливают необходимость создания в республике единой системы государственного управления обращением с отходами производства и потребления.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и поселковые свалки являются основными объектами для захоронения ТБО на территории Татарстана. Они имеются во всех районах и размещают более 200 тыс. тонн отходов в год. При этом большая часть объектов находится на грани заполнения, примерно треть объектов эксплуатируется свыше 35 лет. Практически все населенные пункты имеют несанкционированные свалки.
Общая площадь объектов размещения отходов уже превышает 373,13 гектара, что составляет более 0,005 процента от всей территории республики. При условии значительных объемов образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти. В настоящее время в Республике Татарстан действуют 53 полигона ТКО и не все из них в полной мере отвечают требованиям экологической безопасности.
По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в 2015 году в республике образовалось 21,773 тыс. тонн медицинских отходов, из них:
отходы класса "А" (неопасные отходы) - 18,9 тыс. тонн (86,9 процента);
отходы класса "Б" (опасные (рискованные) отходы) - 2,585 тыс. тонн (11,8 процента);
отходы класса "В" (чрезвычайно опасные отходы) - 168,8 тонны (0,8 процента);
отходы класса "Г" (отходы, по составу близкие к промышленным) - 94,5 тонны (0,4 процента);
отходы класса "Д" (радиоактивные отходы) - 10,1 тонны (0,04 процента).
Сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование медицинских отходов осуществляются в соответствии с обязательными санитарно-эпидемиологическими требованиями к обращению с медицинскими отходами, установленными СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
В республике серьезной проблемой является нехватка установок для обеззараживания и термического уничтожения медицинских отходов классов опасности "Б" и "В", а также лекарственных средств с истекшими сроками годности, фальсифицированных фармацевтических препаратов.
Проблема отходов не может быть решена только за счет создания современных полигонов захоронения отходов, рекультивации свалок и т.д. Необходимо реформировать всю систему управления отходами, создать отходоперерабатывающую индустрию, что обеспечит внедрение необходимых объектов сбора, переработки и утилизации отходов, решит проблему нелегального размещения отходов на стихийных свалках, присутствия на рынке услуг нелицензированных подрядчиков и т.д.
Первым этапом в создании подобной системы должно стать развитие системы нормативного правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, а также создание информационных средств управления.
В настоящее время существующие в Республике Татарстан информационные продукты могут иметь только справочное значение и не могут использоваться для эффективного контроля за образованием и размещением отходов производства и потребления в Республике Татарстан.
В связи с этим насущной необходимостью является создание геоинформационной системы, позволяющей контролировать движение отходов производства и потребления Республики Татарстан, доступной заинтересованным министерствам и ведомствам.
В рамках Программы предусматривается осуществление целенаправленного развития республиканской системы обращения с отходами в соответствии с задачей улучшения экологической безопасности и санитарного состояния Республики Татарстан.
Кроме того, интенсивное индустриальное освоение природных ресурсов Республики Татарстан в предшествующие десятилетия привело к возникновению ряда экологических проблем, перешедших к настоящему времени к образованию объектов накопленного экологического вреда.
По итогам проведенного обследования объекты накопленного экологического ущерба занимают значительные площади земель, химические вещества попадают в грунтовые воды, что приводит к загрязнению поверхностных и подземных водных объектов, в том числе источников водоснабжения.
Сложившуюся ситуацию нельзя назвать катастрофической, объекты накопленного экологического ущерба локализованы, не допускается их дальнейшая эксплуатация. В целях их поэтапной ликвидации к настоящему времени определены основные направления, требующие первоочередных мер реагирования.
В первую очередь необходимо решить проблему рекультивации крупных свалок и полигонов отходов, как твердых коммунальных, так и промышленных. Полигоны ТКО подвержены возгоранию и представляют собой источники загрязнения атмосферного воздуха, промышленные полигоны загрязняют подземные источники водоснабжения и прилегающие водные объекты. Условия размещения отходов не соответствуют принятым нормам промышленной и экологической безопасности. Это оказывает негативное воздействие на десятки квадратных километров прилегающей территории.
Еще одним проявлением накопленного экологического ущерба являются площади загрязнения нефтепродуктами, возникшие в результате добычи, транспортировки углеводородного сырья, функционирования нефтехимических предприятий и размещения складов горюче-смазочных материалов.
Проблема затонувших судов в акваториях крупных водных объектов носит комплексный характер и является актуальной не только для Республики Татарстан, но и для большинства субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены судоходные водные объекты. По информации филиала "Казанский район водных путей и судоходства" федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" и филиала "Нижне-Камский район водных путей и судоходства" федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей", согласно реестру брошенных и затонувших плавсредств, в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ в пределах территории Республики Татарстан находится более 100 затонувших и брошенных плавательных средств, оказывающих негативную нагрузку на качество поверхностных вод и представляющих угрозу судоходству.
Учитывая масштаб накопленных за десятилетия экологических проблем, связанных с ненадлежащей организацией обращения с отходами и нерациональным использованием природно-ресурсного потенциала, дальнейшая организация деятельности в области обращения с отходами и модернизация инфраструктуры обращения с ТКО должны осуществляться программными методами с привлечением внебюджетных источников финансирования - средств инвесторов (региональных операторов по обращению с ТКО).
II. Цель, задачи, мероприятия и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач Подпрограммы-2
Подпрограмма-2 разработана для достижения основной цели - снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан отходами производства и потребления, увеличение объемов отходов, вовлекаемых в технологический цикл для развития производства материальных ресурсов из вторичного сырья, повсеместное обеспечение потребителей предоставлением централизованной коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Мероприятия Подпрограммы-2 направлены на решение следующих основных задач:
1. Создание единой комплексной системы управления отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан и модернизация существующей инфраструктуры обращения с ТКО в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности и экономической эффективности.
2. Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба при обращении с отходами производства и потребления.
В рамках первой задачи "Создание единой комплексной системы управления отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан" будет обеспечено проведение следующих мероприятий:
разработка подсистемы "Мониторинг транспортных средств, предназначенных для перевозки отходов геоинформационной системы "Экологическая карта Республики Татарстан";
научно-исследовательские работы по теме "Разработка технологии утилизации элементов питания (батареек)";
разработка системы обращения с ТКО и иными отходами потребления на территории муниципальных образований Республики Татарстан;
проведение инструментальных замеров остаточного ресурса действующих в республике полигонов ТКО в целях доработки проекта территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
создание информационной системы ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Республики Татарстан;
разработка программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Обращение с отходами" для создания электронной модели территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан;
изготовление и поставка емкостей для раздельного временного накопления отходов;
приобретение специализированных контейнеров большой емкости для сбора опасных ТКО;
строительство полигонов ТКО и мусоросортировочных станций;
создание межмуниципальных отраслевых коммунальных комплексов по обращению с ТКО;
приобретение контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов для обслуживания муниципальных районов.
Основными показателями решения данной задачи являются:
доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления, процентов;
доля вторичных ресурсов, извлеченных из общей массы отходов, размещаемых на полигонах ТКО Республики Татарстан, процентов;
доля населенных пунктов Республики Татарстан, включенных в систему централизованного сбора ТКО (обеспеченных предоставлением коммунальной услуги по сбору и транспортированию ТКО), процентов;
доля обработанных (прошедших процедуру сортировки) ТКО от общего количества образовавшихся ТКО, процентов;
доля вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) ТКО, от общего количества образовавшихся ТКО, процентов;
количество действующих пунктов приема утильсырья (вторичных ресурсов), штук;
доля ТКО, термически обезвреженных с генерацией электрической и (или) тепловой энергии, утилизированных в RDF, от общего количества образовавшихся ТКО, процентов;
доля контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного сбора ТКО, процентов;
количество приобретенных контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов, штук.
В рамках второй задачи предполагается реализация мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, а также картирование, паспортизация очагов загрязнения природных вод, сформировавшихся в районе расположения Нижнекамского промышленного узла, и разработка первоочередных мер по их локализации для предотвращения загрязнения Галиевского месторождения подземных вод.
Основным показателями решения данной задачи являются:
доля ликвидированных несанкционированных свалок ТКО, процентов;
количество ликвидированных объектов накопленного вреда, штук;
количество обследованных затопленных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан, единиц.
Детальная информация об индикаторах оценки результатов реализации Подпрограммы-2 в разрезе цели, задач и мероприятий Подпрограммы-2 представлена в приложении к ней.
Сроки реализации Подпрограммы-2 - 2014-2020 годы.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы-2
Общий объем финансирования Подпрограммы-2 составляет 37527825,0 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 26866,0 тыс. рублей, за счет средств бюджета Республики Татарстан - 377959,0 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 37123000,0 тыс. рублей.
(тыс. рублей) | ||||
Годы |
Всего* |
Средства федерального бюджета |
Средства бюджета Республики Татарстан |
Средства из внебюджетных источников |
2014 |
164187,8 |
- |
164187,8 |
- |
2015 |
128940,8 |
- |
128940,8 |
- |
2016 |
26902,2 |
- |
26902,2 |
- |
2017 |
7617801,7 |
26866,0 |
55935,7 |
7535000,0 |
2018 |
16705000,0 |
- |
- |
16705000,0 |
2019 |
11283000,0 |
- |
- |
11283000,0 |
2020 |
1600000,0 |
- |
- |
1600000,0 |
Итого |
37527825,0 |
26866,0 |
377959,0 |
37123000,0 |
* Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих источников финансирования.
IV. Механизм реализации Подпрограммы-2
Система управления реализацией мероприятий Подпрограммы-2 предусматривает:
взаимодействие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с исполнительными комитетами муниципальных районов (городских округов), организациями коммунального комплекса - победителями конкурсных отборов региональных операторов по обращению с ТКО Республики Татарстан, исполнителями мероприятий Подпрограммы-2 (в рамках заключаемых соглашений по организации деятельности по обращению с ТКО и в рамках концессионных соглашений в отношении создания объектов коммунальной инфраструктуры обращения с ТКО);
взаимодействие Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с государственными заказчиками Подпрограммы-2, а также исполнение государственного заказа на управление в сфере охраны окружающей среды по исполнению мероприятий Подпрограммы-2 в части ликвидации объектов накопленного ущерба.
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 осуществляется на основе исполнения государственных заданий, устанавливаемых государственным заказчикам Подпрограммы-2, в соответствии с заключенными соглашениями, государственными контрактами (договорами) на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 на территории г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района осуществляется в соответствии с соглашениями между исполнительным комитетом г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о предоставлении субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджету г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на выполнение природоохранных мероприятий.
Государственные заказчики Подпрограммы-2:
осуществляют реализацию мероприятий с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств на очередной финансовый год, ежегодно уточняют достижение целевых индикаторов, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Подпрограммы-2 и состав ее исполнителей;
направляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке, ходе работ по реализации Подпрограммы-2 и эффективности использования финансовых средств в рамках предоставления отчетности по Программе в установленном порядке.
Исполнители основных мероприятий Подпрограммы-2 несут ответственность за выполнение мероприятий Подпрограммы-2, рациональное использование выделяемых финансовых средств.
V. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Подпрограммы-2
Реализация Подпрограммы-2 обеспечит получение следующих результатов к 2020 году.
Приоритет минимизации образования и использования отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением позволит обеспечить защиту социальных и экономических интересов населения региона, в том числе:
создать нормативную правовую и технологическую базу для реализации на территории Республики Татарстан единой государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления на различных уровнях управления;
уменьшить объем размещаемых отходов на полигонах твердых коммунальных и промышленных отходов Республики Татарстан за счет создания комплексных систем управления отходами, организуемых по зональному принципу и включающих в себя производственные мощности по автоматизированной сортировке и переработке отходов, а также требуемую логистическую инфраструктуру, внедрения инновационных технологий переработки отходов;
развивать рынок экологических товаров и услуг, создать условия для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления, в том числе использования отходов в целях получения тепла и электроэнергии;
уменьшить среднюю массовую долю отходов производства и потребления, направляемых на захоронение после сортировки и переработки и устранение в связи с этим необходимости регулярного выделения новых площадей под полигоны ТКО;
ликвидировать несанкционированные свалки ТКО;
исключить необходимость отвода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности под новые объекты размещения отходов;
улучшить состояние окружающей среды, снизить экологические риски, обусловленные прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;
сократить заболеваемость населения, вызванную неблагоприятными экологическими условиями проживания под воздействием факторов накопленного экологического ущерба, увеличить среднюю продолжительность жизни;
реабилитировать территории, загрязненные в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Приложение
к подпрограмме "Государственное
управление в сфере обращения
с отходами производства и потребления
в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
Цель, задачи, индикаторы оценки результатов, объемы финансирования подпрограммы "Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование, тыс. рублей* |
|||||||||||||
2013 год (базовый) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Наименование цели: "Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан отходами производства и потребления, увеличение объемов отходов, вовлекаемых в технологический цикл для развития производства материальных ресурсов из вторичного сырья, повсеместное обеспечение потребителей предоставлением централизованной коммунальной услуги по обращению с ТКО"** | |||||||||||||||||||
Наименование задачи: "Создание единой комплексной системы управления отходами производства и потребления на территории Республики Татарстан и модернизация существующей инфраструктуры обращения с ТКО в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности и экономической эффективности" | |||||||||||||||||||
1. |
Разработка подсистемы "Мониторинг транспортных средств, предназначенных для перевозки отходов" ГИС "Экологическая карта Республики Татарстан" |
2014 год |
МЭиПР РТ |
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления, процентов |
20 |
73,9 |
35 |
36 |
40 |
42 |
44 |
46 |
1300,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Организация мероприятий по сбору, хранению и вывозу биологических отходов на территории Сабинского муниципального района |
2015- 2019 годы |
МЭиПР РТ, исполком Сабинского муниципального района (по согласованию) |
Доля населенных пунктов Республики Татарстан, включенных в систему централизованного сбора ТКО (обеспеченных предоставлением коммунальной услуги по сбору и транспортированию ТКО), процентов |
х |
х |
40 |
45 |
60 |
65 |
70 |
75 |
- |
981,3 бюджет РТ |
989,4 бюджет РТ |
930,4 бюджет РТ |
975,2 бюджет РТ |
1017,3 бюджет РТ |
- |
3. |
Реализация пилотного проекта по изготовлению и поставке контейнеров для сбора отработанных химических источников тока (батареек), их последующей эксплуатации с проведением экологических акций и конкурсов по раздельному сбору опасных отходов в Республике Татарстан |
2014 год |
МЭиПР РТ |
Доля обработанных (прошедших процедуру сортировки) ТКО от общего количества образовавшихся ТКО, процентов |
х |
х |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
2000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Строительство полигона ТБО пгт. Камские Поляны |
2014- 2015 годы |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
Доля вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) ТКО, от общего количества образовавшихся ТКО, процентов |
х |
х |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
8000,0 бюджет РТ |
16203,6 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Корректировка проектно-сметной документации по строительству полигона твердых бытовых отходов в пгт. Камские Поляны |
2015 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
Количество действующих пунктов приема утильсырья (вторичных ресурсов), штук |
х |
х |
10 |
15 |
33 |
49 |
66 |
82 |
- |
1752,7 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Проведение экспертизы проекта "Корректировка проекта строительства полигона ТБО в пгт. Камские Поляны" |
2015 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
Доля ТКО, термически обезвреженных с генерацией электрической и (или) тепловой энергии, утилизированных в RDF, от общего количества образовавшихся ТКО, процентов |
х |
х |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
10 |
- |
800,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Завершение строительства полигона ТБО г. Нижнекамска |
2014- 2015 годы |
МСАи ЖКХ РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
Доля контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного сбора ТКО, процентов |
х |
х |
1,5 |
1,5 |
10 |
20 |
30 |
40 |
12000,0 бюджет РТ |
16481,9 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Строительство полигона для складирования снега, вывозимого с территории г. Нижнекамска и Нижнекамского промышленного узла, оснащенного плавильными установками и установками для очистки талых стоков |
2014 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
13000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
9. |
Строительство мусоросортировочной станции на полигоне ТБО г. Нижнекамска |
2014 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
16000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
10. |
Приобретение оборудования - измельчителя ТБО для полигона ТБО г. Нижнекамска |
2015 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
- |
20000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
11. |
Выполнение научно-исследовательских работ по разработке проекта "Система обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) и иными отходами потребления на территории муниципальных образований Республики Татарстан" |
2014 год |
МЭиПР РТ |
7521,3 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
12. |
Разработка проекта территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан |
2015 год |
МСАиЖКХ РТ |
- |
7521,3 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
13. |
Выполнение работ по детализации и развитию территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан с включением работ по проведению сезонных (весна, лето) инструментальных замеров и определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, их морфологического и фракционного состава |
2016 год |
МСАиЖКХ РТ, ГИСУ РТ |
|
|
6500,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
14. |
Рекультивация санкционированной свалки ТБО г. Нижнекамска |
2014- 2015 годы |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
5000,0 бюджет РТ |
5000,0 бюджет РТ |
- |
|
|
|
|
|||||||||
15. |
Рекультивация несанкционированных свалок на территории Нижнекамского муниципального района |
2015 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Нижнекамска (по согласованию) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
10000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
16. |
Проведение инструментальных замеров остаточного ресурса действующих в республике полигонов твердых коммунальных отходов в целях доработки проекта территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами |
2016 год |
МСАиЖКХ РТ, ГИСУ РТ |
|
|
4463,59 бюджет РТ |
|
|
|
|
|||||||||
17. |
Создание информационной системы ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Республики Татарстан |
2017 год |
МСАиЖКХ РТ, ГИСУ РТ |
- |
- |
- |
1202,3 бюджет РТ |
- |
- |
- |
|||||||||
18. |
Разработка ПО "АИС "Обращение с отходами" для создания электронной модели территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан |
2017 год |
МСАиЖКХ РТ, ГИСУ РТ |
- |
- |
- |
1058,2 бюджет РТ |
- |
- |
- |
|||||||||
19. |
Приобретение специализированных контейнеров большой емкости для сбора опасных ТКО |
2017 год |
МСАиЖКХ РТ, ГИСУ РТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
- |
7000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
20. |
Создание межмуниципальных отраслевых коммунальных комплексов по обращению с ТКО в Восточной зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
2017- 2020 годы |
МСАиЖКХ РТ, РО по Восточной зоне |
- |
- |
200000,0 внебюджет |
1100000,0 внебюджет |
1100000,0 внебюджет |
400000,0 внебюджет |
||||||||||
21. |
Создание межмуниципальных отраслевых коммунальных комплексов по обращению с ТКО в Западной зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО |
2017- 2020 годы |
МСАиЖКХ РТ, РО по Западной зоне |
- |
- |
7335000,0 внебюджет |
15605000,0 внебюджет |
10183000,0 внебюджет |
1200000,0 внебюджет |
||||||||||
22. |
Приобретение 8 контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов для обслуживания Сабинского, Балтасинского, Арского, Атнинского, Мамадышского, Кукморского, Тюлячинского и Высокогорского муниципальных районов |
2015 год |
ГУВ КМ РТ |
Количество приобретенных контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов, единиц |
- |
- |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14800,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого по задаче |
|
|
|
|
64821,3 |
93540,8 |
11953,0 |
7545190,9 |
16705975,2 |
11284017,3 |
1600000,0 |
||||||||
Наименование задачи: "Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба при обращении с отходами производства и потребления" | |||||||||||||||||||
23. |
Комплекс мероприятий по подготовке к закрытию Самосыровской свалки ТБО по ул. Мамадышский тракт г. Казани с последующей рекультивацией |
2014- 2015 годы |
МСАи ЖКХ РТ (ГИСУ РТ) |
Доля ликвидированных несанкционированных свалок ТКО, процентов |
89 |
95 |
98 |
95 |
- |
- |
- |
- |
3310,0 бюджет РТ |
- |
- |
|
|
|
|
МЭиПР РТ, исполком г. Казани (по согласованию) |
40156,5 бюджет РТ |
22800,0 бюджет РТ |
- |
|
|
|
|
||||||||||||
24. |
Мероприятия по подготовке городской свалки ТБО в районе с. Тогаево г. Набережные Челны к закрытию с последующей рекультивацией |
2014- 2015 годы |
МЭиПР РТ, исполком г. Набережные Челны (по согласованию) |
33900,0 бюджет РТ |
8100,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
25. |
Организация мероприятий по нейтрализации и утилизации химически опасного вещества на территории Кировского района г. Казани |
2014 год |
МЭиПР РТ, исполком г. Казани (по согласованию) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22000,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
26. |
Рекультивация существующей свалки ТБО р.ц. Муслюмово Муслюмовского района |
2015 год |
МСАиЖКХ РТ (ГИСУ РТ) |
- |
4500,0 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
- |
|||||||||
27. |
Проведение водолазного обследования затонувших и брошенных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан |
2016 год |
МЭиПР РТ |
Количество обследованных затопленных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан, единиц |
- |
- |
- |
90 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14949,2 бюджет РТ |
- |
- |
- |
- |
28. |
Рекультивация (экологическая реабилитация) объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями по ул. Гагарина, Казанский тракт, Советская в г. Буинске Республики Татарстан |
2017 год |
МЭиПР РТ |
Количество ликвидированных объектов накопленного вреда, штук |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
72610,8 |
- |
- |
- |
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
26866,0 |
- |
- |
- |
||||||||||||
Бюджет Республики Татарстан |
- |
- |
- |
45744,8 |
- |
- |
- |
||||||||||||
Итого по задаче, в т.ч. |
99366,5 |
35400,0 |
14949,2 |
72610,8 |
- |
- |
- |
||||||||||||
федеральный бюджет |
- |
- |
- |
26866,0 |
- |
- |
- |
||||||||||||
бюджет Республики Татарстан |
- |
- |
- |
26866,0 |
- |
- |
- |
||||||||||||
Итого по Подпрограмме-2 |
164187,8 |
128940,8 |
26902,22 |
7617801,7 |
16705975,2 |
11284017,3 |
1600000,0 |
||||||||||||
Итого федеральный бюджет |
- |
- |
- |
26866,0 |
- |
- |
- |
||||||||||||
МЭиПР РТ |
- |
- |
- |
26866,0 |
- |
- |
- |
||||||||||||
Итого средств из бюджета Республики Татарстан |
164187,8 |
128940,8 |
26902,2 |
55935,7 |
976,2 |
1019,3 |
- |
||||||||||||
МЭиПР РТ |
148877,8 |
85637,6 |
15938,6 |
46675,2 |
975,2 |
1017,3 |
- |
||||||||||||
МСАиЖКХ РТ (ГИСУ РТ) |
15310,0 |
28503,2 |
10963,6 |
9260,5 |
0,0 |
0,0 |
- |
||||||||||||
ГУВ КМ РТ |
- |
14800,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||||
Итого средств внебюджетных источников |
- |
- |
- |
7535000,0 |
16705000,0 |
11283000,0 |
1600000,0 |
||||||||||||
РО по Восточной зоне |
- |
- |
- |
200000,0 |
1100000,0 |
1100000,0 |
400000,0 |
||||||||||||
РО по Западной зоне |
- |
- |
- |
7335000,0 |
15605000,0 |
10183000,0 |
1200000,0 |
* Перечень мероприятий подпрограммы и объем их финансирования подлежат корректировке в процессе ее реализации в установленном порядке исходя из возможностей доходной части бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год.
** Список использованных сокращений:
МЭиПР РТ - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
исполком г. Нижнекамска - исполнительный комитет г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района;
МСАиЖКХ РТ - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
ГИСУ РТ - Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан";
ГУВ КМ РТ - главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан;
исполком Сабинского муниципального района - исполнительный комитет Сабинского муниципального района;
исполком г. Казани - исполнительный комитет муниципального образования г. Казани;
исполком г. Набережные Челны - исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны;
ГИС - геоинформационная система;
ТБО - твердые бытовые отходы;
ТКО - твердые коммунальные отходы;
RDF - альтернативное топливо или твердое вторичное топливо (refuse derived fuel) с теплотворной способностью 200002000 кДж/кг, полученное из отходов. В состав RDF входят высококалорийные компоненты отходов, такие как пластик, бумага, картон, текстиль, резина, кожа, дерево и пр.
РО по Восточной зоне - организация коммунального комплекса - победитель конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора;
РО по Западной зоне - организация коммунального комплекса - победитель конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление КМ РТ от 27 февраля 2017 г. N 117 "О внесении изменений в государственную программу "Охрана окружающей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.