Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Термины и определения
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Административные барьеры - действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Характеристика ситуации по предпринимательству, проблемы
Набережные Челны - крупнейший город Закамского региона Республики Татарстан, второй по численности, население превышает полмиллиона человек.
Город располагает высокоразвитой социальной инфраструктурой, обладает большим историко-культурным потенциалом.
Город Набережные Челны является крупным промышленным центром Республики Татарстан.
Таблица N 1
Доля муниципального образования город Набережные Челны в общереспубликанских показателях за 2015 год
Наименование показателя |
Доля в общереспубликанском показателе, % |
Численность населения |
14,0 |
Численность экономически активного населения |
14,0 |
Объем валового территориального продукта |
9,6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
10,5 |
Объем работ, выполненный по виду деятельности "строительство" |
12,4 |
Оборот розничной торговли |
16,6 |
На 01.01.2016 года состоит на налоговом учете 19322 юридических лица и 15515 индивидуальных предпринимателей.
Доля субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте (ВТП) за 2015 год составила 30,5%.
Доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году - 32,0%.
На малых предприятиях города трудятся 44,5 тыс. человек, что составляет 25,2% от среднесписочной численности работающих в городе.
"Распределение экономически активных малых и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2015 г., в %"
"Распределение индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию (перерегистрацию), по видам экономической деятельности за 2015 г., в %"
В сфере предпринимательства в городе Набережные Челны несбалансированно высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, оказания услуг социальной направленности, создания и развития объектов в сфере платных услуг, создания и развития инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения.
В городе создана инфраструктура поддержки предпринимательства, которая состоит из 9 блоков и объединяет 45 организаций, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу в различных отраслях.
Продолжается развитие промышленных и индустриальных площадок в г. Набережные Челны, которых сейчас 4: "Камский индустриальный парк "Мастер", промышленный парк "Развитие", индустриальный парк "Челны", промышленная площадка "База оборудования".
Реализуются городские и республиканские проекты, такие, как: "Набережные Челны - город устойчивого развития", "Набережные Челны - центр бизнес - образования России", "Фабрика предпринимательства", "Антикризисный штаб по предпринимательству".
Ведется работа по привлечению предпринимателей к участию в республиканских и федеральных программах финансовой поддержки. Оказывается, консультационная, правовая помощь, а также помощь в подготовке документов на получение грантов.
На регулярной основе проводятся мероприятия (совещания, конференции, форумы, заседания "круглых столов" и др.), посвященные отдельным вопросам ведения предпринимательской деятельности и направленные на обсуждение актуальных вопросов, а также выработку совместных мер дальнейшего развития сферы предпринимательства.
Для освещения всех мероприятий создано и работают средства массовой информации, ориентированные на поддержку бизнеса: Деловая газета "BusinessRepublic", Портал "Business16.ru", инвестиционный портал www.chelny-invest.ru).
Таблица N 2
Основные показатели субъектов малого предпринимательства
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2015 г. отчет |
2016 г. оценка |
1 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, поставленных на учет в муниципальном образовании |
ед. |
28615 |
29730 |
|
из них: |
|
|
|
1.1 |
Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий |
ед. |
13120 |
13720 |
1.2 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
чел. |
15515 |
16010 |
2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, тыс. чел. |
тыс. чел. |
49,4 |
50,2 |
3 |
Средняя заработная плата работников малых предприятий |
руб. |
24863,3 |
22330,8 |
4 |
Оборот малых (включая микро) и средних предприятий (в действующих ценах) |
млн. руб. |
111211,9 |
118996,8 |
5 |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте (ВТП) |
% |
30,5 |
31,0 |
6 |
Удельный вес поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в городской бюджет |
% |
32,0 |
35,0 |
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих их деятельность. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.
Субъекты малого и среднего предпринимательства наиболее уязвимы в этой части. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия руководитель малого и среднего предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, очевидно, что для их дальнейшего комплексного развития необходима поддержка государства и местных органов власти.
Ключевыми вопросами, сдерживающими развитие предпринимательства, являются: дефицит высококвалифицированных кадров; высокий для малого и среднего бизнеса уровень налоговой нагрузки; низкая доступность финансовых ресурсов; низкая доступность земли и недвижимости; низкая доступность энергетической инфраструктуры; наличие административных барьеров; проблемы с приобретением нового оборудования; недостаточный уровень знаний руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства, участия в торгах на электронных площадках.
В связи с этим, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста для города Набережные Челны. При правильном подходе наши промышленные предприятия могут составить достойную конкуренцию другим российским производителям. Но для этого нужна поддержка со стороны государства в части продвижения выпускаемой продукции на новые рынки сбыта.
Необходимость разработки данной программы на период 2017-2019 годов и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
1) необходимостью согласованности целей и задач программы с прогнозами и программами социально-экономического развития Республики Татарстан, приоритетными задачами, установленными нормативными актами Республики Татарстан, Стратегией социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года;
2) определением перечня мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляемых в Республике Татарстан, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, муниципального образования город Набережные Челны, ответственных за реализацию указанных мероприятий, а также критерии, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства для участия в программе;
3) масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
4) потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
5) имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах Российской Федерации.
Политика муниципального образования город Набережные Челны в отношении предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого и среднего предпринимательства, ориентированного на создание новых рабочих мест, формирующих наибольшую добавленную стоимость, развитие новых инновационных производств, создание инвестиционной привлекательности города.
Муниципальному образованию город Набережные Челны необходимо обеспечить решение этих вопросов на своей территории с минимальными затратами финансовых и других ресурсов, с качественными и количественными результатами, позволяющими обеспечить сохранение стабильности в городском сообществе и наилучшее удовлетворение потребностей жителей города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.