Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 28 апреля 2017 г. N 1565
Программа
поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017-2019 годы
16 мая 2017 г., 5, 16 февраля 2018 г.
Раздел I изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 5 февраля 2018 г. N 488
I. Паспорт программы
II. Характеристика текущего состояния малого и среднего предпринимательства г. Казани, проблемы и необходимость их решения программными методами
В соответствии с данными, представленными территориальными органами статистики, на 01.01.2017 в Казани осуществляли свою деятельность 77367 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 45954 - малые и микропредприятия, 189 - средние предприятия, 31224 - индивидуальные предприниматели.
"Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед."
Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 8% в сравнении с 2015 годом.
Количество малых и микропредприятий увеличилось на 9,9%.
"Количество экономически активных малых и средних предприятий, ед."
"Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, ед."
Количество индивидуальных предпринимателей в сравнении с 2015 годом увеличилось на 5,5%.
Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности следующее:
Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности:
Оценочно численность занятых на малых предприятиях города на 01.01.2017 составила 176,1 тыс. человек, на средних предприятиях - 16,8 тыс. человек. На 01.01.2016 аналогичные показатели составляли 146,7 тыс. человек и 20,7 тыс. человек соответственно. Рост численности на малых и микропредприятиях составил 20% в сравнении с 2015 годом.
"Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек"
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей численности работников списочного состава предприятий на 01.01.2017 составила 34%.
"Доля занятых на малых предприятиях, %"
Количество занятых на малых предприятиях распределяется следующим образом:
Среднемесячная зарплата работников малых и микропредприятий на 01.01.2017 составила 21,8 тыс. рублей, на 01.01.2016 - 26,8 тыс. рублей.
"Среднемесячная зарплата на малых предприятиях г. Казани, тыс. руб."
Оборот малых и микропредприятий на 01.01.2017 составил 561,9 млрд. рублей, что на 40,1 млн. рублей ниже показателя 2015 года.
"Оборот малых предприятий г. Казани, млрд. руб."
Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме валового территориального продукта на сегодня по предварительной оценке составляет 37%.
"Доля МСБ в ВТП г. Казани, %"
Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет муниципального образования г. Казани в 2016 году составила 1,9 млрд. рублей, что составляет 18,5% от всех налоговых поступлений в бюджет и 14,3% в общей сумме доходов в бюджет.
"Налоговые поступления от МСБ в бюджет МО г. Казани, млн. руб."
Ежегодно на территории города Казани реализуются государственные и муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Программы разрабатываются для оказания всесторонней - финансовой, имущественной, информационно-консультационной поддержки предпринимателей. Для вовлечения населения в предпринимательскую деятельность государственными и муниципальными органами власти проводится множество мероприятий, связанных с образовательной поддержкой и популяризацией предпринимательской деятельности в целом ("Made in Kazan", "Бизнес-класс", "Бизнес-десант", "Бизнес-успех").
Так, в 2014-2016 годы государственную поддержку в рамках таких программ, как "Лизинг-грант", "Приобретение оборудования 50/50", программа выдачи льготных микрозаймов, в форме поручительств НО "Гарантийный фонд Республики Татарстан" получили более 370 субъектов малого и среднего предпринимательства Казани на общую сумму более 900 млн. рублей.
На муниципальном уровне финансовая поддержка предпринимателям была оказана в рамках программного мероприятия - субсидирование части процентной ставки по выданным уполномоченным банком кредитам. Часть процентной ставки субсидировалась по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных направлениях городской экономики. Так, за 2014-2016 годы финансовую поддержку от муниципалитета получили 173 предпринимателя на общую сумму 24,8 млн. рублей.
Следует отметить низкую стоимость финансовых ресурсов, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства банком-оператором программы.
Так, в 2016 году оператором программы (АО "Татсоцбанк") были предоставлены кредитные линии предпринимателям до 10 млн. рублей на срок до трех лет по эффективной процентной ставке 12,3%. С учетом субсидии из муниципального бюджета (10% из 12,3%) кредиты предпринимателям обошлись всего под 2,3% годовых. Предпринимателям - производственникам кредиты (кредитные линии) были предоставлены не только на основные средства, но и на оборотные.
Больше половины получателей кредитов (кредитных линий) - представители реального сектора экономики. Активно пользуются муниципальной программой также представители отрасли здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, туризма.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывалась в рамках стартовавшего в 2016 году проекта "Арендные каникулы" (первые два года полное освобождение от арендной платы, третий год - 25%, четвертый год - 50%, пятый год - 75% от арендной платы).
В результате проведенной Исполнительным комитетом г. Казани инвентаризации муниципальных помещений, не вовлеченных в хозяйственный оборот, был сформирован Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, для предоставления в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
В перечень вошли более 100 объектов муниципальной недвижимости. Всего в 2016 году на аукционы было выставлено 77 помещений общей площадью 12,8 тыс. кв. м, заключены договоры аренды на 32 помещения общей площадью 4,5 тыс. кв. м.
В настоящее время в семи из них уже осуществляется предпринимательская деятельность - организованы хостел, ателье, управляющая компания, производство полуфабрикатов, сервисный центр, ремонт обуви, туристическая фирма.
Информационная поддержка предпринимателям оказывается в постоянном режиме посредством официального портала органов местного самоуправления города Казани www.kzn.ru.
Ежегодно Исполнительным комитетом г. Казани актуализируется перечень программ и мероприятий, направленных в помощь предпринимателям, инициированных не только органами местного самоуправления, но и государственными структурами (министерствами и ведомствами).
По телефонам горячей линии осуществляется консультирование предпринимателей, в постоянном режиме работает интернет-приемная.
В целях повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Казани, разработки предложений и координации совместных действий по основным направлениям социально-экономического развития г. Казани регулярно проводятся круглые столы (только в 2016 году проведено порядка 40 круглых столов и встреч с представителями бизнеса по различным вопросам). Системные вопросы, касающиеся ведения предпринимательской деятельности и требующие принятия решения на уровне органов местного самоуправления, выносятся на заседания Координационного совета по развитию малого предпринимательства в г. Казани.
Выявление системных проблем предпринимателей и решение их на уровне муниципалитета - одна из основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Данная работа ведется в рамках Проектного офиса по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе Казани (далее - Проектный офис). Проектный офис является постоянно действующим коллегиальным рабочим органом Исполнительного комитета г. Казани и образован в целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития и защиты конкуренции, обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе Казани. В 2016 году в рамках Проектного офиса совместно с предпринимателями были рассмотрены административные регламенты предоставления муниципальных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью. Практически в каждый из регламентов внесены соответствующие изменения.
В целях получения обратной связи от бизнеса на главной странице официального портала органов местного самоуправления города Казани www.kzn.ru проводится онлайн опрос на тему "Как Вы оцениваете качество муниципальных услуг, предоставляемых бизнесу?".
Начиная с 2014 года в рабочем порядке проводится оценка регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов. ОРВ проводится с целью выявления в них положений, избыточных обязанностей, запретов и ограничений, связанных с деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Всего за 2014-2016 годы с целью проведения оценки регулирующего воздействия было рассмотрено 156 проектов нормативных актов и действующих нормативных актов, в том числе административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.
В настоящее время в г. Казани создан каркас экосистемы инноваций из учреждений, оказывающих поддержку инновационной деятельности. В первую очередь это технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры инжиниринга, промышленные площадки и парки. Большая часть площадей инновационной инфраструктуры арендована предприятиями-резидентами.
Развитие инновационной инфраструктуры способствует появлению специализированных кластеров, которые аккумулируют научный и производственный потенциал для создания цепочек выпуска инновационной продукции, стремятся включиться в международное разделение труда и привлечь международных технологических партнеров, а также финансовых и стратегических инвесторов.
Развитие компаний, способных обеспечить инновационное сообщество качественными и конкурентными производственными и технологическими услугами, является важным условием для развития экономики г. Казани.
Работа в перечисленных направлениях будет продолжена и в рамках настоящей программы.
Несмотря на масштаб оказываемой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства со стороны федеральных, государственных органов власти и органов местного самоуправления, малый и средний бизнес подвержен влиянию ряда факторов, обусловленных экономической ситуацией, которые оказывают негативное влияние на его развитие:
- падение потребительского спроса и расходов населения в связи с падением уровня доходов граждан;
- отсутствие возможности выявления рынков сбыта;
- высокая стоимость аренды площадей;
- труднодоступность кредитных ресурсов и т.п.
Кроме того, по мнению самих предпринимателей, затрудняют развитие предпринимательской деятельности административные барьеры и недостаточность информирования субъектов о реализующихся программах поддержки предпринимательства.
Имеет значение и сфера деятельности предпринимателя. К примеру, предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, образования, здравоохранения, наиболее подвержены проверкам со стороны контролирующих органов; предпринимателей, занятых производством, больше беспокоит налоговая нагрузка.
В результате мониторинга обращений, поступивших на горячую линию Исполнительного комитета г. Казани, было выявлено, что зачастую начинающие предприниматели не имеют достаточного уровня правовой либо финансовой грамотности, не способны адекватно оценить риски, в результате чего попадают в сложные ситуации.
Задачи, которые ставит перед собой муниципалитет, в целом направлены на сведение к минимуму воздействия указанных факторов.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в городе Казани возможны лишь на основании целенаправленной работы по созданию благоприятных условий путем оказания комплексной и адресной поддержки в финансовом, информационном, образовательном, консультационном, научно-техническом направлениях, путем имущественного обеспечения, налаживания деловых контактов и оказания поддержки в других аспектах. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия местных органов власти, а также негосударственных организаций для достижения намеченных целей.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16 мая 2017 г. N 1802 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Основные цели, задачи, индикаторы программы, описание программных мероприятий
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017-2019 годы призвана объединить усилия органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, обеспечить обратную связь с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Основные направления программы разработаны с целью создания условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства посредством снижения административных барьеров, оказания финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; оказания информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, развития инфраструктуры инновационного предпринимательства, реализации инновационного потенциала; повышения уровня оценки и благоприятного общественного мнения о предпринимательстве в целом; развития кадрового потенциала для малого предпринимательства.
В рамках поставленной задачи по снижению административных барьеров предполагается работа муниципалитета, связанная с нормативной базой документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных актов и действующих нормативных актов.
В рамках Проектного офиса будет продолжен аудит административных регламентов и работа, связанная с улучшением качества предоставления муниципальных услуг. Это возможно при активном взаимодействии с предпринимательским сообществом.
В целях обеспечения обратной связи и своевременного выявления системных проблем планируется регулярное проведение онлайн - опросов предпринимателей.
Системные вопросы, касающиеся развития сферы малого и среднего предпринимательства, а также новые механизмы поддержки предпринимателей будут обсуждаться совместно с бизнес-сообществом на заседаниях Координационного совета по развитию малого предпринимательства в г. Казани.
Отдельное внимание будет уделено работе муниципалитета, связанной с организацией мелкорозничной торговли на территории города, что подразумевает установление прозрачных и единых правил и общих принципов организации нестационарной торговли. Кроме того, предстоит определить, на каких условиях будет функционировать и относительно новый формат торговли в городе - мобильная торговля.
В качестве финансовой помощи предпринимателям муниципалитет продолжит реализацию программы льготного кредитования - субсидирование части процентной ставки по выданным кредитам. В 2014-2015 годах кредиты предпринимателям обходились под 5% годовых, а в 2016 году - под 2,3% годовых. Льготное кредитование направлено на поддержку реального сектора экономики и отраслей городского хозяйства, где задействован малый бизнес.
Имущественная поддержка предпринимателям будет оказана в рамках проекта "Арендные каникулы", стартовавшего в 2016 году. Воспользоваться объектами муниципальной недвижимости возможно при заключении договора аренды сроком на пять лет - арендная плата в первые два года арендатором вноситься не будет, а в последующие годы будет вноситься не в полном объеме (третий год - 25%, четвертый - 50%, пятый - 75%).
Кроме того, в качестве финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства муниципалитетом будут рассмотрены возможности предоставления преференций, способствующих развитию предпринимательской деятельности.
В целях повышения уровня информатизации будет проведена работа по корректировке раздела "Бизнес в Казани" на официальном портале органов местного самоуправления города Казани www.kzn.ru.
Для информационной поддержки предполагается также задействовать следующие инструменты: разработка информационно-справочных материалов, проведение лекций и тренингов по наиболее важным аспектам предпринимательской деятельности с приглашением бизнес-тренеров.
Поддержка, связанная с участием в межрегиональных и международных выставках, будет оказана предпринимателям - местным производителям товаров, работ и услуг.
Способствовать увеличению количества субъектов инновационной инфраструктуры в соответствии с целевыми показателями, установленными Стратегией социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года, предполагается посредством содействия популяризации инновационной деятельности.
Кроме того, будет продолжена реализация мероприятий предыдущей муниципальной программы, которые в силу разных причин не были проведены.
Ожидается, что проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства будет способствовать:
- снижению административных барьеров, созданию комфортных условий для ведения бизнеса,
- увеличению количества экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличению численности занятых на малых и средних предприятиях;
- увеличению доли малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте;
- повышению активности субъектов малого и среднего предпринимательства г. Казани к участию в действующих программах государственной и муниципальной поддержки;
- созданию благоприятной среды для развития инновационного предпринимательства в городе;
- повышению процента самозанятости населения, заинтересованности молодежи в организации собственного бизнеса.
Так, в целях улучшения состояния городской бизнес-среды, обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в сферах городской экономики, требующих поддержки, и сбалансированного социально-экономического развития муниципального образования г. Казани в целом определены:
1. Особо приоритетные направления:
- организация частных детских садов,
- организация хостелов, гостиниц, мини-отелей,
- производство изделий народных художественных промыслов.
2. Приоритетные направления:
- обрабатывающие производства,
- инновационная деятельность,
- жилищно-коммунальное хозяйство,
- сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья,
- бытовое обслуживание населения,
- образование,
- здравоохранение,
- физкультура и спорт,
- культура,
- общественное питание (на покупку основных средств стоимостью не менее 1000000 руб.),
- внутренний туризм,
- приведение внешнего вида нестационарного торгового объекта (возведение) в соответствие с типовым проектом по заключенным договорам купли-продажи права на размещение НТО.
Показатели и индикаторы оценки реализации программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Источник информации |
Значение показателя, индикатора на 01.01.2017 |
Целевое значение показателя, индикатора |
||
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
1 |
Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Казани, единиц |
Казанский территориальный отдел государственной статистики |
77367 |
77600 |
77830 |
78070 |
2 |
Количество экономически активных малых и средних предприятий, единиц |
Казанский территориальный отдел государственной статистики |
46143 |
46280 |
46420 |
46560 |
3 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, единиц |
Казанский территориальный отдел государственной статистики |
31224 |
31320 |
31410 |
31510 |
4 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек |
Казанский территориальный отдел государственной статистики |
176,1 |
177,0 |
177,9 |
178,8 |
5 |
Доля малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте, % |
Казанский территориальный отдел государственной статистики |
37,0 |
37,4 |
37,9 |
38,4 |
Раздел IV изменен. - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 5 февраля 2018 г. N 488
IV. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение программы составляют следующие бюджетные источники:
1. Средства, выделяемые на конкурсной основе из бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (прогнозируется как возможный источник средств без указания конкретных сумм).
2. Бюджет Республики Татарстан - средства, предусмотренные в бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период, предназначенные для реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (прогнозируется как возможный источник средств без указания конкретных сумм).
3. Бюджет муниципального образования г. Казани - средства, предусмотренные в бюджете муниципального образования города Казани на текущий финансовый год и плановый период, предназначенные для реализации мероприятий муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
N п/п |
Источники финансирования |
Всего, млн. рублей |
в том числе по годам |
||
2017 |
2018 |
2019 |
|||
1 |
Средства бюджета муниципального образования г. Казани, в том числе |
91,30* |
24,22 |
33,39 |
33,69 |
1.1 |
предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства г. Казани |
90,50 |
24,22 |
33,14 |
33,14 |
1.2 |
на прочие мероприятия программы |
0,80 |
- |
0,25 |
0,25 |
* Объемы финансирования программы носят прогнозный характер. Финансирование программы предполагается за счет дополнительных источников бюджета муниципального образования г. Казани.
V. Механизм управления реализацией программы
Общий контроль за выполнением программы осуществляет Руководитель Исполнительного комитета г. Казани.
Оперативный контроль за реализацией программы осуществляет заместитель Руководителя Исполнительного комитета г. Казани.
Комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани организует планирование, взаимодействие, координацию и контроль за реализацией мероприятий программы.
Ежегодно комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани представляет отчет о ходе реализации программы.
Руководитель Аппарата Исполнительного комитета г. Казани |
Е.А. Варакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.