Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 октября 2013 г. N 794
"Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
30 мая 2014 г., 1 апреля, 7 ноября, 7 декабря 2015 г., 19 мая 2016 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Законом Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-ХII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", в целях создания условий для сохранения, изучения, развития и повышения функциональности государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, а также сохранения, изучения и развития татарского языка за пределами республики Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство образования и науки Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан обеспечить выполнение мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Государственная программа
"Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 25 октября 2013 г. N 794)
30 мая 2014 г., 1 апреля, 7 ноября, 7 декабря 2015 г., 19 мая 2016 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Цель Программы |
Создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами Республики Татарстан |
Задачи Программы |
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан; 2. Поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан; 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан; 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан; 5. Сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан; 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан; 7. Мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2020 годы |
Объемы финансирования с распределением по годам |
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1084,20 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - 167,40 млн. рублей; в 2015 году - 184,20 млн. рублей; в 2016 году - 182,10 млн. рублей; в 2017 году - 164,50 млн. рублей; в 2018 году - 141,25 млн. рублей; в 2019 году - 122,14 млн. рублей; в 2020 году - 122,61 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов Программы) |
К 2020 году: количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, будет доведено до 47 единиц; соотношение аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг достигнет 50 процентов/50 процентов; доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях сохранится на уровне 64 процентов; доля охвата обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях сохранится на уровне 43,6 процента; доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях сохранится на уровне 100 процентов; количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри Казанского (Приволжского) федерального университета достигнет 9 единиц; количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, достигнет 15 единиц; количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, достигнет 12 единиц; доля оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, достигнет 65 процентов; количество национальных воскресных школ в Республике Татарстан сохранится на уровне 30 школ; доля средств массовой информации Республики Татарстан достигнет: на татарском языке - 25 процентов; на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, - 2 процентов; доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, достигнет 22,9 процента; количество публикаций в средствах массовой информации о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы достигнет 150 единиц; количество проведенных исследований динамики этно-языковой ситуации в Республике Татарстан и эффективности выполнения Программы достигнет 3 единиц |
Постановлением КМ РТ от 7 ноября 2015 г. N 840 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Общая характеристика сферы реализации Программы, проблемы, на решение которых направлена Программа
Настоящая Программа разработана на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Конституции Республики Татарстан, Законов Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и от 12 января 2013 года N 1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан", а также Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 3 июля 2008 года N УП-312 (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695), иных законов Российской Федерации и Республики Татарстан и призвана продолжить работу, проводившуюся в рамках реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ.
Наряду с федеральной целевой программой "Русский язык" на 2011-2015 годы настоящая Программа направлена на создание оптимальных условий для сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан.
Содержание проблемы
В Республике Татарстан проживают представители свыше 173 народов. Численность представителей 8 национальностей составляют более 10 тыс. человек: татары (53,2 процента), русские (39,7 процента), чуваши (3,1 процента), удмурты (0,6 процента), мордва (0,5 процента), марийцы (0,5 процента), украинцы (0,5 процента), башкиры (0,4 процента) и др*. Сложившаяся в республике поликультурная ситуация характеризуется широким распространением национального двуязычия и многоязычия, что отражают данные Всероссийской переписи населения 2010 года. В частности:
доля представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, указавших, что владеют языком своей национальности: татары - 92,4 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 82,1 процента; удмурты - 83 процента; мордва - 66 процентов; марийцы - 72,5 процента; украинцы - 47,5 процента; башкиры - 46,3 процента;
доля указавших, что владеют русским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей в Республике Татарстан составляет: татары - 95,5 процента; русские - 99,9 процента; чуваши - 97,3 процента; удмурты - 96,1 процента; мордва - 99,4 процента; марийцы - 97,3 процента; украинцы - 99,7 процента; башкиры - 99 процентов;
доля указавших, что владеют татарским языком, среди представителей наиболее многочисленных национальностей составляет: татары - 92,4 процента, русские - 3,6 процента, чуваши - 14,1 процента, удмурты - 35 процентов, мордва - 4,4 процента, марийцы - 29,8 процента, украинцы - 3,6 процента, башкиры - 65,7 процента**.
Следует отметить существующую положительную динамику уровня владения татарским языком в республике, что связано с введением в образовательную систему изучения татарского языка. Согласно результатам социологических исследований, проведенных в образовательных организациях, среди русскоязычных учащихся свободно говорят, читают, пишут на татарском языке 12 процентов опрошенных, говорят с затруднениями 20 процентов респондентов, понимают, но не говорят, 23 процента, не владеют языком 34 процента.
Основы создания условий для реализации культурно-языковых прав населения республики заложила действующая законодательная база. В то же время существует необходимость синхронизации федерального, регионального и муниципального уровней нормативного правового регулирования в языковой сфере, разработки методологии и мониторинга правоприменения, а также совершенствования организационной инфраструктуры, координирующей данную деятельность.
Большое влияние на развитие языков оказывает информационное пространство. В последнее время наблюдается сокращение лексического объема языков, увеличение орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, в том числе в средствах массовой информации. Язык молодежи перенасыщен неоправданными иностранными заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами и издержками компьютерной лексики. Необходима выработка механизма защиты языков на всех уровнях государственной, ведомственной и муниципальной власти при активном участии общественных организаций.
Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. В Республике Татарстан обеспечивается изучение государственных языков Республики Татарстан и развитие образования на родных языках. В частности, в общеобразовательных школах изучаются 8 родных языков: русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, башкирский, иврит, а также ведется обучение на родных языках. Важной задачей является совершенствование методик обучения.
Анализ состояния научно-фундаментальных исследований в области гуманитарных наук последних двух десятилетий, в частности языкознания, указывает на недостаток фундаментальных трудов обобщающего теоретического характера, которые учитывали бы в полной мере новейшие достижения отечественной, мировой лингвистики и татарского языкознания. Важными задачами являются сохранение и развитие традиций Казанской научной лингвистической школы, повышение качественного уровня исследований в области русской и татарской филологии, способных конкурировать с исследованиями российского, международного уровней, и внедрение их результатов в деятельность научных и образовательных организациях.
Сохраняет свою остроту проблема сохранения памятников письменной культуры (консервация, реставрация), оцифровка рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Татарстан. Необходимо продолжить работу по выявлению и возвращению письменных памятников татарского языка, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечение доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.
История развития татарского народа обусловила его территориальную дисперсность. В условиях глобализации усиливаются процессы культурной ассимиляции татар как в России, так и во всем мире, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции, безусловным транслятором которых является татарский язык. Сохраняется тенденция сокращения численности татар, владеющих родным языком. Наряду со снижением уровня владения татарским языком наблюдается сокращение сферы использования татарского языка, в том числе в условиях повседневного общения населения на работе и в быту. Эти процессы сопровождаются уменьшением количества школ с обучением на татарском языке, сокращением сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования в регионах компактного проживания татар, потерей политико-правовых и институциональных возможностей для полноценного функционирования системы образования на родном татарском языке, прежде всего за пределами Республики Татарстан. Угроза потери татарским народом родного языка и этнической культуры усиливает актуальность проблемы сохранения, развития и распространения татарского языка, литературы и культуры.
Результаты реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ
За годы реализации Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 октября 2004 года N 52-ЗРТ (далее - Программа на 2004-2013 годы), языковые вопросы сохранили свою приоритетность в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики Республики Татарстан.
В качестве итогов и результатов реализации Программы на 2004-2013 годы необходимо отметить следующее.
В целях обеспечения контроля за ходом реализации и оценки эффективности исполнения Программы на 2004-2013 годы постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.06.2008 N 451 создан Совет по реализации законодательства о языках Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Совет). При Совете работают комиссии по научным и правовым основам развития языков, по орфографии, терминологии и ономастике татарского языка, по проблемам практического применения языков, по вопросам преподавания и использования языков в учебно-образовательном процессе. Рассмотрение актуальных вопросов языковой политики Республики Татарстан на заседаниях Совета позволило активизировать и расширить деятельность и повысить ответственность министерств и ведомств, муниципальных образований по реализации законодательства о языках Республики Татарстан.
Принято Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики (от 13 марта 2013 года N 40), в рамках которого достигнута договоренность об оказании указанным министерством содействия в проведении мониторинга состояния и развития родных языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан.
В целях активного использования нормативных правовых документов на татарском языке и более эффективного информационного обеспечения населения продолжалась работа по переводу на татарский язык наиболее актуальных федеральных законов и других нормативных правовых актов. При Министерстве юстиции Республики Татарстан создана электронная база (библиотека) основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан на татарском языке.
Ключевым направлением Программы на 2004-2013 годы стало создание единого образовательного и воспитательного пространства для сохранения и развития языков и культур в условиях межкультурной интеграции (поликультурной среды) и формирование полилингвальной и толерантной личности. Продолжилось развитие целостной системы образования на родных языках, включающей дошкольные и общеобразовательные организации. Расширению возможностей реализации этнокультурных потребностей населения способствует система дополнительного образования. В 30 центрах дополнительного образования (воскресных школах) республики изучаются 28 языков представителей народов, проживающих в республике.
Можно констатировать, что в целом за годы реализации Программы на 2004-2013 годы учебные заведения республики обеспечены квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой по организации преподавания татарского языка и литературы. В последнее время акценты смещаются на внедрение эффективных технологий, обеспечение коммуникативной составляющей обучения. В целях содействия развитию национального образования проведена работа по оснащению учебно-материальной базы методических кабинетов по изучению государственных языков Республики Татарстан современным оборудованием, иллюстративным материалом и наглядными пособиями. Началась системная разработка и внедрение интерактивной образовательной продукции и мультимедийного контента обучения языкам.
Благодаря наличию квалифицированного научно-преподавательского корпуса в ряде образовательных организаций высшего образования республики формируются группы обучения на татарском языке, активно развивается учебно-методическая база. Практически во всех образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях созданы методические и учебные кабинеты по изучению татарского и русского языков, приобретены учебно-методические пособия и технические средства. Однако, несмотря на востребованность специалистов, владеющих обоими государственными языками Республики Татарстан, и наличие преподавательских кадров, доля преподаваемых на татарском языке предметов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях согласно отчетам составляет лишь 2,5 процента.
Особое внимание было уделено созданию условий для полноправного и оптимального функционирования татарского языка как государственного языка республики в работе органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций республики.
В целях создания условий повышения мотивации и обеспечения целостного подхода к изучению языков были организованы курсы татарского и русского языков для государственных и муниципальных служащих, работников различных отраслей и населения. Согласно исследованиям 93,6 процента татар и 69,1 процента русских считают необходимым владение двумя государственными языками для работающих в органах государственной и муниципальной власти, 91,4 процента татар и 63,2 процента русских - для работающих в сфере услуг, что свидетельствует о достаточно высокой степени лояльности населения к поставленным в языковой сфере республики задачам. Эти показатели, с одной стороны, характеризуют положительную тенденцию в языковой ситуации в республике, с другой - требуют выработки системных мер со стороны государства для подготовки специалистов, владеющих обоими государственными языками, по ряду социально значимых отраслей.
В рамках Программы на 2004-2013 годы ведущими лингвистами, социологами, психологами, политологами, этнологами, педагогами и культурологами республики систематически проводились научные исследования по изучению языковой ситуации в Республике Татарстан, проблем функционального развития государственных языков Республики Татарстан и др. Проведен анализ международных нормативных правовых актов и федерального законодательства по вопросам языковой политики, обобщен опыт работы по реализации законодательства о языках.
Приняты системные меры по осуществлению интеграции татарского языка в электронное информационное пространство. Осуществлена локализация компьютеров на чувашский язык, продолжается разработка программных продуктов с поддержкой удмуртского языка.
За годы реализации Программы на 2004-2013 годы предпринимался ряд мер по популяризации и комплексной поддержке родных языков представителей других народов, проживающих в Республике Татарстан.
В целях обеспечения населения литературой на родном языке фонды городских и сельских библиотек ежегодно пополняются литературой на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Осуществляется издательская деятельность на указанных языках.
В прошедшие десятилетия удалось частично нейтрализовать действие негативных тенденций уменьшения количества школ с обучением на татарском языке, сокращения сети татарских отделений при образовательных организациях высшего образования в регионах компактного проживания татар за счет дальнейшего развития отношений с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов для реализации федеральных законов и выполнения федеральных программ, программ Республики Татарстан в области функционирования родного татарского языка на территории Российской Федерации, поддержки общественных инициатив по сохранению и развитию татарского языка за пределами Республики Татарстан. Во всех межправительственных соглашениях имеются специальные пункты, направленные на удовлетворение языковых и культурных потребностей татар, проживающих за пределами Республики Татарстан.
Самым главным достижением, показателем эффективности данного этапа реализации языковой политики является, безусловно, сохранение атмосферы конструктивного взаимодействия языков, устойчивого баланса национально-языковых интересов многонационального народа Республики Татарстан.
Анализ результатов реализации Программы на 2004-2013 годы, а также предыдущих программ показывает, что, несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития языков в Республике Татарстан, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов реализации языковой политики в Республике Татарстан, среди которых:
а) отсутствие целевых федеральных программ по сохранению языков народов Российской Федерации, в связи с чем, в частности, осложнено функционирование татарского языка в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации;
б) недостаточное финансирование Программы на 2004-2013 годы;
в) наличие пробелов в правовом регулировании языковой политики: несовершенство механизма реализации положений Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года N 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и Программы на 2004-2013 годы, отсутствие соответствующих нормативных правовых актов в сфере языкового общения и санкций за нарушение законодательства о языках в Республике Татарстан;
г) изменения федерального законодательства об образовании в части выбора языка итоговой аттестации, а также исключение из числа образовательных компетенций в образовательной системе Российской Федерации компетенций по родному языку;
д) слабая мотивация к овладению татарским языком, национальными языками народов, проживающих в республике, недостаточность мер по сохранению и развитию русской языковой и речевой культуры;
е) незавершенность формирования инфраструктуры, обеспечивающей эффективную реализацию языковой политики Республики Татарстан и прав граждан в языковой сфере, включая также соответствующие общественные институты, ориентированные на реализацию государственных программ по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
ж) незавершенность целостной системы непрерывного образования на родном языке по схеме "дошкольное, начальное, среднее (общее и профессиональное) и высшее образование";
з) отсутствие системы языковой сертификации по татарскому языку;
и) недостаточная комплексность и системность в поддержке функционирования татарского языка в информационно-коммуникационном пространстве на основе соответствующих норм, стандартов и технологий;
к) неразработанность национального электронного корпуса татарского языка, являющегося репрезентативной ресурсной базой словоупотреблений татарского языка и программным инструментом для осуществления научно-прикладных исследований в татарском языкознании;
л) отсутствие регулярного социолингвистического мониторинга состояния этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и хода исполнения Программы на 2004-2013 годы;
м) низкая информированность граждан, руководителей и сотрудников общественных институтов о законодательстве, регулирующем языковую сферу, и отсутствие ответственности за неисполнение законодательства о языках и невыполнение Программы на 2004-2013 годы.
Настоящая Программа разработана на основе анализа опыта реализации предыдущих программ с использованием новых ключевых принципов, призванных обеспечить целостность охвата всех сфер и аспектов проблемы, эффективность принимаемых мер и результативность воздействия Программы на все основные факторы, от которых зависит жизнеспособность языков.
II. Основная цель, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы
Программа разработана в соответствии с основными принципами государственной политики в области государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан, предполагающими развитие и гармоничное взаимодействие языков, соблюдение устойчивого баланса национально-языковых интересов представителей народов, проживающих в республике.
Цель Программы - создание условий для сохранения, изучения и развития татарского, русского и других языков в Республике Татарстан, а также татарского языка за пределами республики.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан;
поддержка паритетного функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан;
развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан;
научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан;
сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан;
мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан.
Цель и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, в части сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепления их духовной общности, обеспечения прав национальных меньшинств, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, содействия развитию их связей с Россией и Республикой Татарстан, а также целям и задачам приоритетного национального проекта Российской Федерации "Образование" в части стимулирования инноваций в сфере образования, поддержки талантливой молодежи, поощрения лучших учителей и учащихся, внедрения современных образовательных технологий.
Меры по сохранению и развитию русского языка как государственного в Республике Татарстан реализуются в соответствии с положениями Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", с федеральной целевой программой "Русский язык", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492, республиканской программой "Русский язык в Татарстане" на 2011-2015 годы, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.12.2011 N 6981/11.
Мероприятия Программы охватывают все основные аспекты сохранения и развития языков в Республике Татарстан в соответствии с задачами Программы:
Задача 1. Совершенствование нормативного правового обеспечения языковой политики в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на разработку, систематизацию, перевод нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере использования и развития государственных и иных языков в Республике Татарстан.
Задача 2. Поддержка паритетного функционирования русского и татарского языков как государственных языков Республики Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
организацию "скорой лингвистической помощи" в области русского и татарского языков;
развитие инфраструктуры по реализации Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан";
организацию языковой сертификации по татарскому и русскому языкам;
татарскую локализацию современных операционных систем, пакетов прикладных программ, электронных устройств и технологий с языковой поддержкой;
языковую поддержку в области русского языка трудовых мигрантов, пребывающих в Республике Татарстан;
создание единого каталога названий географических объектов Республики Татарстан на татарском и русском языках;
учебно-методическое обеспечение функционирования русского и татарского языков как государственных в системе социальной коммуникации;
создание условий для функционирования татарского и русского языков как государственных языков Республики Татарстан.
Задача 3. Развитие целостной системы изучения татарского и русского языков и обучения на татарском и русском языках в Республике Татарстан; поддержка изучения татарского языка и обучения на татарском языке за пределами Республики Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
учебно-методическое обеспечение обучения татарскому и русскому языкам;
развитие обучения на татарском языке в системе высшего образования в условиях полилингвизма;
разработку анимационных и мультимедийных образовательных проектов;
обеспечение развития татарского языка в системе поликультурного образования России;
поддержку подготовки высококвалифицированных кадров в области татарского языка и литературы;
поддержку подготовки высококвалифицированных кадров в области русского языка и литературы;
организацию сетевого полилингвального обучения учащихся общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
поддержку деятельности Института Каюма Насыри Казанского (Приволжского) федерального университета;
создание благоприятной языковой и культурной образовательной среды.
Задача 4. Научное и научно-методическое сопровождение процессов сохранения и развития татарского и русского языков в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
внедрение результатов фундаментальных исследований в области татарской филологии в практику;
проведение комплексного лингвокультурологического исследования лексики татарского языка;
создание и сопровождение разделов "Татарика" и "Русистика" международного научного журнала "Филология и культура";
сохранение и развитие идей ученых-русистов Казанской лингвистической школы;
проведение комплексных лингвистических исследований функционирования русского языка на территории Республики Татарстан;
создание многофункционального полилингвального электронного лексикографического фонда татарского языка;
создание электронного корпуса татарского языка;
проведение исследований в области лингвистики и культуры в контексте творчества видных русских писателей Казанского края;
создание электронной информационной базы письменного наследия русского и татарского народов в Республике Татарстан "Книга" - "Китап" в Национальной библиотеке Республики Татарстан;
поддержку функционирования татарского языка в научной сфере "Фэн теле";
проведение научных полевых исследований (диалектологических, фольклорных и фольклорно-этнографических, археографических) языка и культуры народов, проживающих на территории Республики Татарстан;
обеспечение функционирования татарского языка в инфокоммуникационных технологиях.
Задача 5. Сохранение и развитие языков народов, проживающих в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
реализацию поликультурного образования в системе воскресных школ в Республике Татарстан;
формирование этноязыковой толерантности в обществе, средствах массовой информации и интернет-пространстве в Республике Татарстан;
создание и поддержку информационно-ресурсного портала, содержащего материалы на языках народов, проживающих в Республике Татарстан;
обучение мигрантов государственным языкам Республики Татарстан как лингвокультурологический ресурс для адаптации мигрантов в Республике Татарстан;
создание поликультурной образовательной и воспитательной среды.
Задача 6. Повышение социального статуса и популяризация государственных и других языков в Республике Татарстан.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
грантовую поддержку общественных и частных инициатив по сохранению, развитию и популяризации языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
создание и развитие языковой и культурной среды в поликультурном обществе.
Задача 7. Мониторинг и анализ этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и хода реализации Программы.
Мероприятия, реализуемые в рамках решения данной задачи, направлены на:
социолингвистический мониторинг этноязыковой ситуации в Республике Татарстан;
мониторинг и анализ хода реализации Программы.
Кроме того, в целях реализации Программы необходимо дальнейшее развитие системы юридического обеспечения реализации культурно-языковых прав, в том числе разработка и принятие следующих первоочередных нормативных правовых актов:
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О создании государственного целевого фонда по развитию языков народов Республики Татарстан".
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об использовании государственных языков Республики Татарстан в образовательной и иных сферах".
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О порядке учета цитируемости научных публикаций на татарском языке в Республике Татарстан".
4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении типового положения о порядке функционирования воскресных школ".
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблемы, и возможности их преодоления
Риски объективные:
1. Изменение законодательства Российской Федерации. Для своевременной реакции на изменения в правовом поле в Программе предусмотрен механизм постоянного мониторинга законодательства Российской Федерации, хода выполнения и результативности Программы, а также механизмы оперативной корректировки Программы.
2. Изменение финансово-экономических условий. Модульность запланированных проектов позволит реализовывать их разными темпами и в разной конфигурации в зависимости от объемов финансирования.
Риски, поддающиеся коррекции:
1. Риск слабой управляемости выполнением Программы, потери обратной связи. Для преодоления этого, помимо ежегодных отчетов, предусмотрен постоянный мониторинг результативности Программы.
2. Риск этносоциальной нестабильности и нарушения этноязыковой толерантности. Баланс интересов различных этноязыковых групп жителей Республики Татарстан при формировании мероприятий Программы, а также предусмотренный Программой проект поликультурного образования позволит снизить риск этносоциальной и этноязыковой интолерантности. В Программе также запланированы мероприятия по пропаганде толерантных этноязыковых отношений в обществе.
Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2014-2020 годах. Этапы реализации Программы не выделяются.
Индикаторы Программы
Индикаторами Программы являются:
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
|||||||
2012 (базовый год) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, к функциям которых отнесены вопросы реализации законодательства о языках Республики Татарстан и Программы, единиц |
3 |
44 |
45 |
47 |
47 |
47 |
47 |
47 |
Соотношение аудиовизуальной информации на государственных языках Республики Татарстан в сфере государственного и муниципального управления, инфокоммуникационной сфере и сфере услуг, процентов |
20/80 |
25/75 |
30/70 |
35/65 |
40/60 |
45/55 |
50/50 |
50/50 |
Доля охвата обучением и воспитанием детей татарской национальности на родном татарском языке в дошкольных образовательных организациях, процентов |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
Доля охвата обучением детей татарской национальности на родном татарском языке в общеобразовательных организациях, процентов |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
43,6 |
Доля охвата обучением детей русской национальности на родном русском языке в общеобразовательных организациях, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Количество созданных и введенных в действие образовательно-культурных татарских центров - филиалов Института Каюма Насыри, единиц |
0 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
Количество результатов фундаментальных научных исследований в области татарской филологии, внедренных в практику, единиц |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Количество научных монографий по русской филологии, подготовленных учеными Республики Татарстан, единиц |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
12 |
Количество оцифрованных документов печатного (письменного) наследия русского и татарского народов, хранящихся в архивах, научных центрах, библиотеках республики, процентов |
10 |
20 |
25 |
30 |
35 |
45 |
55 |
65 |
Количество национальных воскресных школ в Республике Татарстан, единиц |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Доля СМИ Республики Татарстан: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на татарском языке; |
13 |
15 |
21 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
на языках представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, процентов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Доля совокупного фонда общедоступных библиотек республики на языках народов Республики Татарстан и Российской Федерации, кроме русского, процентов |
22,6 |
22,7 |
22,7 |
22,73 |
22,75 |
22,78 |
22,8 |
22,85 |
Количество публикаций в СМИ о языковой ситуации в Республике Татарстан и ходе реализации Программы, единиц |
100 |
110 |
120 |
130 |
130 |
140 |
140 |
150 |
Количество проведенных исследований динамики этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и анализа эффективности выполнения Программы, единиц |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Объем ресурсного обеспечения Программы по задачам представлен в приложении N 1 к ней.
Цель и задачи, индикаторы оценки результатов Программы и финансирование мероприятий представлены в приложении N 2 к ней.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 1084,20 млн. рублей, в том числе:
в 2014 году - 167,40 млн. рублей;
в 2015 году - 184,20 млн. рублей;
в 2016 году - 182,10 млн. рублей;
в 2017 году - 164,50 млн. рублей;
в 2018 году - 141,25 млн. рублей;
в 2019 году - 122,14 млн. рублей;
в 2020 году - 122,61 млн. рублей.
Комплексный проектный подход, объединяющий отдельные мероприятия едиными целями и задачами (при их скоординированном и согласованном исполнении) позволит обеспечить рациональное использование средств и достижение положительных результатов.
Так как исполнение включенных в Программу мероприятий рассчитано на среднесрочный и долгосрочный периоды, они нуждаются в целевом финансировании из бюджета Республики Татарстан.
Для реализации программных мероприятий возможно привлечение в установленном порядке средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан и внебюджетных источников.
IV. Механизм реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы ее государственный заказчик-координатор (Министерство образования и науки Республики Татарстан) обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств исполнителями Программы. Мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, выполняемых государственным заказчиком-координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации Программы, представляют в Министерство образования и науки Республики Татарстан информацию о ее выполнении ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, в Совет по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также об эффективности использования финансовых средств;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, Совет по реализации законодательства о языках при Кабинете Министров Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
V. Описание социально-экономической эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается по степени выполнения мероприятий в установленные сроки. Для оценки эффективности Программы используются результаты мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан, этносоциологических исследований, а также материалы текущей отчетности министерств и ведомств, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат).
Основным результатом реализации Программы должно стать повышение уровня образования, этноязыковой компетенции, расширение сферы функционирования языков, активизация научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей использования языков в системах информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли языковых компетенций, квалификации, профессионализма работников сферы образования, услуг и широких слоев населения, сохранение культурного и этноязыкового разнообразия, повышение толерантности и межнационального согласия.
Программа предусматривает рост количественных показателей, отражающих функционирование государственных и других языков Республики Татарстан в политической, экономической, социальной и этнокультурной сферах и в информационном пространстве, а также в системе образования Республики Татарстан и татарского языка за пределами республики, сохранение и развитие языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, повышение социального статуса и престижа государственных и других языков в Республике Татарстан и внедрение эффективных научных разработок для развития функционального потенциала татарского и русского языков в Республике Татарстан.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать приумножению духовного богатства; доступности для населения просветительских мероприятий, популяризирующих язык, литературу и культуру народов, проживающих в Республике Татарстан; повышению функциональности государственных языков Республики Татарстан; созданию соответствующей инфраструктуры, которая позволит скоординировать и оптимизировать работу исполнителей, усилить научную и экспертно-аналитическую базу реализации Программы; совершенствованию нормативных правовых документов в области использования государственных языков Республики Татарстан и языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
Учитывая специфику Программы, связанной с развитием духовной и интеллектуальной сферы, определение экономического эффекта не предполагается.
Определенный косвенный отсроченный экономический эффект реализации мероприятий Программы может наблюдаться в результате формирования позитивного привлекательного имиджа Республики Татарстан, развития межкультурного диалога, толерантности и взаимопонимания между народами Республики Татарстан.
Программа рассчитана на создание системы механизмов и мер, обеспечивающих долгосрочные эффекты развития в социальной и культурной сферах. Последствия такого рода не поддаются обычным статистическим измерениям и не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Реализация мероприятий Программы позволит поддерживать и развивать образовательную и воспитательную деятельность образовательных организаций разного типа и уровня, повысит социальный статус педагога, позволит приблизить систему образования и сферу услуг к этноязыковым запросам населения, будет способствовать защите конституционных прав населения в изучении и развитии родных языков, скоординирует и оптимизирует меры по реализации языкового законодательства Республики Татарстан.
* По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность населения в Республике Татарстан в 2010 году составила 3786488 человек.
** По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.
Постановлением КМ РТ от 19 мая 2016 г. N 322 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к государственной программе Республики Татарстан
"Сохранение, изучение и развитие государственных
языков Республики Татарстан и других языков
в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
30 мая 2014 г., 1 апреля, 7 декабря 2015 г., 19 мая 2016 г.
Постановлением КМ РТ от 19 мая 2016 г. N 322 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к государственной программе Республики Татарстан
"Сохранение, изучение и развитие государственных
языков Республики Татарстан и других языков
в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов государственной программы Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" и финансирование ее мероприятий
30 мая 2014 г., 1 апреля, 7 ноября, 7 декабря 2015 г., 19 мая 2016 г.
* Предполагается также привлечение средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан.
** Список использованных сокращений:
АН РТ - государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан";
АНТ - Ассамблея народов Татарстана;
ВКТ - Всемирный конгресс татар;
ГБОУ ДОД "РДООЦ "Костер" - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр "Костер";
ДДНТ - государственное учреждение "Дом Дружбы народов Татарстана";
ДОО - дошкольные образовательные организации;
ИРО РТ - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан";
Минздрав РТ - Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Минкультуры РТ - Министерство культуры Республики Татарстан;
Минмолодежи РТ - Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан;
Минобрнауки РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Минпромторг РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;
Минсвязи РТ - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
Минсельхоз РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан;
Минстрой РТ - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Минтранс РТ - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;
Минтруд РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Минюст РТ - Министерство юстиции Республики Татарстан;
НБ РТ - государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Национальная библиотека Республики Татарстан";
НКО - некоммерческие организации;
СМИ - средства массовой информации;
СНГ - Содружество Независимых Государств;
Татмедиа - Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа";
ТРМОФ "Сэлэт" - Татарстанский республиканский молодежный общественный фонд "Сэлэт";
ТКИ - государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Татарское книжное издательство";
УМК - учебно-методический комплект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 25 октября 2013 г. N 794 "Об утверждении государственной программы "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 80, 29 октября 2013 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 ноября 2023 г. N 1433 настоящий документ признан утратившим силу с 8 ноября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2022 г. N 1405
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2022 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 декабря 2021 г. N 1175
Изменения вступают в силу с 7 декабря 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 июня 2021 г. N 494
Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 марта 2021 г. N 121
Изменения вступают в силу с 9 марта 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 января 2021 г. N 38
Изменения вступают в силу с 29 января 2021 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 апреля 2020 г. N 335
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 ноября 2019 г. N 1001
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 августа 2019 г. N 692
Изменения вступают в силу с 9 сентября 2019 г.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 декабря 2018 г. N 1129
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 ноября 2017 г. N 908
Постановление КМ РТ от 15 мая 2017 г. N 287
Постановление КМ РТ от 19 мая 2016 г. N 322
Постановление КМ РТ от 7 декабря 2015 г. N 923
Постановление КМ РТ от 7 ноября 2015 г. N 840
Постановление КМ РТ от 1 апреля 2015 г. N 204
Постановление КМ РТ от 30 мая 2014 г. N 366