Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 августа 2017 г. N 552
"О внесении изменений в стандарт подготовки и проведения балансовой комиссии отраслевого министерства Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.05.2016 N 276 "Об утверждении стандарта подготовки и проведения балансовых комиссий министерств Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в стандарт подготовки и проведения балансовой комиссии отраслевого министерства Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.05.2016 N 276 "Об утверждении стандарта подготовки и проведения балансовых комиссий министерств Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.02.2017 N 82) (далее - Стандарт), следующие изменения:
пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Комиссия, являясь постоянно действующим органом Министерства, создается приказом Министерства в целях рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы) и вопросов, связанных с условиями и охраной труда работников организаций, подведомственных Министерству по видам экономической деятельности (далее - Организации), в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2008 N 437 "О мониторинге и проведении анализа прибыли по организациям и видам экономической деятельности".";
пункт 2.1 Стандарта изложить в следующей редакции:
"2.1. Целями деятельности Комиссии являются изучение и оценка текущей финансово-хозяйственной деятельности Организаций, анализ их экономического состояния с целью своевременного принятия мер по повышению эффективности их деятельности, а также оценка мероприятий, проводимых Организациями по здоровьесбережению их работников, с целью улучшения условий и охраны труда работников в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.";
дополнить пункт 2.2 абзацем следующего содержания:
"рассмотрение вопросов улучшения условий и охраны труда работников Организаций;";
дополнить пункт 3.1 абзацем следующего содержания:
"ежеквартальное рассмотрение итогов реализации мер по улучшению условий и охраны труда работников Организаций в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации;";
абзац второй пункта 5.1 изложить в следующей редакции:
"запрашивать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, Организаций дополнительную информацию;";
дополнить Стандарт разделом 6 следующего содержания:
"6. Методика проведения анализа финансового состояния Организаций, подведомственных министерству по видам экономической деятельности
6.1. Методика проведения анализа финансового состояния Организаций, подведомственных министерству по видам экономической деятельности (далее - Методика), разработана в целях сокращения задолженности по налогам во все уровни бюджета и используется при проведении ежеквартального мониторинга показателей финансово-хозяйственной деятельности Организаций, кроме государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и акционерных обществ с долей Республики Татарстан в уставном капитале более 50 процентов, определении их тенденции для своевременного выявления признаков ухудшения финансового состояния Организаций, а также с целью повышения ответственности исполнительных органов государственной власти отраслевой компетенции и органов государственной власти специальной компетенции за финансово-хозяйственную деятельность Организаций.
6.2. Министерство ежеквартально обеспечивает сбор бухгалтерской (финансовой) отчетности Организаций по формам, указанным в приложении к Стандарту. Основным источником данных о деятельности Организаций являются обязательные формы бухгалтерской отчетности, а именно:
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
отчет об изменениях капитала (при сдаче годовой отчетности);
отчет о движении денежных средств (при сдаче годовой отчетности);
отчет о целевом использовании денежных средств (при сдаче годовой отчетности);
приложение к бухгалтерскому балансу (при сдаче годовой отчетности).
6.3. Для проведения ежеквартального/годового общего анализа финансового состояния Организаций (далее - Анализ) используются следующие показатели:
6.3.1. Абсолютные показатели:
Наименование показателя |
Выводы |
Сумма основных средств, тыс. рублей |
Вывод о благоприятной или неблагоприятной ситуации, связанной с ростом или сокращением основных средств, должен основываться на анализе причин такого роста или сокращения. Прирост основных средств должен быть проанализирован либо на предмет их переоценки, либо на предмет приобретения основных средств, в том числе непрофильного имущества. В случае если рост основных средств не связан с их переоценкой или приобретением непрофильных активов, это свидетельствует о благоприятной ситуации. Переоценка основных средств должна рассматриваться в каждом конкретном случае в зависимости от причин необходимости переоценки имущества и ожидаемых результатов от таких мероприятий. В случае сокращения основных средств также стоит оценить природу такого сокращения в части уценки основных средств либо на предмет реализации непрофильного имущества. Сокращение основных средств в результате реализации непрофильного имущества говорит о благоприятной ситуации. Уценка же основных средств должна рассматриваться в каждом конкретном случае в зависимости от причин необходимости уценки имущества. После этого можно будет сделать вывод о благоприятной или неблагоприятной ситуации по данному показателю. В любом случае сокращение основных средств требует особого внимания, в том числе на предмет вывода имущества, а также в рамках согласования сделок в установленном порядке |
Уставный фонд (капитал) в соотношении с величиной чистых активов, тыс. рублей |
Чистые активы Организации не должны быть меньше ее уставного фонда (капитала). Рост разницы между уставным фондом (капиталом) и чистыми активами свидетельствует о благоприятной ситуации, ее сокращение - о неблагоприятной |
Общая сумма дебиторской задолженности, тыс. рублей |
Рост или сокращение дебиторской (кредиторской) задолженности оценивается во взаимосвязи с выручкой и кредиторской (или дебиторской) задолженностью. Если все три показателя растут, это говорит о благоприятной тенденции. Если наблюдается рост дебиторской (кредиторской) задолженности при сокращении выручки или отсутствии тенденции к ее изменению, это говорит о неблагоприятной тенденции |
Общая сумма кредиторской задолженности, тыс. рублей | |
Общая сумма долгосрочных заемных средств, тыс. рублей |
Рост или сокращение долгосрочных и краткосрочных заемных средств оценивается во взаимосвязи с выручкой. Если заемные средства растут на фоне роста выручки, то это может свидетельствовать о благоприятной ситуации, когда заемные средства идут на финансирование производства товаров, работ, услуг Организации. Поэтому при анализе данных показателей необходимо изучить цель получения долгосрочных или краткосрочных заемных средств. Кроме того, необходимо, чтобы темпы роста заемных средств не опережали темпы роста выручки. Также необходим анализ стоимости привлеченных средств. Если Организация привлекла заемные средства по цене выше среднерыночной, то это говорит о крайне нестабильной ситуации, когда Организация готова привлекать дорогие кредитные средства |
Общая сумма краткосрочных заемных средств, тыс. рублей | |
Выручка от продажи, тыс. рублей |
Выручка от продажи оценивается во взаимосвязи с себестоимостью. Рост выручки всегда свидетельствует о благоприятной тенденции, ее сокращение - о неблагоприятной. Рост выручки более быстрыми темпами по сравнению с ростом себестоимости говорит о благоприятной тенденции к сокращению затрат в Организации. Рост себестоимости более опережающими темпами, чем рост выручки, свидетельствует о неблагоприятной ситуации |
Себестоимость, тыс. рублей | |
Прочие доходы, тыс. рублей |
Рост прочих доходов свидетельствует о благоприятной тенденции. Однако этот рост должен быть обоснован. Поэтому данный показатель рассматривается во взаимосвязи с прочими расходами и суммой основных средств. Рост прочих доходов может быть связан с реализацией основных средств. В этом случае необходимо определить причину такой реализации |
Прочие расходы, тыс. рублей |
Рост прочих расходов свидетельствует о неблагоприятной ситуации, если такой рост не связан с ростом прочих доходов ввиду реализации имущества |
Чистая прибыль (убыток), тыс. рублей |
Рост чистой прибыли всегда свидетельствует о благоприятной ситуации. Рост чистой прибыли на фоне роста выручки говорит о благоприятной ситуации, особенно если темпы роста чистой прибыли опережают темпы роста выручки. Рост чистой прибыли вследствие роста прочих доходов не всегда говорит о благоприятной ситуации, что требует более внимательного анализа причин такого роста |
Среднесписочная численность работников, человек |
Не используются при разделении Организаций на группы, показатели необходимы при сравнении средней заработной платы в организации со средней заработной платой по отрасли в Республике Татарстан |
Фонд оплаты труда, тыс. рублей |
6.3.2. Относительные показатели:
Название показателя |
Что характеризует показатель |
Порядок расчета |
Предельное значение |
|||
отлично (5) |
хорошо (4) |
удовлетворительно (3) |
неудовлетворительно (2) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Коэффициенты финансовой устойчивости | ||||||
Коэффициент автономии собственных средств |
Независимость организации от заемных средств. Для более детального финансового анализа значение этого коэффициента следует сравнивать со средними значениями по отрасли, к которой относится анализируемая организация |
собственные оборотные средства/собственный капитал |
>0,5 |
0,3- 0,5 |
0,2- 0,29 |
<0,2 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
Наличие у организации достаточного объема собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Отсутствие собственного оборотного капитала, т.е. отрицательное значение коэффициента, свидетельствует о том, что все оборотные средства организации и, возможно, часть внеоборотных активов сформированы за счет заемных источников. Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается для оценки платежеспособности компании |
собственный капитал - внеоборотные активы/оборотные активы собственный капитал = итог по разделу 3 бухгалтерского баланса - непокрытый убыток прошлых лет |
>=0,1 |
0,05- 0,09 |
0- 0,049 |
<0 |
Коэффициент автономии |
Независимость организации от кредиторов. Чем больше значение коэффициента, тем лучшим будет считаться финансовое состояние компании. Для более детального финансового анализа значение этого коэффициента следует сравнивать со средними значениями по отрасли, к которой относится анализируемое предприятие |
собственный капитал/активы |
>0,5 |
0,5- 0,3 |
0,29- 0,2 |
<0,2 |
Коэффициент задолженности (КЗ) |
Сколько обязательств приходится на 1 рубль, вложенный в активы организации. Наибольшую финансовую устойчивость организация демонстрирует, когда . Такой показатель подтверждает, что объем долговых обязательств субъекта хозяйствования крайне мал по сравнению с капиталом. Вместе с тем неоправданное избежание заимствований может привести к замедлению темпов развития компании. Приемлемым считается значение в диапазоне КЗ<=0,7. Однако показатели нормы могут существенно отличаться для разных сфер экономики. Приближение коэффициента задолженности к единице означает крайнюю степень зависимости субъекта хозяйствования от контрагентов. Задержки в расчетах с дебиторами быстро приводят к дефициту оборотных средств и необходимости прибегать к краткосрочным займам |
заемный капитал/активы заемный капитал = долгосрочные заемные средства + краткосрочные заемные средства + кредиторская задолженность |
<=0,5 |
0,5- 0,7 |
0,71- 0,8 |
>0,8 |
Коэффициенты ликвидности | ||||||
Коэффициент текущей ликвидности |
Способность организации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов. Нормальным считается значение коэффициента в пределах 1,5-2,5 в зависимости от отрасли экономики. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета |
оборотные активы/краткосрочные обязательства |
>2,0 |
1,5- 2,0 |
1,0- 1,49 |
<1,0 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Если значение коэффициента меньше 0,2, то Организация не в состоянии оплатить немедленно обязательства за счет денежных средств всех видов, а также средств, полученных от реализации ценных бумаг. При этом если значение коэффициента больше 0,5, то это может говорить о нерациональной структуре капитала: слишком высокая доля неработающих активов в виде наличия денег и средств на счетах. Если значение коэффициента более 0,5 сохраняется на протяжении нескольких периодов, то стоит провести дополнительный анализ использования капитала |
денежные средства + краткосрочные финансовые вложения/краткосрочные заемные средства + кредиторская задолженность |
>0,2 |
0,15- 0,2 |
0,1- 0,14 |
<0,1 |
Коэффициенты деловой активности и рентабельности | ||||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
Рациональность и интенсивность использования оборотных активов организации. Снижение коэффициента свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию |
выручка/ оборотные активы |
Превышение показателей над среднеотраслевыми значениями коэффициента показывает рост устойчивости организации |
Оборачиваемость оборотных активов или собственного капитала организации ниже среднеотраслевых значений коэффициента. Это является индикатором снижения устойчивости организации |
||
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
Скорость использования собственного капитала отражает эффективность управления ресурсами Организации. Напротив, низкий показатель означает, что есть проблемы с реализацией продукции |
выручка/ среднегодовая стоимость собственного капитала |
||||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
Оборачиваемость дебиторской задолженности и работу с ней по взысканию. Рост коэффициента показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования, и наоборот. Желательна максимизация этого показателя. Повышение показателя свидетельствует об улучшении управления дебиторской задолженностью |
выручка/ среднегодовая сумма дебиторской задолженности |
||||
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
Скорость оборота задолженности Организации. Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины Организации. Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Для лучшего анализа коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности полезно рассчитать его значение по отрасли в среднем |
выручка/ среднегодовая сумма кредиторской задолженности |
||||
Рентабельность собственного капитала |
Эффективность использования собственного капитала. Если показатель уходит в "минус" - это уже тревожный сигнал и стимул для того, чтобы нарастить доходность собственного капитала |
чистая прибыль/ собственный капитал |
>0,2 |
0,15- 0,2 |
0- 0,14 |
<0 |
Рентабельность продаж |
Сколько прибыли приходится на 1 рубль выручки. Рассчитываются среднестатистические значения рентабельности по отраслям. Для каждого вида деятельности нормальным считается свой коэффициент |
чистая прибыль/ выручка |
>0,2 |
0,1- 0,2 |
0- 0,09 |
<0 |
6.4. Для проведения Анализа используются данные за отчетный период, а также за два аналогичных периода прошлых лет.
6.5. После обобщения показателей, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 настоящего раздела, Министерство формирует перечни Организаций по трем группам:
группа N 1 - стабильно работающие Организации в отчетном периоде;
группа N 2 - Организации, которые в отчетном периоде ухудшили некоторые показатели;
группа N 3 - Организации, которые имеют стабильную тенденцию к ухудшению основных показателей, а также деятельность которых является убыточной.
По итогам Анализа за определенный отчетный период каждая Организация может быть отнесена только к одной из указанных групп.
К группе N 1 относятся Организации, которые по итогам рассматриваемого периода одновременно соответствуют всем следующим требованиям:
результатом финансовой деятельности является прибыль;
показатели, указанные в пункте 6.3.1 настоящего раздела, имеют благоприятную тенденцию к изменению во взаимосвязи с другими показателями или находятся на уровне прошлого отчетного периода;
показатели, указанные в пункте 6.3.2 настоящего раздела, имеют предельные значения, попадающие в раздел "отлично" или "хорошо".
К группе N 2 относятся Организации, которые по итогам рассматриваемого периода соответствуют хотя бы одному из следующих условий:
не более 1/3 показателей, указанных в пункте 6.3.1 настоящего раздела, имеют неблагоприятную тенденцию к изменению;
не более 1/3 показателей, указанных в пункте 6.3.2 настоящего раздела, имеют предельные значения, попадающие в раздел "удовлетворительно".
К группе N 3 относятся Организации, которые по итогам рассматриваемого периода соответствуют хотя бы одному из следующих условий:
результатом финансовой деятельности является убыток;
более 1/3 показателей, указанных в пункте 6.3.1 настоящего раздела, имеют неблагоприятную тенденцию к ухудшению;
более 1/3 показателей, указанных в пункте 6.3.2 настоящего раздела, имеют предельные значения, попадающие в раздел "неудовлетворительно".
В случае, если по одному из условий Организация относится к группе N 2, а по второму - к группе N 3, то Организация включается в группу N 3.
Организации, отнесенные к группам N 1 и N 2, являются кредитоспособными. Организации, отнесенные к группе N 3, являются некредитоспособными.
6.6. Министерство в лице закрепленного приказом министра соответствующего подразделения проводит анализ:
накопленных долгов за газ, электричество, воду, задолженности по заработной плате и др., а также наличия открытых исполнительных производств по организациям в соответствии с подведомственностью согласно ОКВЭД;
структуры дебиторской задолженности (с возможным приглашением основных дебиторов Организации на заседания балансовой комиссии Министерства);
структуры кредиторской задолженности Организации-должника с выделением задолженности в бюджеты всех уровней;
показателей финансовой устойчивости в соответствии с бухгалтерской отчетностью;
показателей задолженности по обязательным платежам и сборам в бюджет Республики Татарстан и др.
6.7. Результаты показателей финансового состояния Организаций с причинами снижения финансовой устойчивости и предложениями по улучшению данных показателей Министерство использует при подготовке материалов к заседаниям балансовых комиссий по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности Организаций.";
в форме N 1 приложения к Стандарту пункт 4.15 изложить в следующей редакции:
"4.15. |
Займы и кредиты - всего |
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) в иностранной валюте |
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) общая сумма долгосрочных заемных средств |
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
в) общая сумма краткосрочных заемных средств |
тыс. рублей"; |
|
|
|
|
|
|
|
форму N 3 приложения к Стандарту дополнить пунктом 24 следующего содержания:
"24. |
Общая сумма активов (валюта баланса) |
тыс. рублей" |
|
|
|
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 4 августа 2017 г. N 552 "О внесении изменений в стандарт подготовки и проведения балансовой комиссии отраслевого министерства Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.05.2016 N 276 "Об утверждении стандарта подготовки и проведения балансовых комиссий министерств Республики Татарстан по рассмотрению финансово-хозяйственной деятельности организаций (независимо от организационно-правовой формы), подведомственных министерству по видам экономической деятельности"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 7 августа 2017 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 60, 11 августа 2017 г.