Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан
от 24 мая 2017 г. N 09-17
"О реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, на совместное обучение и воспитание. Инклюзивное образование в Республике Татарстан"
Заслушав и обсудив информацию Министерства образования и науки Республики Татарстан, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отмечает следующее.
С 1 сентября 2016 года приказами Министерства образования и науки Российской Федерации введены стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая единство образовательного пространства (далее - стандарты).
Разработана концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015-2018 годы и региональный план (дорожная карта) по обеспечению введения стандартов.
Определены 153 базовые общеобразовательные школы, в которых с 1 сентября 2016 года начали обучение 189 первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
На базе общеобразовательных организаций созданы центры инклюзивного образования: "Лицей N 78 "Фарватер" Приволжского района г. Казани, "Школа N 156" Советского района г. Казани, МБОУ "Лицей N 9 им. А.С. Пушкина" Зеленодольского муниципального района, МАОУ "СОШ N 16" г. Альметьевска, где созданы специальные условия для получения образования более 200 обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведется последовательная работа по созданию условий, обеспечивающих получение образования детьми с ОВЗ в рамках Государственной программы "Доступная среда". В настоящее время 309 образовательных организаций, адаптировано на общую сумму 491,8 млн. руб.
В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова проведена работа по расчету дополнительных нормативов для обучения детей с ОВЗ в рамках инклюзивной модели образования. Министерству образования и науки Республики Татарстан выделено 9300 тыс. рублей на обеспечение организации обучения учащихся с ОВЗ и учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии со стандартами.
В Республиканской психолого-медико-педагогической консультации формируется и ежегодно обновляется база данных о детях данной категории от 0 до 18 лет. По состоянию на 1 января 2017 года в базе данных количество детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 18 лет составило 21094 чел., в т.ч. детей-инвалидов - 9243 чел., из них детей дошкольного возраста более 4 тысяч чел., в т.ч. детей-инвалидов - 1533 чел., детей школьного возраста более 13 тысяч чел., в т.ч. детей-инвалидов 6244.
Анализ данных свидетельствует о том, что контингент детей за последние годы стабильно увеличивается в среднем на 150-200 человек. Для сравнения: в 2014 год - 20701 человек, 2015 год - 20954, в 2016 году - более 21094.
По данным муниципальных органов управления образованием на начало текущего года в республике 4216 детей с ОВЗ дошкольного возраста, в т.ч. 1533 ребенка-инвалида. Из них 84% (3540 детей) посещают дошкольные образовательные организации. Из общего количества воспитанников - инвалидов 652 (31,7%) зачислены в группы компенсирующей направленности.
Всего в республике функционирует 481 детский сад с группами компенсирующей направленности. Основная доля специализированных групп - логопедические, для детей с нарушениями речи.
В 51 детском саду сформированы группы для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Высока доля охвата детей специализированными группами в гг. Набережные Челны, Нижнекамск, Казань.
Более 7 тысяч детей с ОВЗ в настоящее время обучаются в общеобразовательных школах.
Также стабильно функционирует и развивается сеть государственных общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ. В 52 учреждениях обучаются 6824 тыс. детей. В рамках республиканской программы проведен капитальный ремонт в 42 школах и школах-интернатах для детей с ОВЗ, что составляет более 80%.
Распространенной моделью интеграции является обучение детей в специальных классах на базе общеобразовательных организаций. В текущем учебном году в 89 школах 11 муниципальных районов (Аксубаевский, Альметьевский, Апастовский, Буинский, Высокогорский, Нижнекамский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Тюлячинский, Черемшанский, Приволжский район г. Казани) обучаются 532 ребенка с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.
Обучением на дому в такой форме охвачено около 2 тысяч детей с ОВЗ, в т.ч. с помощью информационных технологий.
В организациях среднего профессионального образования республики созданы специализированные группы для выпускников учреждений для детей с ОВЗ. В 34 организациях СПО получают профессиональное образование 524 обучающихся с ОВЗ, в том числе инвалиды. Ежегодно увеличивается план приема в профессиональные образовательные учреждения для данной категории лиц, в среднем на 4% (2013 год - 491 человек, 2015 год - 513, 2016 год - 524).
В НОУ ВО "Университет управления "ТИСБИ" выстроена система непрерывного профессионального образования лиц с ОВЗ, в т.ч. с применением дистанционных технологий. Данное обучение доступно для всех инвалидов независимо от ограничения и возможностей.
В рамках реализации программы "Доступная среда" в 2011 году была проведена профессиональная переподготовка 125 учителей общеобразовательных школ по специальностям "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика".
Изучен и отмечен опыт работы г. Альметьевска по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, основанной на принципах профилактики, ранней диагностики. В МБОУ "СОШ N 21 г. Альметьевска" эффективно реализуется совместный проект с общественной организацией "Необыкновенные дети".
В рамках проекта в школе оборудована сенсорная комната - помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. При необходимости дети с нарушениями аутистического спектра продолжают обучение в ресурсном классе, либо возвращаются в "регулярный класс", где обучаются остальные ученики, не имеющие нарушения.
В настоящее время, согласно данным Альметьевского психоневрологического диспансера, на учете состоит 174 ребенка-инвалида, из них под наблюдением находятся 23 ребенка с расстройствами аутистического спектра.
С целью социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов на базе "Детско-юношеской спортивной школы по конному спорту" для обучающихся Альметьевской школы-интерната с детским церебральным параличом создана группа "Иппотерапия" по лечебной верховой езде, которая позволяет развивать физическую активность ребенка-инвалида, способствует восстановлению нарушенных функций.
В системе социальной защиты имеется развитая сеть государственных учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья: 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей; 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (предусмотрено предоставление социальных услуг сопровождающим детей-инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности третьей степени выраженности, детей-инвалидов в возрасте до 7 лет; детям с ОВЗ до 4-х лет); 44 отделения социальной помощи семье и детям Комплексных центров социального обслуживания населения; 1 территориальный центр социальной помощи семье и детям.
Разработана Межведомственная программа по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни на 2016-2017 годы "Смогу жить самостоятельно", которая получила финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проживает 261 ребенок-инвалид. Все дети, проживающие в интернатах, прошли Республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию.
139 воспитанников обучаются в коррекционных образовательных учреждениях, в том числе 34 ребенка ежедневно посещают школу, 105 воспитанников обучаются на базе интернатов. Остальные 122 ребенка обучаются педагогами детских домов-интернатов для умственно отсталых детей по индивидуальным программам развития.
В учреждениях ведется работа по созданию семейных условий проживания, инфраструктуры для формирования у воспитанников социально-бытовых умений, первичных трудовых навыков, их подготовке к самостоятельному проживанию после достижения совершеннолетия (в 2017 году совершеннолетия достигнут 24 ребенка, из них 21 - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
В связи с тем, что при достижении совершеннолетия дети не полностью осваивают общеобразовательную программу, было принято решение о продлении пребывания детей в детских домах для умственно отсталых детей до 23 лет.
В детские реабилитационные центры принимаются на обслуживание дети-инвалиды до 18 лет и дети с ограниченными возможностями здоровья до 4 лет, не имеющие инвалидности, с целью наладить их общение и коммуникацию со взрослыми и сверстниками, адаптировать окружающую среду, подобрать программу развивающих занятий и оказать психологическую и ресурсную поддержку членам семьи.
В 2016 году в детских государственных реабилитационных центрах получили социальные услуги 6635 детей (в 2015 году - 6430), в том числе 6216 детей-инвалидов (в 2015 году - 6075), 419 детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2015 году - 355).
В 1 квартале 2017 года в детских реабилитационных центрах обслужен 1621 ребенок, из них: 1467 детей-инвалидов; 154 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
С 2015 года введена "новая" социальная услуга в форме социального обслуживания на дому для граждан, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих ограничения третьей степени, и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
В 1 квартале 2017 года оформили услуги социального обслуживания на дому 624 семьи (37% от общего числа семей данной категории), в них воспитывается 630 детей-инвалидов.
На базе Дворца водных видов спорта, "Буревестник", спортивных комплексов "Олимп", Центральный стадион (г. Казань), "Маяк" (г. Зеленодольск) и Казанской школы-интерната им. Е.Г. Ласточкиной для слабослышащих детей развиваются 8 паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта: бочча, пара-гребля, лыжные гонки, настольный теннис, керлинг, плавание, легкая атлетика, вольная борьба.
За время реализации в Республике Татарстан государственной программы "Доступная среда" всего адаптировано и оборудовано специализированной техникой 57 спортивных учреждений и учреждений молодежной политики (2011 год - 14 объектов на сумму 82,0 млн. рублей, 2014 год - 17 объектов на сумму 62,6 млн. рублей, 2015 год - 16 объектов на сумму 20,0 млн. рублей, 2016 год - 10 объектов на сумму 9,7 млн. рублей).
В текущем году в рамках реализации подпрограммы "Доступная среда" адаптированы 10 учреждений спорта и молодежной политики в 8 муниципальных районах (Заинский, Сабинский, Мамадышский, Зеленодольский, Ютазинский, Сармановский, Кукморский, Алексеевский) и 2 объекта в г. Казани.
На основании изложенного Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав постановляет:
1. Информацию Министерства образования и науки Республики Татарстан принять к сведению.
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан (Э.Н. Фаттахов):
2.1. Разработать модель инклюзивного образования в Республике Татарстан.
Срок: до 1 сентября 2017 года
2.2. Продолжить формирование сети базовых образовательных организаций по реализации инклюзивного образования.
Срок: постоянно
2.3. Обеспечить ведение полного учета детей с ограниченными возможностями здоровья с целью организации их обучения на системной основе и разработки образовательного маршрута каждого ребенка независимо от тяжести их заболевания.
Срок: ежегодно до начала учебного года
2.4. Принять меры по развитию дистанционного обучения детей, находящихся на надомном обучении.
Срок: в течение 2017-2018 гг.
2.5. Обеспечить функционирование классов для детей ограниченными возможностями здоровья и "ресурсных классов" для детей с расстройствами аутистического спектра на базе общеобразовательных школ.
Срок: постоянно
2.6. Довести в 2017 году до 85% (в 2018 году - 90%, в 2019 году - 95%, в 2020 году - 100%) долю детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста, и до 35% (в 2018 году - 40%, в 2019 году - 45%, в 2020 году - 50%) - долю детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей- инвалидов такого возраста (показатели государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы).
Срок: 1 декабря 2020 года
2.7. Обеспечить проведение эффективной профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья - воспитанниками общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью определения образовательной траектории каждого ребенка и формирования программ профессионального образования, исходя, прежде всего, из востребованности конкретных специальностей выпускниками 9-10 классов.
Срок: до 1 октября 2017 года
2.8. Принять комплекс дополнительных мер по широкому информированию населения о возможностях получения профессионального образования детьми-инвалидами в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Татарстан.
Срок: до 1 ноября 2017 года
2.9. Обеспечить повышение квалификации и переподготовку кадров в рамках внедрения инклюзивного образования.
Срок: постоянно
2.10. Подготовить и провести рабочую встречу на базе лицея N 78 "Фарватер" г. Казани по вопросу внедрения инклюзивного образования с приглашением членов Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Срок: до 20 июня 2017 года
3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (Э.А. Зарипова) организовать работу по профориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обращающихся в центры занятости населения.
Срок: постоянно
4. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (Э.А. Зарипова), Министерству здравоохранения Республики Татарстан (А.Ю. Вафин), Министерству образования и науки Республики Татарстан (Э.Н. Фаттахов), Министерству культуры Республики Татарстан (А.М. Сибагатуллин), Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан (В.А. Леонов):
4.1. Продолжить работу по реализации подпрограммы "Доступная среда" на 2017 год государственной программы "Социальная поддержка населения на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023, с доведением индикаторов до установленных значений индикаторов.
Срок: 1 декабря 2020 года
4.2. Продолжить работу по реализации плана мероприятий (Дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.09.2015 N 716, и исполнение установленных показателей в 2017 году в пределах закрепленных функций.
Срок: 1 декабря 2017 года
5. Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан (В.А. Леонов):
5.1. Осуществлять мониторинг посещаемости детей-инвалидов и детей с ОВЗ мероприятий спортивной направленности.
Срок: постоянно
5.2. Принять меры по развитию новых форм работы по привлечению детей с ОВЗ к занятиям физкультурой и спортом.
Срок: постоянно
5.3. Довести в 2017 году до 67,5% (в 2018 году - 68%, в 2019 году - 68,5%, в 2020 году - 69%) долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности этой категории населения (показатель государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы).
Срок: 1 декабря 2020 года
6. Министерству культуры Республики Татарстан (А.М. Сибагатуллин):
6.1. Осуществлять мониторинг посещаемости детей-инвалидов и детей с ОВЗ организаций и мероприятий культурной направленности.
Срок: постоянно
6.2. Довести до 35% долю детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста (показатель государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы).
Срок: 1 декабря 2020 года
7. Рекомендовать Исполнительным комитетам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
7.1. Запланировать проведение совместных мероприятий для детей с ограниченными возможностями и их сверстниками, не имеющими инвалидности, с широким освещением в средствах массовой информации.
Срок: постоянно
7.2. Обеспечить информирование семей с детьми-инвалидами об организациях, оказывающих услуги данной категории семей, с перечнем услуг и режимом работы.
Срок: постоянно
8. Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в I квартале 2018 года рассмотреть вопрос развития инклюзивного образования на расширенных заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Срок: I квартал 2018 года
9. О проделанной работе проинформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в срок до 25 декабря 2017 года.
Председатель комиссии |
В.Г. Шайхразиев |
Ответственный секретарь комиссии |
И.Х. Гарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ от 24 мая 2017 г. N 09-17 "О реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, на совместное обучение и воспитание. Инклюзивное образование в Республике Татарстан"
Текст постановления официально опубликован не был