Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 8 сентября 2017 г. N 640
"О внесении изменений в государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.02.2014 N 92, от 31.05.2014 N 371, от 05.09.2014 N 643, от 01.12.2014 N 936, от 26.03.2015 N 186, от 28.08.2015 N 626, от 25.09.2015 N 710, от 29.12.2015 N 1000, от 24.03.2016 N 160, от 13.08.2016 N 554, от 06.12.2016 N 898, от 13.03.2017 N 134, от 13.07.2017 N 479) (далее - Программа), следующие изменения:
в паспорте Программы:
строку "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи Программы |
Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан; улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Республики Татарстан; привлечение и закрепление кадров рабочих профессий и инженерных специальностей на предприятиях Республики Татарстан"; |
строку "Перечень подпрограмм" изложить в следующей редакции:
"Перечень подпрограмм |
1. Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. 2. Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014-2020 годы. 3. Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы"; |
в разделе II Программы:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"подпрограмма "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"1. Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан, включая:";
абзац тринадцатый раздела дополнить словами ", включая инвалидов молодого возраста";
в подпрограмме "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014-2020 годы" Программы:
наименование подпрограммы "Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции на 2014-2020 годы" изложить в следующей редакции:
"Реализация мер содействия занятости населения и регулирование трудовой миграции. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.";
паспорт Подпрограммы занятости изложить в следующей редакции:
"Паспорт
раздел I Подпрограммы занятости изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы занятости, основные проблемы и прогноз ее развития
Настоящая Подпрограмма занятости охватывает комплекс мероприятий по реализации на территории республики государственной политики занятости, основы которой определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно статье 5 указанного закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В 2009-2016 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках программ содействия занятости населения (далее - программы занятости), а также региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан (далее - региональные программы).
Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Татарстан за время реализации региональных программ стали 685,5 тыс. человек.
Принятые меры оказали существенное положительное воздействие на ситуацию на рынке труда республики.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан сократилась с 56,4 тыс. человек на 1 января 2010 года до 12,9 тыс. человек - на 1 августа 2017 года.
Потребность работодателей в кадрах, заявленная в органы службы занятости республики, составила на 1 августа 2017 года 38,1 тыс. вакансий. В течение 7 месяцев 2017 года работодателями заявлено более 134,4 тыс. вакансий. Наличие постоянного спроса на рабочую силу также характеризует позитивные изменения современного рынка труда.
Программные мероприятия предусматривают организацию органами службы занятости профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, высвобожденных из организаций в результате мероприятий по оптимизации численности или штата работников, в том числе в процессе реализации мер по повышению производительности труда работников.
Как показывает мониторинг, при высвобождении работников увольнению подлежат работники низкой квалификации или работники, относящиеся недобросовестно к выполнению своих обязанностей, поэтому направление на опережающее обучение таких работников предприятия считают нецелесообразным. Наиболее эффективно позволяет обеспечить трудоустройство этой категории участие в краткосрочных программах обучения по направлению центров занятости населения городов и районов Республики Татарстан в соответствии с имеющимися вакансиями рынка труда.
В целях решения задачи организации опережающей переподготовки и повышения квалификации персонала для кадрового обеспечения перспективных инвестиционных проектов в соответствии с потребностями инновационного развития экономики и ростом производительности труда программными мероприятиями предусмотрено опережающее профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами. Предусматривается, что заказ на содержание образовательных программ формируется работодателями. Задачами опережающего обучения являются как повышение квалификации и переподготовка персонала в соответствии с ростом требований к качеству и количеству имеющихся у работника компетенций, так и развитие лидерского потенциала руководителей, формирование у них навыков проектного управления.
Наибольшим спросом пользуются кадры рабочих специальностей. Из общего числа заявленных вакансий около 68 процентов - для замещения по рабочим профессиям, 10,5 процента - вакансии с предлагаемой оплатой труда ниже прожиточного минимума в Республике Татарстан.
Следует отметить, что, несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда, около 20,8 процента общей численности безработных граждан не могут найти работу в течение 8 и более месяцев.
В составе зарегистрированных безработных 59 процентов составляют женщины, 11 процентов - граждане предпенсионного возраста, 10,6 процента - граждане, относящиеся к категории инвалидов.
Актуальной остается проблема трудоустройства женщин, имеющих малолетних детей, многодетных родителей, родителей детей-инвалидов, граждан, имеющих ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждан предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельных категорий молодежи (не имеющей профессионального образования или выпускников образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и других категорий граждан (лиц, уволенных с военной службы, освободившихся из мест лишения свободы).
Одной из причин наличия длительной безработицы является изменение структуры спроса на рынке труда. С одной стороны, увеличивается количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение (увеличение или уменьшение) количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. В настоящее время наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг населению.
Реализация целей и задач в области социально-экономического развития республики требует увеличения численности трудовых ресурсов.
Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения республики. Внутренняя миграция сдерживается сохраняющимся низким уровнем доходов населения, неразвитостью цивилизованного рынка жилья, высокими транспортными издержками, наличием административных барьеров для осуществления гражданами своих прав и законных интересов при переезде в другую местность.
Согласно данным органов государственной статистики, в январе-мае 2017 года миграционный прирост населения в Республике Татарстан составил 1,3 тыс. человек, что на 9,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Сокращение миграционного прироста обусловлено уменьшением числа прибытий из других регионов Российской Федерации и увеличением числа выбытий в них. Число мигрантов, переселяющихся в пределах Республики Татарстан, составило 19,2 тыс. человек, что на 6,8 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, представленных работодателями на выполнение определенных видов работ или на краткий определенный период времени.
Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:
недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других субъектах Российской Федерации;
отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;
отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.
По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность граждан, обращающихся в органы службы занятости.
Центры занятости населения призваны оказывать государственные услуги в сфере занятости, в том числе содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников.
В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости необходимо создать стимулы для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.
Одним из элементов защиты от безработицы, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", являются гарантии государства по выплате пособия по безработице. Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы. Размер пособия по безработице ограничивается минимальной и максимальной величинами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N 1326 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год" установлены на 2017 год в следующих размерах: минимальная величина пособия по безработице - 850 рублей и максимальная - 4900 рублей. Данные размеры пособия по безработице являются неизменными с 2009 года.
Ситуация в области занятости в моногородах
В большей степени дестабилизация ситуации на рынке труда возможна в монопрофильных населенных пунктах (моногородах), экономика которых зависит от одного или нескольких крупных предприятий, обеспечивающих занятость, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р (в редакции от 13 мая 2016 г. N 891-р) в перечень моногородов от Республики Татарстан включены 7 моногородов:
Категория 1. Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением. От Республики Татарстан в нее вошли моногорода Зеленодольск и Набережные Челны.
Категория 2. Моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. От Республики Татарстан в нее вошли моногорода Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны и Чистополь.
Категория 3. Моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией. От Республики Татарстан в нее вошел моногород Нижнекамск.
Снижение уровня занятости населения моногородов может привести к падению доходов населения и росту социальной напряженности.
Сохранению стабильности будут способствовать такие мероприятия, как организация опережающего обучения, вовлечение экономически неактивных граждан в трудовую деятельность, разработка и реализация мер содействия занятости населения, предусматривающих временное трудоустройство граждан, организацию ярмарок вакансий, привлечение к трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования путем проведения презентаций проектов развития моногородов, а также стимулирование территориальной мобильности населения.
Содействие трудоустройству инвалидов, сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве
В связи с подписанием Российской Федерацией в 2008 году и ратификацией Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция) важно проводить работу с учетом принципов Конвенции на всех уровнях государственной и муниципальной власти, обеспечивая государственную поддержку инвалидов наряду с другими категориями лиц, обеспечивая и поощряя полную реализацию прав человека в различных сферах без дискриминации по признаку инвалидности. Это приведет к созданию равных возможностей и стремлению инвалидов к наиболее полной самореализации.
По данным органов государственной статистики, на 1 января 2017 года общая численность населения Республики Татарстан составляет 3885,3 тыс. человек, численность занятых в экономике республики в среднем за 2016 год - 1980,8 тыс. человек. По данным прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Татарстан, в общей численности трудоспособного населения численность незанятого населения была в пределах 566,5 тыс. человек.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, на 1 января 2017 года общая численность инвалидов, проживающих в Республике Татарстан, составила 300,4 тыс. человек, или 7,7 процента общего числа населения республики, в том числе детей-инвалидов - 14,7 тыс. человек, или 1,8 процента общей численности детей (на 1 января 2016 года проживали 316049 инвалидов, в том числе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 1502 человека).
Согласно статье 27 Конвенции государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими. Оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер.
Вовлечение людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь является одной из приоритетных задач, и вопросы профессиональной ориентации и профессионального образования, трудоустройства в этой связи имеют высокую социальную значимость для обеспечения инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни общества, обеспечивать свою жизнедеятельность наравне с другими гражданами. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время существуют проблемные вопросы в организации эффективной системной работы трудоустройства инвалидов, решение которых возможно путем построения непрерывного образовательного процесса обучения инвалидов с различными нарушениями функций организма и последующего их трудоустройства (детский сад - общеобразовательная школа - профессиональное образование - высшее образование - трудоустройство во взаимодействии со службой занятости населения, работодателями с учетом прогнозируемой потребности на рынке труда).
В 2017 году в республике образовательные программы высшего образования осуществляет 61 образовательная организация, в которых обучаются более 163 тыс. студентов, из которых 480 инвалидов, в том числе с:
нарушениями слуха и речи - 104 человека;
соматическими нарушениями - 95 человек;
нарушениями опорно-двигательного аппарата - 83 человека;
нарушениями зрения - 53 человека;
расстройствами аутистического спектра - 1 человек.
Общее число обучающихся в профессиональных образовательных организациях в 2016/2017 учебном году составляет 905 инвалидов, из которых 379 человек обучаются по 84 программам подготовки специалистов среднего звена в 53 профессиональных образовательных организациях (интегрированная форма обучения) и 526 человек из числа выпускников школ - по 14 программам в 15 профессиональных образовательных организациях.
Основными программами, по которым проводится обучение, являются:
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (пекарь, кондитер, штукатур, маляр и т.д.);
программы профессионального обучения (мастер отделочных работ, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, портной, сборщик обуви, оператор швейного оборудования и т.д.).
Общее число выпускников, имеющих инвалидность, составляет 1235 человек, из которых 1013 человек - выпускники общеобразовательных организаций, планирующие продолжить обучение в организациях профессионального и высшего образования.
Из 166 выпускников профессиональных образовательных организаций, имеющих инвалидность, 30 человек трудоустроились; 36 человек планируют продолжить обучение, 130 человек - трудоустроиться через центры занятости населения (42 человека) или самостоятельно (58 человек).
Из 56 выпускников высшего образования, имеющих инвалидность, 19 человек планируют продолжить обучение в магистратуре, 31 человек планирует трудоустроиться через центры занятости населения (3 человека) или самостоятельно (28 человек).
При этом необходимо отметить, что при работе с учащимися с особыми потребностями подбор предпочитаемой профессии осуществляется исходя из Методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 515 (далее - Методические рекомендации), в соответствии с пунктом 4 Комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1921-р. Методические рекомендации разработаны по результатам анализа и экспертной оценки международных и российских нормативных правовых, организационных и методических документов, а также российского и зарубежного опыта в сфере трудовой и профессиональной деятельности инвалидов, могут быть основой подбора видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидам специалистами учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, образования, службы занятости, а также общественных организаций инвалидов, осуществляющих профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству инвалидов, рационального трудоустройства инвалидов, и содержат перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности и перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности содержит 448 профессий и должностей, из них 207 профессий и 241 должность носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом рациональное трудоустройство инвалидов в других профессиях и должностях).
В настоящее время по инициативе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Ассоциацией Кадрового Менеджмента - некоммерческим объединением предприятий Республики Татарстан, работающих в сфере подбора персонала, реализуется профессионально-реабилитационный проект по трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья и проводится работа с выпускниками организаций профессионального образования в целях их трудоустройства по специальности.
Указом Президента Республики Татарстан от 31 декабря 2010 года N УП-908 создан Совет по делам инвалидов при Президенте Республики Татарстан, который призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов и организаций при реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
В республике реализуется подпрограмма "Доступная среда" на 2014-2017 годы государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023. При реализации ее программных мероприятий обеспечивается комплексный подход с учетом потребностей инвалидов, имеющих различные нарушения (опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха). В рамках указанной подпрограммы проведены работы по адаптации и созданию доступной среды в 32 профессиональных образовательных организациях и 3 общежитиях для обучающихся.
Вопросы эффективной организации профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшего трудоустройства являются актуальными, в этой связи представляется необходимым принятие мер, в том числе по:
обеспечению реализации в Республике Татарстан Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р;
развитию практики целевого приема и целевого обучения (с прохождением во время обучения производственной практики у потенциального работодателя на основе соглашений, гарантирующих трудоустройство) в целях дальнейшего трудоустройства в различных отраслях экономики Республики Татарстан обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;
принятию мер для обеспечения распространения информации о примерах фактической и успешной трудовой интеграции инвалидов.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н прогнозируемый результат мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, следующий:
осуществление профессиональной ориентации;
создание необходимых условий по организации обучения; получение профессии (специальности), в том числе новой, повышение квалификации, повышение уровня профессионального образования;
подбор подходящего рабочего места;
оснащение (оборудование) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом имеющихся у него нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности;
создание необходимых условий для трудовой деятельности инвалида;
достижение производственной адаптации.
Перед государством стоит задача обеспечить создание условий для трудоустройства к 2020 году не менее половины лиц трудоспособного возраста с инвалидностью. Эта норма закреплена государственной программой "Доступная среда" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р.
Федеральным центром перед всеми субъектами Российской Федерации поставлена задача обеспечения доступности услуг в сфере занятости для инвалидов.
Задача текущего года - достичь уровня занятости работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, проживающих в республике, равного 37 процентам.
В рамках Государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан установлен индикатор оценки качества жизни населения "Доля трудоустроенных инвалидов в численности инвалидов, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы". Значение данного индикатора на 2017 год составляет 54 процента.
В целом по республике имеется тенденция к снижению количества инвалидов, в том числе и инвалидов трудоспособного возраста. Так, в Республике Татарстан на 1 декабря 2016 года проживали 94,8 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из которых работали 29,3 тыс. человек (31 процент), не были заняты 65,5 тыс. человек (69 процентов).
На начало августа 2017 года в республике проживают 82,9 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них работают 24,9 тыс. человек (30 процентов), не работают 58 тыс. человек (70 процентов).
Инвалиды в составе зарегистрированных безработных составляют более 10 процентов, поэтому трудоустройство инвалидов - одна из задач службы занятости населения. Услуги по содействию инвалидам в поиске подходящей работы центрами занятости населения оказываются в соответствии с трудовыми рекомендациями, разработанными специалистами медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации, в рамках действующего законодательства. Вместе с тем некоторые инвалиды трудоспособного возраста не способны в связи с ограничениями жизнедеятельности самостоятельно решать задачи по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах. Эта категория граждан нуждается в индивидуальной помощи.
В республике ведется систематическая работа по вовлечению инвалидов в трудовую деятельность. Разработана "дорожная карта" по трудоустройству инвалидов. "Дорожная карта" доведена до муниципальных образований республики. В ежемесячном формате рассматривается ее исполнение на уровне заместителя Премьер-министра Республики Татарстан в режиме видеоконференцсвязи с муниципальными образованиями республики. До органов исполнительной власти Республики Татарстан также доведены показатели по численности работающих в них, а также в подведомственных учреждениях инвалидов.
Во всех центрах занятости населения республики сформирован персонифицированный учет нуждающихся в трудоустройстве инвалидов. На каждого опрошенного инвалида, выразившего желание трудоустроиться, заведен "паспорт". С данными гражданами ведется индивидуальная работа по трудоустройству.
В рамках решения данной задачи нуждаются в создании условий для функционирования эффективной системы содействия в трудоустройстве инвалиды молодого возраста (в возрасте от 18 до 44 лет согласно классификации Всемирной организации здравоохранения), имеющие по заключению государственных учреждений медико-социальной экспертизы рекомендации к трудовой деятельности в индивидуальной программе реабилитации (абилитации).
За 2016 год в органы службы занятости республики обратились за содействием в трудоустройстве 3862 инвалида, из которых 1615 человек в возрасте от 18 до 44 лет; трудоустроены 1546 инвалидов, в том числе 705 инвалидов молодого возраста. На 1 января 2017 года на учете в центрах занятости населения состояли 1638 инвалидов, из них 587 инвалидов молодого возраста, в том числе:
не имеющих общего образования - 2 человека;
имеющих общее образование - 83 человека;
имеющих среднее профессиональное образование - 237 человек;
имеющих высшее образование - 114 человек.
За 7 месяцев 2017 года обратились в центры занятости населения республики 2250 инвалидов, из них 979 инвалидов молодого возраста; трудоустроены 1140 инвалидов, в том числе 499 инвалидов молодого возраста. На 1 августа 2017 года на учете в центрах занятости населения состояли 1367 инвалидов, из них 501 инвалид молодого возраста, в том числе:
не имеющих общего образования - 3 человека:
имеющих общее образование - 72 человека;
имеющих среднее образование - 101 человек;
имеющих среднее профессиональное образование - 201 человек;
имеющих высшее образование - 124 человека.
В решении вопросов трудоустройства незанятых инвалидов Республика Татарстан использует весь потенциал, предоставленный Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":
трудоустройство на временные и общественные работы (трудоустроены 640 инвалидов);
поддержка предпринимательских инициатив безработных инвалидов (оказание финансовой помощи). Сумма единовременной финансовой помощи, предоставляемой безработным гражданам при соответствующей государственной регистрации, составляет 117,6 тыс. рублей - размер 24-кратной максимальной величины пособия по безработице (18 инвалидов организовали предпринимательскую деятельность);
оборудование (оснащение) работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусматривающее компенсацию затрат работодателя по оборудованию рабочего места. В 2017 году на эти цели из бюджета Республики Татарстан выделены 7,3 млн. рублей, это позволит создать 100 рабочих мест (за оборудование (оснащение) одного рабочего места для трудоустройства инвалида работодателю компенсируются затраты в размере 72,69 тыс. рублей) (созданы 43 рабочих места);
предоставление субсидии на сохранение рабочих мест инвалидов на предприятиях, образованных общественными объединениями инвалидов (ежегодно выделяются средства из бюджета Республики Татарстан в объеме 20,5 млн. рублей, что позволяет поддержать занятость около 500 инвалидов);
частичная компенсация расходов по созданию специальных рабочих мест для инвалидов в рамках квоты (ежегодно выделяются средства из бюджета Республики Татарстан по 1,1 млн. рублей на 15 рабочих мест).
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" ежегодно квота устанавливается порядка 300 предприятиям в количестве от 600 до 1000 рабочих мест.
Меры содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста позволят:
оперативно принимать решения по различным направлениям деятельности сферы образования и занятости инвалидов, в том числе связанные с приведением объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров в соответствие с потребностями рынка труда;
работодателям осуществлять поиск сотрудников среди инвалидов с требуемой специальностью, квалификацией и дополнительными знаниями;
студентам и выпускникам с инвалидностью и другим лицам с ограниченными возможностями здоровья найти работу, соответствующую их знаниям, устремлениям и карьерным амбициям.
В целях ускорения профессиональной адаптации принимаемых работников из числа инвалидов и обеспечения стабильной занятости предусматривается организация сопровождаемого содействия при трудоустройстве.
План мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве приведен в приложении N 1 к Подпрограмме занятости (прилагается).
Во исполнение пункта 12 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р, а также с целью решения задач по содействию занятости инвалидов и организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов в приложении N 2 к Подпрограмме занятости предусмотрена реализация мероприятий, финансируемых ежегодно из бюджета Республики Татарстан в размере 32,1 млн. рублей.
Дополнительные меры социальной защиты инвалидов позволят:
повысить конкурентоспособность указанной категории граждан на рынке труда;
расширить возможности трудоустройства и обеспечить востребованность незанятых инвалидов, особенно молодых инвалидов и инвалидов, прошедших реабилитацию после установления инвалидности;
стимулировать работодателей к созданию (оборудованию) рабочих мест для инвалидов;
создать рабочие места для незанятых инвалидов;
повысить уровень благосостояния незанятых инвалидов.
Реализация мероприятий по содействию занятости инвалидов осуществляется на основе взаимодействия между органами службы занятости населения Республики Татарстан, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, органами управления образованием, органами местного самоуправления и работодателями.";
раздел II Подпрограммы занятости изложить в следующей редакции:
"II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы занятости, ее цели, задачи и сроки реализации
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" основными приоритетами государственной политики в сфере занятости являются:
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, в частности, путем создания специальных рабочих мест для инвалидов, организации сопровождаемого содействия занятости инвалидов;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;
осуществление мер по содействию внутренней трудовой миграции.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформирована Подпрограмма занятости, целью которой является обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения.
2. Повышение эффективности содействия трудоустройству граждан, ищущих работу.
3. Содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест.
4. Наиболее полное удовлетворение потребности работодателей в комплектации кадрами.
5. Реализация мер социальной поддержки безработных граждан.
6. Содействие занятости инвалидов. Организация сопровождаемого содействия занятости инвалидов.
В рамках реализации первой задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
информирование о положении на рынке труда, в том числе о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, востребованности услуг с учетом уровня профессиональной квалификации, подготовки, переподготовки, а также о вовлечении граждан в процесс производства, межтерриториального и межотраслевого перераспределения рабочей силы и использования иностранных работников, информационное сопровождение мероприятий, реализуемых органами и учреждениями государственной службы занятости населения, через средства массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", радио- и телевещание, периодические издания (далее - Информирование о положении на рынке труда);
подготовка и издание (тиражирование) информационно-справочных материалов, сборников нормативных документов по вопросам занятости, трудовых отношений;
организация специализированных консультационных пунктов на предприятиях (в организациях), в которых планируется сокращение численности или штата работников предприятия (организации) либо ликвидация предприятия (организации);
оказание государственных услуг в сфере занятости населения с использованием мобильных офисов центров занятости населения;
организация исследования социально-экономического и правового положения, уровня материального положения и правовой защищенности граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов военной службы в современных условиях;
исследование и анализ рынка трудовых ресурсов республики с целью перспективного прогнозирования состояния рынка труда республики и др.
В рамках реализации второй задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
организация проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, безработных граждан из числа выпускников общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с оказанием материальной поддержки;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, в том числе учащихся образовательных организаций;
оказание государственной услуги по социальной адаптации на рынке труда и психологическая поддержка безработных граждан, оказание комплексной услуги по социальной адаптации и сопровождению при трудоустройстве;
организация предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан в целях повышения конкурентоспособности, дальнейшего трудоустройства, самозанятости и предпринимательства, а также профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, зарегистрированных в целях повышения конкурентоспособности и дальнейшего трудоустройства, в том числе отслуживших срочную службу в армии, уволенных с военной службы и членов их семей, ориентированных на самозанятость, предпринимательство и малый бизнес, лиц призывного возраста по военно-учетным специальностям, а также граждан, зарегистрированных с целью поиска подходящей работы.
В рамках реализации третьей задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание организационно-консультационных услуг, оказание гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
компенсация расходов работодателей по оплате труда временно трудоустроенных по направлению центров занятости населения незанятых граждан из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и трудоустроенных (в том числе на резервируемые рабочие места) лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В рамках реализации четвертой задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
организация опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
профессиональная подготовка участников молодежных и студенческих трудовых отрядов по профессиям рабочих;
реализация проекта "Интернет-Долголетие" по обучению основам компьютерной грамотности граждан из числа пенсионеров, лиц предпенсионного и пожилого возраста, проживающих в Республике Татарстан.
В рамках реализации пятой задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
обеспечение социальной поддержки безработных граждан путем своевременной выплаты пособий по безработице и оказания материальной помощи;
осуществление выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (в части выплаты стипендии в период профессионального обучения и дополнительного образования по направлению органов службы занятости и материальной помощи в период профессионального обучения и дополнительного образования по направлению органов службы) (далее - Осуществление выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в части выплаты стипендии);
возмещение затрат Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан по выплате досрочно оформленных пенсий лицам из числа безработных граждан.
В рамках реализации шестой задачи предусмотрены следующие основные мероприятия:
компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов в рамках квоты;
предоставление субсидий на сохранение рабочих мест инвалидов на предприятиях, образованных общественными объединениями инвалидов;
организация содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на созданные (оснащенные) для них рабочие места;
содействие самозанятости безработных инвалидов, включая оказание организационно-консультационных услуг, оказание гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации предпринимательской деятельности, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержки незанятых инвалидов и другие.
По итогам реализации Подпрограммы занятости ожидается достижение к концу 2020 года следующих результатов:
недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 1 процента;
обеспечение уровня занятости населения не менее 65 процентов;
снижение средней продолжительности безработицы к концу 2020 года до 5 месяцев;
обеспечение повышения профессионального уровня не менее 12 процентов численности зарегистрированных безработных граждан;
организация профессиональной ориентации не менее 60 процентов к численности граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы;
обеспечение занятости на общественных и временных работах не менее 45 процентов среднегодовой численности зарегистрированных безработных граждан;
обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время не менее 15 процентов от числа граждан данного возраста, проживающих в республике;
создание в период действия Подпрограммы занятости 1,5 тыс. специализированных рабочих мест для незанятых инвалидов, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства - не менее 0,3 процента при уровне напряженности на рынке труда меньше 1 (0,5 процента - при уровне напряженности больше или равным 1) от численности зарегистрированных безработных граждан;
привлечение не менее 4,5 тыс. безработных граждан в сферу малого предпринимательства;
информирование о положении на рынке труда не менее 90 процентов численности экономически активного населения Республики Татарстан;
содействие в обеспечении занятости более 700 тыс. граждан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной специальности, направлению подготовки, в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной профессии, специальности в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной специальности, направлению подготовки в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по полученной профессии, специальности в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих в течение 3 месяцев после обучения, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих, служащих, после прохождения программ дополнительного профессионального образования в течение 3 месяцев после обучения, - не менее 15 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих в течение 6 месяцев после обучения, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных после получения профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих, служащих, после прохождения программ дополнительного профессионального образования в течение 6 месяцев после обучения, - не менее 30 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования/среднего профессионального образования, - не менее 50 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан;
обеспечение доли инвалидов молодого возраста, трудоустроенных по прошествии 6 месяцев и более после получения обучения по программам подготовки, переподготовки рабочих, служащих/повышения квалификации рабочих, служащих, программам дополнительного профессионального образования, - не менее 50 процентов общей численности инвалидов молодого возраста, зарегистрированных в Республике Татарстан.
Сроки реализации Подпрограммы занятости: 2014-2020 годы.
Подпрограмма занятости будет реализована в один этап, что обеспечит непрерывность и преемственность предусмотренных мероприятий.
Подробное описание прогнозируемых значений индикаторов в разрезе целей, задач и мероприятий Подпрограммы занятости приведены в приложении к ней.";
приложение N 1 к Подпрограмме занятости изложить в новой редакции (прилагается);
в приложении N 2 к Подпрограмме занятости:
строку "Наименование цели: "Обеспечение реализации государственной политики занятости населения, развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан" изложить в следующей редакции:
"Обеспечение занятости населения, в том числе путем вовлечения инвалидов в трудовую деятельность, и развитие кадрового потенциала для экономики Республики Татарстан";
строки 1.10 и 4.6.5 изложить в следующей редакции:
"1.10. Административные расходы на осуществление ГКУ ЦЗН полномочий в области содействия занятости населения, в том числе выплаты стимулирующего характера |
МТЗиСЗ РТ, ГКУ ЦЗН |
2014- 2020 гг. |
реализация полномочий ГКУ ЦЗН в области содействия занятости населения, выполнение нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
бюджет Республики Татарстан |
300500,47 |
315984,14 |
339981,1 |
344147,6 |
356891,2 |
369139,6 |
326596"; |
доля выплат стимулирующего характера (доплат за качество выполненных работ) распределенных в соответствии с утвержденными критериями оценки эффективности деятельности работников ГКУ ЦЗН, к общему объему стимулирующих выплат, процентов |
- |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
"4.6.5. Организация предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан в целях повышения конкурентоспособности, дальнейшего трудоустройства, самозанятости и предпринимательства, а также профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, в том числе незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости, и иных категорий пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность, граждан, высвобождаемых в процессе реализации мероприятий по оптимизации численности и штата работников |
МТЗиСЗ РТ, ГКУ ЦЗН |
2017- 2020 гг. |
отношение численности безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, к численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан, процентов |
- |
- |
- |
- |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
доля трудоустроенных граждан, высвобожденных в процессе реализации мероприятий по оптимизации численности и штата работников после завершения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, процентов |
- |
- |
- |
- |
78 |
80 |
85 |
85" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 8 сентября 2017 г. N 640 "О внесении изменений в государственную программу "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 14 сентября 2017 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 70, 22 сентября 2017 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2023 г. N 1220 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.