Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 июня 2017 г. N 3а-390/2017
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Э.В. Кириллова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рамиля Минуровича Нуртдинова к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением на территории Республики Татарстан" в части,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет) от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением на территории Республики Татарстан" установлены и введены в действие с 1 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением на территории Республики Татарстан согласно приложениям к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 октября 2016 года за N 3528, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 октября 2016 года.
В строке 3 пункта 1 приложения N 3 к указанному постановлению для потребителей в Республике Татарстан приведен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения и иное оборудование: с количеством этажей в 1-5 - в размере 1,718 кВт/ч в месяц на квадратный метр, 6-9 - в размере 1,342 кВт/ч в месяц на квадратный метр, 10 и более - в размере 1,277 кВт/ч в месяц на квадратный метр.
В строке 2 пункта 2 этого же приложения приведен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения, силовое оборудование лифтов и иное оборудование: с количеством этажей в 1-5 - в размере 1,718 кВт/ч в месяц на квадратный метр, 6-9 - в размере 2,328 кВт/ч в месяц на квадратный метр, 10 и более - в размере 2,073 кВт/ч в месяц на квадратный метр.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 5 мая 2017 года N 6-53/тп внесены изменения в постановление Госкомитета от 7 октября 2016 года N 6-79/тп, приложение N 3 изложено в новой редакции. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные приложением N 3 к постановлению Госкомитета от 7 октября 2016 года, распространены на правоотношения, возникшие с 1 июня 2017 года.
Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 5 мая 2017 года N 6-53/тп зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 мая 2017 года за N 3926, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 мая 2017 года.
Р.М. Нуртдинов обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (приложения N 3), утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп.
Нарушение прав названным нормативным актом административный истец мотивирует тем, что является собственником квартиры, расположенной в девятиэтажном многоквартирном доме, оборудованном лифтом и не оборудованном электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения, силовое оборудование лифтов и иное оборудование, по адресу: город Казань, ул. 2-ая Юго-Западная, д. 35 кв. 5, а также квартиры в пятиэтажном многоквартирном доме, не оборудованном лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения и иное оборудование, по адресу: город Казань, ул. Волгоградская, д. 43 кв. 38.
По мнению административного истца, оспариваемое им приложение к указанному постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2006 года N 491.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491
Административный истец полагает, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды неправомерно рассчитаны Госкомитетом исходя из площади мест общего пользования без учета площади чердаков и подвалов многоквартирных жилых домов.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 июня 2017 года прекращено производство по настоящему административному делу об оспаривании Р.М. Нуртдиновым нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населением на территории Республики Татарстан: для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: освещение, нормативные технологические потери; освещение, нормативные технологические потери и иное оборудование; для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: освещение, нормативные технологические потери, силовое оборудование лифтов и иное оборудование; для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, - в отопительный период и вне отопительного периода.
В судебном заседании Р.М. Нуртдинов и его представитель М.А. Пугачева административное исковое заявление поддержали.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Б.И. Валиуллин административный иск не признал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" С.Т. Царькова с административным исковым заявлением не согласилась.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Заречье" надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.26 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
В соответствии с пунктами 10, 13 Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, нормативы потребления устанавливаются в отношении каждого вида коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно Приложению N 1 к Правилам.
При этом расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. При получении уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, установленные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг подлежат изменению (пункт 22, подпункт "в" пункта 16 Правил).
Таким образом, Правила в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, закрепляли приоритет метода аналогов, предусматривающего определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объеме потребления коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями, перед расчетным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснована наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 22 Правил.
В ходе рассмотрения данного дела было установлено, что при расчете оспариваемых нормативов Госкомитетом использован расчетный метод, о чем в соответствии с пунктом 23 Правил указано в постановлении Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп (пункт 3).
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о невозможности осуществления сбора данных приборного учета потребления коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки, с соблюдением установленной в разделе V Правил процедуры, поскольку Госкомитетом при рассмотрении данного дела не представлено доказательств отсутствия объективной возможности получения требуемых сведений в течение 2015 года.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что, с целью приведения нормативов в соответствие с требованиями законодательства, а также для обеспечения достоверного выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг, Госкомитетом была создана рабочая группа по вопросу пересмотра нормативов с участием представителей Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственного бюджетного учреждения "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан", Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Исполнительных комитетов муниципальных образований города Казани и города Набережные Челны, открытых акционерных обществ "Сетевая компания" и "Татэнерго".
По результатам совещаний указанной рабочей группы, анализа предоставленных представителями перечисленных организаций сведений, необходимых для использования метода аналогов, Госкомитетом принято решение об использовании расчетного метода при установлении нормативов потребления.
Вместе с этим суд отмечает, что административным ответчиком не представлено достаточных доказательств принятия исчерпывающих мер для получения информации, обеспечивающей представительность выборки по Республике Татарстан для проведения необходимых измерений. Так, например, Госкомитет ограничился истребованием сведений по объему потребления коммунального ресурса только в двух крупных городах Республики Татарстан, без исследований аналогичных данных из 43 муниципальных районов данного субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Р.М. Нуртдиновым нормативы, действующие с 1 ноября 2016 года до 1 июня 2017 года, установлены с нарушением положений подпункта "в" пункта 16, пунктов 21 и 22 Правил о необходимости использования метода аналогов в качестве приоритетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных и жилых домов, предусмотренными Приложением N 2 к Правилам.
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления такой коммунальной услуги, как электроснабжение, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (Таблица 10 Приложения N 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: оборудование лифтами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (в отопительный период и вне его).
Пункт 37 Приложения N 1 к Правилам предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе такой группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены.
Такой показатель, как этажность многоквартирного дома, не может быть критерием дифференциации многоквартирных жилых домов для целей определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, поскольку не соответствует приведенным положениям пункта 37 Приложения N 1 к Правилам. Для конкретного многоквартирного дома величина этого норматива зависит от общей площади расположенных на всех этажах помещений мест общего пользования.
Установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства граждан в жилищной сфере и не обусловлено объективными различиями в технических характеристиках таких домов, наличием либо отсутствием отдельных видов энергопотребляющего инженерного оборудования.
Суд полагает обоснованными доводы административного истца и его представителя о несоответствии оспариваемых положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2006 года N 491, определившим в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, куда входят чердаки и подвалы. Исключение при подсчете данных объектов из состава общего имущества многоквартирного дома повлекло уменьшение площади мест общего пользования и как следствие привело к увеличению размера норматива потребления.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом нормы приняты без учета приведенных положений пунктов 11, 21 и 22 Правил, а также пункта 37 Приложения N 1 к Правилам, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2006 года N 491, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что в связи с признанием постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп не действующим в части наступит недостаточная правовая урегулированность административных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, руководствуясь частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на Госкомитет как орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Рамиля Минуровича Нуртдинова удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением на территории Республики Татарстан" в части установления норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения и иное оборудование (строка 3 пункта 1 приложения N 3); норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения, силовое оборудование лифтов и иное оборудование (строка 2 пункта 2 приложения N 3).
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам принять новый нормативный правовой акт об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды населения на территории Республики Татарстан для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения и иное оборудование; для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома освещение, нормативные технологические потери, насосное оборудование горячего и холодного водоснабжения, силовое оборудование лифтов и иное оборудование на период с 1 ноября 2016 года до 1 июня 2017 года.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 14 июня 2017 г. N 3а-390/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 января 2018 г.