Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 ноября 2017 г. N 924
"Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан"
В целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан.
2. Установить, что органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на организацию и осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан, является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Порядок
организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 30 ноября 2017 г. N 924)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" и регламентирует организацию и осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан (далее - надзор и контроль).
2. Все понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе N 294-ФЗ.
3. Целью надзора и контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - работодатели) требований, установленных законодательством в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
4. Надзор и контроль осуществляются Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган).
II. Требования к организации и осуществлению надзора и контроля
5. Объектами надзора и контроля являются работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан, среднесписочная численность работников которых составляет не менее 35 человек и которым установлена квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан.
6. Предметом надзора и контроля является соблюдение работодателями требований, установленных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан по исполнению обязанности по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также выполнение предписаний должностного лица уполномоченного органа, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
7. Результатом осуществления надзора и контроля является выявление наличия или отсутствия нарушений работодателем законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
8. Надзор и контроль осуществляются посредством:
организации и проведения плановых (документарных и (или) выездных) и внеплановых (документарных и (или) выездных) проверок работодателей;
организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных законодательством в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с работодателями;
принятия предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализа и прогнозирования состояния исполнения работодателями требований, установленных законодательством в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
9. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его заместителя (министра или заместителя министра) о проведении проверки работодателя.
10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) мотивированное представление должностного лица уполномоченного органа по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе работодателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан;
причинение вреда жизни и здоровью граждан;
3) приказ (распоряжение) уполномоченного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
11. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана, разрабатываемого и утверждаемого уполномоченным органом с учетом Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
12. Срок проведения проверки (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.
13. В отношении малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов.
14. В случае необходимости при проведении плановой выездной проверки в отношении работодателей, являющихся субъектами малого предпринимательства, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем уполномоченного органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия должностных лиц уполномоченного органа на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
15. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных исследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц уполномоченного органа, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов.
16. Плановые проверки работодателя проводятся не чаще одного раза в три года.
17. По результатам проверки должностными лицами уполномоченного органа, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
18. В случае выявления при проведении проверки нарушений работодателем требований, установленных законодательством в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, должностные лица уполномоченного органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
составить протокол об административном правонарушении;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан.
19. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность работодателя в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, уполномоченный орган обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения такого вреда или прекращению его причинения в установленном законодательством Российской Федерации порядке и довести до сведения граждан, а также работодателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
20. Уполномоченный орган ежегодно осуществляет подготовку доклада об осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов и представление указанного доклада в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)".
21. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении надзора и контроля устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым уполномоченным органом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1192 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан".
III. Права и обязанности должностных лиц, организующих и осуществляющих надзор и контроль
22. Должностные лица уполномоченного органа при организации и осуществлении надзора и контроля обладают полномочиями и исполняют обязанности, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанным федеральным законом.
23. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять текущий контроль за исполнением надзора и контроля, порядок и периодичность осуществления данного контроля устанавливаются актами уполномоченного органа. Полномочия работников уполномоченного органа на осуществление текущего контроля определяются в положениях о структурных подразделениях уполномоченного органа и должностных регламентах.
24. Должностные лица, уполномоченные на осуществление надзора и контроля при проведении проверки, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, права и законные интересы работодателя, в отношении которого проводится проверка;
проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя уполномоченного органа или его заместителя (министра или заместителя министра) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку проводить только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя уполномоченного органа или его заместителя (министра или заместителя министра), а в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, - копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя работодателя с результатами проверки, в том числе с актом проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя работодателя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан, в том числе работодателей;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ;
не требовать от работодателя документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя работодателя ознакомить их с положениями административного регламента;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у работодателя.
25. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, при проведении проверки имеют право:
при проведении выездной проверки посещать руководителя работодателя при предъявлении ему служебного удостоверения и вручать копию приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его заместителя (министра или заместителя министра) о проведении проверки;
привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организацией, в отношении которой проводится проверка;
запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
запрашивать у работодателя после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия, получать при проведении выездной проверки от работодателя документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
IV. Ответственность уполномоченного органа, его должностных лиц при проведении проверки
26. Уполномоченный орган и его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответствующих функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
27. Уполномоченный орган осуществляет контроль за исполнением его должностными лицами служебных обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводит соответствующие служебные расследования и принимает согласно законодательствам Российской Федерации и Республики Татарстан меры в отношении таких должностных лиц.
28. О мерах, принятых в отношении должностных лиц уполномоченного органа, виновных в нарушении законодательства, в течение 10 дней со дня принятия таких мер уполномоченный орган обязан сообщить в письменной форме работодателям, права и (или) законные интересы которых нарушены.
29. Действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, повлекшие за собой нарушение прав работодателей при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2017 г. N 924 "Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на территории Республики Татарстан"
Настоящее постановление вступает в силу с 16 декабря 2017 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 5 декабря 2017 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 92, 12 декабря 2017 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 сентября 2021 г. N 910 настоящий документ признан утратившим силу с 28 сентября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 сентября 2020 г. N 856
Изменения вступают в силу с 23 сентября 2020 г.