Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Альметьевского муниципального района на 2018-2028 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ от 16 июля 2018 г. N 988)
Паспорт муниципальной программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Альметьевского муниципального района на 2018-2028 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Альметьевского муниципального района на 2018-2028 годы" |
Основание для разработки программы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов"; - Градостроительный кодекс Российской Федерации; - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2012 года N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан"; - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2017 года N 1004 "О реализации мер по повышению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, сокращению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий"; - Устав Альметьевского муниципального района |
Заказчик программы |
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района (Республика Татарстан, 423450, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 39) |
Разработчик программы |
Управление строительства, связи, транспорта и дорожного хозяйства исполнительного комитета Альметьевского муниципального района (Республика Татарстан, 423450, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 39) |
Цели и задачи программы |
Целью программы является обеспечение следующих условий: - безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на территории Альметьевского муниципального района; - доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования муниципального образования; - развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории муниципального образования; - развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью муниципального образования; - условия для управления транспортным спросом; - создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения; - создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам; - условия для пешеходного и велосипедного движения; - эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы к 2028 году |
Важнейшими показателями и индикаторами программы являются: - уменьшение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям до 25%; - уменьшение доли населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром до 0,5%; - снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах местного значения сельских поселений до 0 |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 2018-2028 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования по программе составляет 7003,84 млн. рублей, в том числе: - 112,5 млн. рублей из средств Федерального бюджета; - 2538,5 млн. рублей из средств бюджета Республики Татарстан; - 441,3 млн. рублей из средств бюджета муниципального образования; - 3911,54 млн. рублей из внебюджетных источников. Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей местного бюджета |
I. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры
1.1. Анализ положения Альметьевского муниципального района в структуре пространственной организации Республики Татарстан
Альметьевский муниципальный район - один их крупнейших социально-культурных и экономически значимых регионов Республики Татарстан.
Территория района расположена на юго-востоке Бугульминско-Белебеевской возвышенности и представляет собой слабохолмистое возвышенное плато с абсолютными высотами 200-328 м. По территории района протекают реки Кичуй и Степной Зай с их притоками. Имеются запасы нефти, газа, известняков, доломитов. Распространены серые и темно-серые слабоподзолистые и типичные черноземы. По всей территории района ведется нефтедобыча.
Территория района составляет 2542,93 км2, граничит на севере с Сармановским, Заинским и Нижнекамским районами, на западе - с Новошешминским и Черемшанским, на юге - с Лениногорским и Бугульминским, на востоке - с Азнакаевским районами.
Территория основана в XVIII веке, до 1952 года - село Альметьево, затем - р.п. Альметьевск. В 1953 году в связи с открытием и разработкой нефтяных месторождений село Альметьево было преобразовано в город Альметьевск.
Важные конкурентные преимущества района:
- относительная равноудаленность от основных городов юго-восточной агломерации;
- прохождение по территории района федеральной трассы "Казань - Оренбург";
- наличие в зоне часовой транспортной досягаемости аэропортов Бугульмы и Бегишево, Бугульминского железнодорожного вокзала и железнодорожной станции "Альметьевская";
- высокий уровень промышленного производства, связанный с нефтегазодобывающей отраслью муниципального района (порядка 30% от общереспубликанского показателя);
- присутствие в экономике района предприятий обрабатывающей отрасли с общим объемом около 12 млрд. руб. в год;
- наличие крупного промышленного предприятия группы компаний "Татнефть", являющегося основным потребителем промышленных товаров на внутреннем корпоративном рынке;
- наибольшее количество населенных пунктов, находящихся на территории одного муниципального района в Республике Татарстан (99 населенных пунктов);
- наличие черноземных почв на значительных площадях района;
- развитая инфраструктура медицинского обслуживания и спортивно-оздоровительных учреждений (медсанчасть ПАО "Татнефть", онкологический центр и другие объекты);
- город Альметьевск является наиболее крупным по численности городом на территории юго-восточной агломерации.
Слабые стороны Альметьевского муниципального района:
- сырьевая моноориентированная экономика;
- низкий уровень предпринимательских инициатив населения;
- дефицит высокопрофессиональных трудовых ресурсов;
- отток молодежи в более крупные города;
- высокая антропогенная нагрузка на окружающую среду, связанная с деятельностью нефтегазодобывающей отрасли;
- недостаточный уровень внутреннего спроса на рынке товаров конечного потребителя, связанный с относительно невысокой численностью населения.
1.2. Социально-экономическая характеристика и характеристика градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района
Численность жителей Альметьевского муниципального района по состоянию на 1 января 2018 г. составила 207070 человек, из них проживают в городе Альметьевск 155988 человек, в районе - 51119 человек. Численность работающего населения - 105800 человек, численность студентов - 9332 человек, численность школьников - 24062 человек.
В рейтинге социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан район занимает 2 место.
Основную долю в общей структуре экономики района составляет нефтедобывающая промышленность, представленная подразделениями компании "Татнефть", сервисными предприятиями "ТаграС-Холдинг", машиностроительным комплексом.
Стабильность экономики Альметьевского муниципального района обеспечивают крупные производственные предприятия: АО "Альметьевский трубный завод" (производство стальных труб), ОАО "Алнас" (производство погружных установок электрических центробежных насосов), ООО "Баулюкс" (производство сухих строительных смесей), АО "Альметьевский завод "Радиоприбор" (предприятие оборонного комплекса России, производство радио-электротехнической продукции) и другие.
Сектор малого и среднего предпринимательства района формируют 6535 субъектов предпринимательства, основными видами деятельности которых являются оптовая и розничная торговля, обрабатывающее производство, строительство, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство.
1.3. Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта
Альметьевск является крупным транспортным узлом в юго-восточном промышленном районе Республики Татарстан. Внешние связи города осуществляются железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом через аэропорты "Бугульма", расположенный в 50 км от города Альметьевска в Бугульминском районе, и "Бегишево" в Нижнекамском районе.
Железнодорожный транспорт в Альметьевском муниципальном районе представлен:
- Куйбышевской железной дорогой - филиалом ОАО "Российские железные дороги" протяженностью железнодорожных путей по территории района 36 км, на которых расположено 6 железнодорожных переездов и железнодорожная станция Альметьевская (в 16 км от города);
- промышленными железными дорогами ООО "Промтранс-А" общей протяженностью 71 км, на которых расположено 10 железнодорожных переездов.
Система общественного транспорта Альметьевского муниципального района представлена тремя видами транспорта: троллейбусным, автобусным (городские и пригородные муниципальные маршруты, межмуниципальные маршруты, межрегиональные маршруты), легковым такси.
Единая муниципальная маршрутная сеть района состоит из 26 маршрутов: 7 городских автобусных маршрутов, 5 троллейбусных маршрутов и 14 пригородных автобусных маршрутов.
За 12 месяцев 2017 года транспортными предприятиями перевезено 10,5 млн. человек (93% к уровню прошлого года).
В структуре общего объема перевозок преобладает автомобильный транспорт, доля которого составляет 53%, на долю электрического транспорта приходится 47%.
В целях повышения качества транспортных услуг и доставки жителей микрорайонов "Дружба" и "Яшьлек" на улицу Ленина в 2017 году были введены новые автобусные маршруты N 9А и 9Б.
В связи с многочисленными обращениями граждан внесены изменения в схему автобусного маршрута N 4 с охватом улицы Бигаш.
Проведена работа по оснащению информационными табло 15 остановок общественного транспорта по улице Ленина, которые в режиме реального времени информируют пассажиров о времени прибытия общественного транспорта.
Согласно муниципальному заказу ежедневный выход автобусов на городских автобусных маршрутах составляет 29 единиц, троллейбусов - 28 единиц, автобусов на пригородных маршрутах 21 единиц.
Регулярным автобусным сообщением охвачено 90 населенных пунктов (91%).
Автовокзал, расположенный по адресу: улица Герцена, 1А, имеет площадь территории - 4942 кв. м, площадь здания - 456,8 кв. м. Пассажиропоток составляет 1560 человек в день.
1.4. Характеристика сети автомобильных дорог Альметьевского муниципального района
Общая протяженность дорожной сети Альметьевского муниципального района составляет 2148,2 км, в том числе:
- федерального значения - 91,8 км;
- регионального значения - 691,8 км;
- местного значения - 960,6 км;
- ведомственных промысловых дорог - 404 км.
Табл. N 1
Муниципальная дорожная сеть Альметьевского муниципального района
|
Всего: км |
Протяженность, км |
|||
ц/б |
а/б |
щебень |
грунт |
||
Муниципальная дорожная сеть, в том числе: |
960,62 |
|
517,591 |
297,183 |
145,848 |
- улично-дорожная сеть поселений |
646,622 |
|
244,591 |
256,183 |
145,848 |
- улично-дорожная сеть города |
314,0 |
|
273,0 |
41,0 |
|
Табл. N 2
Протяженность автодорог местного значения сельских поселений Альметьевского муниципального района
N п/п |
Наименование поселения, населенного пункта, улицы, дороги |
Протяженность, км |
||||
Всего, км |
вид покрытия |
|||||
ц/б |
а/б |
щебень гравий |
грунт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Абдрахмановское сельское поселение |
15,852 |
|
12,852 |
3,000 |
|
2 |
Аппаковское сельское поселение |
20,081 |
|
4,340 |
12,951 |
2,790 |
3 |
Альметьевское сельское поселение |
9,300 |
|
3,550 |
3,450 |
2,300 |
4 |
Бишмунчинское сельское поселение |
12,146 |
|
4,046 |
6,800 |
1,300 |
5 |
Бутинское сельское поселение |
11,200 |
|
6,800 |
3,400 |
1,000 |
6 |
Борискинское сельское поселение |
12,118 |
|
0,800 |
2,700 |
8,618 |
7 |
Багряж-Никольское сельское поселение |
9,300 |
|
|
6,700 |
2,600 |
8 |
Васильевское сельское поселение |
6,024 |
|
2,900 |
2,558 |
0,566 |
9 |
Верхнеакташское сельское поселение |
17,400 |
|
|
7,400 |
10,000 |
10 |
Верхнемактаминское сельское поселение |
20,200 |
|
3,500 |
7,600 |
9,100 |
11 |
Елховское сельское поселение |
9,921 |
|
2,124 |
7,346 |
0,451 |
12 |
Ерсубайкинское сельское поселение |
10,460 |
|
2,710 |
5,000 |
2,750 |
13 |
Калейкинское сельское поселение |
15,380 |
|
10,530 |
2,750 |
2,100 |
14 |
Кульшариповское сельское поселение |
17,282 |
|
5,037 |
6,915 |
5,330 |
15 |
Кама-Исмагиловское сельское поселение |
15,970 |
|
9,765 |
1,405 |
4,800 |
16 |
Кичуйское сельское поселение |
17,000 |
|
8,000 |
8,400 |
0,600 |
17 |
Кузайкинское сельское поселение |
11,650 |
|
5,350 |
6,300 |
|
18 |
Кичучатовское сельское поселение |
14,490 |
|
6,920 |
3,470 |
4,100 |
19 |
Клементейкинское сельское поселение |
17,945 |
|
2,820 |
7,375 |
7,750 |
20 |
Леснокалейкинское сельское поселение |
50,200 |
|
5,050 |
21,150 |
24,000 |
21 |
Миннибаевское сельское поселение |
14,706 |
|
11,126 |
1,980 |
1,600 |
22 |
Маметьевское сельское поселение |
22,140 |
|
7,240 |
8,850 |
6,050 |
23 |
Нижнеабдуловское сельское поселение |
14,400 |
|
5,700 |
8,700 |
|
24 |
Нижнемактаминское сельское поселение |
58,322 |
|
32,021 |
18,150 |
8,151 |
25 |
Новокашировское сельское поселение |
34,700 |
|
19,100 |
13,400 |
2,200 |
26 |
Новоникольское сельское поселение |
20,550 |
|
8,770 |
7,360 |
4,420 |
27 |
Новонадыровское сельское поселение |
19,060 |
|
13,430 |
2,580 |
3,050 |
28 |
Новотроицкое сельское поселение |
11,070 |
|
2,720 |
3,530 |
4,820 |
29 |
Русскоакташское сельское поселение |
29,340 |
|
11,044 |
12,914 |
5,382 |
30 |
Старомихайловское сельское поселение |
23,000 |
|
7,500 |
8,500 |
7,000 |
31 |
Сиренькинское сельское поселение |
8,856 |
|
1,070 |
7,086 |
0,700 |
32 |
Старосуркинское сельское поселение |
18,050 |
|
2,900 |
10,650 |
4,500 |
33 |
Сулеевское сельское поселение |
15,100 |
|
5,500 |
9,350 |
0,250 |
34 |
Ямашинское сельское поселение |
16,175 |
|
7,110 |
8,215 |
0,850 |
35 |
Ямашское сельское поселение |
17,370 |
|
4,550 |
6,200 |
6,620 |
36 |
Тайсугановское сельское поселение |
9,864 |
|
7,716 |
2,048 |
0,100 |
|
Итого: |
646,622 |
|
244,591 |
256,183 |
145,848 |
К городу подходят радиально шесть основных автодорог федерального и регионального значения: "Казань - Оренбург" (со стороны городов Чистополь и Бугульма), "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск", "Альметьевск - Муслюмово", "Альметьевск - Старое Шугурово", "Альметьевск - Азнакаево", "Заинск - Бухарай - Урсаево - Альметьевск", "Альметьевск - Чупаево".
Общая протяженность городских улиц составляет 314 км, протяженность тротуаров - 125 км, общая площадь улично-дорожной сети с учетом внутриквартальных территорий составляет 5178,08 тыс. м2.
Основные общегородские магистральные в широтном направлении: улицы Ленина, Советская, Шевченко, в меридиональном направлении: проспект Строителей, улицы Джалиля, Радищева, Чехова, Фахретдина, Шоссейная.
Транспортная инфраструктура города включает в себя автовокзал, 29 мостов, 1 городскую эстакаду, 10 кольцевых развязок, 5 подземных пешеходных переходов.
1.5. Уровень автомобилизации Альметьевского муниципального района, обеспеченность автостоянками
Количество зарегистрированных транспортных средств составляет 81009 единиц, из них 65000 - легкового автотранспорта, т.е. уровень автомобилизации составляет 390 единиц транспортных средств на 1 тысячу населения. В среднем за год прирост автомобилей составляет более 1800 единиц.
Табл. N 3
Количество транспортных средств по годам
N п/п |
Тип ТС |
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
Легковые |
шт. |
54629 |
59013 |
62303 |
63579 |
65000 |
2 |
Грузовые |
шт. |
9258 |
9455 |
9708 |
9773 |
9738 |
3 |
Автобусы |
шт. |
2502 |
2471 |
2403 |
2398 |
2312 |
4 |
Мототранспорт |
шт. |
366 |
369 |
409 |
459 |
489 |
5 |
Прицепы |
шт. |
1746 |
2072 |
2487 |
2966 |
3470 |
|
Итого: |
шт. |
68501 |
73380 |
77310 |
79175 |
81009 |
Альметьевский муниципальный район занимает лидирующие позиции по количеству транспортных средств на 1000 человек среди городов Республики Татарстан.
Табл. N 4
Уровень автомобилизации городов Республики Татарстан
Наименование города и района |
Уровень автомобилизации ед./1000 чел. |
Рейтинг |
Альметьевский муниципальный район |
390 |
1 |
Нижнекамский муниципальный район |
343 |
2 |
город Набережные Челны |
339 |
3 |
город Казань |
308 |
4 |
Табл. N 5
Перечень подземных и надземных автостоянок для легковых автомашин в городе Альметьевск
N |
Месторасположение |
Вместимость маш./мест |
1 |
Подземная автостоянка для легковых автомашин на территории школы N 17 |
194 |
2 |
Подземная автостоянка для легковых автомашин по улице Джалиля, 41/1 |
156 |
3 |
Надземная автостоянка для легковых автомашин по улице Пушкина, 47а, за территорией Молодежного центра |
148 |
4 |
Надземная автостоянка на пересечении улиц Ленина - Марджани |
85 |
5 |
Подземная автостоянка по улице Марджани, 165/1 |
70 |
6 |
Подземная автостоянка на проспекте Тукая, 36 |
78 |
7 |
Надземная автостоянка по улице Ленина, территория ТРЦ "Панорама" |
300 |
8 |
Подземная автостоянка на пересечении улиц Ленина - Заслонова |
103 |
|
Итого: |
1134 |
1.6. Анализ уровня безопасности дорожного движения
Табл. N 6
Статистика ДТП с пострадавшими и погибшими на территории Альметьевского муниципального района за период 2012-2017 годы
Годы |
Кол-во ДТП с пострадавшими и погибшими |
Количество погибших |
Количество раненых |
2012 |
297 |
39 |
405 |
2013 |
247 |
37 |
402 |
2014 |
304 |
33 |
427 |
2015 |
239 |
42 |
326 |
2016 |
196 |
26 |
259 |
2017 |
176 |
23 |
207 |
Табл. N 7
Статистика ДТП на автодороге федерального значения "Казань-Оренбург" за период 2012-2017 годы
Годы |
Кол-во ДТП с погибшими |
Кол-во погибших |
2012 |
11 |
12 |
2013 |
12 |
14 |
2014 |
2 |
3 |
2015 |
13 |
17 |
2016 |
8 |
8 |
2017 |
6 |
7 |
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Табл. N 6
Статистика ДТП на автодорогах регионального значения за период 2012-2017 годы
Годы |
Кол-во ДТП |
Кол-во погибших |
2012 |
16 |
20 |
2013 |
12 |
15 |
2014 |
15 |
18 |
2015 |
13 |
19 |
2016 |
11 |
14 |
2017 |
7 |
7 |
Табл. N 8
Статистика ДТП на дорогах местного значения за период 2012-2017 годы
Годы |
Кол-во ДТП |
Кол-во погибших |
2012 |
7 |
7 |
2013 |
8 |
8 |
2014 |
8 |
8 |
2015 |
5 |
6 |
2016 |
3 |
3 |
2017 |
8 |
8 |
Принимаемые меры по профилактике и предупреждению ДТП недостаточно способствуют сдерживанию роста аварийности на дорогах.
Быстрый рост численности автопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, как на городских улицах, так и на дорогах федерального и регионального значения, находящихся на территории Альметьевского муниципального района.
Увеличение количества транспорта при фактически неизменных геометрических параметрах улично-дорожной сети в целом привело к существенному снижению их общей пропускной способности.
Основным направлением в области обеспечения безопасности дорожного движения является реализация мероприятий, направленных на снижение дорожно-транспортного травматизма.
За 5 лет построено 16 и модернизировано 31 светофорных объектов, обустроено 38 пешеходных переходов сигнальными светофорам Т7, работающими на солнечных батареях, заменено и установлено более 2,5 тыс. дорожных знаков, обустроены искусственные неровности, введены дополнительные элементы дорожной инфраструктуры (велопарковки, светодиодные ленты, световая подсветка и др.), регулярно ведется пропаганда по профилактике ДТП. Результатом данной работы стало постепенное снижение числа ДТП с пострадавшими и погибшими.
Произведена в полном объеме поэтапная замена устаревших ламповых светофоров на светодиодные. По состоянию на 1 января 2018 года на улично-дорожной сети города Альметьевска расположено 106 светофорных объектов, в том числе 69 светодиодных и 37 сигнальных светофоров Т7, работающих на солнечных батареях.
Табл. N 9
Перечень светофорных объектов на улично-дорожной сети города Альметьевск по состоянию на 1 января 2018 года
N п/п |
Адреса светофорных объектов |
Количество светофоров, шт. |
|
транспортный |
пешеходный |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
светофоры светодиодные | |||
1 |
Шевченко - Радищева |
8 |
6 |
2 |
Шевченко - М. Джалиля |
8 |
4 |
3 |
Сулейманова - Советская |
6 |
6 |
4 |
Тимирязева - Радищева |
6 |
- |
5 |
Р. Фахретдина - Полевая |
6 |
4 |
6 |
Шоссейная - Тухватуллина |
8 |
- |
7 |
Советская - Колхозная |
9 |
6 |
8 |
Ленина - Марджани |
8 |
8 |
9 |
Ленина - М. Джалиля |
8 |
8 |
10 |
Ленина - Радищева |
8 |
8 |
11 |
Чехова - Белоглазова |
8 |
8 |
12 |
Тельмана - Сулеймановой |
8 |
8 |
13 |
Р. Фахретдина - Ленина |
12 |
- |
14 |
Советская - Тагирова |
6 |
6 |
15 |
Шевченко - пр. Тукая |
7 |
8 |
16 |
Строителей, напротив ЦРБ |
4 |
4 |
17 |
Тимирязева - пр. Тукая |
6 |
8 |
18 |
Р. Фахретдина - Тельмана |
12 |
10 |
19 |
Шевченко - напротив школы N 15 |
4 |
2 |
20 |
Р. Фахретдина - 8 Марта |
6 |
4 |
21 |
Шевченко - Марджани |
6 |
6 |
22 |
Белоглазова - Радищева |
6 |
- |
23 |
Р. Фахретдина - Тимирязева |
9 |
2 |
24 |
Геофизическая - Кирпичный завод |
4 |
2 |
25 |
пгт. Нижняя Мактама, Советская - Гагарина |
10 |
- |
26 |
Тукая - Кирова |
6 |
12 |
27 |
Геофизическая, напротив маг. "Эссен" |
6 |
2 |
28 |
Строителей - Гафиатуллина |
8 |
8 |
29 |
Нефтяников - Гафиатуллина |
9 |
8 |
30 |
Бигаш - Радищева |
6 |
6 |
31 |
Бигаш - поворот на Сабантуй |
6 |
6 |
32 |
Тихоновка, напротив школы |
6 |
3 |
33 |
Тихоновка, напротив магазина |
4 |
2 |
34 |
Фахретдина - Индустриальная |
10 |
- |
35 |
Шевченко - Базовая |
6 |
4 |
36 |
Шевченко - Заслонова |
10 |
2 |
37 |
Шевченко - Строителей |
9 |
10 |
38 |
Ленина, напротив ПАО "Татнефть" |
4 |
2 |
39 |
Ленина - Заслонова |
6 |
6 |
40 |
Ленина - пр. Тукая |
8 |
10 |
41 |
Белоглазова - М. Джалиля |
8 |
8 |
42 |
Строителей - Мира |
8 |
4 |
43 |
Советская - Тукая |
9 |
8 |
44 |
Тукая, напротив школы N 16 |
6 |
4 |
45 |
Шевченко - Маяковского |
8 |
4 |
46 |
Строителей - Объездная |
8 |
6 |
47 |
Герцена - Автомобилистов |
6 |
4 |
48 |
Герцена - Шоссейная |
6 |
2 |
49 |
Герцена - Сулейманова |
6 |
6 |
50 |
Гафиатуллина - Аминова |
8 |
8 |
51 |
Объездная - Сургутская |
8 |
- |
52 |
Герцена - Заводская |
6 |
- |
53 |
Ленина, напротив здания исполкома |
4 |
2 |
54 |
Шевченко, напротив маг. "Магнит" |
4 |
8 |
55 |
Ленина - Аминова |
10 |
8 |
56 |
К. Цеткин - Тукая |
8 |
6 |
57 |
Первомайская - Садовая, мкр. Урсала |
6 |
4 |
58 |
Советская, напротив ДК "Иске Элмет" |
4 |
4 |
59 |
Шевченко, напротив школы N 25 |
4 |
8 |
60 |
Ленина, напротив ТРЦ "Панорама" |
4 |
2 |
61 |
Объездная - Монтажная |
8 |
6 |
62 |
8 Марта - Сулеймановой |
8 |
8 |
63 |
Шевченко - Аминова |
4 |
2 |
64 |
Бигаш - Зарипова |
6 |
4 |
65 |
Чехова - Чернышевского |
8 |
8 |
66 |
Герцена - Ломоносова |
8 |
4 |
67 |
Ленина - Чехова |
6 |
6 |
68 |
Ленина, напротив Центрального рынка |
4 |
4 |
69 |
Марджани, в районе Мечети |
8 |
4 |
|
сигнальные светофоры на солнечных энергостанциях "Geleomaster" |
||
1 |
Ленина - Маяковского |
2 |
|
2 |
Ленина, напротив остановки "Сбербанк" |
2 |
|
3 |
Ленина - Зифы Балакиной |
2 |
|
4 |
Ленина, напротив ДК "Нефтьче |
2 |
|
5 |
Советская, напротив маг. "Карат" |
2 |
|
6 |
пр. Зарипова, напротив жилого дома N 5 |
2 |
|
7 |
Радищева - Чернышевского |
2 |
|
8 |
Ленина, напротив НГДУ "Альметьевнефть" |
2 |
|
9 |
Ленина - Чехова |
2 |
|
10 |
Ленина, остановка "Дом правосудия" |
2 |
|
11 |
Ленина, Центральный рынок |
2 |
|
12 |
Строителей, 68, мкр. Алсу |
2 |
|
13 |
Гагарина - Белоглазова |
2 |
|
14 |
Бигаш, напротив школ N 18, 21 |
2 |
|
15 |
Шевченко, напротив школы N 25 |
2 |
|
16 |
Аминова, напротив школы N 24 |
2 |
|
17 |
Герцена - Ломоносова |
2 |
|
18 |
Геофизическая, СУ-2 |
2 |
|
19 |
Колхозная, мкр. Урсала |
2 |
|
20 |
Советская, Комсомольский парк |
2 |
|
21 |
Р. Фахретдина, напротив ЦПК |
2 |
|
22 |
Тельмана, напротив Детской поликлиники |
2 |
|
23 |
Герцена, остановка "Центр занятости" |
2 |
|
24 |
Школьная, напротив школы N 1 |
2 |
|
25 |
Объездная, Петуховка (место посадки школьников на автобус) |
2 |
|
26 |
Тимирязева, напротив школы N 5 |
2 |
|
27 |
8-Марта, напротив школы N 3 |
2 |
|
28 |
Тельмана, напротив школы N 3 |
2 |
|
29 |
Тельмана, напротив школы N 20 |
2 |
|
30 |
Интернациональная, напротив школы N 4 |
2 |
|
31 |
Волгоградская, напротив школы N 6 |
2 |
|
32 |
Пушкина, напротив школы N 19 |
2 |
|
33 |
Радищева, напротив футбольного клуба "Алнас" |
2 |
|
34 |
Малая Гафиатуллина, напротив школы N 21 |
2 |
|
35 |
Кирова, напротив школы "Менеджер" |
2 |
|
36 |
Джалиля, напротив школы N 12 |
2 |
|
37 |
Бигаш, напротив завода "Радиоприбор" |
2 |
|
38 |
Садовая, мкр. Урсала, напротив магазина |
2 |
II. Прогноз социально-экономического и градостроительного развития Альметьевского муниципального района
На период расчетного срока Генерального плана города в качестве основных направлений территориального развития города Альметьевска определены:
- северо-западное и западное в направлении железнодорожной станции Калейкино, которая в дальнейшем может стать крупным железнодорожным центром, для размещения жилых районов секционной и усадебной застройки (в том числе и первоочередного и на расчетный срок Генерального плана);
- северо-восточное направление в районе микрорайона Урсала;
- южное направление на территориях садоводческих обществ под индивидуальное жилищное строительство;
- точечная застройка в городской черте, в том числе посредством сноса ветхого жилого фонда; застройка микрорайона, ограниченного улицами Полевая и Автомобилистов.
Институт Генплана Москвы, который сегодня работает над актуализацией и корректировкой Генерального плана города Альметьевска, предлагает уплотнение городской застройки путем реновации центральной части (27 участков) с возможностью застройки многоквартирными домами до 8 этажей.
Также прорабатывается вопрос о точечной застройке в жилых кварталах. Сегодня изыскано 18 площадок во дворах, по которым ведется сбор технических условий для определения возможности строительства жилых домов.
Сегодня под строительство жилья рассматривается также земельных участок на пересечении улиц Ленина - Аминова.
В рамках исполнения требований Земельных кодексов Российской Федерации и Республики Татарстан ведется масштабная застройка земельных участков индивидуальными жилыми домами многодетными семьями. Наиболее крупные массивы под строительство жилья отведены в микрорайонах Урсала и пгт. Нижняя Мактама.
За пределами расчетного срока Генерального плана предлагаются к освоению территории в западном направлении в сторону населенных пунктов Кульшарипово, Калейкино, а также в радиусе 15-30 километров от города предлагается создание поселков-спутников в районе населенных пунктов: Верхняя Мактама, Миннибаево, Абдрахманово, Тайсуганово, Новое Надырово, Новое Каширово, Поташная поляна, Верхний Акташ, Кичучатово, Калейкино, Кульшарипово.
Основная проблема градостроительного развития сложившейся территории - ограниченные резервы под жилищное строительство, ввиду наличия планировочных ограничений, связанных с природными факторами, нефтедобычей и производством, инженерно-геологическим процессами, наличием сибиреязвенных скотомогильников.
III. Укрупненная оценка принципиальных вариантов развития транспортной инфраструктуры Альметьевского муниципального района и Альметьевской агломерации в целом
3.1. Реализация программ в рамках Стратегии социально-экономического развития Альметьевского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года
Альметьевская агломерация - полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами - городами Альметьевск, Бугульма, Лениногорск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты одноименных муниципальных районов: Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Основные проблемы агломерации:
- ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;
- низкая пропускная способность существующей сети автодорог;
- недостаточность "событийных пространств" в агломерации;
- неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;
- отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.
В рамках Стратегии социально-экономического развития Альметьевского муниципального района на 2016-2021 годы и плановый период до 2030 года планируется реализация программ:
"Восточные ворота Татарстана". Въезд с востока в Республику Татарстан в перспективе будет осуществляться по международной автодороге "Европа - Западный Китай", Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня. Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов.
"Восточный меридиан". Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма - Альметьевск - Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры.
"Реновация расселения". Развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений.
"Общественные пространства Альметьевской агломерации". Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках.
"Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан". Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации. Перспективные виды туризма - рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм - сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру, в том числе транспортную.
3.2. Концепция создания скоростных видов транспорта
Концепция создания скоростных видов транспорта и дорожного хозяйства Альметьевского муниципального района нацелена на решение следующих задач:
- образование устойчивой транспортно-коммуникационной связи между Альметьевской и другими агломерациями Республики Татарстан;
- увеличение межрайонных и межрегиональных связей Альметьевской агломерации с городами и областными центрами Российской Федерации.
Под созданием скоростных транспортных коммуникаций понимается:
- реализация проекта по строительству участка "Алексеевское - Альметьевск" в рамках международного коридора "Европа - Западный Китай";
- модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма - Альметьевск - Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, с последующим развитием транспортной, логистической, досуговой и сервисной инфраструктуры;
- увеличение пропускной способности автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения, повышение скоростного режима, снижение временных затрат на миграцию населения;
- реконструкция автодорог регионального значения: "Набережные Челны - Заинск - Альметьевск", "Альметьевск - Муслюмово", "Альметьевск - Азнакаево", "Альметьевск - Лениногорск" с целью перевода участков III категории во II техническую категорию;
- строительство путепровода на пересечении федеральной трассы "Казань - Оренбург" (74 км) с железной дорогой;
- строительство двухпутного железнодорожного пути на участке Куйбышевской железной дороги "Акбаш - Алнаши";
- обеспечение круглогодичной связи сельских населенных пунктов с опорной дорожной сетью путем строительства подъездных автомобильных дорог с твердым покрытием;
- реконструкция существующей улично-дорожной сети города и сельских населенных пунктов;
- обеспечение дорожной сетью земельных участков, выделенных под строительство жилья для многодетных семей;
- организация транспортно-пересадочных узлов;
- вывод транзитного автотранспорта за пределы городской черты, снижение числа дорожно-транспортных происшествий, улучшение экологической обстановки;
- развитие велодорожной инфраструктуры путем строительства велодорожек, организации велопарковок, расширения точек велопроката.
3.3. Мероприятия по снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье населения
При реализации проектов транспортной инфраструктуры необходимо соблюдение и сохранение экологического баланса природной среды, природных ландшафтов зеленых массивов и поверхностных водоемов. Обязательным условием при реализации программы является разработка мероприятий по:
- защите от негативных инженерно-геологических процессов;
- защите почв;
- сохранению и/или восстановлению лесных массивов и ценных ландшафтов;
- охране водных объектов;
- снижению акустического воздействия на существующую и проектируемую застройки.
Переустройство и совершенствование городской планировочной структуры предусматривает:
- упорядочение размещения и развитие основных элементов структуры планировочных районов (жилые районы, промышленные районы и узлы, общественные центры, транспортная инфраструктура);
- сохранение исторически сложившейся градостроительной среды на территории центрального планировочного района;
- совершенствование и развитие структурных транспортных связей (трассировка новых и реконструкция существующих улиц и дорог) между планировочными районами и территориальными зонами;
- формирование системы планировочных связей, исключающей возможность пропуска транзитных транспортных потоков по территории города;
- озеленение прибрежных территорий реки Степной Зай, ручья Безымянный, Городского водохранилища, дальнейшее благоустройство городского озера, формирование на этих территориях рекреационных зон и мест массового отдыха населения, организация структурных планировочных выходов к реке Степной Зай, ручью Бигашка, к городскому водохранилищу с территории жилой застройки и городских центров обслуживания;
- завершение благоустройства Каскада прудов с выходом к реке Степной Зай.
3.4. Развитие логистической инфраструктуры Альметьевского муниципального района
Автомобильная дорога "Алексеевское - Альметьевск" является участком платной автомагистрали "Шали (М7) - Бавлы (М5)" в составе международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай". Ввод в эксплуатацию платной автомагистрали "Шали (М7) - Бавлы (М5)" планируется в 2021 году.
Дорога станет глобальным транспортным, экономическим и социальным коридором на протяжении всего пути следования. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и придорожного сервиса вдоль данной трассы является одной из важных составляющих для экономики района: оборудование автоматизированной и удобной в использовании системы взимания платы за проезд, строительство АЗС, кафе, магазинов, отелей, станций технического осмотра и ремонта автомобилей, автомоек, стоянок. Ввод в эксплуатацию данной дороги даст мощный толчок для развития туризма в районе и агломерации. Участники движения смогут получать дополнительные услуги, такие как использование любых видов связи (включая Интернет), метеомониторинг и видеоконтроль за дорогой.
Протяженность трассы по Альметьевскому району "Алексеевское - Альметьевск" составит 145 км. Техническая категория автомагистрали - I-а. Расчетная скорость движения по магистрали - 130 км/ч. К моменту сдачи объекта планируется загрузка дороги до 35 тыс. автомобилей в сутки. Строящаяся дорога проходит в обход населенных пунктов, что приведет к улучшению экологической ситуации в регионе за счет снижения количества пробок и повышения скорости движения транспортных потоков. Данный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства. Окупаемость трассы рассчитана на 30 лет.
С ростом уровня автомобилизации возникает необходимость развития сети парковочных мест, как на территориях сложившейся застройки, так и на новых территориях. Насыщение сложившейся застройки объектами транспортной инфраструктуры возможно за счет реконструкции и освоения подземного пространства. В целях экономии городских территорий и максимального технико-экономического и санитарно-гигиенического эффекта на новых территориях предлагать освоение подземного пространства на этапе застройки территории (встроенные подземные многоярусные гаражи, расположенные под зданиями и прилегающим к ним участкам, под жилыми, административными, производственными и общественными зданиями различного назначения).
3.5. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры Альметьевского муниципального района
Достижение целей и решение задач программы обеспечивается путем реализации мероприятий, которые разрабатываются исходя из целевых индикаторов, представляющих собой доступные наблюдению и измерению характеристики состояния и развития системы транспортной инфраструктуры района.
Перечень мероприятий детализируется после разработки проектно-сметной документации. Стоимость мероприятий определена ориентировочно, основываясь на стоимости уже проведенных аналогичных мероприятий.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, муниципального дорожного фонда, средств самообложения граждан и внебюджетных источников.
Механизм реализации Программы включает в себя систему мероприятий по:
- по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями;
- по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них;
- по строительству инженерной инфраструктуры на земельных участках, выделенных под строительство жилья для многодетных семей, в том числе в микрорайоне "Урсала" и пгт. Нижняя Мактама;
- по строительству и ремонту тротуаров;
- по строительству новых улиц: продолжение улицы Аминова, продолжение улицы Объездная, продолжение улицы Тухватуллина, продолжение улицы Ленина до ст. Калейкино, продолжение улицы Зарипова в северном направлении, продолжение улицы Чехова в северном направлении;
- по повышению уровня обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет установки средств организации дорожного движения на дорогах;
- по паспортизации бесхозяйных участков дорог;
- по строительству велодорожной инфраструктуры;
- по совершенствованию организации движения транспорта и пешеходов посредством применения современных технических средств регулирования дорожного движения (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.);
- по строительству сетей уличного освещения;
- по оказанию транспортных услуг населению посредством развития новых маршрутов на улицах Шевченко, Зарипова, Тухватуллина, Шоссейная, Бигаш (от Зарипова до проспекта Строителей);
- по поэтапному обновлению подвижного состава, задействованного на маршрутах общественного транспорта.
Перечень мероприятий по ремонту дорожно-уличной сети формируется исполнительным комитетом района по итогам обследования состояния дорожного покрытия не реже одного раза в год, с учетом решения первостепенных проблемных ситуаций, в том числе по обращениям граждан, на основании результатов отчетных собраний трудовых коллективов предприятий и ТОСов, депутатских обращений, обращений граждан и заинтересованных лиц в орган местного самоуправления, в том числе через Портал "Народный контроль", при личной встрече с Главы района с жителями, обращений в личном аккаунте Г лавы в сети Интернет.
Перечень мероприятий приведен в приложении N 1 к программе.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы на 2018-2028 годы составляет 7003,84 млн. рублей, в том числе:
- 112,5 млн. рублей из средств Федерального бюджета;
- 2538,5 млн. рублей из средств бюджета Республики Татарстан;
- 441,3 млн. рублей из средств бюджета муниципального образования;
- 3911,54 млн. рублей из внебюджетных источников.
Объемы финансирования программы из всех источников приведены в приложении N 2 к программе.
V. Оценка социально-экономической, бюджетной и экологической эффективности программы
Эффективность реализации программы заключается в уменьшении доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям; в уменьшении доли населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром; в сохранении жизни участников дорожного движения (Приложение N 3 к программе).
Бюджетная эффективность программы отражает влияние реализации ее мероприятий на доходы и расходы бюджета муниципального образования.
Социально-экономический эффект от реализации программы представляет собой повышение комфортности и скорости передвижения и пространственной мобильности населения, прирост туристического потока, снижение количества ДТП и социально-экономического ущерба от ДТП, улучшение демографической ситуации (уменьшение смертности, в том числе детской в ДТП).
Экологическая эффективность программы обеспечивается выполнением программных мероприятий, результатом реализации которых является снижение количества дорожно-транспортных происшествий, в особенности с участием транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса относится к главным источникам загрязнения окружающей среды. Основной причиной высокого загрязнения воздушного бассейна являются отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.
Одним из направлений в работе по снижению негативного влияния автотранспорта на загрязнение окружающей среды является дальнейшее расширение использования альтернативного топлива - сжатого и сжиженного газа, благоустройство дорог.
Положительные социально-экономические и экологические последствия реализации мероприятий программы будут связаны с внедрением новых способов организации дорожного движения. За счет использования оптимальных маршрутов и меньшего времени нахождения в пути будут сокращаться выбросы окиси углерода и окислов азота, что окажет благоприятное воздействие на экологию.
Альметьевский муниципальный район вошел в пилотный проект по расширению сети автогазонаполнительных станций (АГНКС) на территории Республики Татарстан в рамках реализации Государственной программы "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы". Сегодня на территории района функционирует лишь одна АГНКС, расположенная в пгт. Нижняя Мактама. В целях расширения газозаправочной инфраструктуры планируется строительство АГНКС в городской черте - по улице Объездной напротив микрорайона "Нагорный".
Задачами транспортной инфраструктуры в области снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду являются:
- сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта;
- мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
- внедрение альтернативных способов содержания автомобильных дорог общего пользования, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов;
- обустройство автомобильных дорог средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль дорог для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий.
Заместитель руководителя исполнительного комитета района по строительству |
А.А. Мухаметзянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.