Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Программе "Развитие культуры
в городе Казани на 2018-2022 годы"
Подпрограмма-4
"Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств"
I. Паспорт Подпрограммы-4
Наименование подпрограммы |
"Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств" (далее - Подпрограмма-4) |
||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
||
Основной разработчик Подпрограммы-4 |
Управление культуры |
||
Исполнители Подпрограммы-4 |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры |
||
Цель Подпрограммы-4 |
Сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств |
||
Задачи Подпрограммы-4 |
1. Обеспечение условий для предоставления качественных образовательных услуг в детских школах искусств, являющихся первым звеном в 3-уровневой модели подготовки творческих кадров, формирование высокого общекультурного уровня детей школьного возраста, а также повышение социального престижа детской школы искусств на муниципальном уровне. 2. Разработка механизмов выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, предоставление возможности для успешной социализации и эффективной творческой самореализации подрастающего поколения, а также осуществление поддержки педагогов дополнительного образования в виде предоставления (на конкурсной основе) премий/грантов в области музыкального и художественного искусства. 3. Модернизация детских школ искусств г. Казани, обеспечивающая рост эффективности их работы, а также разнообразия и качества предоставляемых услуг |
||
Сроки реализации Подпрограммы-4 |
2018-2022 годы |
||
Объемы финансирования Подпрограммы-4 с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы-4 составляет 2243680,4 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 2160470,4 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 83210,00 тыс. рублей. |
||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
||
2018 |
449223,30 |
16642,00 |
|
2019 |
423822,00 |
16642,00 |
|
2020 |
429141,70 |
16642,00 |
|
2021 |
429141,70 |
16642,00 |
|
2022 |
429141,70 |
16642,00 |
|
Итого |
2160470,4 |
83210,00 |
|
Примечание: объемы финансирования Подпрограммы-4 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы-4 (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы-4 |
Реализация мероприятий Подпрограммы-4 позволит достичь к 2022 году: - увеличения количества кандидатов для обучения в детских школах искусств (ДШИ) на одно бюджетное место (соотношение поступающих и поступивших) до 2,8 человек; - увеличения доли выпускников ДШИ, продолживших профильное образование в ссузах и вузах культуры и искусств, до 11%; - увеличения доли детей, осваивающих на бюджетной основе дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 69%; - уменьшения доли детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, до 33%; - роста числа обучающихся до 18 лет (на платной основе) до 2240 человек; - роста числа обучающихся от 18 лет (на платной основе) до 310 человек; - увеличения доли детей, ставших победителями и призерами всероссийских и международных мероприятий, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 16%; - увеличения доли детей, охваченных фестивально-конкурсным движением всех уровней, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 65%; - увеличения доли детей от общего контингента обучающихся на бюджетной основе, охваченных детскими массовыми сводными коллективами, до 15,9%; - сохранения доли педагогических кадров с высшим образованием от общего числа педагогов, на уровне 81%; - роста количества педагогов - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства, а также отмеченных премиями и грантами различной ведомственной принадлежности, из общего числа преподавателей, до 8 человек; - повышения качества предоставления услуг (соотношение приобретенного оборудования, мебели к имеющемуся, а также отремонтированных зданий к имеющимся) до 44%; - увеличения доли муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования (МБУ ДО), охваченных мероприятиями по повышению противопожарной безопасности и улучшению условий пребывания людей, до 79%; - сохранения доли МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению антитеррористической защищенности мест массового скопления людей, от общего числа МБУ ДО, на уровне 100%; - снижения потребления электроэнергии МБУ ДО от общего числа МБУ ДО по отношению к 2017 году, до 3,7%; - увеличения доли МБУ ДО, оборудованных энергосберегающим оборудованием от общего числа МБУ ДО, до 80% |
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-4, в том числе перечень проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-4
Казань сегодня является одним из центров творческого образования. Качество преподавания обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом музыкального, художественного, театрального, хореографического училищ. В Казани работает Казанский государственный институт культуры, филиал Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Одним из лучших музыкальных вузов страны признана Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова
В Казани успешно функционирует традиционная трехступенчатая система образования в сфере культуры и искусства, обеспечивающая непрерывное профессиональное образование будущих специалистов культуры и искусства. Ежегодно 10% выпускников наших школ поступают в профильные средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Управление культуры координирует работу 25 детских школ искусств (18 музыкальных, 7 художественных), в которых в настоящее время на бесплатной основе обучается 8423 юных казанца. Каждый третий ребенок в возрасте от 6 до 15 лет учится в музыкальной или художественной школе города.
С каждым годом отмечается рост количества детей - активных участников конкурсов различного уровня - в 2016/2017 учебном году это 4812 человек, что составляет 57,1% от общего контингента учащихся ДШИ (1480 международных, 1429 всероссийских и межрегиональных конкурсов, 1009 республиканских и региональных, 894 городских и районных). В 2016/2017 учебном году званий лауреатов и дипломантов удостоено 3394 ребенка. Это 40,3% учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств (для сравнения: 23,9% - в 2014/2015 учебном году, 36,4% - в 2015/2016 учебном году). Победители международных и всероссийских конкурсов поощряются именными стипендиями: по итогам 2016/2017 учебного года 15 лучших учащихся детских музыкальных и художественных школ Управления культуры получили стипендии Мэра города Казани (ДМШ N 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 14, 18, ДХШ N 1, 3, 4, 6), 2 - стали лауреатами III премии Общероссийского конкурса "Молодые дарования России", 1 - победителем Всероссийского фестиваля юных художников "Уникум" в категории Декоративно-прикладное искусство с работой "Материнство", 1 - стипендиатом фонда Дениса Мацуева. Профильное образование в области культуры и искусства продолжили 96 детей (9,26% от всех выпускников).
В ДШИ работает 643 преподавателя. Из них 526 человек имеют высшее образование (81,8%), удостоены званий - 72 (11,1%), имеют знак "За заслуги в культуре" - 41 (6,4%), высшую и I квалификационную категорию - 482 (75%). Средний возраст преподавателей составляет 45 лет.
Ежегодно 3 сентября Городская премия имени Константина Васильева вручается лучшим преподавателям детских художественных школ г. Казани. В 2017 году ими стали 2 преподавателей ДХШ N 3 и ДШИ им. М.А. Балакирева. Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки лучших работников учреждений культуры, искусства и кинематографии в 2017 году в номинации "Перспектива" выиграла преподаватель ДМШ N 3 им. Р. Яхина.
Важными стали победы в 2017 году ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского в Общероссийском конкурсе "50 лучших детских школ искусств" (Москва), ДМШ N 18 им. М. Музафарова в номинации "Лучшая детская музыкальная школа - 2017" Всероссийского конкурса "100 лучших организаций дополнительного образования детей России" (Санкт-Петербург), а также директора ДХШ N 6 Н.Х. Галлямовой, признанной лауреатом Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств" (Москва), и директора ДМШ N 18 им. М. Музафарова И.Н. Юзмухаметовой, отмеченной Почетным знаком "Директор года - 2017" с присвоением звания "Почетный член Международной академии качества и маркетинга" в рамках VI Всероссийского образовательного форума "Школа будущего" (Санкт-Петербург).
В 2016 году осуществлен капитальный ремонт ДМШ N 5. Благодаря спонсорской помощи учащиеся и преподаватели школы получили современное здание, где сегодня оборудован концертный зал с роялем. Выдающимся событием для школы стала установка органа.
Школы художественно-эстетического направления Управления культуры принимают активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями. Галерея им. И. Зарипова стала площадкой инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня на базе галереи на бесплатной основе обучается более 40 детей-аутистов. 2 апреля 2017 года в Галерее И. Зарипова прошла выставка рисунков, включающих, в том числе, работы детей-аутистов. В 2016 году совместный проект Управления культуры и Союза художников Республики Татарстан "Азбука для детей-аутистов" в номинации "Социальная сфера" конкурса журнала "Собака" - "Топ 50. Самые знаменитые люди Казани" получил специальный приз.
В ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского осуществляется обучение детей с ОВЗ - инвалидами по зрению по индивидуальной программе. В результате системно проводимой работы 2 ребенка с ОВЗ этой школы стали стипендиатами Мэра г. Казани. В настоящее время один из них является студентом Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева.
Продолжается сотрудничество с коррекционными школами N 7, 61, 76, 142, 172, социальным центром "Гаврош", школами-интернатами N 4, N 11, реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Апрель" и "Солнечный", коррекционной группой ДОУ N 16, Домом-интернатом п. Дербышки, республиканским домом ребенка N 2.
В качестве приоритетного вектора модернизации школ искусств Управлением культуры была выбрана проектно-ориентированная модель развития детского художественного образования - основополагающим в ней стало создание и успешное развитие детских массовых сводных коллективов. Создано шесть массовых детских коллективов, которые активно участвуют в концертной жизни не только города, республики, но и ближнего и дальнего зарубежья: детский хор, симфонический оркестр, фольклорный ансамбль, духовой оркестр, оркестр гитаристов и джаз-оркестр.
Помимо творческого развития система дополнительного образования является важным и действенным инструментом профилактики наркомании, правонарушений среди подростков, что особенно важно в условиях современного мегаполиса. В числе мероприятий, традиционно проводимых школами искусств г. Казани, - оформление стендов, организация концертов, выставок, театрализованных праздников, встреч с психологами и врачами детских поликлиник, мастер-классов и конкурсов, родительских собраний и всеобучей (концерты "Казань - город без наркотиков", выставки, конкурсы рисунков и творческих работ "Спорт - спасительная сила", "Мир здоровья", профилактические беседы и тренинги, лекции).
Одним из успешно функционирующих мероприятий Городской комплексной программы профилактики наркотизации населения в ДМШ N 7 (с 2008 года) является "Экспериментальная площадка" по профилактике созависимого поведения детей и подростков, в рамках которой проводятся лекции для родителей и преподавателей, а также тестирование детей.
В детском дополнительном образовании в Казани развиваются также неклассические направления. С любого возраста и с любыми начальными данными можно научиться играть на гитаре и клавишных, получить уроки вокала, композиции и аранжировки в муниципальной Рок-школе. Функционирует студия творческого развития Константина Хабенского. Открылась в 2017 году Академия популярной музыки Игоря Крутого.
Детские школы искусств сегодня осваивают новые направления работы. В 2016 году в школах Управления культуры дополнительно открылись хозрасчетные детские группы. Это позволило увеличить поступления из внебюджетных источников на 88%, или до 8 млн. руб.
В 2017 году на базе учреждений допобразования внедряются образовательные услуги для взрослых. К примеру, на базе Детской художественной школы N 1 открылось хозрасчетное отделение, где обучается более 100 взрослых слушателей. Это позволяет еще более расширить охват взрослого населения города, а также укрепить позиции по охвату детского населения.
III. Цели и задачи Подпрограммы-4 с указанием сроков реализации
Цель Подпрограммы-4: сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение условий для предоставления качественных образовательных услуг в детских школах искусств, являющихся первым звеном в 3-уровневой модели подготовки творческих кадров, формирование высокого общекультурного уровня детей школьного возраста, а также повышение социального престижа детской школы искусств на муниципальном уровне.
Решение данной задачи предполагает проведение комплекса мер по организации качественного отбора кандидатов для зачисления на бюджетные места в детскую школу искусств, реализации профориентационной работы с учащимися старших классов ДШИ, реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в образовательной организации на бюджетной основе, реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательной организации на бюджетной основе и предоставлению платных образовательных услуг.
Основными показателями решения данной задачи являются количество кандидатов для обучения в ДШИ на одно бюджетное место (соотношение поступающих и поступивших), доля выпускников ДШИ, продолживших профильное образование в ссузах и вузах культуры и искусств, доля детей, осваивающих на бюджетной основе дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, доля детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, в том числе детей с ОВЗ, число обучающихся до 18 лет (на платной основе) и число обучающихся от 18 лет (на платной основе).
2. Разработка механизмов выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, предоставление возможности для успешной социализации и эффективной творческой самореализации подрастающе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.