Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Программе "Развитие культуры
в городе Казани на 2018-2022 годы"
Подпрограмма-4
"Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств"
I. Паспорт Подпрограммы-4
Наименование подпрограммы |
"Развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств" (далее - Подпрограмма-4) |
||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
||
Основной разработчик Подпрограммы-4 |
Управление культуры |
||
Исполнители Подпрограммы-4 |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры |
||
Цель Подпрограммы-4 |
Сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств |
||
Задачи Подпрограммы-4 |
1. Обеспечение условий для предоставления качественных образовательных услуг в детских школах искусств, являющихся первым звеном в 3-уровневой модели подготовки творческих кадров, формирование высокого общекультурного уровня детей школьного возраста, а также повышение социального престижа детской школы искусств на муниципальном уровне. 2. Разработка механизмов выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, предоставление возможности для успешной социализации и эффективной творческой самореализации подрастающего поколения, а также осуществление поддержки педагогов дополнительного образования в виде предоставления (на конкурсной основе) премий/грантов в области музыкального и художественного искусства. 3. Модернизация детских школ искусств г. Казани, обеспечивающая рост эффективности их работы, а также разнообразия и качества предоставляемых услуг |
||
Сроки реализации Подпрограммы-4 |
2018-2022 годы |
||
Объемы финансирования Подпрограммы-4 с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы-4 составляет 2243680,4 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 2160470,4 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 83210,00 тыс. рублей. |
||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
||
2018 |
449223,30 |
16642,00 |
|
2019 |
423822,00 |
16642,00 |
|
2020 |
429141,70 |
16642,00 |
|
2021 |
429141,70 |
16642,00 |
|
2022 |
429141,70 |
16642,00 |
|
Итого |
2160470,4 |
83210,00 |
|
Примечание: объемы финансирования Подпрограммы-4 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы-4 (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы-4 |
Реализация мероприятий Подпрограммы-4 позволит достичь к 2022 году: - увеличения количества кандидатов для обучения в детских школах искусств (ДШИ) на одно бюджетное место (соотношение поступающих и поступивших) до 2,8 человек; - увеличения доли выпускников ДШИ, продолживших профильное образование в ссузах и вузах культуры и искусств, до 11%; - увеличения доли детей, осваивающих на бюджетной основе дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 69%; - уменьшения доли детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, до 33%; - роста числа обучающихся до 18 лет (на платной основе) до 2240 человек; - роста числа обучающихся от 18 лет (на платной основе) до 310 человек; - увеличения доли детей, ставших победителями и призерами всероссийских и международных мероприятий, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 16%; - увеличения доли детей, охваченных фестивально-конкурсным движением всех уровней, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 65%; - увеличения доли детей от общего контингента обучающихся на бюджетной основе, охваченных детскими массовыми сводными коллективами, до 15,9%; - сохранения доли педагогических кадров с высшим образованием от общего числа педагогов, на уровне 81%; - роста количества педагогов - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства, а также отмеченных премиями и грантами различной ведомственной принадлежности, из общего числа преподавателей, до 8 человек; - повышения качества предоставления услуг (соотношение приобретенного оборудования, мебели к имеющемуся, а также отремонтированных зданий к имеющимся) до 44%; - увеличения доли муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования (МБУ ДО), охваченных мероприятиями по повышению противопожарной безопасности и улучшению условий пребывания людей, до 79%; - сохранения доли МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению антитеррористической защищенности мест массового скопления людей, от общего числа МБУ ДО, на уровне 100%; - снижения потребления электроэнергии МБУ ДО от общего числа МБУ ДО по отношению к 2017 году, до 3,7%; - увеличения доли МБУ ДО, оборудованных энергосберегающим оборудованием от общего числа МБУ ДО, до 80% |
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-4, в том числе перечень проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-4
Казань сегодня является одним из центров творческого образования. Качество преподавания обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом музыкального, художественного, театрального, хореографического училищ. В Казани работает Казанский государственный институт культуры, филиал Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Одним из лучших музыкальных вузов страны признана Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова
В Казани успешно функционирует традиционная трехступенчатая система образования в сфере культуры и искусства, обеспечивающая непрерывное профессиональное образование будущих специалистов культуры и искусства. Ежегодно 10% выпускников наших школ поступают в профильные средние профессиональные и высшие учебные заведения.
Управление культуры координирует работу 25 детских школ искусств (18 музыкальных, 7 художественных), в которых в настоящее время на бесплатной основе обучается 8423 юных казанца. Каждый третий ребенок в возрасте от 6 до 15 лет учится в музыкальной или художественной школе города.
С каждым годом отмечается рост количества детей - активных участников конкурсов различного уровня - в 2016/2017 учебном году это 4812 человек, что составляет 57,1% от общего контингента учащихся ДШИ (1480 международных, 1429 всероссийских и межрегиональных конкурсов, 1009 республиканских и региональных, 894 городских и районных). В 2016/2017 учебном году званий лауреатов и дипломантов удостоено 3394 ребенка. Это 40,3% учащихся музыкальных, художественных школ и школ искусств (для сравнения: 23,9% - в 2014/2015 учебном году, 36,4% - в 2015/2016 учебном году). Победители международных и всероссийских конкурсов поощряются именными стипендиями: по итогам 2016/2017 учебного года 15 лучших учащихся детских музыкальных и художественных школ Управления культуры получили стипендии Мэра города Казани (ДМШ N 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 14, 18, ДХШ N 1, 3, 4, 6), 2 - стали лауреатами III премии Общероссийского конкурса "Молодые дарования России", 1 - победителем Всероссийского фестиваля юных художников "Уникум" в категории Декоративно-прикладное искусство с работой "Материнство", 1 - стипендиатом фонда Дениса Мацуева. Профильное образование в области культуры и искусства продолжили 96 детей (9,26% от всех выпускников).
В ДШИ работает 643 преподавателя. Из них 526 человек имеют высшее образование (81,8%), удостоены званий - 72 (11,1%), имеют знак "За заслуги в культуре" - 41 (6,4%), высшую и I квалификационную категорию - 482 (75%). Средний возраст преподавателей составляет 45 лет.
Ежегодно 3 сентября Городская премия имени Константина Васильева вручается лучшим преподавателям детских художественных школ г. Казани. В 2017 году ими стали 2 преподавателей ДХШ N 3 и ДШИ им. М.А. Балакирева. Грант Правительства Республики Татарстан для поддержки лучших работников учреждений культуры, искусства и кинематографии в 2017 году в номинации "Перспектива" выиграла преподаватель ДМШ N 3 им. Р. Яхина.
Важными стали победы в 2017 году ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского в Общероссийском конкурсе "50 лучших детских школ искусств" (Москва), ДМШ N 18 им. М. Музафарова в номинации "Лучшая детская музыкальная школа - 2017" Всероссийского конкурса "100 лучших организаций дополнительного образования детей России" (Санкт-Петербург), а также директора ДХШ N 6 Н.Х. Галлямовой, признанной лауреатом Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств" (Москва), и директора ДМШ N 18 им. М. Музафарова И.Н. Юзмухаметовой, отмеченной Почетным знаком "Директор года - 2017" с присвоением звания "Почетный член Международной академии качества и маркетинга" в рамках VI Всероссийского образовательного форума "Школа будущего" (Санкт-Петербург).
В 2016 году осуществлен капитальный ремонт ДМШ N 5. Благодаря спонсорской помощи учащиеся и преподаватели школы получили современное здание, где сегодня оборудован концертный зал с роялем. Выдающимся событием для школы стала установка органа.
Школы художественно-эстетического направления Управления культуры принимают активное участие в работе с детьми с ограниченными возможностями. Галерея им. И. Зарипова стала площадкой инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сегодня на базе галереи на бесплатной основе обучается более 40 детей-аутистов. 2 апреля 2017 года в Галерее И. Зарипова прошла выставка рисунков, включающих, в том числе, работы детей-аутистов. В 2016 году совместный проект Управления культуры и Союза художников Республики Татарстан "Азбука для детей-аутистов" в номинации "Социальная сфера" конкурса журнала "Собака" - "Топ 50. Самые знаменитые люди Казани" получил специальный приз.
В ДМШ N 1 им. П.И. Чайковского осуществляется обучение детей с ОВЗ - инвалидами по зрению по индивидуальной программе. В результате системно проводимой работы 2 ребенка с ОВЗ этой школы стали стипендиатами Мэра г. Казани. В настоящее время один из них является студентом Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева.
Продолжается сотрудничество с коррекционными школами N 7, 61, 76, 142, 172, социальным центром "Гаврош", школами-интернатами N 4, N 11, реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Апрель" и "Солнечный", коррекционной группой ДОУ N 16, Домом-интернатом п. Дербышки, республиканским домом ребенка N 2.
В качестве приоритетного вектора модернизации школ искусств Управлением культуры была выбрана проектно-ориентированная модель развития детского художественного образования - основополагающим в ней стало создание и успешное развитие детских массовых сводных коллективов. Создано шесть массовых детских коллективов, которые активно участвуют в концертной жизни не только города, республики, но и ближнего и дальнего зарубежья: детский хор, симфонический оркестр, фольклорный ансамбль, духовой оркестр, оркестр гитаристов и джаз-оркестр.
Помимо творческого развития система дополнительного образования является важным и действенным инструментом профилактики наркомании, правонарушений среди подростков, что особенно важно в условиях современного мегаполиса. В числе мероприятий, традиционно проводимых школами искусств г. Казани, - оформление стендов, организация концертов, выставок, театрализованных праздников, встреч с психологами и врачами детских поликлиник, мастер-классов и конкурсов, родительских собраний и всеобучей (концерты "Казань - город без наркотиков", выставки, конкурсы рисунков и творческих работ "Спорт - спасительная сила", "Мир здоровья", профилактические беседы и тренинги, лекции).
Одним из успешно функционирующих мероприятий Городской комплексной программы профилактики наркотизации населения в ДМШ N 7 (с 2008 года) является "Экспериментальная площадка" по профилактике созависимого поведения детей и подростков, в рамках которой проводятся лекции для родителей и преподавателей, а также тестирование детей.
В детском дополнительном образовании в Казани развиваются также неклассические направления. С любого возраста и с любыми начальными данными можно научиться играть на гитаре и клавишных, получить уроки вокала, композиции и аранжировки в муниципальной Рок-школе. Функционирует студия творческого развития Константина Хабенского. Открылась в 2017 году Академия популярной музыки Игоря Крутого.
Детские школы искусств сегодня осваивают новые направления работы. В 2016 году в школах Управления культуры дополнительно открылись хозрасчетные детские группы. Это позволило увеличить поступления из внебюджетных источников на 88%, или до 8 млн. руб.
В 2017 году на базе учреждений допобразования внедряются образовательные услуги для взрослых. К примеру, на базе Детской художественной школы N 1 открылось хозрасчетное отделение, где обучается более 100 взрослых слушателей. Это позволяет еще более расширить охват взрослого населения города, а также укрепить позиции по охвату детского населения.
III. Цели и задачи Подпрограммы-4 с указанием сроков реализации
Цель Подпрограммы-4: сохранение, укрепление и развитие системы учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы в области искусств.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение условий для предоставления качественных образовательных услуг в детских школах искусств, являющихся первым звеном в 3-уровневой модели подготовки творческих кадров, формирование высокого общекультурного уровня детей школьного возраста, а также повышение социального престижа детской школы искусств на муниципальном уровне.
Решение данной задачи предполагает проведение комплекса мер по организации качественного отбора кандидатов для зачисления на бюджетные места в детскую школу искусств, реализации профориентационной работы с учащимися старших классов ДШИ, реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в образовательной организации на бюджетной основе, реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательной организации на бюджетной основе и предоставлению платных образовательных услуг.
Основными показателями решения данной задачи являются количество кандидатов для обучения в ДШИ на одно бюджетное место (соотношение поступающих и поступивших), доля выпускников ДШИ, продолживших профильное образование в ссузах и вузах культуры и искусств, доля детей, осваивающих на бюджетной основе дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, доля детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, в том числе детей с ОВЗ, число обучающихся до 18 лет (на платной основе) и число обучающихся от 18 лет (на платной основе).
2. Разработка механизмов выявления, поддержки и сопровождения талантливой молодежи, предоставление возможности для успешной социализации и эффективной творческой самореализации подрастающего поколения, а также осуществление поддержки педагогов дополнительного образования в виде предоставления (на конкурсной основе) премий/грантов в области музыкального и художественного искусства.
Решение данной задачи предполагает результативное участие детей в конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровней, а также вовлечение детей в реализацию культурных проектов и общегородских мероприятий, в том числе через форму массового исполнительства, обеспечение учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности педагогическими кадрами и проведение ежегодных конкурсов на присуждение премии в области музыкального и художественного искусства, а также обеспечение участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства и на присуждение грантов различного уровня.
Основными показателями решения данной задачи являются доля детей, ставших победителями и призерами всероссийских и международных мероприятий, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, доля детей, охваченных фестивально-конкурсным движением всех уровней, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, доля детей от общего контингента обучающихся на бюджетной основе, охваченных детскими массовыми сводными коллективами, доля педагогических кадров с высшим образованием от общего числа педагогов, количество педагогов - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства, а также на присуждение премий и грантов различной ведомственной принадлежности, из общего числа преподавателей.
3. Модернизация детских школ искусств г. Казани, обеспечивающая рост эффективности их работы, а также разнообразия и качества предоставляемых услуг.
Решение данной задачи направлено на укрепление материально-технической базы МБУ ДО, обеспечение противопожарной безопасности функционирования МБУ ДО, а также обеспечение антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей, проведение мероприятий по энергоресурсосбережению с использованием энергосберегающих технологий.
Основными показателями решения данной задачи является повышение качества предоставления услуг (соотношение приобретенного оборудования, мебели к имеющемуся, а также отремонтированных зданий к имеющимся), доля МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению противопожарной безопасности и улучшению условий пребывания людей от общего числа МБУ ДО, доля МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению антитеррористической защищенности мест массового скопления людей, от общего числа МБУ ДО, доля МБУ ДО, охваченных мероприятиями по снижению потребления электроэнергии по отношению к 2017 году и доля МБУ ДО, оснащенных энергосберегающим оборудованием, от общего числа МБУ ДО.
Целевые индикаторы, их значение и экономические показатели в соответствии с поставленными задачами представлены в прилагаемой таблице.
Срок реализации - 2018-2022 годы.
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы-4
Общий объем финансирования Подпрограммы-4 составляет 2243680,4 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 2160470,4 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 83210,0 тыс. рублей.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
|
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства |
|
2018 |
449223,30 |
16642,00 |
2019 |
423822,00 |
16642,00 |
2020 |
429141,70 |
16642,00 |
2021 |
429141,70 |
16642,00 |
2022 |
429141,70 |
16642,00 |
Итого |
2160470,4 |
83210,00 |
Объемы финансирования Подпрограммы-4 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
V. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы-4
Главный социально-экономический эффект реализации Подпрограммы-4 будет выражаться в повышении социального престижа ДШИ, профессии педагога дополнительного образования и самого обучающегося в ДШИ.
Эффект отложенного действия будет выражаться в:
- сохранении контингента обучающихся на бюджетной основе;
- предоставлении гарантированного российским законодательством бесплатного образования в детских школах искусств;
- подготовке выпускников высокого уровня для дальнейшего поступления и обучения в профильных ссузах и вузах;
- продвижении талантливых учеников на всероссийском и международном уровнях;
- расширении охвата населения города платными образовательными услугами (школы для взрослых).
Реализация мероприятий Подпрограммы-4 позволит достичь к 2022 году:
- увеличения количества кандидатов для обучения в ДШИ на одно бюджетное место (соотношение поступающих и поступивших) до 2,8 человек;
- увеличения доли выпускников ДШИ, продолживших профильное образование в ссузах и вузах культуры и искусств, до 11%;
- увеличения доли детей, осваивающих на бюджетной основе дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 69%;
- уменьшения доли детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в образовательной организации, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, в том числе детей с ОВЗ, до 33%;
- роста числа обучающихся до 18 лет (на платной основе) до 2240 человек;
- роста числа обучающихся от 18 лет (на платной основе) до 310 человек;
- увеличения доли детей, ставших победителями и призерами всероссийских и международных мероприятий, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 16%;
- увеличения доли детей, охваченных фестивально-конкурсным движением всех уровней, от общего числа обучающихся на бюджетной основе, до 65%;
- увеличения доли детей от общего контингента обучающихся на бюджетной основе, охваченных детскими массовыми сводными коллективами, до 15,9%;
- сохранения доли педагогических кадров с высшим образованием от общего числа педагогов, на уровне 81%;
- рост количества педагогов - победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства, а также отмеченных премиями и грантами различной ведомственной принадлежности, из общего числа преподавателей, до 8 человек;
- повышения качества предоставления услуг (соотношение приобретенного оборудования, мебели к имеющемуся, а также отремонтированных зданий к имеющимся) до 44%;
- увеличения доли МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению противопожарной безопасности и улучшению условий пребывания людей, до 79%;
- сохранения доли МБУ ДО, охваченных мероприятиями по повышению антитеррористической защищенности мест массового скопления людей, от общего числа МБУ ДО, на уровне 100%;
- снижения потребления электроэнергии МБУ ДО от общего числа МБУ ДО по отношению к 2017 году, до 3,7%;
- увеличения доли МБУ ДО, оборудованных энергосберегающим оборудованием от общего числа МБУ ДО, до 80%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.