Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Программе "Развитие культуры
в городе Казани на 2018-2022 годы"
Подпрограмма-2
"Развитие библиотечного дела"
I. Паспорт Подпрограммы-2
Наименование подпрограммы |
"Развитие библиотечного дела" (далее - Подпрограмма-2) |
||
Муниципальный заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление культуры) |
||
Основной разработчик Подпрограммы-2 |
Управление культуры |
||
Исполнители Подпрограммы-2 |
Управление культуры, бюджетные и автономные учреждения г. Казани, подведомственные Управлению культуры |
||
Цель Подпрограммы-2 |
Создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек города Казани, обеспечивающих свободный доступ всех слоев населения к информации |
||
Задачи Подпрограммы-2 |
Повышение общественно значимого статуса библиотек посредством реализации новых информационно-библиотечных практик по привлечению к чтению, актуализация фондов библиотек для обеспечения гарантий доступа населения к информации, а также организация новых сервисных информационно-библиотечных услуг в общественных городских пространствах (парки, скверы, жилые городские массивы) |
||
Сроки реализации Подпрограммы-2 |
2018-2022 годы |
||
Объемы финансирования Подпрограммы-2 с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы-2 составляет 658872,8 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 658622,8 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 250,0 тыс. рублей. |
||
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства* |
||
2018 |
129968,2 |
50,00 |
|
2019 |
131728,8 |
50,00 |
|
2020 |
132308,6 |
50,00 |
|
2021 |
132308,6 |
50,00 |
|
2022 |
132308,6 |
50,00 |
|
Итого |
658622,8 |
250,00 |
|
Примечание: объемы финансирования Подпрограммы-2 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы-2 (индикаторы оценки результатов) и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы-2 |
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 позволит достичь к 2022 году: - обновляемости библиотечных фондов в год (соотношение поступлений и выбытия) на уровне в 2,3 раза; - увеличения количества зарегистрированных в библиотеках пользователей всего до 193235 человек; - увеличения количества учетных записей в Сводном электронном каталоге Республики Татарстан до 5000 единиц; - сохранения количества выездов библиобуса на уровне 70 раз в год; - увеличения доли сотрудников библиотек, повысивших квалификацию, в год до 35% |
II. Характеристика сферы реализации Подпрограммы-2, в том числе перечень проблем, на решение которых направлена Подпрограмма-2
Политика Правительства Республики Татарстан в области развития библиотечного дела и библиотечно-информационного обслуживания населения определена в Законе Республики Татарстан от 21.10.1998 N 1818 "О библиотеках и библиотечном деле", долгосрочной целевой программе развития библиотечного дела в Республике Татарстан на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.08.2009 N 592, в Законе Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" и соответствует приоритетам государственной культурной политики Российской Федерации, обозначенным концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 гг.)".
В век стремительного мирового развития информации усиливается значение общедоступных библиотек и на передний план выходит задача формирования информационной среды общедоступной библиотеки, имеющей не только определенный массив информации, но и владеющей современными информационными коммуникациями их передачи, новейшими практиками поддержки чтения современного читателя, привлечения к чтению жителей мегаполиса - г. Казани.
Библиотека - это единственный социальный институт, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за информационное обеспечение всех сфер жизнедеятельности города.
Современная библиотечная политика влечет за собой необходимость функционально-содержательной реконструкции деятельности библиотек, направленной на переход от своего "затратного" статуса к статусу важнейшего ресурса муниципального образования.
Программа модернизации библиотек предполагает интеграцию библиотечной политики в систему задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года, основной целью которой является внимание к человеческому капиталу; определяет основные приоритеты эффективного, целенаправленного, динамичного развития муниципальных библиотек.
В настоящее время библиотечное обслуживание населения г. Казани осуществляют 53 муниципальные библиотеки, включая библиотечные пункты, в которых во внестационарном режиме предоставляет информационно-библиотечные услуги мобильный библиотечный комплекс "Библиобус".
Общий библиотечный фонд насчитывает более 2,5 миллионов книг и других изданий, в том числе документов на электронных носителях. Число зарегистрированных пользователей составляет более 193 тысяч человек, в течение года библиотеки города посещают более 1,5 миллионов пользователей. Библиотеки имеют выход в Интернет, что позволяет пользоваться электронным Сводным каталогом, производить информационно-библиотечное обслуживание в автоматизированном режиме.
Потребность в библиотечных услугах приводит в библиотеки разнообразные группы населения. Новизна и разнообразие информационных потребностей современного читателя определяют значение информационной функции библиотеки, и векторы ее развития должны отвечать социально-культурным ожиданиям. В данном контексте библиотека должна стать информационным центром всей социально-культурной инфраструктуры города.
Приоритетными направлениями становятся:
- расширение разнообразных форм поддержки чтения, развитие ее методического и методологического сопровождения;
- формирование доступной информационной среды общедоступной библиотеки, активное внедрение в практику работы новых средств отображения информации;
- усиление нестационарных форм информационно-библиотечного обслуживания;
- актуализация библиотечного фонда, оцифровка документных печатных источников;
- введение стратегического управления, создание Центра развития библиотек.
За последний период библиотеками успешно реализуются проекты, направленные на работу на открытых площадках городского пространства, - "Литературные дворики", книжные фестивали. По-настоящему востребованным стала реализация проекта по нестационарному обслуживанию населения в городских поселках, социальных учреждениях, городских мероприятиях - "Библиобус - мобильная библиотека".
Для наиболее активной детской группы пользователей в рамках программ "Говорушечка", каникулярных чтений, Недели детской книги осуществляется комплекс просветительских информационно-библиотечных практик по поддержке детского чтения.
Востребованной стала организация литературных кафе, позволяющих читателям знакомиться с авторами новых литературных произведений. В контексте модернизации библиотечной деятельности успешная методология в организации информационно-библиотечного обслуживания жителей столицы будет развиваться в рамках проектно-целевого управления новациями.
Новые формы привлечения к чтению ориентированы прежде всего на детей и молодежь. Проект "Книголюбофф" предусматривает широкое развитие навыков информационной компетенции у детской и молодежной группы пользователей, которые необходимы для социализации личности в условиях глобальной информатизации общества; привлечение к чтению через клубные формирования. Образовательно-культурный проект "Предисловие" предусматривает формирование текстовой культуры у юных читателей, знаний и навыков распознавания различных литературных жанров и видов изданий, библиотечно-информационную поддержку образовательного процесса и расширение сферы сервисных информационно-библиографических услуг для молодежи. В целях популяризации научных знаний и наилучших образцов художественной классической и современной литературы, формирования навыков критического и образного мышления для младшей возрастной группы детей будут проводиться занимательные библиотечные уроки с квест-играми, литературными путешествиями, мастер-классами.
На повышение компьютерной грамотности, освоение современных средств коммуникации ориентирован проект "Мобильный ликбез" в рамках городского проекта "Жизнелюб" для пожилых жителей города.
Социально-культурный проект "КаЛитКа" (Казанское литературное кафе) предполагает формирование литературного контента, охватывающего яркие события литературной жизни и должен стать "точкой роста" человека читающего.
Ежегодно для жителей и гостей столицы организовываются книжные фестивали "Книга-фест", Библионочи и Библиосумерки, где книга представлена как особое культурологическое явление с филологической и книговедческой, нравственно-гражданской, полиграфической и эстетической точек зрения.
Муниципальная библиотека предполагает современную инфраструктуру. Эволюция форм и функций библиотек приводит к необходимости эстетического и функционального обновления информационного пространства, кардинально меняющих представление о библиотечных учреждениях как маловыразительных и однотипных. Архитектура библиотечного пространства должна предусмотреть возможность поддержки различных форм интеллектуального досуга, в том числе индивидуального (работа с печатными и оцифрованными текстами, медиаресурсами), клубных занятий по читательским интересам, организации дискуссионных и творческих площадок.
Организация библиотечного пространства с учетом потребностей современного читателя - одна из актуальных задач. Продолжится работа по созданию игротек ("Комната сказок"), медиатек, музейных залов (по истории книги), где читатели смогут удовлетворить разнообразные информационные и культурные потребности. Формирование интегрированных структур, способных оказывать услуги многопрофильного характера, позволит наиболее эффективно раскрывать информационные ресурсы библиотеки, успешно организовывать пространство для активизации познавательной, читательской деятельности.
Стремительное проникновение высоких технологий во все без исключения сферы человеческой деятельности требует кардинального реформирования библиотек на новейшем технологическом фундаменте.
Ключевой задачей является создание открытой информационной среды, включая обеспечение информационной прозрачности, в рамках проекта "Цифровая библиотека". Достигнуть реализации данной задачи возможно путем формирования современного технологического фундамента: приобретение новых средств отображения информации, создание всех степеней электронной защиты документов, поддержка и актуализация аппаратно-программной платформы. В рамках данного проекта будет осуществляться оцифровка печатных изданий о Казани с выделением в структуре администратора проекта, занимающегося согласованием с правообладателем условий получения массива изданий, на которые распространяется авторское право. Данный проект воспрепятствует утрате культурных ценностей (печатных изданий) путем создания электронных страховых копий изданий о г. Казани. В рамках данного проекта будет создаваться полнотекстовая база данных по значимым событиям столицы, опубликованных в периодических изданиях.
Новые творческие инициативы могут быть реализованы совершенствованием методов управления, использованием принципов стратегического менеджмента. Организация Центра развития библиотек, основной целью деятельности которого является формирование позитивного имиджа муниципальных библиотек, создание новой архитектуры библиотечного пространства (ребрендирование), предусматривает:
- внедрение информационно-библиотечных практик в открытое общественное пространство (парки, скверы, жилые городские массивы), активное продвижение имиджевой политики общедоступных библиотек;
- реализация социокультурных практик, направленных на максимальную доступность информационно-библиотечных услуг, внутренний и внешний маркетинг;
- адресное сопровождение городских социокультурных мероприятий;
- вывод новых информационно-библиотечных услуг на рынок социокультурной сферы.
III. Цели и задачи Подпрограммы-2 с указанием сроков реализации
Целью Подпрограммы-2 является создание современного узнаваемого образа муниципальных библиотек города Казани, обеспечивающих свободный доступ всех слоев населения к информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующей задачи - повышение общественно значимого статуса библиотек посредством реализации новых информационно-библиотечных практик по привлечению к чтению, актуализация фондов библиотек для обеспечения социальных гарантий населения на доступ к информации, а также организация новых сервисных информационно-библиотечных услуг в общественных городских пространствах (парки, скверы, жилые городские массивы).
Решение данной задачи предполагает создание модели библиотечных фондов, отвечающей запросам современных пользователей, формирование мотивационного чтения, повышение читательской культуры, ведение Сводного электронного каталога, отображающего информационные ресурсы муниципальных библиотек, обеспечение максимальной доступности информационно-библиотечных ресурсов муниципальных библиотек для населения города путем организации нестационарных форм деятельности, повышение профессиональной компетенции, знаний и навыков специалистов.
Основными показателями решения данной задачи являются обновляемость библиотечных фондов в год (соотношение поступлений и выбытия из библиотечных фондов), количество зарегистрированных в библиотеках пользователей, количество учетных записей (названий новых печатных изданий, оцифрованных документов) в Сводном электронном каталоге Республики Татарстан, количество выездов библиобуса в год и доля сотрудников библиотек, повысивших квалификацию, в год.
Срок реализации Подпрограммы-2 - 2018-2022 годы.
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы-2
Общий объем финансирования Подпрограммы-2 составляет 658872,8 тыс. рублей, из них за счет средств бюджета муниципального образования г. Казани - 658622,8 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - 250,0 тыс. рублей.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
|
Бюджет муниципального образования г. Казани |
Внебюджетные средства* |
|
2018 |
129968,2 |
50,00 |
2019 |
131728,8 |
50,00 |
2020 |
132308,6 |
50,00 |
2021 |
132308,6 |
50,00 |
2022 |
132308,6 |
50,00 |
Итого |
658622,8 |
250,00 |
Примечание: объемы финансирования Подпрограммы-2 носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
* платные сервисные услуги
V. Оценка социально-экономической эффективности Подпрограммы-2
Главный социально-экономический эффект от реализации Подпрограммы-2 будет выражаться в реконструкции социально-культурной значимости муниципальных библиотек, что в конечном итоге будет способствовать формированию информационно-библиотечной инфраструктуры и созданию максимальной доступности библиотечных ресурсов, комфортности их получения.
Эффект отложенного действия будет выражаться:
- в активизации творческого потенциала читателей - жителей Казани;
- во включении населения в разнообразные виды практической деятельности в условиях современной библиотеки;
- в предоставлении возможности для реализации позитивных планов и интересов, чтобы стать активным участником обновления, развития столицы.
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 позволит достичь следующих результатов:
- обеспечить обновляемость библиотечных фондов в год (соотношение поступлений и выбытия) на уровне в 2,3 раза;
- увеличить количество зарегистрированных в библиотеках пользователей всего до 193235 человек;
- увеличить количество учетных записей (названий новых печатных изданий, оцифрованных документов) в Сводном электронном каталоге Республики Татарстан до 5000 единиц;
- сохранить количество выездов библиобуса на уровне 70 раз в год;
- увеличить долю сотрудников библиотек, повысивших квалификацию, в год до 35%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.