Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 4 апреля 2017 г. N 3а-342/2017
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 11-АПГ17-14 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дениса Александровича Гусева к Казанской Городской Думе о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 16 июля 2010 года N 9-52 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава г. Казани)" в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 территориальной зоны особо охраняемые природные территории (Р1),
установил:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете "Казанские ведомости" от 7 мая 2004 года N 102.
Решением Казанской городской Думы от 16 июля 2010 года N 9-52 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава г. Казани)" внесены изменения, в том числе в карту зон градостроительных регламентов Правил, она дополнена территорией, присоединенной к Авиастроительному, Советскому и Приволжскому районам города Казани, установлены границы территориальных зон. В результате данных изменений земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62 был отнесен к территориальной зоне особо охраняемые природные территории (Р1).
Это решение опубликовано в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 29 июля 2010 года N 28.
Д.А. Гусев обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 16 июля 2010 года N 9-52 в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 территориальной зоны особо охраняемые природные территории (Р1).
По мнению административного истца, оспариваемый им в части нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Д.А. Гусев полагает, что административным ответчиком зонирование территории жилого массива Кадышево города Казани осуществлено с нарушением действующего земельного и градостроительного законодательства, в результате чего земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62 вошел в территориальную зону особо охраняемые природные территории (Р1), чем нарушаются его права и законные интересы в сфере землепользования, создаются препятствия в использовании спорного земельного участка в соответствии с его назначением.
В судебном заседании представитель административного истца И.Р. Калимуллин административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан А.Г. Ибрагимова, А.А. Латыпова административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 3 части 3 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о нарушении административным ответчиком при зонировании территории жилого массива Кадышево города Казани действующего земельного и градостроительного законодательства,), и поэтому неправомерном включении земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 в территориальную зону особо охраняемые природные территории (Р1), суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (пункты 6, 7).
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8).
Частями 2 и 4 статьи 30 того же Кодекса установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, и градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, при этом они не изменяют назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе генеральные планы городских округов (пункт 1 статьи 18).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменения установлен статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Мэра города Казани от 15 апреля 2010 года N 97, опубликованным в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 22 апреля 2010 года N 14, назначено проведение публичных слушаний в городе Казани по проекту решения Казанской городской Думы "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава города Казани)".
Приложениями N 2, N 3, N 4 к указанному проекту решения являются фрагменты карты зон градостроительных регламентов, на которых обозначены границы территории, присоединенной к Авиастроительному, Советскому и Приволжскому районам города Казани, установлены границы территориальных зон, в том числе территориальной зоны особо охраняемые природные территории (Р1) в жилом массиве Кадышево Авиастроительного района.
Названные публичные слушания состоялись 12 мая 2010 года в городе Казани, по их результатам составлен протокол и заключение, опубликованное в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 15 июля 2010 года N 26.
Таким образом, процедура принятия Казанской городской Думой решения от 16 июля 2010 года N 9-52 соответствует положениям статей 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани, утвержденному решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 года N 7-9, а также Правилам.
Доводы административного истца о незаконном изменении территориальной зоны индивидуальной жилой застройки (Ж2), в которой находился земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62, на зону особо охраняемые природные территории (Р1) являются несостоятельными.
Генеральный план города Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 23-26, отнес земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62 к функциональной зоне лесов и лесопарков и зоне особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, внесенные оспариваемым решением в Правила изменения в карту зон градостроительных регламентов, которыми фактически произведено территориальное зонирование в отношении территории, присоединенной к Авиастроительному, Советскому и Приволжскому районам города Казани, и установлены границы территориальных зон, в том числе территориальной зоны особо охраняемые природные территории (Р1) в жилом массиве Кадышево Авиастроительного района, где находится земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62, в настоящее время соответствуют документам территориального планирования городского округа Казани.
Суд также учитывает, что из содержания части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в использовании земельного участка в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дениса Александровича Гусева к Казанской Городской Думе о признании недействующим решения Казанской городской Думы от 16 июля 2010 года N 9-52 "О внесении изменений в Правила застройки и землепользования (часть II Градостроительного устава г. Казани)" в части установления на карте зон градостроительных регламентов в границах земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 территориальной зоны особо охраняемые природные территории (Р1) отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 апреля 2017 г. N 3а-342/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 19 января 2018 г.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 11-АПГ17-14 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения