Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 13 октября 2017 г. N 3а-556/2017
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.P. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан к Совету города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующими в части абзацев третьего и тринадцатого пункта 8.2.30, пунктов 8.2.31, 8.5.5, пункта 2.9.5, абзаца восьмого пункта 4.5.5, абзаца второго пункта 8.6.1, пункта 8.9.2.20, абзаца второго пункта 8.2.1.3, пунктов 8.6.17, 8.9.2.11, 8.12.1, 8.12.3 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251,
установил:
Решением Совета города Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 26 мая 2014 года N 251 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Правила).
Указанные решение и Правила опубликованы в газете "Зеленодольская правда" от 30 мая 2014 года N 39 (14459), а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
В настоящее время Правила действуют в редакции решения Совета города Зеленодольска от 8 августа 2016 года N 80.
Пунктом 2.9.5 Правил предусмотрено, что за ненадлежащее содержание средств наружной рекламы и информации, уборку и санитарное содержание земельного участка и прилегающей территории ответственность несут владельцы средств наружной рекламы и информации.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 4.5.5 Правил лица осуществляющие деятельность по организации, эксплуатации парковок и стоянок, вне зависимости от форм собственности обязаны содержать территорию парковок и стоянок с соблюдением санитарных норм и правил пожарной безопасности. Регулярно проводить санитарную обработку и очистку прилегающей территории, установить мусорные контейнеры (урны), обеспечивать регулярный вывоз твердых бытовых отходов, снега.
Согласно абзацу второму пункта 8.2.1.3 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные домовладельцы, садовые товарищества и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории городского поселения, обязаны обеспечивать наличие на прилегающей для благоустройства территории урн, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, контейнерных площадок, а в неканализованных зданиях, строениях и сооружениях - оборудовать сборники (выгребы) для жидких отходов.
В силу абзаца второго пункта 8.6.1 Правил содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, газонов находящихся на прилегающей территории или в собственности организаций, собственников, арендаторов помещений, производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам.
Пунктом 8.6.17 Правил установлено, что руководители предприятий, организаций, владельцы индивидуальных жилых домов, имеющие зеленые насаждения и газоны на закрепленных территориях, обязаны:
- обеспечивать сохранность зеленых насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за зелеными насаждениями;
- не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке.
На основании пункта 8.9.2.11 Правил производитель земляных, строительных и ремонтных работ обязан содержать строительную площадку (зону производства работ) и прилегающую территорию (пятиметровая зона по всему периметру) в надлежащем состоянии. Складировать оборудование, строительные материалы, мусор, грунт, снег, отходы строительного производства, а также устанавливать бытовые вагончики за территорией строительной площадки.
В соответствии с пунктом 8.9.2.20 Правил при осуществлении нового строительства либо реконструкции частных жилых домов, дач и другой малоэтажной застройки ответственность за санитарное состояние прилегающей территории, определенной пунктом 3.2 настоящих Правил, несут застройщики. При завершении строительства индивидуального жилого дома владелец обязан восстановить нарушенные в процессе строительства подъездные пути за свой счет или принять долевое участие в ремонте.
Согласно пункту 8.12.1 Правил благоустройство прилегающих территорий осуществляется собственниками расположенных на них зданий (помещений в них), строений и сооружений, за счет собственных средств.
В силу пункта 8.12.3 Правил собственники зданий (помещений в них), строений и сооружений должны обеспечивать соблюдение настоящих Правил, систематическое выполнение перечня работ по благоустройству на прилегающих и закрепленных территориях.
Заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2.9.5, абзаца восьмого пункта 4.5.5, абзаца второго пункта 8.6.1, пункта 8.9.2.20, абзаца второго пункта 8.2.1.3, пунктов 8.6.17, 8.9.2.11, 8.12.1, 8.12.3 Правил.
По мнению административного истца, оспариваемые им положения Правил противоречат статьям 37-39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, поскольку устанавливают для собственников, владельцев, пользователей зданий и земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что не относится к компетенции органов местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца А.Р. Валиахметов административное исковое заявление поддержал.
Представитель Совета города Зеленодольска О.Г. Васильев административный иск не признал.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 19 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 19 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования "город Зеленодольск", принятого решением Совета города Зеленодольска от 14 декабря 2005 года N 21.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском поселении Зеленодольск в соответствии со статьей 6 его Устава является Совет города Зеленодольска.
На основании статей 22, 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 32 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" к компетенции Совета города. Зеленодольска отнесено установление общеобязательных правил на территории города Зеленодольск в соответствии с законодательством.
В силу требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 19 Устава муниципального образования "город Зеленодольск" 14 мая 2014 года по проекту решения Совета города Зеленодольска "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" проведены публичные слушания.
Данные публичные слушания были назначены на основании постановления Мэра города Зеленодольска от 24 апреля 2014 года N 5, опубликованного в газете "Зеленодольская правда" от 7 мая 2014 года N 33.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в газете "Зеленодольская правда" от 16 мая 2014 года N 35.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом города Зеленодольска в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемые им положения Правил противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливают для собственников, владельцев, пользователей зданий и земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что не относится к компетенции органов местного самоуправления, суд приходит к следующему.
На основании пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Из правового анализа приведенного выше законодательства в его системном единстве со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37-39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. При этом возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Таким образом, Совет города Зеленодольска, регламентируя в Правилах вопросы содержания и уборки прилегающих к земельным участкам территорий, мог установить нормы, определяющие исключительно порядок участия в благоустройстве названных территорий и только в отношении собственников зданий (помещений в них) и сооружений.
Между тем, как следует из содержания оспариваемых норм Правил, административный ответчик установил обязанность граждан и организаций по обеспечению содержания и уборки закрепленных и прилегающих территорий, понуждая лиц, не являющихся собственниками или законными владельцами земельных участков, к выполнению установленных данными нормами обязанностей.
Принимая во внимание указанное, пункт 2.9.5, абзац восьмой пункта 4.5.5, абзац второй пункта 8.6.1, пункт 8.9.2.20 Правил подлежат признанию недействующими в части слов "прилегающей территории", абзац второй пункта 8.2.1.3 Правил - в части слов "прилегающей для благоустройства территории", пункт 8.6.17 Правил - в части слов "закрепленных территориях", пункт 8.9.2.11 Правил - в части слов "прилегающую территорию (пятиметровая зона по всему периметру)", пункт 8.12.1 Правил - в части слов "прилегающих территорий", пункт 8.12.3 Правил - в части слов "прилегающих и закрепленных, территориях".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что Правила в оспариваемой части до вынесения решения суда применялись, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующих частях со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.9.5, абзац восьмой пункта 4.5.5, абзац второй пункта 8.6.1, пункт 8.9.2.20, в части слов "прилегающей территории", абзац второй пункта 8.2.1.3 в части слов "прилегающей для благоустройства территории", пункт 8.6.17 в части слов "закрепленных территориях", пункт 8.9.2.11 в части слов "прилегающую территорию (пятиметровая зона по всему периметру)", пункт 8.12.1 в части слов "прилегающих территорий", пункт 8.12.3 в части слов "прилегающих и закрепленных, территориях" Правил благоустройства территории муниципального образования "город Зеленодольск" Зеленодольского муниципального района, утвержденных решением Совета города Зеленодольска от 26 мая 2014 года N 251.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газете "Зеленодольская правда", а также на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://zelenodolsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 октября 2017 г. N 3а-556/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 22 января 2018 г.