Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 сентября 2017 г. N 3а-493/2017
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 11-АПГ17-30 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Альметьевскому городскому Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решения Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 года N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда,
установил:
решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 23 ноября 2006 года N 42 утвержден Генеральный план города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Данное решение опубликовано в газете "Знамя труда" от 14 декабря 2006 года N 325-327.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 года N 42 в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда: части выделов 36, 37, 41 квартала 172, выделов 23-40, 44-46, 49, 51, 52, части выделов 8, 9, 18, 21, 43, 47, 48, 50 квартала 173, части выделов 49, 51, 52, 56, 57, 60, 66, 67, 68, 69 квартала 175, части выделов 16, 17, 20, 21, 22 квартала 187, выделов 1-11 квартала 189, выделов 1-14 квартала 190, выделов 10-13, части выделов 9, 14, 16, 22, 23, 34 квартала 195, выдела 11, части выделов 10, 12 квартала 201, выдела 2, 4, 7, 8, части выделов 1, 3, 5, 6 квартала 202, выделов 12-15, части выдела 11 квартала 203, выделов 18, 19, 21, части выдела 22 квартала 204, выделов 21, 23, части выдела 19 квартала 205 Поташно-Полянского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан;
выделов 13-20, части выдела 11 квартала 158, выделов 10-13, 15-21, части выдела 14 квартала 161, выделов 4-7, 9 квартала 162, выделов 1-5 квартала 172 Миннибаевского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования города Альметьевска. Согласно данному Генеральному плану в эти границы включены перечисленные лесные участки.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана города Альметьевска не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления муниципального образования города Альметьевска распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.
В судебном заседании представитель административного истца Е.А. Якунина административное исковое заявление поддержала.
Представитель Альметьевского городского Совета Е.А. Киселева административный иск не признала.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Р.Р. Камалова административное исковое заявление поддержала.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 20 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования города Альметьевска, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Альметьевска от 2 декабря 2005 года N 16.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании города Альметьевска в соответствии со статьей 6 его Устава, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Альметьевска от 2 декабря 2005 года N 16, является Альметьевский городской Совет.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4, пунктами 1-3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, границы земель лесного фонда.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации было закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления главой городского поселения на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае непоступления в установленный срок главе городского поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее Положение).
Пунктами 2-4, подпунктом "а" пункта 5, пунктами 6-10 Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным с этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться.
В случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта), являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Положения, Министерство регионального развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект Генерального плана города Альметьевска на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы города Альметьевска при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Административным ответчиком не представлены суду доказательства направления органами местного самоуправления города Альметьевска в Министерство регионального развития Российской Федерации проекта данного документа территориального планирования.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана Альметьевска представляться на утверждение Альметьевскому городскому Совету и утверждаться им не мог.
По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" картографического совмещения материалов лесоустройства с границей города Альметьевска установлено включение земель лесного фонда в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство также подтверждается схемой расположения границ, имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра, информацией, содержащейся в картах-схемах и не отрицается административным ответчиком.
Не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска доводы административного ответчика о согласовании проекта генерального плана исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, поскольку согласование документов территориального планирования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, законодательством не предусмотрено.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя Альметьевского городского Совета о том, что спорные лесные участки были включены в границы города Альметьевска, на основании нормативных правовых актов, изданных до утверждения оспариваемого Генерального плана, так как проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит решение Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 года N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", а не иные нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Альметьевского городского Совета от 23 ноября 2006 года N 42 "О генеральном плане города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", в части включения в границы города Альметьевска участков, расположенных на землях лесного фонда:
части выделов 36, 37, 41 квартала 172, выделов 23-40, 44-46, 49, 51, 52, части выделов 8, 9, 18, 21, 43, 47, 48, 50 квартала 173, части выделов 49, 51, 52, 56, 57, 60, 66, 67, 68, 69 квартала 175, части выделов 16, 17, 20, 21, 22 квартала 187, выделов 1-11 квартала 189, выделов 1-14 квартала 190, выделов 10-13, части выделов 9, 14, 16, 22, 23, 34 квартала 195, выдела 11, части выделов 10, 12 квартала 201, выдела 2, 4, 7, 8, части выделов 1, 3, 5, 6 квартала 202, выделов 12-15, части выдела 11 квартала 203, выделов 18, 19, 21, части выдела 22 квартала 204, выделов 21, 23, части выдела 19 квартала 205 Поташно-Полянского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан;
выделов 13-20, части выдела 11 квартала 158, выделов 10-13, 15-21, части выдела 14 квартала 161, выделов 4-7, 9 квартала 162, выделов 1-5 квартала 172 Миннибаевского участкового лесничества Альметьевского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газетах "Альметьевский вестник", "Элмет таннары", а также на официальном сайте Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 сентября 2017 г. N 3а-493/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 4 апреля 2018 г.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 января 2018 г. N 11-АПГ17-30 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения