Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 6 февраля 2018 г. N 3а-230/2018
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Р.М. Гильманова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дениса Александровича Гусева к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 к функциональной зоне лесов и лесопарков и зоне особо охраняемых природных территорий,
установил:
решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года N 23-26 утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани.
Данное решение и Генеральный план опубликованы в газете "Казанские ведомости" от 29 декабря 2007 года N 272.
Генеральный план состоит из текстовых и графических материалов, включающих в себя, в том числе, Схему функциональных зон, согласно которой земельный участок с кадастровым номером... включен в функциональные зоны лесов и лесопарков, особо охраняемых природных территорий.
Д.А. Гусев, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62, площадью 1010 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город "адрес", обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 к функциональным зонам лесов и лесопарков, особо охраняемых природных территорий.
По мнению административного истца, оспариваемый им в части нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 30, пункту 4 части 1 статьи 34, части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Д.А. Гусев полагает, что административным ответчиком территориальное планирование жилого массива Кадышево города Казани осуществлено с нарушением действующего земельного и градостроительного законодательства, в результате чего земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62 вошел в функциональные зоны лесов и лесопарков, особо охраняемых природных территорий, чем нарушаются его права и законные интересы в сфере землепользования, создаются препятствия в использовании спорного земельного участка в соответствии с его назначением.
В судебном заседании представитель административного истца И.Р. Калимуллин административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан А.Г. Ибрагимова, А.А. Латыпова административный иск не признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 3 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено утверждение генерального плана.
Во исполнение требований статей 16, 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 8, 19 Устава муниципального образования города Казани 25 декабря 2006 года по проекту генерального плана проведены публичные слушания, назначенные постановлением Мэра города Казани от 23 ноября 2006 года N 296.
По результатам публичных слушаний составлено заключение, которое было опубликовано в газете "Казанские ведомости" от 23 февраля 2007 года N 41.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что оспариваемые им положения Генерального плана муниципального образования города Казани противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, и в результате незаконного территориального планирования жилого массива Кадышево города Казани принадлежащий Д.А. Гусеву земельный участок с кадастровым номером... отнесен к функциональным зонам лесов и лесопарков, особо охраняемых природных территорий, суд приходит к следующему.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям государственного кадастра недвижимости названный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 30 декабря 2009 года с видом разрешенного использования "строительство индивидуального жилого дома и ведение подсобного хозяйства".
Вместе с этим территория, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 16:16:212204:62 отнесена к функциональным зонам лесов и лесопарков, зоне особо охраняемых природных территорий уже в 2007 году при принятии оспариваемого Генерального плана муниципального образования города Казани.
Несостоятельными суд находит доводы административного истца о том, что функциональные зоны на спорной территории установлены без учета существующего землепользования, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Д.А. Гусеву.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует функциональному назначению территории в границах которой он находится, градостроительным законодательством не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями функциональному назначению и градостроительного регламента, устанавливаемого документами территориального планирования, градостроительного зонирования территории.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемой части нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Дениса Александровича Гусева к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 16:16:212204:62 к функциональной зоне лесов и лесопарков и зоне особо охраняемых природных территорий отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 февраля 2018 г. N 3а-230/2018
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 4 апреля 2018 г.