Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 сентября 2017 г. N 3а-506/2017
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 11-АПГ17-31 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Нэфис косметикс" к Министерству культуры Республики Татарстан о признании недействующими пунктов 58, 59, 60, 61, 62, 275 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од,
установил:
Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од утвержден Предмет охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани (приложение N 2).
Указанные приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 марта 2017 года за N 3862, опубликован на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 марта 2017 года.
Данным нормативным актом в число исторически ценных градоформирующих объектов, являющихся предметом охраны исторического поселения города Казани, включены: расположенные по адресу: Республика Татарстан, город Казань, ул. Габдулы Тукая, дом 152 (ул. Братьев Петряевых, дом 152),
здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 486,4 квадратных метров, кадастровый номер 16:50:080610:96 (пункт 58);
здание, назначение: нежилое, 2-5-этажное, общей площадью 2992,9 квадратных метров, кадастровый номер 16:50:080610:64 (пункты 59, 60);
ворота (пункт 61);
здание цеха N 2 отделение компрессорное, колонной гидрогенизации, жирокислотное разварочное, катализаторное, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 2432,1 квадратных метров, кадастровый номер 16:50:080610:138 (пункт 62),
а также здание склада, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 100,8 квадратных метров, кадастровый номер 16:50:080620:11, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, ул. Ново-Вахитовская, дом 61 (пункт 275).
Акционерное общество (далее - АО) "Нэфис косметикс", являющееся собственником вышеперечисленных объектов недвижимости, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании пунктов 58, 59, 60, 61, 62, 275 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, полагая их противоречащими пункту 2 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По мнению административного истца, оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку спорные объекты недвижимости были включены административным ответчиком в число исторически ценных градоформирующих объектов спонтанно, только по принципу их нахождения в границах исторического поселения города Казани. Оценка указанных зданий и строения на предмет их соответствия требованиям, перечисленным в статье 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, Министерством культуры Республики Татарстан не проводилась.
В судебном заседании представитель АО "Нэфис косметикс" А.В. Иванова административное исковое заявление поддержала.
Представитель Министерства культуры Республики Татарстан А.А. Сулейманова административный иск не признала.
Представители Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М. Мухамадиева, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Б.Ф. Хабибуллин с административным исковым заявлением не согласились.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
Статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что предмет охраны исторического поселения включает в себя, в том числе, исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами (подпункт 1 пункта 2).
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 4).
Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7).
На основании пункта 4 части 2 статьи 4 Закон Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан относится кроме прочего утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Татарстан, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
Согласно части 11 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан в порядке, установленном частями 3-10 настоящей статьи, то есть в порядке и при наличии документов необходимых для принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.
Органом охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан является Министерство культуры Республики Татарстан, что следует из пункта 1.1 Положения о данном министерстве, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2005 года N 409.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Министерством культуры Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что спорные объекты недвижимости были включены административным ответчиком в число исторически ценных градоформирующих объектов спонтанно, только по принципу их нахождения в границах исторического поселения города Казани, их оценка на предмет соответствия требованиям, перечисленным в статье 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, Министерством культуры Республики Татарстан не проводилась, суд приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 марта 2015 года N 188 утвержден перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения Республики Татарстан, куда включен город Казань (пункт 1).
Министерством культуры Республики Татарстан по собственной инициативе, до принятия этого нормативного правового акта, для выполнения работ по разработке проекта границ и режимов использования территории исторического поселения города Казани, с обществом с ограниченной ответственностью "Забир" был заключен государственный контракт N 174 от 29 июля 2013 года.
Последним во исполнение этого контракта на основе необходимых историко-архивных, историко-градостроительных, архивных исследований были подготовлены проекты границ и режимов территории исторического поселения города Казани, предмета его охраны.
Данные проекты и собранные при их подготовке материалы были предметом неоднократного обсуждения на заседаниях Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан, созданном приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 8 августа 2011 года N 589, а также согласовывались с Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт был принят Министерством культуры Республики Татарстан в соответствии с положениями частей 3-10 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ. Включение спорных зданий, упомянутых в пунктах 58, 59, 60, 61, 62, 275 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам, является обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од, в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Нэфис косметикс" к Министерству культуры Республики Татарстан о признании недействующими пунктов 58, 59, 60, 61, 62, 275 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218 од, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2017 г. N 3а-506/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 25 апреля 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 11-АПГ17-31 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения