Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 января 2018 г. N 3а-61/2018
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 11-АПГ18-5 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Э.В. Кириллова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Талии Миргарифановны Хасановой к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим пункта 2.3 Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате за землю", введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 года N 86, в части,
установил:
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате за землю" утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение), в качестве приложения к которому установлен Перечень поправочных коэффициентов, учитывающий вид использования земельного участка.
Данное постановление, Положение опубликованы в газете "Известия Татарстана" от 14 февраля 1995 года N 28.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 года N 86 "О внесении изменений в Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате за землю" раздел 2 Положения дополнен пунктом 2.3, согласно которому размер арендной платы за пользование земельным участком в период осуществления строительства объектов определяется с учетом вида его разрешенного использования и поправочного коэффициента по соответствующему виду использования земельного участка, установленного в приложении к настоящему Положению.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 года N 86 опубликовано в печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 17 февраля 2012 года N 13, ст. 0500.
Т.М. Хасанова обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим пункта 2.3 Положения в отношении земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: (адрес) предоставленного ей в аренду, ссылаясь на его противоречие постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
По мнению административного истца, пункт 2.3 Положения в оспариваемой части не отвечает принципу экономической обоснованности установления арендной платы за земельные участки, а также принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.
В судебном заседании представитель административного истца Р.Р. Мингазов административное исковое заявление поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Ю.Н. Олонова, З.З. Галяутдинов, являющийся также представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, административный иск не признали.
Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 были утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы) и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления Основных принципов является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, за исключением случаев утверждения ставок арендной платы непосредственно федеральным законом, тогда они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
К основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Обращаясь к доводам административного истца о несоответствии пункта 2.3 Положения в оспариваемой части принципам экономической обоснованности и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, суд приходит к следующему.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О изложена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Таким образом, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 2.3 Положения, введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 года N 86, установлено новое правовое регулирование размера арендной платы за пользование земельным участком в период осуществления на нем строительства объектов.
Регламентом Кабинета Министров Республики Татарстан (далее - Регламент), утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 декабря 2005 года N 563, предусмотрено, что проекты актов вносятся в Кабинет Министров с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений (пункт 54). Проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы бюджета Республики Татарстан, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Республики Татарстан, которое в своем заключении дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для бюджета республики (пункт 61).
Однако текст пояснительной записки к проекту постановления от 6 февраля 2012 года N 86 и заключений государственных органов и органов местного самоуправления, приложенных к ней, не содержат обоснование, чем вызвана необходимость ввода этой нормы, более того, пункт 2.3 Положения в них не упоминается.
Экономическое обоснование к пункту 2.3 Положения, составленное представителем административного ответчика, также не может быть признано надлежащим доказательством обоснованности введения нового правового регулирования, так как является мнением административного ответчика по делу.
Иных документов об оценке экономических факторов, свидетельствующих о соответствии уровня доходности земельных участков при строительстве на них объекта и при эксплуатации законченного строительством объекта с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии пункта 2.3 Положения в оспариваемой части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим.
Принимая во внимание, что оспариваемый пункт Положения затрагивает права административного истца только в части определения арендной платы за земельный участок, на котором находится принадлежащий ей объект незавершенного строительства, административное исковое заявление подлежит удовлетворению применительно к названному земельному участку.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемая норма применялась, суд полагает возможным признать ее недействующей со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Талии Миргарифановны Хасановой удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 2.3 Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате на землю", введенного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 февраля 2012 года N 86, в отношении земельного участка с кадастровым номером...., расположенного по адресу: (адрес).
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 января 2018 г. N 3а-61/2018
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Татарстан (http://vs.tat.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2018 г. N 11-АПГ18-5 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения