Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 октября 2015 г. N 3-145/2015
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретарях Д.В. Залялтдиновой, Э.Н. Альмеевой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан З.Г. Ахатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Анвара Саидгараевича Гадельшина к Лениногорскому городскому Совету муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений Правил благоустройства муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан, утвержденных решением Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 20 июня 2012 года N 65,
установил:
решением Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 20 июня 2012 года N 65 утверждены Правила благоустройства муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в печатном издании "Лениногорские вести" от 18 июля 2012 года N 55 (12462), а также на официальном сайте муниципального образования http://leninogorsk.tatarstan.ru.
В настоящее время Правила действуют в редакции решений Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 19 декабря 2012 года N 80, от 1 марта 2013 года N 89, от 3 декабря 2013 года N 115, от 26 марта 2014 года N 131, от 6 мая 2015 года N 201, от 30 июля 2015 года N 216.
Подпунктом 11 пункта 1.5 Правил обязанность обеспечивать чистоту и порядок, уборку и содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, возложена на собственников помещений такого дома либо организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.
В соответствии с абзацем первым пункта 8.2.1 Правил физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, следует соблюдать чистоту и поддерживать порядок, на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладений, своевременно производить уборку территории от мусора (от сорной травы) от снега (в зимнее время), содержание соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, своевременно производить очистку крыш домов и зданий от снега и сосулек, организовать посадку цветов, клумб, соблюдать нормы и требования настоящих Правил, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями, в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и Порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утвержденным органом местного самоуправления.
Пунктом 8.2.17 Правил определено, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органа местного самоуправления.
Согласно пункту 8.2.22 Правил очистка и уборка водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, производится лицами, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Правил.
Из пункта 8.2.30 Правил следует, что органы местного самоуправления могут на добровольной основе привлекать граждан для выполнения работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования.
Привлечение граждан к выполнению работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования следует осуществлять на основании постановления администрации муниципального образования.
В силу пункта 8.3.4 Правил мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов необходимо производить силами организаций и собственниками помещений.
На основании пункта 8.5.4.7 Правил запрещено производить какие-либо изменения балконов, лоджий, развешивать ковры, одежду, белье на балконах и окнах наружных фасадов зданий, выходящих на улицу, а также загромождать их разными предметами домашнего обихода.
А.С. Гадельшин обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующими со дня принятия:
- подпункта 11 пункта 1.5 Правил, в части слов "дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки";
- пункта 8.2.1 Правил, в части возложения обязанности на физических лиц своевременно производить уборку территории от мусора (от сорной травы) от снега (в зимнее время);
- пункта 8.2.17 Правил, в части слов "либо на прилегающих территориях";
- пункта 8.2.22 Правил, в части возложения обязанности на физических лиц производить очистку и уборку водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и фунтовых вод из дворов;
- абзаца второго пункта 8.2.30;
- пункта 8.3.4;
- пункта 8.5.4.7 Правил, в части запрещения производить какие-либо изменения балконов.
По мнению административного истца, оспариваемые им положения пунктов 1.5, 8.2.1, 8.2.17, 8.2.22, 8.3.4 Правил противоречат пункту 4 части 1 статьи 36 и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку возлагают на него, как на собственника жилого помещения в многоквартирном доме, дополнительные обязанности по содержанию, обслуживанию и уборке дворовой и прилегающей территории и расположенных на ней объектов, которые не входят в состав имущества многоквартирного дома. Абзац второй пункта 8.2.30 противоречит положениям части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации, запрещающей принудительный труд. Пункт 8.5.4.7 Правил в оспариваемой части исключает возможность изменения технического оформления и переоборудования балконов, если это осуществлено в соответствии с техническими регламентами о безопасности зданий и сооружений, что не согласуется с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании А.С. Гадельшин административное исковое заявление поддержал.
Представитель Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан И.Р. Хайбрахманов заявленные административные исковые требования не признал.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные А.С. Гадельшиным требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
На основании пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Состав общего имущества в многоквартирном доме установлен в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 4).
Статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Реализуя полномочия, предусмотренные указанной нормой, Правительством Российской Федерации постановлением от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 2 которых конкретизирован состав общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя, в том числе: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"), а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, такие как коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Проверяя соответствие Правил в оспариваемой части вышеприведенным нормам федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что положения пунктов 1.5, 8.2.1, 8.2.22, 8.2.30, 8.3.4, с законностью которых не соглашается административный истец, им не противоречат.
Подпункт 11 пункта 1.5 Правил, возлагая обязанность на собственников помещений многоквартирного жилого дома либо на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, по уборке и содержанию земельного участка, описывает состав имущества многоквартирного дома, расположенного на этом земельном участке, воспроизводя при этом положения пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
Пункты 8.2.1, 8.2.22, 8.3.4 находятся в разделе 8 "Эксплуатация объектов благоустройства" Правил и по своему содержанию предписывают физическим лицам своевременно производить уборку территории от мусора (от сорной травы) от снега (в зимнее время) (пункт 8.2.1), очистку и уборку водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов (пункт 8.2.22), мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов (пункт 8.3.4).
В указанных пунктах при описании территории, где необходимо осуществлять перечисленную деятельность, используются такие понятия как "территория домовладения", "дворовая территория", "двор", го есть составные части объекта, указанного в подпункте 11 пункта 1.5 Правил. Следовательно, указанные нормы не противоречат приведенным выше положениям федерального законодательства.
Суд находит несостоятельными доводы административного истца о несоответствии нормам части 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации положений абзаца второго пункта 8.2.30 Правил, поскольку они оцениваются им в отрыве от контекста указанного пункта Правил.
Абзац первый пункта 8.2.30 Правил предусматривает возможность привлечения органами местного самоуправления граждан для выполнения работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования только на добровольной основе.
В абзаце втором этого пункта Правил описан порядок оформления такого привлечения граждан к выполнению работ по уборке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования путем вынесения постановления администрации муниципального образования. При этом добровольный характер выполнения данных работ не изменяется.
Вместе с тем положения пункта 8.2.17 Правил, предусматривающие, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся на прилегающих территориях, производится силами и средствами собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органа местного самоуправления, противоречат приведенным нормам федерального законодательства.
Как указано выше, возложение на собственников жилых помещений в многоквартирном доме и, как следствие, земельных участков, на котором расположен этот многоквартирный дом, обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, указанные положения Правил устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что согласно приведенным нормам права не относится к компетенции органов местного самоуправления, поэтому они не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству.
Суд соглашается и с требованиями административного истца о признании пункта 8.5.4.7 Правил в части запрещения производить какие-либо изменения балконов незаконным по следующим основаниям.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации балконные плиты относятся к ограждающим несущим конструкциям жилого дома, а потому являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, право распоряжения данным имуществом, в том числе право на его перепланировку и реконструкцию, принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме и может быть ограничено в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, установленное Правилами однозначное запрещение производить какие-либо изменения балконов многоквартирных домов без учета оценки соответствия таких изменений требованиям механической безопасности, определения отсутствия недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части, противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в соответствующих частях со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд решил:
Административное исковое заявление Анвара Саидгараевича Гадельшина удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу:
пункт 8.2.17 Правил благоустройства муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан, утвержденных решением Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 20 июня 2012 года N 65, в части слов "либо на прилегающих территориях";
пункт 8.5.4.7 Правил благоустройства муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан, утвержденных решением Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 20 июня 2012 года N 65, в части запрещения производить какие-либо изменения балконов.
В удовлетворении административного искового заявления Анвара Саидгараевича Гадельшина о признании недействующими: подпункта 11 пункта 1.5, в части слов "дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки", пункта 8.2.1, в части возложения обязанности на физических лиц своевременно производить уборку территории от мусора (от сорной травы) от снега (в зимнее время), пункта 8.2.22, в части возложения обязанности на физических лиц производить очистку и уборку водосточных канав, лотков, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных и грунтовых вод из дворов, абзаца второго пункта 8.2.30, пункта 8.3.4 Правил благоустройства муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан, утвержденных решением Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан от 20 июня 2012 года N 65, отказать.
Настоящее решение суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Лениногорского городского Совета муниципального образования "город Лениногорск" Республики Татарстан - "Лениногорские вести", а также на официальном сайте муниципального образования http://leninogorsk.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 октября 2015 г. N 3-145/2015
Настоящее решение принято судом в окончательной форме 26 октября 2015 г.
Настоящее решение вступило в законную силу 27 ноября 2015 г.
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Татарстан в Internet (http://vs.tat.sudrf.ru)