Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 20 декабря 2017 г. N 3a-593/2017
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.Р. Нуреевой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Л.И. Сабирзановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саборг" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 141 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, пункта 113 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 декабря 2015 года за N 3152, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 24 декабря 2015 года, в газетах "Республика Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 186, "Ватаным Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 196, а также в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 5 апреля 2016 года N 25, ст. 0842.
Пунктом 141 Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2016 год включено здание с кадастровым номером 16:50:100428:72, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Лушникова, дом 10а.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Это распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года.
Пунктом 113 Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год включено здание с кадастровым номером 16:50:100428:72, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Лушникова, дом 10а.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Саборг", являющееся собственником помещений в указанном здании, обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим названных пунктов Перечней на 2016, 2017 годы, указав, что включение спорного здания в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение спорного здания в Перечни на 2016, 2017 годы нарушает права и законные интересы ООО "Саборг", так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель ООО "Саборг" Ю.А. Папеева административное исковое заявление поддержала.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016", от 25 ноября 2016 года N 3066-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что здание, в котором расположены принадлежащие ему нежилые помещения не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
Исходя из представленных административным истцом документов, ООО "Саборг" на праве собственности принадлежат расположенные в здании с кадастровым номером 16:50:100428:72 по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Лушникова, дом 10а, помещения N 100, назначение нежилое, общей площадью 1616,8 квадратных метров, номера на поэтажном плане 1-го этажа NN 1-18, 2-го этажа NN 1-15, 3-го этажа NN 1-17; 4-го этажа NN 1-5, имеющие кадастровый номер 16:50:100428:172.
По делу установлено, что в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU16301000-66rp, выданным Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани спорное здание разрешено ввести в эксплуатацию как объект капитального строительства - четырех этажный магазин непродовольственных товаров с гаражом-стоянкой пристроенный к 10-этажному жилому дому. При этом площадь встроено-пристроенных помещений составляет 1616,8 квадратных метров из 2208,1 общей площади здания.
Технический паспорт на здание с кадастровым номером 16:50:100428:72, составленный федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ" по состоянию на 25 ноября 2009 года и технический паспорт, подготовленный республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан по состоянию на 23 января 2017 года, техническое заключение N О-406/17 от 12 декабря 2017 года республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" подтверждаю, что здание магазина непродовольственных товаров с гаражом-стоянкой, имеющее кадастровый номер 16:50:100428:72, является пристроенным к 10-этажному жилому дому.
Документов опровергающих приведенные доказательства в отношении объекта недвижимости, указанного в оспариваемых пунктах Перечней на 2016 и 2017 годы административным ответчиком в соответствии со статьями 62, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
Таким образом, спорное здание нельзя признать отдельно стоящим нежилым зданием (строением, сооружением), поэтому оно не могло быть отнесено к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, вне зависимости от видов разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено, предназначения и фактического использовании помещений в здании.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2015, 2016, 2017 годы), признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Саборг" удовлетворить.
Признать пункт 141 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, недействующим со дня его принятия.
Признать пункт 113 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, недействующим со дня его принятия.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 декабря 2017 г. N 3а-593/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 20 августа 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 62, 22 августа 2018 г.