Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 29 июня 2018 г. N 3а-487/2018
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.Р. Нуреевой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан К.В. Карпова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эльмара Марсельевича Исмагилова, общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 162 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, пункта 58 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р, пункта 58 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 декабря 2015 года за N 3152, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 24 декабря 2015 года, в газетах "Республика Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 186, "Ватаным Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 196, а также в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 5 апреля 2016 года N 25, ст. 0842.
Перечень на 2016 год применяется с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 декабря 2015 года N 3326-р, от 20 сентября 2016 года N 2304-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Это распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 30 ноября 2016 года за N 3590, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 30 ноября 2016 года.
В Перечень на 2017 год распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 декабря 2016 года N 3525-р были внесены изменения.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за N 4232, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 16 февраля 2018 года N 13, ст. 0468.
В настоящее время Перечень на 2018 год действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29 ноября 2017 года N 2748-р, от 27 декабря 2017 года N 3077-р.
Пунктом 162 Перечня на 2016 год, пунктом 58 Перечня на 2017 год, пунктом 58 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, соответственно на 2016, 2017, 2018 годы включено здание с кадастровым номером 16:50:011703:39, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Парижской Коммуны, дом 14.
Э.М. Исмагилов, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Меркурий", являющиеся собственниками помещений в указанном здании, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим названных пунктов Перечней на 2016, 2017, 2018 годы, указав, что включение спорного здания в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение спорного здания в Перечни на 2016, 2017, 2018 годы нарушает права и законные интересы Э.М. Исмагилова и ООО "Меркурий", так как возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель Э.М. Исмагилова и ООО "Меркурий" А.В. Каменщиков административное исковое заявление поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан В.В. Морозов административный иск не признал.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания и помещения в них, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016", от 25 ноября 2016 года N 3066-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", от 24 ноября 2017 года N 2718-р "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Обращаясь к доводам административных истцов о том, что здание, в котором расположены принадлежащие им нежилые помещения не обладает признаками торгового центра (комплекса), суд приходит к следующему.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и техническим паспортом объект недвижимости с кадастровым номером 16:50:011703:39, представляет собой отдельно стоящее нежилое пятиэтажное здание, общей площадью 3489,9 квадратных метра, располагается в городе Казани Республики Татарстан, численность населения которого превышает 145 тысяч человек.
Исходя из представленных административными истцами документов, в спорном здании, помимо прочих, находятся помещения N 5, 6, 10, 12, 14, назначение нежилое, общей площадью 212,9 квадратных метров, имеющие кадастровый номер 16:50:011703:139, собственником которых является Э.М. Исмагилов, а также помещение N 1031, назначение нежилое, площадью 99,7 квадратных метров с кадастровым номером 16:50:011703:179, помещение N 1030, назначение нежилое, площадью 105,7 квадратных метров с кадастровым номером 16:50:011703:180, принадлежащие на праве собственности ООО "Меркурий".
В качестве основания включения здания в Перечни 2016, 2017, 2018 годов административный ответчик ссылается на его расположение на земельном участке с кадастровым номером 16:50:011703:2, вид разрешенного использования которого согласно сведениям ЕГРН на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов предусматривал строительство административно-торгового комплекса, что позволяло отнести его к виду разрешенного использования, предполагающего размещение торговых объектов.
Однако, земельный участок с кадастровым номером 16:50:011703:2 был поставлен на государственный кадастровый учет 11 декабря 2002 года на основании межевого дела от 2000 года, подготовленного коммунальным унитарным предприятием (далее - КУП) "Казземпроект" на основании постановления Главы администрации города Казани от 18 ноября 2000 года N 2297 "Об отводе ЗАО "Авто-Аукцион" земельного участка по улице Парижской Коммуны".
Названным постановлением Главы администрации города Казани указанный земельный участок был предоставлен ЗАО "Авто-Аукцион" для строительства жилого дома, об этом же свидетельствовал и заключенный на основании данного постановления договор аренды земли N 4457 от 28 декабря 2000 года.
19 декабря 2017 года при верификации и нормализации базы данных ЕГРН выявлена техническая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 16:50:011703:2, в связи с этим на основании решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об исправлении технической ошибки N 16/17-103709 от 20 декабря 2017 года, в соответствии с межевым делом, подготовленным КУП "Казземпроект" при постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, в ЕГРН в сведения о данном земельном участке внесены изменения в дате постановки на государственный кадастровый учет, его площади, в сведениях о местоположении границ земельного участка, а также в виде разрешенного использования, который исправлен с "для завершения строительства административно-торгового комплекса" на "для строительства жилого дома".
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, по результатам внесенных изменений в ЕГРН, земельному участку с кадастровым номером 16:50:011703:2, с даты постановки на государственный кадастровый учет, то есть с 11 декабря 2002 года, соответствует вид разрешенного использования - "для строительства жилого дома".
Из технического паспорта спорного здания видно, что в нем площади, предназначенные под торговые помещения, предприятия общественного питания и бытового обслуживания составляют 337,6 квадратных метров, то есть менее 10 процентов (337,6 х 100 / 3489,9).
Вопреки положениям части 2 статьи 62, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей на органы, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, обязанность доказывания законности этих актов и подтверждения фактов, на которые они ссылаются, административным ответчиком суду не представлено доказательств о видах фактического использования площадей в спорном здании.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях суду не представлено, отнесение спорного здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, следует считать необоснованным, а пункт 162 Перечня на 2016 год, пункт 58 Перечня на 2017 год, пункт 58 Перечня на 2018 год - несоответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2016, 2017, 2018 годы), признание отдельных их положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд полагает необходимым признать их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Эльмара Марсельевича Исмагилова, общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия
пункт 162 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р,
пункт 58 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года N 3066-р,
пункт 58 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 июня 2018 г. N 3а-487/2018
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 20 августа 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 62, 22 августа 2018 г.