Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 февраля 2017 г. N 3а-202/2017
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2017 г. N 11-АПГ17-11 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. с участием прокурора Кириллова Э.В. при секретаре судебного заседания Дьяконове К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенихина Алексея Вячеславовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень). В пункте 9 Перечня значится объект недвижимости: здание с кадастровым номером 16:45:010118:2837, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, проспект Строителей, дом 12Б.
Семенихин А.В., являющийся собственником помещений в указанном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании распоряжения в этой части недействующим, считает, что включение объекта в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Семенихина А.В. - Хасанов P.P. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал, пояснил, что спорный объект расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, и предназначен для использования в этих же целях, следовательно, подпадает под действие пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Кириллова Э.В. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
В пункте 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Альметьевского городского совета от 19 ноября 2014 года N 150 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" (с учетом изменений, внесенных решениями от 6 мая 2015 года N 178, от 23.10.2015 N 11) установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны.
Этим же решением установлена налоговая ставка, исчисляемая от кадастровой стоимости объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая составила в 2015 году - 1,2 процента, в 2016 году - 1,5 процента, в 2017 году - 1,8 процента, в последующие годы - 2 процента.
В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896, Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 27 ноября 2014 года за N 2494, опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2014 года, а также в N 174 газеты "Республика Татарстан" от 29 ноября 2014 года.
Как следует из текста оспариваемого распоряжения, критериями для включения объектов в Перечень послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций". Указанная норма (в редакции, действовавшей в течение 2015 года) предусматривала, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Объект недвижимости с кадастровым номером 16:45:010118:2837, указанный в пункте 9 Перечня, находится в городе Альметьевске, численность населения которого превышает 145 тысяч человек.
Согласно кадастровому и техническому паспортам объект недвижимости представляет собой нежилое трехэтажное здание торгово-спортивного центра общей площадью 3271,3 квадратных метра.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:45:010118:2743, который имеет вид разрешенного использования "под строительство торгово-спортивного центра", то есть предусматривает размещение на нем торговых объектов.
В здании находятся помещения N 1002 (кадастровый номер 16:45:010118:2838), N 1003 (кадастровый номер 16:45:010118:2841), N 1004 (кадастровый номер 16:45:010118:2840), N 1006 (кадастровый номер 16:45:010118:3532), N 1007 (кадастровый номер 16:45:010118:3531). Помещения N 1003 и N 1004 принадлежат на праве собственности Семенихину А.В.
Как видно из технического паспорта торгово-спортивного центра, составленного 28 июня 2011 года, а также из технических паспортов нежилых помещений, составленных 28 июня 2011 года, 22 октября 2012 года, 19 ноября 2013 года, 26 декабря 2013 года, в помещениях N 1002, N 1006, N 1007 имеется площадь, предназначенная под торговые помещения, составляющая в сумме 901,8 квадратных метра (в том числе основная площадь 664,9 квадратных метра, вспомогательная (подсобная) площадь 236,9 квадратных метра).
Доказательств фактического использования объекта недвижимости в налоговый период 2015 года сторонами суду не представлено.
Исходя из перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций" критериев объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд приходит к выводу о правомерности включения в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером 16:45:010118:2743.
Доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для отнесения объекта недвижимости к категории торговых центров (комплексов) в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Семенихина Алексея Вячеславовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании пункта 9 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 февраля 2017 г. N 3а-202/2017
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 29 октября 2018 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 82, 9 ноября 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2017 г. N 11-АПГ17-11 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения