Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 декабря 2018 г. N 3a-738/2018
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хатипова Рената Гаптелахатовича к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующим в часта Закона Республики Татарстан от 19 декабря 2006 года N 80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях",
установил:
16 ноября 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "Кодекс Республики Татарстан, об административных правонарушениях", который подписан Президентом Республики Татарстан 19 декабря 2006 года за N 80-ЗРТ (далее - Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, КоАП РТ).
Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях опубликован в газетах "Ватаным Татарстан" от 23 декабря 2006 года N 257, "Республика Татарстан" от 26 декабря 2006 года N 256.
Законом Республики Татарстан от 19 марта 2018 года N 14-ЗРТ глава 3 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях дополнена статьей 3.17 следующего содержания:
"Статья 3.17. Размещение транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории
Размещение транспортных средств на озелененных территориях и границах населенных пунктов (включая, газоны, цветники и иные территории, занятые травянистыми растениями), детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч, до ста тысяч рублей.
Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на действия юридических лиц и граждан, направленные на предотвращение противоправных деяний, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением безопасности граждан или функционированием объектов жизнеобеспечения населения, выполнение оборонных мероприятий (в том числе мероприятий по гражданской обороне и мобилизации), обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану общественного порядка и общественной безопасности, спасение граждан, устранение угрозы их жизни или здоровью."
Закон Республики Татарстан от 19 марта 2018 года N 14-ЗРТ опубликован на официальном портале правовой информаций Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 марта 2018 года, в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 23 марта 2018 года N 22 (часть 1), ст. 0889, в газете "Республика Татарстан", от 23 марта 2018 года N 40, вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования, то есть 30 марта 2018 года.
Хатипов Р.Г. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующей статьи 3.17 КоАП РТ со дня ее принятия.
Административный истец указывает, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством, поэтому оспариваемая им норма КоАП РТ противоречит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения).
Запрет на стоянку автомашин на озелененных территориях предусмотрен пунктом 6.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года N 170, что, как полагает истец, свидетельствует о принятии оспариваемой нормы с нарушением компетенции в данной сфере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170
В подтверждение нарушения его прав Хатипов Р.Г. сослался на факт привлечения его постановлением Административной комиссии муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан от 14 августа 2018 года к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 3.17 КоАП РТ, и назначения наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В судебном заседании представители Государственного Совета Республики Татарстан Махмутов Д.И., Шагиева Л.Г. административный иск не признали.
Хатипов Р.Г. надлежащим образом и своевременно уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных, правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых и соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных, правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 части 1 статьи 1.3). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 1.3.1).
Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение строго определенных правил и норм путем указания в диспозиции статьи об административном правонарушении конкретных противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 3.17 располагается в главе 3 КоАП РТ, предусматривающей административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, благоустройства, охраны общественного порядка и охраны жизни людей на водных объектах.
Из содержания оспариваемой нормы усматривается, что предметом правонарушения являются озелененная территория в границах населенных пунктов Республики Татарстан (включая газоны, цветники и иные территории, занятые травянистыми растениями), детские и спортивные площадки, площадки для выгула животных, а также хозяйственные площадки, расположенные на придомовой территории, которым в результате размещения на них транспортных, средств причиняется вред. Объективную сторону состава административного правонарушения образует остановка или стоянка транспортных средств на перечисленных выше участках местности в границах населенных пунктов Республики Татарстан.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, отнесены к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2).
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2, пунктам 5, 7 части второй статьи 45.1 названного Федерального закона под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, в том числе, регулирующий вопросы организация озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, запятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
В городе Набережные Челны Республики Татарстан решением Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны от 24 октября 2017 года N 20/8 утверждены Привила благоустройства территории муниципального образования город Набережные Челны, которые в подпункте 19 пункта 9 предусматривают на территориях общего пользования муниципального образования запрет на размещение транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории.
Правовые нормы аналогичного содержания содержатся в правилах благоустройства территории и других муниципальных образований Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Республика Татарстан как субъект Российской Федерации была вправе установить административную ответственность за нарушение принятых муниципальными образованиями, расположенными на его территории, нормативных правовых актов в области благоустройства, предусматривающих запрет на размещение транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории.
Доводы административного истца о том, что объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.17 КоАП РТ, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, а не в области благоустройства муниципальных образований являются несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ к ведению Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено установление единой системы технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ указано, что под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ и Правила дорожного движения не определяют территории общего пользования в пределах населенного пункта, занятые газонами и зелеными насаждениями, как земли, используемые для движения транспортных средств, соответствующие понятиям "дорожное движение" и "дороги", и не устанавливают запрет на размещение транспортных средств на газонах и иных территориях, занятых, зелеными насаждениями.
Статья 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, содержащихся в разделе 12 Правил дорожного движения, в местах, перечисленных в частях 2-4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, среди которых газоны и территории, занятые зелеными насаждениями, не значатся.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по преднамеренному прекращению движении транспортного средства, связанному или не связанному с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства на обустроенной или приспособленной и используемой для движения транспортных средств полосе земли (на проезжей части дороги, обочине и так далее).
Следовательно, статья 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 3.17 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях касаются различных правоотношений, в связи с чем оспариваемая административным истцом правовая норма об административной ответственности за размещение транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории, не дублирует ответственность за правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не вводит административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ссылки административного истца на Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) являются неправомерными, поскольку данные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения в сфере благоустройства территории населенных пунктов, в том числе связанные с размещением транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, являются рекомендательным документом для целей регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства и предназначены только для предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия статьи 3.17 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Хатипова Рената Гаптелахатовича к Государственному Совету Республики Татарстан о признании недействующей статьи 3.17 Закона Республики Татарстан от 19 декабря 2006 года N 80-ЗРТ "Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан" или в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 декабря 2018 г. N 3а-738/2018
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 1 февраля 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 11, 8 февраля 2018 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 мая 2019 г. N 11-АПА19-4 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения