Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 21 декабря 2018 г. N 1202)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Экологическим кодексом Республики Татарстан и устанавливает единые требования к накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) на территории Республики Татарстан.
1.2. Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие в процессе организации и осуществления деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов.
1.3. Настоящий Порядок направлен на снижение негативного воздействия твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье человека, создание системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов в целях максимального извлечения из твердых коммунальных отходов вторичных материальных ресурсов, качественного оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
1.4. Настоящий Порядок обязателен для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, находящимися и осуществляющими любые виды деятельности на территории Республики Татарстан, в результате которых образуются твердые коммунальные отходы.
1.5. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В настоящем Порядке применяются также следующие понятия:
морфологический компонент твердых коммунальных отходов - часть гетерогенной смеси твердых коммунальных отходов, характеризующаяся общими физическими, химическими свойствами и происхождением (бумага, картон, пищевые отходы, черные и цветные металлы, текстиль, стекло, пластмассы, дерево, кожа, резина, камни, кости и прочее);
цветовая индикация контейнеров - элементы условной информационно-знаковой системы, содержащие графическую информацию на цветном фоне о виде накапливаемых морфологических компонентов, отображаемую на контейнерах различными средствами (рисунок по трафарету, пленка Oracal и др.);
уполномоченный орган - орган исполнительной власти Республики Татарстан, на который в установленном порядке возложены полномочия по управлению реализацией государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
пункты приема утильсырья - пункты приема и накопления утративших потребительские свойства товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
территориальная схема - Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Республики Татарстан.
3. Накопление твердых коммунальных отходов в пунктах приема утильсырья
3.1. Накопление твердых коммунальных отходов, которые подлежат использованию в качестве вторичных материальных ресурсов, может производиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в пунктах приема утильсырья раздельно по морфологическим компонентам: бумага и картон, пластмассы, стекло, алюминиевые банки, текстильные изделия и т.д.
3.2. Стационарные пункты приема утильсырья от населения размещаются и оборудуются в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, санитарных норм и правил.
4. Накопление крупногабаритных отходов
4.1. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
4.2. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор), в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
4.3. Крупногабаритные отходы должны находиться в состоянии, не создающем угрозы для жизни и здоровья персонала оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь выступающих острых металлических элементов конструкции, метизов, а также не должны создавать угрозы для целости и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к вывозу крупногабаритные отходы не должны быть заполнены другими отходами.
5. Накопление ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, термометров ртутных, батарей и аккумуляторов (кроме аккумуляторов для транспортных средств), электротехнического, электронного оборудования, утративших потребительские свойства
5.1. Накопление ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, термометров ртутных, батарей и аккумуляторов (кроме аккумуляторов для транспортных средств) в местах первичного накопления осуществляется с применением специальных контейнеров антивандальной конструкции, окрашенных в оранжевый цвет.
5.2. Органы местного самоуправления определяют место первичного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также обеспечивают информирование потребителей о местах первичного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
5.3. Место первичного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию со специализированной организацией, осуществляющей сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп и имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
5.4. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
5.5. Накопление утратившего потребительские свойства электротехнического и электронного оборудования осуществляется с учетом ГОСТ Р 55102-2012 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов".
Прием отработавшего электротехнического и электронного оборудования может осуществляться:
производителями электротехнического и электронного оборудования, импортерами указанного оборудования, их ассоциациями, другими юридическими лицами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности;
предприятиями по переработке отработавшего электротехнического и электронного оборудования;
специализированными пунктами сбора и хранения отработавшего электротехнического и электронного оборудования;
пунктами приема утильсырья.
Накопление отработавшего электротехнического и электронного оборудования целесообразно производить в местах, где осуществляется распространение электротехнического или электронного оборудования среди конечных потребителей.
5.6. Утратившие потребительские свойства крупногабаритные бытовые электрические приборы:
складируются потребителями на контейнерных площадках или на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов с соблюдением условий, установленных региональным оператором в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
передаются потребителями региональному оператору или оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами по индивидуальной заявке для транспортирования на объекты накопления, хранения и (или) утилизации.
5.7. Запрещается складировать в контейнерах для накопления твердых коммунальных отходов отходы электронного, электротехнического оборудования, а также отходы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка.
6. Накопление потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации
6.1. Производители и импортеры потребительских товаров, их объединения и иные уполномоченные такими организациями лица вправе за пределами контейнерных площадок и без согласования с региональным оператором размещать в установленном законодательством порядке и использовать стационарные и мобильные пункты приема утильсырья, автоматы для приема утративших потребительские свойства товаров и упаковки, а также специальные наземные модули со съемными синтетическими вкладышами (мешками) для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, являющихся отходами от использования потребительских товаров и упаковки, утратившими свои потребительские свойства и подлежащими утилизации.
6.2. Производители и импортеры потребительских товаров, их объединения и иные уполномоченные такими организациями лица, региональный оператор, органы местного самоуправления представляют информацию в адрес уполномоченного органа о вновь размещенных пунктах приема утильсырья, автоматах для приема утративших потребительские свойства товаров и упаковки, а также специальных наземных модулях для раздельного накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства и подлежащих утилизации.
Информация о новых объектах накопления потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства и подлежащих утилизации, представляется с целью актуализации территориальной схемы в адрес уполномоченного органа в течение 30 дней после их размещения.
6.3. Изъятие утильных морфологических компонентов твердых коммунальных отходов из контейнеров с целью передачи их для утилизации производителям и импортерам потребительских товаров, их объединениям и иным уполномоченным такими организациями лицам запрещено.
7. Накопление мусора, образующегося в общественных местах и на территориях общего пользования
7.1. Накопление мусора, образующегося в общественных местах и на территориях общего пользования, осуществляется с использованием уличных урн, размещаемых на территориях общего пользования, в местах, определяемых органами местного самоуправления.
7.2. Уличные урны используются только для накопления отходов, образующихся в результате потребления населением товаров и услуг на территориях общего пользования, в транспорте, на объектах торговли (включая мелкорозничные), на других объектах по оказанию услуг, включенных в общероссийский классификатор услуг населению.
8. Контейнеры для твердых коммунальных отходов и бункеры для крупногабаритных отходов
8.1. Контейнеры предоставляются потребителям лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органом местного самоуправления, региональным оператором либо оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим транспортирование твердых коммунальных отходов в соответствии с договором на транспортирование твердых коммунальных отходов, заключенным с региональным оператором.
8.2. Для накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры с плотно закрывающейся крышкой и бункеры для крупногабаритных отходов, габариты и емкость которых соответствуют утвержденным нормативам накопления твердых коммунальных отходов и периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, установленной санитарными правилами и нормами.
8.3. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из количества проживающих в многоквартирных жилых домах и жилых домах жителей, для сбора и накопления твердых коммунальных отходов которых предназначены эти контейнеры, установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Расчетный объем контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования с коэффициентом запаса 1,25.
Тип, количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, собственников жилых домов, при этом уменьшение количества и изменение вместимости контейнеров допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
8.4. Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
8.5. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков.
Вновь устанавливаемые контейнеры должны быть оборудованы педальным приводом для открывания крышки.
8.6. Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.
8.7. В контейнеры для твердых коммунальных отходов запрещается помещать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, автомобильные шины и покрышки, снег и лед, жидкие вещества, отходы сельского хозяйства, биологические отходы, биологически и химически активные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, химические источники тока (батареи и аккумуляторы), медицинские отходы, отходы растительного происхождения, образовавшиеся в результате работ на земельных участках садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.
8.8. Запрещается помещать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Запрещается помещать твердые коммунальные отходы в контейнеры, предназначенные для сбора отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
8.9. В случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, твердые коммунальные отходы, за исключением образуемых в многоквартирных домах, могут накапливаться в специально предназначенных для этого мешках, предоставляемых потребителям региональным оператором за отдельную плату либо отвечающих требованиям, установленным региональным оператором.
8.10. В пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах срок хранения твердых коммунальных отходов в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз).
8.11. Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам, образующиеся на территории, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме или на земельном участке, находящемся в собственности юридического лица, накапливаются соответственно в контейнерах для твердых коммунальных отходов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или находящихся в собственности юридического лица.
9. Обслуживание контейнеров для твердых коммунальных отходов
9.1. Периодичность обслуживания контейнеров (выгрузки твердых коммунальных отходов) определяется в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, условиями соглашения, заключаемого уполномоченным органом с региональным оператором, на осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым региональным оператором с собственником твердых коммунальных отходов.
9.2. Время выгрузки твердых коммунальных отходов из контейнеров в мусоровозы определяется региональным оператором, который обязан проинформировать потребителя о графике обслуживания контейнеров. График обслуживания контейнеров должен быть составлен таким образом, чтобы выгрузка твердых коммунальных отходов из контейнеров осуществлялась не ранее 7.00 и не позднее 23.00 часов.
9.3. При несменяемой системе обслуживания контейнеров промывку контейнеров в летний период необходимо осуществлять не реже одного раза в 10 дней.
При сменяемой системе обслуживания контейнеров промывку контейнеров в летний период необходимо осуществлять после опорожнения.
10. Контейнерные площадки и подъездные пути к ним
10.1. Контейнерные площадки должны соответствовать Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
10.2. Контейнерная площадка и (или) контейнеры должны иметь маркировку с информацией о графике вывоза твердых коммунальных отходов, контактными данными регионального оператора или оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего вывоз твердых коммунальных отходов.
10.3. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
10.4. Расстояние от контейнеров до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 и не более 100 метров, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
10.5. В зонах застройки индивидуальными жилыми домами места расположения контейнерных площадок должны определяться самими домовладельцами с учетом требований законодательства Российской Федерации.
10.6. Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для проезда транспортных средств с максимально допустимым весом 30 тонн. Они должны быть достаточно освещены, не иметь ступенек и иных неровностей, препятствующих перемещению и эксплуатации контейнеров, а также постоянно содержаться в рабочем состоянии.
10.7. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
10.8. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
11. Ответственность за несоблюдение настоящего Порядка
11.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.