Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению КМ РТ
от 23 декабря 2013 г. N 1023
(в редакции постановления КМ РТ
от 24 декабря 2018 г. N 1210)
Подпрограмма
"Развитие ранней помощи в Республике Татарстан" на 2017-2018 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Развитие ранней помощи в Республике Татарстан на 2017-2018 годы (далее - Подпрограмма) |
||
Государственный заказчик Подпрограммы - координатор Подпрограммы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
||
Государственные заказчики Подпрограммы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
||
Цель Подпрограммы |
Создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, раннего выявления нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимального развития и адаптации детей, интеграции семьи и ребенка в общество, профилактики или снижения выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепления физического и психического здоровья, повышения доступности образования для детей целевой группы* |
||
Задачи Подпрограммы |
1. Создание правовых основ ранней помощи; 2. Методическое обеспечение создания и функционирования системы ранней помощи; 3. Реализация технологий раннего выявления врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка, совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи; 4. Обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи; 5. Обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи; 6. Обеспечение управления качеством услуг ранней помощи; 7. Создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи; 8. Организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
||
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2017-2018 годы |
||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы с распределением по годам и источникам |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 595392,1 тыс. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан. (тыс. рублей) |
||
Год |
Объем финансирования - всего |
В том числе средства бюджета Республики Татарстан |
|
2017 |
273175,2 |
273175,2 |
|
2018 |
322216,9 |
322216,9 |
|
Итого |
595392,1 |
595392,1 |
|
Объемы финансирования Подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов | |||
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит к 2018 году достичь увеличения: доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей, нуждающихся в получении данных услуг, до 100 процентов; доли родителей детей целевой группы, принявших участие в реализации программ ранней помощи, в общей численности родителей, дети которых включены в программу ранней помощи, до 100 процентов; доли специалистов, оказывающих услуги в службах ранней помощи, обученных методам и технологиям оказания ранней помощи, до 100 процентов; доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста до 100 процентов; доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих инклюзивное образование по интегрированным образовательным программам, до 52 процентов. Реализация мероприятий Подпрограммы направлена на повышение информированности населения и заинтересованных организаций по вопросам ранней помощи, повышение удовлетворенности семей, включенных в программы ранней помощи, качеством услуг ранней помощи |
Примечание:
* Дети целевой группы - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска. Дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года")
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы. Проблемы, на решение которых она направлена
Необходимость развития ранней помощи обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
Утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 2723-р).
В Республике Татарстан проживают 14605 детей-инвалидов, или 1,7 процента от общей численности детей (в 2016 году - 15023 ребенка-инвалида, в 2015 году - 15125, в 2014 году - 14668, в 2013 году - 14 225).
В Республике Татарстан, как и в целом в Российской Федерации, сохранение здоровья детского населения, успешная социализация детей и включение их в образовательную среду являются одними из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан.
В целях улучшения качества жизни детей раннего возраста с отклонениями в развитии, обеспечения их оптимального развития и адаптации в обществе, профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия Министерством здравоохранения Республики Татарстан в 2007 году разработана Концепция службы раннего вмешательства по сопровождению детей с ограниченными возможностями в Республике Татарстан.
С января 2008 года на базе пилотного учреждения государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 9" г. Казани был открыт кабинет раннего вмешательства.
С 2009 года Министерством здравоохранения Республики Татарстан была реализована долгосрочная целевая программа "Раннее вмешательство по сопровождению детей раннего возраста с нарушениями развития и ограниченными возможностями в Республике Татарстан в 2009-2011 годах".
Финансирование Программы осуществлялось из различных источников: за счет средств текущего финансирования, бюджетов муниципальных образований, благотворительности и гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем финансирования Программы за 2009-2012 гг. составил 222 млн. рублей.
Продолжением работы по данному направлению явилась реализация долгосрочной целевой программы "Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2012-2014 годы".
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств текущего финансирования, бюджетов муниципальных образований, благотворительности и гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем финансирования Программы за 2012-2014 гг. составил 198,928 млн. рублей.
Нормативно-правовым обеспечением указанных программ явились постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2007 N 218, от 22.06.2009 N 411, от 12.07.2010 N 552, от 04.02.2010 N 84, от 16.11.2012 N 991 и распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.04.2008 N 582-р.
С 2009 по 2014 год организованы кабинеты раннего вмешательства на базе детских поликлиник государственных автономных учреждений здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2" г. Набережные Челны, "Бугульминская центральная районная больница", "Чистопольская центральная районная больница", "Заинская центральная районная больница", "Камский детский медицинский центр" г. Набережные Челны.
Специализированная медицинская помощь с применением технологий раннего вмешательства организована на базе государственных автономных учреждений здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", "Детская городская больница N 8" г. Казани.
Мероприятия с применением технологий раннего вмешательства для детей, оставшихся без попечения родителей, организованы в государственных автономных учреждениях здравоохранения "Республиканский детский дом специализированный" в г. Казани, "Республиканский детский психоневрологический санаторий" в г. Казани.
В 2016 году комплексную реабилитацию и диагностику с применением технологий раннего вмешательства в организациях здравоохранения получили 3418 детей в возрасте от 0 до 4 лет.
Решение вопросов социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и активное участие родителей в реабилитационном процессе являются одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
Реабилитацию детей-инвалидов в Республике Татарстан осуществляют 12 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В Реестр поставщиков социальных услуг, наряду с государственными организациями социального обслуживания, включены шесть негосударственных организаций, в том числе четыре социально ориентированные некоммерческие организации, оказывающие реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Нижнекамская школа-интернат "Надежда" для детей с ограниченными возможностями здоровья";
автономная некоммерческая организация "Центр лечебной педагогики "Чудо-дети" для детей с тяжелыми ментальными нарушениями";
Благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья "Сила в детях";
автономная некоммерческая организация "Казанский центр развития реабилитации и абилитации";
Казанская городская общественная организация инвалидов "Поиск".
В детских государственных реабилитационных центрах ежегодно обслуживаются около 40 процентов детей-инвалидов. В 2016 году в реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями прошли реабилитацию 6216 детей-инвалидов (рост к 2015 году - 2,3 процента).
Работа реабилитационных центров организована по межтерриториальному принципу. В работу реабилитационных центров внедрены инновационные медико-социальные технологии: кинезиотерапия, метод кондуктивной терапии, Монтессори-терапия, метод "PECS", Бобат-терапия, АВА-терапия, лекотека, сенсорная интеграционная терапия, эрготерапия, иппотерапия и т.д. Как активный метод реабилитации используется трудотерапия, прививаются трудовые навыки (слесарное дело, швейное дело, домоводство, ремонт обуви и др.). В организациях представлена социокультурная программа реабилитации (арт-терапия, анимационная деятельность, песочная терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, вокалотерапия, куклотерапия, коррекционная ритмика и др.).
В реабилитационные центры принимаются на обслуживание дети-инвалиды до 18 лет и дети с ограниченными возможностями здоровья до 4 лет, не имеющие инвалидности.
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляют помощь детям раннего возраста по программе "Раннее вмешательство". Специалисты центров посещали семинары, конференции, проходили стажировку в Институте раннего вмешательства в г. Санкт-Петербурге, в Центре лечебной педагогики в г. Москве.
Основная задача команды специалистов по раннему вмешательству - научить родителей заниматься с ребенком в домашних условиях, наладить его общение и коммуникацию со взрослыми и сверстниками, адаптировать окружающую среду, подобрать программу развивающих занятий и оказать психологическую и ресурсную поддержку членам семьи.
В 2016 году государственными реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями обслужено 419 детей с ограниченными возможностями здоровья, негосударственными поставщиками социальных услуг - 125 детей с ограниченными возможностями здоровья (без инвалидности). В 2017 году государственными реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями здоровья обслужено 623 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социальные реабилитационные услуги у негосударственных поставщиков социальных услуг, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан, получили 160 детей с ограниченными возможностями здоровья. За первое полугодие 2018 года государственными реабилитационными центрами для детей-инвалидов обслужен 361 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, социальные реабилитационные услуги у негосударственных поставщиков социальных услуг получили 119 детей с ограниченными возможностями здоровья.
На протяжении нескольких лет в рамках проектной деятельности в республике отрабатывалась технология "Домашнее визитирование". С 2009 по 2014 год при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в республике были реализованы следующие республиканские долгосрочные целевые программы:
"Программа активного включения детей-инвалидов и их семей в социальную жизнь по месту жительства в целях улучшения качества и профилактики инвалидного стиля жизни",
"Комплексная программа формирования системы межведомственного патронажного сопровождения по месту жительства семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и здоровье, на 2012-2014 годы".
В рамках этих программ технология "Домашнее визитирование" была апробирована в 18 муниципальных образованиях республики. На базе пилотных учреждений социального обслуживания были организованы консультативно-обучающие кабинеты для родителей, лекотеки, подготовлены методические материалы и необходимое оснащение (руководства и обучающие пакеты, сумки координаторов).
Данная технология легла в основу надомного оказания социальных услуг гражданам, осуществляющим постоянный уход за детьми-инвалидами.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1053 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан" предусмотрено оказание социально-педагогических услуг, направленных на организацию помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности. В 2016 году количество семей, которые оформили услуги социального обслуживания на дому, составило 747, в них воспитываются 755 детей-инвалидов. В 2017 году услуги социального обслуживания на дому оформили 718 семей, в них воспитываются 724 ребенка-инвалида.
Утверждены Порядок межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.2014 N 866) и Регламент межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в связи с реализацией полномочий Республики Татарстан в сфере социального обслуживания (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2014 N 907).
Для решения задач своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям в Республике Татарстан в системе образования созданы вариативные формы дошкольного образования: центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, лекотеки и службы ранней помощи для детей, воспитывающихся в условиях семьи (родителей, законных представителей).
В настоящее время службы ранней помощи функционируют на базе:
9 дошкольных образовательных организаций (гг. Набережные Челны, Казань);
психолого-педагогической, медико-социальной службы (Сабинский, Тетюшский районы);
центров психолого-педагогической, медико-социальной помощи (Бугульминский, Елабужский, Нижнекамский, Нурлатский районы, гг. Казань, Набережные Челны).
По данным муниципальных органов управления образованием, ежегодно организации оказывают помощь около 3 тыс. детей от 1,5 до 3 лет и родителям (законным представителям).
Основная деятельность службы ранней помощи направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в развитии личности ребенка, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, воспитание и обучение, коррекцию отклонений в его развитии.
Помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, инструкторы лечебной физкультуры и т.д.
В перечень услуг входят индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия, тренинги для родителей, коррекция психомоторного и психоречевого развития детей, консультирование по вопросам развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов раннего возраста, коррекция имеющихся нарушений и т.д.
Формируется особый подход к оказанию психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей первых трех лет жизни, который позволяет создать систему работы по обеспечению психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, имеющим детей раннего возраста.
Подпрограмма должна стать продолжением проводимых в Республике Татарстан мероприятий по созданию условий для раннего выявления, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей целевой группы в образовательное пространство.
Основаниями разработки Подпрограммы являются:
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;
Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года;
Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".
Реализация Подпрограммы осуществляется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан, подведомственными им организациями, органами местного самоуправления, негосударственными организациями.
II. Основные цели, задачи и описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Целью Подпрограммы является создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, раннего выявления нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимального развития и адаптации детей, интеграции семьи и ребенка в общество, профилактики или снижения выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепления физического и психического здоровья, повышения доступности образования для детей целевой группы.
Задачи Подпрограммы:
1. Создание правовых основ ранней помощи;
2. Методическое обеспечение создания и функционирования программ ранней помощи;
3. Реализация технологий раннего выявления врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка, совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи;
4. Обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи;
5. Обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи;
6. Обеспечение управления качеством услуг ранней помощи;
7. Создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи;
8. Организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
В рамках Подпрограммы осуществляются следующие мероприятия:
1. Создание правовых основ ранней помощи:
1.1. Разработка проекта распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан о создании межведомственной рабочей группы по развитию ранней помощи в Республике Татарстан;
1.2. Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об организации системы ранней помощи детям целевой группы и их семьям в Республике Татарстан;
1.3. Внесение изменений в локальные нормативные акты организаций, предоставляющих услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
1.4. Разработка ведомственных приказов об организации оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям, включающих перечень организаций и порядок предоставления услуг.
2. Методическое обеспечение создания и функционирования системы ранней помощи:
2.1. Внедрение типовой формы индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) и сопровождения ребенка целевой группы и его семьи;
2.2. Разработка методических и практических рекомендаций для специалистов подведомственных организаций по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
2.3. Подготовка сборника эффективных технологий функционирования системы ранней помощи;
2.4. Разработка примерных программ психолого-педагогической помощи по работе с детьми целевой группы и их семьями;
2.5. Разработка рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребенка целевой группы.
3. Реализация технологий раннего выявления врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка, совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи:
3.1. Проведение скрининговых программ диагностики врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка;
3.2. Проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка;
3.3. Проведение неонатального скрининга;
3.4. Проведение аудиологического скрининга;
3.5. Информирование населения о возможности обращения в медицинские организации, организации социального обслуживания, образовательные организации для получения услуг ранней помощи детьми целевой группы и их семьями;
3.6. Реализация технологий выявления детей целевой группы и их семей, нуждающихся в услугах ранней помощи;
3.7. Размещение на сайтах органов исполнительной власти и подведомственных организаций информации о предоставлении услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
4. Обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи:
4.1. Создание ресурсного методического центра для осуществления методической поддержки специалистов, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
4.2. Создание, функционирование служб ранней помощи детям целевой группы и их семьям на базе организаций здравоохранения, организаций социального обслуживания, образовательных организаций;
4.3. Формирование банка эффективных технологий и методик ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
4.4. Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям с участием представителей междисциплинарной команды специалистов на базе государственных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;
4.5. Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям отделениями социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания, центрами социальной помощи семье и детям;
4.6. Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям негосударственными организациями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, оказывающими услуги ранней помощи;
4.7. Организация психолого-педагогической помощи и сопровождения ребенка целевой группы и его семьи;
4.8. Организация ранней помощи ребенку целевой группы и его семье медицинскими организациями;
4.9. Внедрение современных методик и технологий реабилитации или абилитации детей целевой группы и их семей;
4.10. Организация сопровождения детей целевой группы и их семей в рамках созданных служб ранней помощи на базе организаций здравоохранения, организаций социального обслуживания, образовательных организаций;
4.11. Реализация программ обучения родителей детей целевой группы способам ухода и методам абилитации или реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей;
4.12. Материально-техническое оснащение организаций, оказывающих услуги ранней помощи.
5. Обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи:
5.1. Проведение организационных и методических консультаций и супервизий для специалистов организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
5.2. Подготовка и переподготовка, повышение квалификации специалистов по вопросам предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
5.3. Организация и проведение научно-практических конференций, практико-ориентированных семинаров для специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи, по проблемам раннего выявления детей целевой группы и их семей и развития системы ранней помощи в Республике Татарстан;
5.4. Организация стажировочных площадок по обмену опытом работы по оказанию услуг ранней помощи в Республике Татарстан.
6. Обеспечение управления качеством услуг ранней помощи:
6.1. Внедрение федеральных стандартов оказания услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
6.2. Внедрение системы мониторинга предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
7. Создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи:
7.1. Разработка предложений по созданию информационной базы данных детей целевой группы и их семей, включенных в систему ранней помощи;
7.2. Создание информационной республиканской базы данных детей целевой группы и их семей, включенных в систему ранней помощи (при наличии финансовых средств на создание информационной базы).
8. Организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям:
8.1. Ведение отчетности об оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям;
8.2. Проведение опроса среди семей детей целевой группы о качестве оказания им услуг ранней помощи.
Данные об индикаторах оценки результатов реализации Подпрограммы в разрезе цели, задач и мероприятий представлены в приложении к Подпрограмме.
Срок реализации Подпрограммы: 2017-2018 годы.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы из бюджета Республики Татарстан составляет 595392,1 тыс. рублей.
(тыс. рублей) | ||
Год |
Объем финансирования - всего |
В том числе средства бюджета Республики Татарстан |
2017 |
273175,2 |
273175,2 |
2018 |
322216,9 |
322216,9 |
Итого |
595392,1 |
595392,1 |
Объемы финансирования Подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
IV. Механизм реализации Подпрограммы
Государственным заказчиком - координатором Подпрограммы является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Государственными заказчиками Подпрограммы являются Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Исполнителями Подпрограммы являются подведомственные организации Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Государственные заказчики и исполнители мероприятий Подпрограммы осуществляют:
координацию совместной деятельности в процессе реализации Подпрограммы;
внесение при необходимости в нее изменений;
контроль хода выполнения мероприятий;
оценку эффективности мероприятий Подпрограммы;
контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств;
формирование отчетов об исполнении Подпрограммы за истекший период (квартальный, годовой) в разрезе мероприятий Подпрограммы;
формирование бюджетной потребности на очередной финансовый год;
уточнение с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы финансовых средств целевых показателей и затрат по подпрограммным мероприятиям, механизм реализации Подпрограммы и состав ее исполнителей.
Порядок финансирования, а также механизм реализации мероприятий, предусмотренных в Подпрограмме, установлен федеральным и республиканским законодательствами.
Государственные заказчики Подпрограммы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Подпрограммы, а также об эффективности использования финансовых средств с заполнением формы в соответствии с приложением N 5 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан" (далее - Порядок).
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономики Республики Татарстан сводную статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Подпрограммы в составе государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2021 годы, а также об эффективности использования финансовых средств с заполнением формы в соответствии с приложением N 5 к Порядку.
V. Оценка социальной и экономической эффективности Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит обеспечить:
раннее выявление детей целевой группы, нуждающихся в ранней помощи;
своевременное оказание ранней помощи детям целевой группы на межведомственной основе;
проведение реабилитации детей целевой группы и их семей с участием представителей междисциплинарной команды специалистов;
активное участие родителей в реабилитационном процессе детей целевой группы (семейно-центрированный подход);
социализацию детей целевой группы;
интеграцию детей в обычную образовательную среду.
Приложение
к подпрограмме "Развитие ранней
помощи в Республике Татарстан"
на 2017-2018 годы
(в редакции постановления КМ РТ
от 24 декабря 2018 г. N 1210)
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов подпрограммы "Развитие ранней помощи в Республике Татарстан" на 2017-2018 годы и финансирование мероприятий подпрограммы
N п/п |
Наименование основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов по годам |
Финансирование с указанием источника финансирования по годам, тыс. рублей |
|||
2016 г. (базовый) |
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Наименование цели: Создание условий для предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, раннего выявления нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимального развития и адаптации детей, интеграции семьи и ребенка в общество, профилактики или снижения выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепления физического и психического здоровья, повышения доступности образования для детей целевой группы | |||||||||
Наименование задачи 1: Создание правовых основ ранней помощи | |||||||||
1.1. |
Разработка проекта распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан о создании межведомственной рабочей группы по развитию ранней помощи в Республике Татарстан |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, общественные организации (по согласованию) |
2017 г. |
Разработка распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
1.2. |
Разработка проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об организации системы ранней помощи детям целевой группы и их семьям в Республике Татарстан |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию), общественные организации (по согласованию) |
2017 г. |
Разработка постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
1.3. |
Внесение изменений в локальные нормативные акты организаций, предоставляющих услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
Организации социального обслуживания (по согласованию), образовательные организации (по согласованию), медицинские организации (по согласованию) |
2017 г. |
Разработка нормативных актов, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
1.4. |
Разработка ведомственных приказов об организации оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям, включающих перечень организаций и порядок предоставления услуг |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2017 г. |
Разработка ведомственных приказов, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||
Наименование задачи 2: Методическое обеспечение создания и функционирования системы ранней помощи | |||||||||
2.1. |
Внедрение типовой формы индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) и сопровождения ребенка целевой группы и его семьи |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2018 г. |
Разработка формы ИПРП, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
2.2. |
Разработка методических и практических рекомендаций для специалистов подведомственных организаций по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Разработка методических рекомендаций, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
2.3. |
Подготовка сборника эффективных технологий функционирования системы ранней помощи |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию) |
2018 г. |
Разработка сборника, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
2.4. |
Разработка примерных программ психолого-педагогической помощи по работе с детьми целевой группы и их семьями |
МОиН РТ |
2017 - 2018 гг. |
Разработка программ, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
2.5. |
Разработка рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребенка целевой группы |
МОиН РТ |
2018 г. |
Разработка методических рекомендаций, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
Наименование задачи 3: Реализация технологий раннего выявления врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка, совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи | |||||||||
3.1. |
Проведение скрининговых программ диагностики врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка |
МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Проведение скрининговых программ диагностики врожденных и приобретенных нарушений развития ребенка, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
3.2. |
Проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка |
МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Проведение скрининговых программ пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка, процентов |
- |
85 |
85 |
- |
- |
3.3. |
Проведение неонатального скрининга |
МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Проведение неонатального скрининга, процентов |
- |
98,4 |
98,4 |
- |
- |
3.4. |
Проведение аудиологического скрининга |
МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Проведение аудиологического скрининга, процентов |
|
98,4 |
98,4 |
- |
- |
3.5. |
Информирование населения о возможности обращения в медицинские организации, организации социального обслуживания, образовательные организации для получения услуг ранней помощи детьми целевой группы и их семьями |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Распространение буклетов, памяток, информации, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
3.6. |
Реализация технологий выявления детей целевой группы и их семей, нуждающихся в услугах ранней помощи |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, организации социального обслуживания (по согласованию), образовательные организации (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Реализация технологий, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
3.7. |
Размещение на сайтах органов исполнительной власти и подведомственных организаций информации о предоставлении услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, организации социального обслуживания (по согласованию), образовательные организации (по согласованию), организации здравоохранения (по согласованию) |
2018 г. |
Наличие информации на сайте, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
Наименование задачи 4. Обеспечение доступности для детей целевой группы полного спектра необходимых услуг ранней помощи | |||||||||
4.1. |
Создание ресурсного методического центра для осуществления методической поддержки специалистов, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МОиН РТ, МТЗиСЗ РТ, МЗ РТ |
2017 г. |
Принятие распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
4.2. |
Создание, функционирование служб ранней помощи детям целевой группы и их семьям на базе организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций здравоохранения |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Функционирование служб, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
4.3. |
Формирование банка эффективных технологий и методик ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Формирование банка технологий, единиц |
- |
1 |
1 |
- |
- |
4.4. |
Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям с участием представителей междисциплинарной команды специалистов на базе государственных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями |
МТЗиСЗ РТ, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Количество получателей услуг на базе государственных реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, человек |
- |
50 |
90 |
273175,2 БРТ |
322216,90 БРТ |
4.5. |
Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям отделениями социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания, центрами социальной помощи семье и детям |
МТЗиСЗ РТ, комплексные центры социального обслуживания (по согласованию) |
2018 г. |
Количество получателей услуг отделений социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям, человек |
- |
- |
- |
- |
- |
4.6. |
Организация ранней помощи детям целевой группы и их семьям негосударственными организациями, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, оказывающими услуги ранней помощи |
МТЗиСЗ РТ, негосударственные организации, оказывающие услуги ранней помощи (по согласованию) |
2018 г. |
Количество получателей услуг негосударственных организаций, оказывающих услуги ранней помощи, человек |
- |
- |
10 |
- |
- |
4.7. |
Организация психолого-педагогической помощи и сопровождения ребенка целевой группы и его семьи |
МОиН РТ, образовательные организации (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Количество получателей услуг на базе образовательных организаций, человек |
- |
350 |
600 |
- |
- |
4.8. |
Организация ранней помощи ребенку целевой группы и его семье медицинскими организациями |
МЗ РТ, медицинские организации (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Количество получателей услуг на базе медицинских организаций, человек |
- |
350 |
600 |
- |
- |
4.9. |
Внедрение современных методик и технологий реабилитации или абилитации детей целевой группы и их семей |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ |
2017- 2018 гг. |
Количество внедренных технологий, да/нет |
- |
3 |
3 |
- |
- |
4.10. |
Организация сопровождения детей целевой группы и их семей в рамках созданных служб ранней помощи на базе образовательных организаций, организаций социального обслуживания, организаций здравоохранения |
МОиН РТ, МТЗиСЗ РТ, МЗ РТ, образовательные организации (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию), медицинские организации (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Количество семей, единиц |
- |
350 |
600 |
- |
- |
4.11. |
Реализация программ обучения родителей детей целевой группы способам ухода и методам абилитации или реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей |
МТЗиСЗ РТ, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (по согласованию) |
2018 г. |
Количество обученных, человек |
- |
- |
90 |
- |
- |
4.12. |
Материально-техническое оснащение организаций, оказывающих услуги ранней помощи |
Организации социального обслуживания (по согласованию), образовательные организации (по согласованию), медицинские организации (по согласованию) |
2017 г. |
Приобретение оборудования для 5 организаций, да/нет |
- |
да |
- |
- |
- |
Наименование задачи 5: Обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи | |||||||||
5.1. |
Проведение организационных и методических консультаций и супервизий для специалистов организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию), ГКУ "РРЦ" (по согласованию) |
2018 г. |
Количество проведенных супервизий для специалистов организаций социального обслуживания, раз |
- |
- |
4 |
- |
- |
5.2. |
Подготовка и переподготовка, повышение квалификации специалистов по вопросам предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Реализация программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
5.3. |
Организация и проведение научно-практических конференций, практико-ориентированных семинаров для специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи по проблемам раннего выявления детей целевой группы и их семей и развития системы ранней помощи в Республике Татарстан |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию), ГКУ "РРЦ" (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Проведение мероприятий, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
5.4. |
Организация стажировочных площадок по обмену опытом работы по оказанию услуг ранней помощи в Республике Татарстан |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2018 г. |
Организация стажировочных площадок, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
Наименование задачи 6: Обеспечение управления качеством услуг ранней помощи | |||||||||
6.1. |
Внедрение федеральных стандартов оказания услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ |
2017- 2018 гг. |
Внедрение стандартов, да/нет |
- |
да |
да |
- |
- |
6.2. |
Внедрение системы мониторинга предоставления услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию) |
2018 г. |
Внедрение системы мониторинга, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
Наименование задачи 7: Создание информационной региональной базы детей, включенных в систему ранней помощи | |||||||||
7.1. |
Разработка предложений по созданию информационной базы данных детей целевой группы и их семей, включенных в систему ранней помощи |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию) |
2018 г. |
Разработка предложений, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
7.2. |
Создание информационной республиканской базы данных детей целевой группы и их семей, включенных в систему ранней помощи (при наличии финансирования создания информационной базы) |
Определенный функциональный оператор системы (по согласованию), МТЗиСЗ РТ, МИС РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию), ГБУ РЦДПОВ "Апрель" (по согласованию) |
2018 г. |
Создание информационной базы данных, да/нет |
- |
- |
да |
- |
- |
Наименование задачи 8: Организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям | |||||||||
8.1. |
Ведение отчетности об оказании услуг ранней помощи детям целевой группы и их семьям |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию) |
2017- 2018 гг. |
Ведение отчетных форм, единиц |
- |
6 |
6 |
- |
- |
8.2. |
Проведение опроса среди семей детей целевой группы о качестве оказания им услуг ранней помощи |
МТЗиСЗ РТ, МОиН РТ, МЗ РТ, ГКУ "РРЦ" (по согласованию) |
2018 г. |
Проведение опроса, единиц |
- |
- |
1 |
- |
- |
|
Итого по Подпрограмме, в том числе: |
273175,2 |
322216,90 |
||||||
|
бюджет Республики Татарстан |
273175,2 |
322216,90 |
Список использованных сокращений:
МТЗиСЗ РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
МЗ РТ - Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
МИС РТ - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
ГБУ СО РЦДПОВ "Апрель" - государственное бюджетное учреждение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Апрель";
ГКУ "РРЦ" - государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
<< Приложение N 8 |
Приложение >> N 10 |
|
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2018 г. N 1210 "О внесении изменений в государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.