Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы
от 29 декабря 2018 г.
Федерация профсоюзов Республики Татарстан от имени организаций профсоюзов, являющихся ее членскими организациями (далее - Профсоюзы), Координационный совет объединений работодателей Республики Татарстан от имени республиканских работодателей (далее - Работодатели), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - Правительство), далее именуемые Стороны, заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Татарстан от 26 июля 2004 года N 42-ЗРТ "Об органах социального партнерства в Республике Татарстан" настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия по их реализации.
Стороны признают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Татарстан является повышение уровня и качества жизни населения на основе внедрения принципов достойного труда, устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики, улучшения демографической ситуации, роста заработной платы работающих, доходов населения и сокращения доли малоимущих, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, повышения уровня пенсионного обеспечения, улучшения условий труда, обеспечения эффективной занятости, совершенствования социальной сферы при рациональном использовании средств бюджета Республики Татарстан, повышения эффективности государственного управления, социальной справедливости, ответственности и социального партнерства.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения соглашений и коллективных договоров.
Стороны в пределах своих полномочий принимают обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы, Соглашением о взаимодействии между полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Координационным советом отделений Российского союза промышленников и предпринимателей Приволжского федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Приволжского федерального округа на 2018-2020 годы, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.
Для достижения поставленных целей Стороны принимают следующие обязательства:
1. Экономика и развитие производства
Стороны считают, что в предстоящий период государственная экономическая политика в Республике Татарстан должна быть ориентирована на:
развитие человеческого капитала как основного фактора экономического роста, формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и жизни населения, устранения причин бедности;
модернизацию экономики, диверсификацию ее структуры, переход к инновационной модели развития, реиндустриализацию и ускорение роста отраслей экономики;
обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики;
повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики Республики Татарстан;
проведение эффективной и сбалансированной бюджетной политики;
сокращение зависимости экономики Республики Татарстан от импорта на основе поддержки приоритетных секторов экономики;
содействие стимулированию несырьевого экспорта.
В целях реализации настоящего Соглашения Стороны обязуются:
1.1. Добиваться создания благоприятных условий для развития инновационной экономики, малого и среднего бизнеса, формирования среднего класса, укрепления финансово-экономического положения организаций, повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
1.2. Осуществлять взаимодействие в рамках системы государственного стратегического планирования, в том числе Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, определяющей перспективные направления социально-экономического развития республики, с участием в установленном порядке в рамках своей компетенции в разработке стратегических документов социально-экономического развития Республики Татарстан.
1.3. Проводить консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, а также предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, целевых программ по социально-экономическим вопросам и согласование их социальными партнерами.
1.4. Рассматривать социальные аспекты проекта бюджета Республики Татарстан на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до его внесения на рассмотрение в Государственный Совет Республики Татарстан.
При подготовке проекта бюджета Республики Татарстан исходить из приоритетности сфер, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе здравоохранения, образования, науки, активной занятости, транспортной и социальной инфраструктуры.
1.5. Содействовать повышению эффективности бюджетных расходов и устранению неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
1.6. Содействовать созданию условий для поддержки местных товаропроизводителей, осуществлять меры, направленные на стабилизацию их финансового положения.
1.7. В установленном порядке взаимодействовать с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также с соответствующими отраслевыми и территориальными комиссиями по вопросам социально-экономического развития республики.
1.8. Принимать меры по:
формированию условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности;
развитию человеческого капитала как основного фактора экономического роста, поддержки инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
созданию высокопроизводительных рабочих мест.
1.9. Проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки, согласованной с динамикой денежных доходов населения и направленной на снижение уровня инфляции, с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики.
1.10. Содействовать участию организаций во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" и в иных конкурсах социальной направленности некоммерческого характера.
1.11. Обеспечивать соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - законодательство о труде), законодательства о профсоюзах, выполнение условий соглашений и коллективных договоров.
Профсоюзы обязуются:
1.12. Способствовать повышению производительности труда на основе достижения достойной заработной платы, безопасных условий и охраны труда, здоровья, непрерывного образования и повышения квалификации работников.
1.13. Разрабатывать совместно с работодателями меры поощрения работников за высокопроизводительный труд, способствовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
1.14. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе в части охраны здоровья, при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, перепрофилировании или банкротстве организаций, проведении мероприятий, связанных с внедрением профессиональных стандартов.
Работодатели обязуются:
1.15. Участвовать в решении социально значимых задач и осуществлять предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.16. Не реже двух раз в год информировать работников, профсоюзные организации о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности и перспективах развития организации; представлять Сторонам имеющуюся информацию о предстоящих изменениях: реорганизации, смене собственника, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации организаций.
1.17. В ходе коллективно-договорной кампании обеспечивать выборным профсоюзным органам беспрепятственное получение информации по финансово-хозяйственной деятельности, социально-трудовым вопросам, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с федеральным законодательством.
1.18. Своевременно принимать меры по предупреждению банкротства организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры.
1.19. Привлекать выборный орган первичной профсоюзной организации к консультациям в связи с ухудшением финансового состояния организации, к выработке совместных мер по стабилизации ситуации и защите работников.
1.20. Реализовывать мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, рост производительности труда, обеспечивать внедрение инновационных технологий с использованием систем менеджмента качества.
1.21. Принимать обоснованные решения по вопросам экономической политики организаций, активного использования ресурсов электронной товарно-информационной системы Республики Татарстан (ЭТИС, сайт www.tattis.ru) при закупке сырья, материалов, комплектующих изделий.
1.22. Способствовать привлечению частных, в том числе зарубежных, инвестиций в области предпринимательства и малого бизнеса.
1.23. Принимать меры по развитию внутриреспубликанской и межрегиональной производственной кооперации.
1.24. Организовывать научно-технические семинары, выставки, рекламные кампании, презентации товаров и услуг республиканских организаций, коллективные экспозиции на выставках в Российской Федерации и за рубежом.
Правительство обязуется:
1.25. Проводить структурные реформы и способствовать модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги.
1.26. Привлекать (по согласованию) представителей объединений работодателей и профсоюзов для работы в составе комиссий по осуществлению закупок в порядке и с учетом требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.27. В соответствии с законодательством предоставлять меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.
1.28. В целях повышения экономической устойчивости организаций создавать условия для развития внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации производства.
1.29. Обеспечивать в установленном порядке:
взаимовыгодное сотрудничество Республики Татарстан и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инвестиционных и иных проектов и программ, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства и профессионального образования;
ведение эффективной бюджетной политики, направленной на рост и развитие человеческого капитала;
ведение эффективной налоговой политики, направленной на реализацию принципа социальной справедливости и стимулирующей привлечение инвестиций в развитие приоритетных отраслей экономики;
содействие реализации программ импортозамещения и развития производственных отраслей экономики.
1.30. Организовывать проведение республиканских конкурсов инновационных проектов и мероприятий по государственной поддержке наиболее эффективных и значимых инновационных проектов в пределах средств, предусматриваемых бюджетом Республики Татарстан.
2. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
Стороны:
2.1. Считают, что на предстоящий период главными целями социальной политики являются создание условий для достойного труда, обеспечивающего динамичный рост реальной заработной платы, реализация государственных гарантий по оплате труда, совершенствование политики доходов, повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства.
2.2. Содействуют реализации законодательных норм по обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы.
2.3. Обеспечивают реализацию Закона Республики Татарстан от 23 июля 2008 года N 31-ЗРТ "О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан", в соответствии с которым ежегодно устанавливается размер минимальной заработной платы в Республике Татарстан.
Осуществляют в пределах своих полномочий контроль за выполнением соглашения о минимальной заработной плате в Республике Татарстан.
2.4. Обеспечивают обсуждение проекта закона Республики Татарстан "О потребительской корзине в Республике Татарстан" с последующей подготовкой соответствующих предложений.
2.5. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже прожиточного минимума.
2.6. Определяют при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на очередной год и на плановый период объем финансирования для индексации заработной платы работников бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
2.7. Проводят политику создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления качественных социальных услуг и достойный уровень жизни.
2.8. Разрабатывают и реализуют меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы для работников организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
2.9. Обеспечивают установление систем оплаты и нормирования труда посредством заключения соглашений и коллективных договоров.
2.10. Разрабатывают и реализуют меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, обеспечению получения работниками заработной платы в случае прекращения деятельности организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, их неплатежеспособности в соответствии с законодательством.
2.11. Принимают меры по доведению:
тарифа I разряда (оклада) отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) до уровня не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством;
размера среднемесячной заработной платы в целом по республике до уровня не менее установленного приложением к настоящему Соглашению.
Профсоюзы:
2.12. Принимают меры в рамках коллективно-договорного регулирования по:
доведению размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан;
соблюдению сроков выплаты заработной платы и ее индексации, в том числе в бюджетной сфере;
доведению доли тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников внебюджетного сектора экономики до уровня не ниже 60 процентов.
2.13. Добиваются ухода от "теневых" схем оплаты труда в организациях.
2.14. Оказывают бесплатную консультационную помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, представляют их интересы при разрешении трудовых споров (конфликтов), в том числе в судах.
2.15. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, в том числе за полнотой начисления и своевременностью выплаты заработной платы, ее индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
2.16. В случае несоблюдения законов и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда обращаются в соответствующие государственные органы по надзору и контролю для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.
Работодатели:
2.17. Принимают меры по доведению размера минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан. По отдельным организациям, финансово-экономическое состояние которых не позволяет повысить размер минимальной заработной платы до указанного уровня, в коллективных договорах и (или) соглашениях определяются конкретные меры и сроки по доведению размера минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан.
2.18. Обеспечивают в рамках коллективно-договорного регулирования индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
2.19. Устанавливают долю тарифной части в составе заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики в размере не менее 60 процентов.
2.20. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, оплату отпусков, иных выплат, причитающихся работникам, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, соглашениями и коллективными договорами, не допускают применения "теневых" схем оплаты труда.
2.21. Устанавливают соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством о труде системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования с учетом мнения представительного органа работников.
2.22. Принимают меры в рамках коллективно-договорного регулирования по обеспечению:
соблюдения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных унитарных предприятий Республики Татарстан и среднемесячной заработной платы работников таких предприятий, установленного нормативными правовыми актами Республики Татарстан;
установления в организациях внебюджетного сектора экономики (за исключением государственных унитарных предприятий Республики Татарстан) предельного соотношения среднемесячной заработной платы 10 процентов работников с наибольшей заработной платой и 10 процентов работников с наименьшей заработной платой не более 10.
2.23. Принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с учетом мнения представительного органа работников.
2.24. Производят на основании письменного заявления работников ежемесячное безналичное удержание из заработной платы членских профсоюзных взносов и их перечисление на счета профсоюзных органов одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.
Правительство:
2.25. Принимает меры по недопущению снижения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, а также обеспечивает индексацию заработной платы, пособий и социальных выплат, предусмотренных законодательством, с учетом уровня инфляции.
2.26. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями гарантий по оплате труда, установленных соглашениями и коллективными договорами, своевременной выплатой стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств.
2.27. Проводит экономически обоснованную тарифную и ценовую политику, направленную на снижение уровня инфляции. Принимает в пределах своих полномочий меры по ограничению роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, коммунальные услуги с учетом роста доходов населения и достижения адекватного уровня социальной поддержки граждан.
2.28. Привлекает профсоюзы к участию в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда.
3. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда
Стороны считают, что обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения является одним из государственных приоритетов.
3.1. В целях реализации активной политики занятости населения, повышения уровня конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов Стороны:
участвуют в реализации государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 N 553 (далее - государственная программа "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы"), а также при необходимости в разработке и реализации дополнительных мероприятий по стабилизации рынка труда;
взаимодействуют по вопросам совершенствования правового регулирования рынка труда и занятости, а также разрабатывают новые направления активной политики занятости населения и предложения по их финансовой обеспеченности;
формируют систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах;
участвуют в мероприятиях по формированию региональной системы развития профессиональных квалификаций в части внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций;
содействуют созданию новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест с достойной оплатой и безопасными условиями труда;
оказывают содействие организациям в разработке социальных программ и планов развития персонала, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала, повышение конкурентоспособности работников на рынке труда на основе создания системы непрерывного профессионального развития;
развивают Национальную систему квалификации в соответствии с требованиями к рабочему месту, уровню профессионального образования работников и росту заработной платы в зависимости от повышения уровня квалификации работников;
устанавливают дополнительные социальные льготы для высвобождаемых работников, обеспечивают их опережающее профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве.
3.2. Не допускают превышения уровня регистрируемой безработицы в 2019-2020 годах более 0,7 процента от численности рабочей силы Республики Татарстан.
3.3. Принимают дополнительные меры по обеспечению занятости населения в муниципальных образованиях Республики Татарстан, уровень безработицы в которых значительно превышает среднереспубликанское значение.
3.4. Разрабатывают и реализуют меры, в том числе превентивного характера, направленные на поддержку занятости работников градообразующих организаций и развитие занятости населения в моногородах.
3.5. Рекомендуют устанавливать в отраслевых и территориальных соглашениях критерии массового увольнения согласно пункту 1 раздела I Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99.
3.6. Прогнозируют и предупреждают ситуации, которые могут привести к массовым увольнениям работников.
3.7. В случае предстоящего массового увольнения работников проводят взаимные консультации представителей сторон социального партнерства по вопросам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций разрабатывают мероприятия, направленные на содействие занятости увольняемых работников.
3.8. Привлекают в установленном порядке обучающихся к участию в оплачиваемых общественных, временных и сезонных работах.
3.9. Принимают меры, в том числе путем разработки и внесения предложений, по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих рынок труда и образовательную систему, по обеспечению первого рабочего места выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Профсоюзы:
3.10. Способствуют включению в соглашения и коллективные договоры мероприятий, направленных на увеличение числа эффективных рабочих мест, развитие внутрипроизводственного обучения персонала, повышение квалификации, прохождение сертификации квалификаций, активное опережающее и профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению.
3.11. Принимают участие в формировании системы профессиональных стандартов и проведении мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организациях.
3.12. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением прав работников, чьи должности подлежат приведению в соответствие с профессиональными стандартами.
3.13. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств по профессиональному обучению работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств работодателя.
3.14. Способствуют через соглашения и коллективные договоры трудоустройству граждан в соответствии с их профессиональной квалификацией, обратившихся к прежнему работодателю, с которыми трудовые договоры были прекращены в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в течение трех месяцев после увольнения с нее.
3.15. Добиваются дополнительных компенсаций и льгот для молодых специалистов и работников, прошедших процедуру оценки и сертификации профессиональных квалификаций и получивших сертификат компетентности.
3.16. Предоставляют бесплатную юридическую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства в сфере занятости.
3.17. Принимают участие в работе координационных комитетов (советов) содействия занятости населения через своих представителей.
3.18. Не допускают фактов дискриминации по половому, возрастному признакам, административного принуждения (сокращения, увольнения, отпуска без сохранения заработной платы).
Работодатели:
3.19. Принимают меры по сохранению полной и стабильной занятости, созданию новых эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, в том числе для женщин и молодежи.
3.20. Соблюдают нормы трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, введении режима неполной занятости работников, не допускают принуждения работников к отпускам без сохранения заработной платы, их увольнению по собственному желанию.
3.21. Информируют профсоюзы о предполагаемых структурных изменениях, полной или частичной приостановке производства и других действиях, влекущих за собой сокращение рабочих мест и ухудшение условий труда работников.
3.22. Учитывают мнение профсоюзов при привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
3.23. Осуществляют использование иностранной рабочей силы на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации.
3.24. Осуществляют меры по созданию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивают непрерывное профессиональное развитие работников, в том числе на рабочих местах. В соответствии с коллективным договором предоставляют возможность опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников.
3.25. Запрашивают мнение первичных профсоюзных организаций при принятии локальных нормативных актов, связанных с внедрением профессиональных стандартов.
3.26. Принимают меры по организации профессионального обучения работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств организации.
3.27. Принимают меры по предупреждению массового увольнения работников, а в случае его угрозы информируют государственные учреждения службы занятости населения Республики Татарстан и профсоюзные организации не менее чем за три месяца.
3.28. Осуществляют взаимодействие с государственными учреждениями службы занятости населения Республики Татарстан на местах по предоставлению сведений о вакансиях.
3.29. Способствуют трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также приему на работу граждан в соответствии с их профессиональной квалификацией, обратившихся к прежнему работодателю, с которыми трудовые договоры были прекращены в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, в течение трех месяцев после увольнения с нее.
3.30. Принимают меры по предоставлению первого рабочего места и адаптации молодежи, впервые вышедшей на рынок труда.
3.31. Принимают меры по трудоустройству инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также резервированию рабочих мест для этой категории граждан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
3.32. Обеспечивают прохождение иностранными работниками аттестации на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям, а в случае необходимости - повышение квалификации, обучение и (или) переобучение иностранных работников по специальностям (профессиям), включенным в перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан, на 2019-2025 годы, согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.04.2018 N 894-р.
3.33. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
3.34. Оказывают содействие в разработке и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
3.35. Запрашивают мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в случае принятия решения о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, число которых превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны.
Правительство:
3.36. Обеспечивает модернизацию рынка труда с сохранением приоритета активных форм занятости населения.
3.37. Принимает меры по повышению эффективности государственной политики занятости, качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости населения.
3.38. Осуществляет разработку и реализацию государственных программ подготовки и переподготовки кадров по профессиям, востребованным в экономике Республики Татарстан, формирование региональной системы развития профессиональных квалификаций в части нормативного обеспечения процессов внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций.
3.39. Реализует политику по созданию благоприятного инвестиционного климата и осуществляет мероприятия по привлечению инвестиций в Республику Татарстан, оказывает поддержку при реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Республики Татарстан, содействует развитию малого предпринимательства в целях создания и модернизации рабочих мест.
3.40. В пределах своей компетенции реализует мероприятия по упорядочению привлечения и использования иностранной рабочей силы.
3.41. Принимает меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе взаимодействия служб занятости и образовательных организаций.
3.42. Принимает меры по повышению уровня занятости инвалидов и экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов в целях реализации норм Конвенции ООН "О правах инвалидов" (резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.), ратифицированной Российской Федерацией.
3.43. Осуществляет мероприятия по содействию занятости населения, в том числе в части трудоустройства отдельных категорий граждан.
3.44. Разрабатывает меры по сокращению неформальной занятости.
3.45. Принимает меры, направленные на смягчение негативных социальных последствий высвобождения работников в муниципальных образованиях Республики Татарстан, где сложилась критическая ситуация на рынке труда, участвует в создании новых рабочих мест при высвобождении работников.
3.46. Осуществляет мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения моногородов Республики Татарстан, включенных в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р.
4. Условия и охрана труда, экологическая безопасность
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, сохранения их права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:
Стороны:
4.1. Рекомендуют к внедрению в организациях систем управления охраной труда с учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009, ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.
4.2. Осуществляют меры по реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы".
4.3. Добиваются улучшения состояния условий и охраны труда на рабочих местах, снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелыми последствиями и групповых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4. Принимают меры по совершенствованию форм, методов обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профсоюзного актива по вопросам охраны труда.
4.5. Содействуют реализации норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
4.6. Содействуют своевременному возмещению вреда, причиненного здоровью работника трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, на страховых принципах в соответствии с законодательством и на условиях коллективно-договорного регулирования.
4.7. Совершенствуют систему государственного управления охраной труда, обеспечивают повышение роли государственного, ведомственного и профсоюзного контроля за охраной труда, здоровья.
4.8. Принимают меры по реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в том числе направленные на активизацию деятельности работодателей в части использования средств на финансирование предупредительных мер по раннему выявлению хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. При наличии финансовой возможности разрабатывают и реализуют скрининговые программы.
4.9. Обеспечивают взаимодействие по исполнению приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
4.10. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников и населения о состоянии производственной и окружающей природной среды.
4.11. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.
Профсоюзы:
4.12. Повышают эффективность профсоюзного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Принимают меры по повышению эффективности деятельности Технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Татарстан и увеличению числа избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда. С целью защиты их прав добиваются включения в коллективные договоры раздела о гарантиях деятельности уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда, здоровья, моральном и материальном поощрении за обеспечение работы без травм и аварий на своем производственном участке (в структурном подразделении).
4.13. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях и повышают их роль в системе управления охраной труда.
4.14. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитетов (комиссий) по охране труда.
4.15. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение специальной оценки условий труда, сокращение рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, и других мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.16. Осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателями, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.
4.17. Содействуют реализации работодателями превентивных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств социального страхования, а также мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребления табака, по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, включая занятия физкультурой и спортом.
4.18. Защищают интересы работников (в том числе в судебных органах), пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в их расследовании.
4.19. Проводят в трудовых коллективах информационно-разъяснительную и консультационную работу по законодательству об охране труда, здоровья и пропагандируют вопросы охраны труда (в том числе и зарубежный опыт) в средствах массовой информации.
4.20. Принимают участие в реализации мероприятий, направленных на оздоровление работников, развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
Работодатели:
4.21. Обеспечивают реализацию мер по соблюдению прав работников в сфере безопасности труда, охраны здоровья, снижению уровня производственного травматизма, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
4.22. Обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда. Организуют работу служб охраны труда, внедряют и совершенствуют систему управления охраной труда в организациях на основе ГОСТ 12.0.230-2007, ГОСТ Р 12.0.007-2009, ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.
4.23. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах:
проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению количества рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям безопасности, и средства на их реализацию в установленные сроки;
проведение специальной оценки условий труда, мероприятий по охране здоровья и предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в полном объеме;
обеспечение соблюдения норм предельно допустимых нагрузок для женщин и лиц моложе 18 лет при подъеме и переносе тяжестей вручную;
обеспечение соблюдения требований, запрещающих применение труда лиц моложе 18 лет и женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда;
обеспечение оперативного информирования в случаях, предусмотренных законодательством, органов местного самоуправления о произошедших авариях и случаях травматизма с изложением причин, намеченных мер по повышению уровня противопожарной устойчивости и безопасности производства;
обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проведение за счет собственных средств при поступлении на работу предварительных и периодических медицинских осмотров работников, в том числе работающих на техногенно-опасных производствах и в транспортных организациях, на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
проведение мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребления табака, по созданию условий и
формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, включая занятия физкультурой и спортом;
проведение мероприятий по созданию условий и формированию мотиваций для ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, в том числе по подготовке и выполнению требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" с включением в режим рабочего времени производственной гимнастики для поддержания умственной и физической работоспособности работников.
4.24. Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам, а также членам комитетов (комиссий) по охране труда для осуществления их деятельности, организуют их обучение.
4.25. Проводят административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, Дни охраны труда с участием комитетов (комиссий) по охране труда.
4.26. Учитывают результаты работы по обеспечению требований охраны труда, здоровья, профилактике производственного травматизма при рассмотрении мер материального и морального поощрения работников, а также применения к ним мер дисциплинарного воздействия.
4.27. Учитывают при аттестации руководящих работников и специалистов, рабочих кадров состояние организации и проведения опасных видов работ, локализации и ликвидации аварийных ситуаций, вопросов охраны труда, соблюдение ими требований безопасности труда, исполнение производственной дисциплины.
Правительство:
4.28. Совершенствует систему государственного управления охраной труда и здоровья работников.
4.29. Обеспечивает реализацию подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014-2020 годы" государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы" и ее финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан на соответствующий период.
4.30. Координирует проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе работодателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
4.31. Обеспечивает осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
фактических условий труда.
4.32. В установленном законодательством порядке участвует в организации работы по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
4.33. Организует проведение целевых совещаний, семинаров, выставок, смотров-конкурсов и других организационно-просветительских мероприятий по охране труда, здоровья работников с привлечением исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, организаций, расположенных на территории республики.
5. Социальное страхование, социальная защита работников и населения
Стороны считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан на социальную защиту и признают приоритетными следующие задачи:
развитие эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышение уровня социальной защиты работающих граждан, в том числе формирование полноценной системы защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов, и осуществление мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости всей системы обязательного социального страхования;
обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, создание эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, в том числе социальной ипотеки, предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством;
создание механизма доступного обеспечения санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.
В целях обеспечения социальной защиты работников и населения Стороны обязуются:
5.1. Формировать предложения и оказывать содействие в разработке законов или иных нормативных актов (их экспертиза), предусматривающих:
совершенствование (реформирование) системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и реализацию действенных механизмов экономической заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда;
участие социальных партнеров в осуществлении контроля по проведению специальной оценки условий труда.
5.2. Проводить консультации и вносить предложения по вопросам:
развития и совершенствования системы здравоохранения в целом, а также системы обязательного медицинского страхования с учетом систематического контроля за развитием частного сектора здравоохранения в целях сохранения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и мероприятий по диспансеризации населения;
совершенствования социального страхования и расчета пособий по временной нетрудоспособности;
повышения качества жизни пенсионеров на основе реформы пенсионного страхования;
формирования корпоративных пенсионных систем;
стимулирования участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений в сфере добровольного негосударственного пенсионного страхования.
5.3. Оказывать содействие медицинским организациям в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения (начиная с 21 года и далее с трехлетним интервалом) в части предоставления возможности для прохождения работниками обследований (консультаций) в медицинских организациях по месту жительства (прикрепления) работника.
5.4. Принимать согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на коммунальные услуги в сравнении с уровнем инфляции.
5.5. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.
5.6. Совместно участвовать в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся отдыха, оздоровления детей и молодежи, оздоровления работающих граждан, использования сети санаториев-профилакториев, учреждений санаторно-курортного лечения, в том числе в рамках долечивания (реабилитации).
5.7. Ежегодно подводить итоги детских оздоровительных кампаний и рассматривать их на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.8. Обеспечивать сохранность систем коммунального обслуживания и использовать по назначению детские оздоровительные лагеря, дошкольные образовательные организации, объекты культуры и спорта, жилищного фонда, находящиеся на балансе организаций.
5.9. Содействовать в распространении опыта реализации корпоративных социальных программ организаций, создаваемых в интересах работников по:
организации доступной сети общественного питания, в том числе диетического;
сохранению и укреплению здоровья, созданию условий для здорового образа жизни, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний;
поддержке работающих женщин с детьми и лиц с семейными обязанностями;
развитию общедоступных клубов и спортивных залов.
5.10. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
5.11. Реализовывать меры по ликвидации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Профсоюзы:
5.12. Предусматривают включение в соглашения и коллективные договоры обязательств по поощрению лиц, ведущих здоровый образ жизни, работников без вредных привычек, в том числе отказавшихся от табакокурения, лиц, ответственных за проведение физкультурной работы в организациях, а также по выделению помещений для занятий физической культурой.
5.13. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих, многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников из числа пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.
5.14. Добиваются закрепления в коллективных договорах обязательств работодателей, направленных на улучшение жилищных условий работников.
5.15. Принимают участие в разработке, согласовании и реализации социально направленных законов, других нормативных правовых актов, программ и т.д. на республиканском, отраслевом, территориальном и локальном уровнях.
5.16. Обеспечивают профсоюзный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов во внебюджетные фонды.
5.17. Проводят информационную работу по разъяснению в трудовых коллективах основных положений реформы пенсионного законодательства.
5.18. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетных организаций.
5.19. Оказывают консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, женщин и детей.
Профсоюзы, Работодатели:
5.20. На условиях, установленных в соглашениях и коллективных договорах, предусматривают:
развитие дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования работников;
выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;
медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение с компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций;
предоставление адресной материальной помощи:
работникам, имеющим трудовой стаж 10 лет и более, при достижении юбилейных дат;
родственникам работников (лиц, уволенных в связи с выходом на пенсию, имевших трудовой стаж в организации 10 лет и более) при организации похорон (в том числе обеспечение транспортом);
разработку и реализацию мер по здоровьесбережению работников.
5.21. Рассматривают возможность включения в соглашения и коллективные договоры организаций проведение мероприятий по организации диспансеризации, оздоровительного лечения и питания работников, в том числе за счет средств, направляемых в установленном законодательством порядке на мероприятия по охране труда (не менее 0,2 процента стоимости затрат на производство продукции).
Работодатели:
5.22. Разрабатывают и реализуют социальные планы и программы, в том числе при наличии финансовой возможности в части негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования.
5.23. Принимают меры по сохранению и использованию находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения.
5.24. Учитывают мнение выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности, передаче в аренду объектов социально-культурного назначения, изменении типа бюджетных учреждений.
5.25. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. Предоставляют при наличии возможности льготные займы на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.
5.26. Принимают меры по обеспечению предоставления работникам возможности прохождения диспансеризации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" и распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2014 N 1520-р.
Правительство:
5.27. Повышает адресность мер социальной поддержки малоимущих категорий населения.
5.28. Обеспечивает финансирование и организацию санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы и пенсионеров:
в 2019 году - в сумме не менее 143,4 млн. рублей;
в 2020 году - в сумме не менее 148,8 млн. рублей.
5.29. Способствует развитию системы социального ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения Республики Татарстан и увеличения объемов жилищного строительства.
5.30. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам и другим категориям граждан, в соответствии с законодательством.
5.31. Обеспечивает финансирование мероприятий по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в соответствии с законодательством.
5.32. Осуществляет меры по предоставлению гарантированного государством перечня социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с законодательством.
5.33. Участвует в соответствии с законодательством в государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, тарифов на перевозки пассажиров транспортом общего пользования в городском сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, коммунальные услуги с учетом реальных доходов и заработной платы.
5.34. Содействует развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетной сферы.
5.35. Совершенствует меры государственной поддержки, в том числе экономического стимулирования работодателей, организующих детский оздоровительный отдых, включая поддержку деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений, решение вопросов по землепользованию и налогообложению.
5.36. Принимает меры по увеличению финансирования и количества работающих граждан, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортных учреждений и государственных автономных учреждений здравоохранения по перечню заболеваний, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2011 N 233 "Об организации долечивания (реабилитации) работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортного учреждения (государственного автономного учреждения здравоохранения)".
6. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве
Стороны:
6.1. Разрабатывают и реализуют систему мер поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
6.2. Взаимодействуют с общественными, молодежными, женскими организациями и объединениями по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.
6.3. Способствуют улучшению положения женщин и молодежи на рынке труда Республики Татарстан. Содействуют совершенствованию системы профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.
6.4. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).
6.5. Способствуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также проведению региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта.
6.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством и на основе коллективно-договорного регулирования.
6.7. Содействуют формированию и развитию института наставничества в организациях всех форм собственности.
6.8. Создают условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
6.9. Содействуют принятию мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами работы (учебы) и воспитания детей.
6.10. Способствуют созданию и деятельности общественных, женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства, по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.
6.11. Способствуют поддержанию инфраструктуры учреждений семейного и детского отдыха.
6.12. Осуществляют в установленном порядке контроль за организацией отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и студентов в лагерях отдыха.
6.13. Рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, касающиеся работы с молодежью и мер правовой и социальной защиты молодежи, женщин.
6.14. Способствуют установлению в соглашениях и коллективных договорах условий о предоставлении женщинам, имеющим детей в возрасте до 16 лет, еженедельно не менее двух часов свободного времени или одного свободного дня в месяц с оплатой в размере не менее 50 процентов тарифной ставки (оклада).
6.15. Содействуют распространению лучших практик по обеспечению занятости молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также разрабатывают предложения по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
Профсоюзы:
6.16. Принимают меры по защите трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи, женщин.
6.17. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов, способствуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи. В целях мотивации профсоюзного членства проводят конкурсы агитбригад.
6.18. Проводят обучение лидеров молодежного профсоюзного движения, молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и другим социально-экономическим вопросам на ежемесячных семинарах в Учебно-исследовательском центре профсоюзов и Школе молодого профсоюзного лидера.
6.19. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях при ведении коллективных переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
6.20. Способствуют через соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи и женщин на обучение, занятость, достойную заработную плату, участие в управлении производством.
6.21. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи. Проводят конкурсы "Лучший молодежный профсоюзный лидер", "Лучшая агитбригада", "Детский рисунок и плакат", конкурсы профессионального мастерства и др.
6.22. Создают в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
6.23. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи.
6.24. Разрабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюзов, добившейся высоких показателей в труде и учебе, учреждают стипендии лучшим обучающимся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
6.25. Участвуют в реализации Концепции гендерной политики Федерации Независимых Профсоюзов России. Обучают профсоюзные кадры основам гендерного подхода в социально-трудовых отношениях.
6.26. Способствуют реализации гендерного равенства в сфере оплаты труда, при приеме на работу, назначении на руководящие должности.
6.27. Организуют на базе здравниц санаторно-курортного комплекса профсоюзов отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, попечителей и опекунов, а также санаторно-курортное долечивание (реабилитацию) работающих граждан по ряду заболеваний после стационарного лечения и оперативных вмешательств.
Работодатели:
6.28. Заключают при необходимости договоры о сотрудничестве с организациями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, стажировки педагогов и мастеров, предусматривающие в том числе обязательства по стимулированию инженерно-педагогического персонала и обучающихся в профильных организациях профессионального образования, участие в софинансировании развития материально-технического оснащения организаций профессионального образования.
6.29. Содействуют организации производственных практик, внедрению дуальных форм образования для обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также трудоустройству, при наличии возможности, в соответствии с их профессиональной квалификацией.
6.30. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по работе с молодежью, в том числе меры, направленные на социальную защиту молодежи. При наличии финансовой возможности предусматривают единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования впервые поступающих на работу выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций на наем жилья и содержание детей в дошкольных образовательных организациях, оплату путевок в детские оздоровительные лагеря.
6.31. В целях привлечения, адаптации и закрепления молодых специалистов (рабочих) рассматривают возможность:
формирования и развития института наставничества с возможным установлением доплаты к окладу (тарифной ставке) наставника;
проведения конкурсов профессионального мастерства "Лучший наставник молодежи".
6.32. Проводят Дни открытых дверей, экскурсии в организации с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
6.33. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначения на руководящие должности, при приеме на работу.
6.34. Предусматривают в коллективных договорах меры по:
профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе связанные с рождением и уходом за ребенком;
социальной защите женщин (отцов, воспитывающих без матери несовершеннолетних детей, а также опекунов, попечителей несовершеннолетних детей), беременных женщин в сфере предоставления безопасных условий труда, по снижению норм выработки (обслуживания) или переводу на другую работу, исключению воздействия неблагоприятных факторов производства, применению гибких графиков работы, сокращению рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, предоставлению ежегодного отпуска в удобное для них время, недопущению увольнения по сокращению численности или штата, предоставлению льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для оздоровления детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, установлению неполного рабочего времени с сохранением оплаты за полное рабочее время, но не менее величины прожиточного минимума в Республике Татарстан для трудоспособного населения и др.
Правительство:
6.35. Способствует осуществлению государственной финансовой поддержки молодых специалистов в бюджетной сфере в соответствии с законодательством.
6.36. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках действующих жилищных программ.
6.37. Способствует эффективному трудоустройству безработной молодежи и женщин.
6.38. Содействует созданию условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществления профилактики социально негативных явлений в молодежной среде.
6.39. Принимает программу организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, считая в качестве приоритетных направлений отдых в загородных оздоровительных лагерях, круглогодичных санаторно-курортных оздоровительных лагерях, санаторно-курортное лечение и оздоровление больных детей.
6.40. Совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан принимает меры по сохранению и расширению сети дошкольных образовательных организаций, ликвидации очередности в детские сады, повышению охвата детей дошкольным образованием.
7. Развитие социального партнерства
В целях обеспечения максимального использования возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития республики, по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, а также безусловного выполнения обязательств Соглашения Стороны:
7.1. Принимают совместное участие в разработке и (или) обсуждении законопроектов и других нормативных правовых актов социально-экономической направленности.
7.2. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности.
7.3. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при заключении соглашений и коллективных договоров и их уведомительной регистрации.
7.4. Способствуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Республики Татарстан, деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключению территориальных соглашений.
7.5. Продолжают работу по вовлечению организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности в систему социального партнерства.
7.6. Обеспечивают взаимодействие Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с соответствующими отраслевыми и территориальными комиссиями.
7.7. Содействуют расширению числа работодателей, являющихся членами регионального, отраслевых объединений работодателей, созданию и укреплению новых территориальных объединений работодателей, первичных профсоюзных организаций.
7.8. Принимают меры по включению в соответствующие разделы соглашений и коллективных договоров норм Республиканского стандарта "О социальной ответственности", одобренного решением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2010 года.
7.9. Анализируют состояние и развитие социального партнерства в сфере труда, проводят совещания, семинары, конференции, заседания "круглых столов" и другие мероприятия в целях совершенствования механизма трехстороннего сотрудничества.
7.10. Принимают меры по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров, содействуют созданию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам.
7.11. Содействуют участию и финансированию обучения представителей Сторон, организуемого профсоюзами на договорной основе.
7.12. Реализуют право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, установленное федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иными внутренними документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Профсоюзы:
7.13. Инициируют заключение республиканского, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров. Способствуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании. Обеспечивают экспертизу проектов соглашений и коллективных договоров на соответствие их законодательству и соглашениям.
7.14. Организуют работу городских и районных отраслевых комитетов (советов) профсоюзов, координационных советов организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций по заключению отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров и контролю за их исполнением.
7.15. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по защите трудовых прав и социальных гарантий.
7.16. Способствуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам и их эффективной деятельности.
7.17. Обеспечивают укрепление правовых служб на уровне республиканских отраслевых профсоюзных органов, координационных советов организаций профсоюзов и первичных профсоюзных организаций.
7.18. Оказывают правовую помощь в восстановлении нарушенных трудовых прав работников через обращения в комиссии по трудовым спорам, Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан, судебные органы и органы прокуратуры.
7.19. Способствуют заключению коллективных договоров, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.
7.20. Организуют обучение членов профсоюзов по вопросам социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях, в том числе на базе Учебно-исследовательского центра профсоюзов и школ профсоюзного актива.
7.21. Организуют на договорной основе обучение представителей социальных партнеров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
7.22. Изучают и используют опыт профсоюзных организаций регионов Российской Федерации в сфере социального партнерства.
7.23. Проводят республиканский конкурс "Лучший коллективный договор".
7.24. Обеспечивают ознакомление вновь принятых работников с коллективным договором, действующим в организации, отраслевым тарифным соглашением.
Работодатели:
7.25. Принимают меры по расширению числа работодателей, присоединившихся к настоящему Соглашению, регулярно рассматривают ход выполнения обязательств, принятых членами объединений работодателей.
7.26. Содействуют в организации работы по созданию объединений работодателей в муниципальных образованиях республики, оказывают соответствующую организационно-методическую помощь. О принимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
7.27. Способствуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности в рамках законодательства.
7.28. Создают условия для обеспечения уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации, и воспрепятствования созданию первичных профсоюзных организаций.
7.29. Предоставляют по запросу представителей работников необходимую информацию для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с законодательством.
7.30. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, а также профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Не препятствуют инициативе работников по созданию (восстановлению) первичных профсоюзных организаций в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
7.31. Рассматривают возможность включения в соглашения и коллективные договоры обязательств о:
выделении средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных органов;
предоставлении неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднемесячной заработной платы.
7.32. Участвуют в продвижении и распространении лучшей практики российских и зарубежных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, этических стандартов бизнеса.
Правительство:
7.33. Обеспечивает:
в установленном порядке деятельность Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующих трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до их внесения в Государственный Совет Республики Татарстан или до принятия по ним решений Кабинетом Министров Республики Татарстан;
доведение до сведения Государственного Совета Республики Татарстан и рассмотрение Правительством Республики Татарстан и органами государственной власти Республики Татарстан решений Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а при наличии неурегулированных разногласий - мнений ее Сторон в отношении направленных в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда;
согласование Сторонами проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, разработанных органами государственной власти Республики Татарстан;
участие представителей Сторон в работе комиссий и рабочих групп по социально-трудовым вопросам на республиканском и отраслевом уровнях;
рассмотрение по итогам полугодия и года выполнения индикаторов качества и уровня жизни населения Республики Татарстан, проведение анализа причин невыполнения индикаторов, предусмотренных в приложении к настоящему Соглашению, на заседаниях рабочей группы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров организаций, осуществление контроля за их выполнением.
7.34. Информирует в установленном порядке Стороны по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.
7.35. Координирует вопросы развития социального партнерства в сфере труда на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях, оказывает содействие в создании необходимых условий для деятельности профсоюзов (объединений профсоюзов) на территории Республики Татарстан.
7.36. Учитывает в качестве критериев оказания финансовой и иной поддержки организациям ситуацию по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств соглашений и коллективных договоров.
7.37. Проводит встречи с профсоюзным активом и работодателями Республики Татарстан для консультирования и информирования по интересующим Стороны вопросам.
8. Порядок организации и контроля выполнения Соглашения
Стороны:
8.1. Рассматривают ежегодно итоги выполнения обязательств настоящего Соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее рабочих групп, основываясь на изменении ситуации в экономике республики, индикаторах, приведенных в приложении к настоящему Соглашению, и информации, представленной Сторонами. Оценивают выполнение своих обязательств и эффективность социального партнерства согласно индикаторам, представленным в приложении к настоящему Соглашению.
8.2. Организуют освещение вопросов социального партнерства, хода выполнения настоящего Соглашения, работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8.3. В соответствии с тематикой работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и основными социально-экономическими индикаторами качества и уровня жизни населения Республики Татарстан на 2019-2020 годы, приведенными в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу обеспечивает Стороны соответствующими информационно-статистическими материалами.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2020 года.
9.2. Текст Соглашения публикуется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", размещается на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
9.3. Изменения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
9.4. Действие настоящего Соглашения распространяется на:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения настоящего Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия настоящего Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим Соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего настоящее Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить настоящее Соглашение либо присоединились к настоящему Соглашению после его заключения, а также не заявивших письменно об отказе присоединиться к настоящему Соглашению в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования;
органы государственной власти Республики Татарстан в пределах взятых ими на себя обязательств;
всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта;
профсоюзы, являющиеся членскими организациями Федерации профсоюзов Республики Татарстан.
9.5. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящее Соглашение имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.
9.6. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.
9.7. Контроль за исполнением условий настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
9.8. Стороны в соответствии с законодательством и (или) со своими уставами несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по настоящему Соглашению, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за исполнением настоящего Соглашения.
9.9. При невыполнении обязательств по настоящему Соглашению по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
9.10. Стороны договорились о проведении в III квартале 2020 года переговоров по заключению соглашения на последующий период или о возможном продлении срока действия настоящего Соглашения.
9.11. Настоящее Соглашение подписано в четырех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
От Профсоюзов: |
Е.И. Кузьмичева |
От Работодателей: |
АП. Лаврентьев |
От Правительства: |
А.В. Песошин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На новый двухлетний срок заключено республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей РТ, Кабмином РТ о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы.
Главной стратегической целью социально-экономического развития сторонами признано повышение уровня и качества жизни населения на основе внедрения принципов достойного труда, устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики, улучшения демографической ситуации, роста зарплаты работающих, доходов населения, сокращения доли малоимущих и пр.
Обязательства и гарантии соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Определены права и обязанности сторон по реализации приоритетных целей и задач соглашения.
Действие соглашения распространяется на всех работодателей, в том числе не являющихся членами объединения работодателей, которые уполномочили объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к нему, а также не заявивших об отказе в присоединении; органы госвласти; работников указанных работодателей; профсоюзы.
Отказ в присоединении к соглашению выражается в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2020 года.
Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2019-2020 годы от 29 декабря 2018 г.
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 года и действует по 31 декабря 2020 года
Текст Соглашения опубликован в газете "Республика Татарстан" от 25 января 2019 г. N 10
Настоящий документ прекратил действие по окончании установленного срока