Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 декабря 2018 г. N 1318
"Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы"
В целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, в соответствии с пунктом 2 протокола совместного заседания Совета Безопасности Республики Татарстан и антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 13.04.2018 N ПР-87 Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция).
2. Определить:
системным интегратором работ по реализации Концепции - Министерство информатизации и связи Республики Татарстан;
функциональным заказчиком - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан.
3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям всех форм собственности руководствоваться положениями утвержденной настоящим постановлением Концепции при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при осуществлении деятельности по внедрению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление информационных технологий, связи и защиты информации Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Концепция
построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 29 декабря 2018 г. N 1318)
I. Общие положения
Единый системный подход к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
1. Цели и задачи построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"
Целью построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - комплекс "Безопасный город") является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под управлением системы действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" являются:
формирование коммуникационной платформы для органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан и организаций республики с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования и реагирование на них;
обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
создание дополнительных инструментов для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.
Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.
Настоящая Концепция является основой для:
разработки стратегии и проектных решений по созданию в Республике Татарстан системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности;
совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
разработки и реализации целевых программ по обеспечению защищенности населения от конкретных угроз;
формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Комплекс "Безопасный город" является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Республики Татарстан в целом и муниципального образования в частности, за счет реагирования, мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Основные понятия
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;
"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;
"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;
"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимосвязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;
"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
"критически важный объект" - объект, нарушение (или прекращение) функционирования которого приводит к потере управления экономикой Республики Татарстан, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территории Республики Татарстан, на длительный период времени;
"лингвистическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
"математическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
"методическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;
"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;
"муниципальное образование" - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением);
"обеспечение общественной безопасности" - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
"общественная безопасность" - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями;
"объекты транспортной инфраструктуры" - технологический комплекс объектов на территории Республики Татарстан, включающий в себя:
железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции, метрополитены;
тоннели, эстакады, мосты;
порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;
аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
участки автомобильных дорог, железнодорожных внешних и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые законодательством;
"оперативное управление" - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
"организационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
"пользователь автоматизированной системы" - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;
"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
"потенциально опасные объекты" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
"правовое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
"программное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
"силы обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;
"система обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
"система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры" - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
"специальное программное обеспечение" - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
"среда обитания" - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
"средства обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
"телекоммуникационная инфраструктура" - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
"техническое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
"угроза общественной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
"уровень информатизации" - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
"ущерб" - потери субъектом или группой субъектов части или всех своих ценностей;
"функция автоматизированной системы" - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
"центр обработки вызовов" - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
"численность населения" - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
"чрезвычайная ситуация" - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
"эксплуатационный персонал автоматизированной системы" - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.
II. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"
Особая значимость и актуальность мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и территории Республики Татарстан, обусловлена существующими рисками возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера.
Основная предпосылка построения и развития комплекса "Безопасный город" - это не только важность вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной безопасности для органов государственной власти Республики Татарстан. Это позволит консолидировать затраты регионального бюджета и получить поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации профильных федеральных и региональных целевых программ.
Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов, а также нарушениями в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.
Назрела необходимость оснащения сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В решении указанной задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по линиям "101", "102", "103" "104", "112").
Комплекс "Безопасный город" позволит эффективно осуществлять следующие функции:
непрерывный мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;
контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-разыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи как обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов;
контролируемый доступ на государственные и ведомственные объекты;
контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах (выездах) на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;
видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками;
обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;
мониторинг критически важных объектов;
мониторинг экологического состояния территорий Республики Татарстан;
информирование граждан об угрозе (факте) чрезвычайной ситуации, правилах поведения в экстремальных ситуациях, доведение правил обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке): информационные, коммунально-бытовые, криминальные, политические, природные, психологические, социальные, террористические, техногенные, экологические, экономические, эпидемиологические. Эти угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Татарстан как субъекта федерации и в разные периоды могут изменяться.
III. Основные принципы построения и развития комплекса "Безопасный город"
Комплекс "Безопасный город" реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:
настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в рамках государственных программ безопасности в Республике Татарстан;
построение и развитие комплекса "Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс "Безопасный город";
комплекс "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;
эксплуатация комплекса "Безопасный город" осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований;
настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;
пространственные данные, используемые в комплексе "Безопасный город", опираются на данные единой электронной картографической основы (ЕЭКО), систематизированные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
в ходе построения и развития комплекса "Безопасный город" приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.
Региональный уровень является базовым уровнем единой межведомственной информационной среды, создаваемой в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город". В реализации задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения участвуют все органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, органы исполнительной власти республики и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований, степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления муниципальных образований телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна соответствовать рекомендуемым техническим требованиям комплекса "Безопасный город".
На региональном уровне агрегированная информация консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей руководству Республики Татарстан возможность:
контроля над оперативной обстановкой в регионе;
координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случае региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город" в части определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и др.), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
IV. Функции комплекса "Безопасный город"
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" должна создать условия для:
моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и т.д.);
улучшения имиджа органов исполнительной власти;
предоставления органам исполнительной власти Республики Татарстан эффективных и прозрачных инструментов решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;
управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципального образования, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения и органов власти;
составления комплексных и взаимосвязанных планов проведения различных работ;
агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц республики.
Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
безопасность на транспорте;
экологическая безопасность;
координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры
1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
б) анализ видео- и аудиопотоков, включая:
автоматическую регистрацию событий в базе системы видеоанализа потока;
видеоанализ событий;
анализ видеопотока в режиме реального времени;
идентификацию и распознавание лиц;
в) позиционирование подвижных объектов;
г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
а) контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая:
сбор и обработку информации с датчиков;
учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
б) обеспечение пожарной безопасности, включая:
сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов;
геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания;
предоставление доступа к видеопотоку соответствующих камер видеонаблюдения;
моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации;
поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;
в) обеспечение промышленной безопасности, включая:
оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ;
мониторинг гидротехнических сооружений;
мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов;
обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности;
моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах;
планирование и контроль необходимых мероприятий и действий;
мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией и промышленной безопасностью;
г) мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая:
организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам;
фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб;
геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций несанкционированного доступа на объекты;
д) обеспечение экстренной связи, включая:
обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа "гражданин - полиция"), расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах частого скопления людей и потенциально опасных местах;
геолокацию точки вызова экстренной службы;
отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;
е) создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая:
категорирование рисков по ряду критериев;
формирование базы данных профилей по каждому риску;
формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению;
прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.
3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием специальных технических средств предусматривает:
а) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
б) прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;
в) обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;
г) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда объектов государственной охраны.
4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:
а) ведение реестров объектов капитального строительства в составе:
реестров объектов капитального строительства с указанием расположения внутренних инженерных коммуникаций;
реестров технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;
б) ведение реестров энергетического хозяйства, электросетей и трасс линий электропередачи в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях;
реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;
в) ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения;
паспортных данных объектов водоснабжения;
данных гидравлического расчета сетей водоснабжения;
реестра ремонтных работ;
г) ведение реестров тепловых сетей в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения;
паспортных данных объектов теплоснабжения;
данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения;
реестра ремонтных работ;
д) ведение реестров дорог в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры;
паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры;
реестра ремонтных работ;
е) ведение реестров телекоммуникаций в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации;
паспортных данных объектов телекоммуникации;
реестров ремонтных и строительных работ;
ж) ведение социального реестра в составе:
реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы: детских дошкольных учреждениях, школах, спортивных учреждениях, базах отдыха, лечебно-профилактических учреждениях;
базы данных персонала, аккредитованного для работы на объектах социальной сферы;
базы данных демографических и социальных характеристик населения;
з) ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;
и) ведение реестров природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства в составе:
пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах;
базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию;
расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.
5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:
а) ведение электронного плана города;
б) поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая:
планирование ремонтных работ и обслуживания;
планирование застройки и переноса объектов;
моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;
в) мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, в том числе:
санитарно-эпидемиологический контроль, включая мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней;
профилактику предотвращения преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.
2. Безопасность на транспорте
1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
а) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая:
круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) видеоанализ, включая:
выявление потенциально опасных ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
восстановление хронологии происшествий;
отслеживание маршрутов транспортных средств.
2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:
а) управление логистикой общественного и личного транспорта;
б) организацию и управление муниципальным парковочным пространством;
в) моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
г) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;
д) геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;
е) обеспечение функций общественного контроля над работой представителей правоохранительных структур на местах.
3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
а) экстренную связь в транспортных средствах (автомобильном, водном, железнодорожном и воздушном транспорте), включая:
автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области гражданской обороны;
б) экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:
автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
геолокацию точки вызова;
подготовку населения в области гражданской обороны;
в) информирование о чрезвычайных ситуациях в транспортных средствах и на объектах транспортной инфраструктуры, включая:
идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных в транспортных средствах, с визуализацией на электронной карте города;
идентификацию событий на основе информации, поступающей с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, с визуализацией на электронной карте города;
обеспечение доступа к видеопотоку с камер транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
г) контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая:
фиксацию отклонений от заданных маршрутов;
контроль времени прохождения пути, средней скорости;
анализ по различным характеристикам перемещений общественного транспорта;
фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;
д) мониторинг маршрутов воздушных и водных судов, железнодорожного транспорта;
е) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:
автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;
информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
ж) контроль технического состояния транспортных средств, включая:
получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;
автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;
з) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:
сбор и анализ информации с тахографов;
учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;
и) организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:
предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;
информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.
3. Экологическая безопасность
1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает мониторинг предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:
а) информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;
б) предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;
в) организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.
3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает:
а) контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов;
б) мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий городов в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.
4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:
а) мониторинг загрязнения окружающей среды;
б) мониторинг состояния суши;
в) мониторинг водных ресурсов;
г) мониторинг невозобновляемых природных ископаемых;
д) контроль состояния почв;
е) мониторинг сейсмической активности и обеспечение сейсмической безопасности;
ж) мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;
з) мониторинг гидрометеорологической обстановки;
и) мониторинг лесопожарной опасности;
к) прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;
л) мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие
1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
а) прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения города, включая:
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков;
автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих электронных писем;
хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения;
статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента);
геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента;
контроль качества работы операторов;
планирование расписания рабочих смен операторов;
б) мониторинг статусов обращений, включая:
контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб;
оперативное предоставление всем службам доступа к оперативной и архивной информации, касающейся инцидента, в соответствии с правами доступа;
контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);
в) геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.
2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:
а) управление взаимодействием муниципальных служб, включая:
создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;
организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб;
формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования;
контроль хода исполнения поручения;
обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
б) обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая:
получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте;
организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;
в) обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая:
обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;
автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации;
формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса, населения с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;
обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
V. Целевая архитектура и основные системы комплекса "Безопасный город"
1. Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город"
Комплекс "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса "Безопасный город" строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных образований и хозяйствующими субъектами Республики Татарстан собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.
Инфраструктура комплекса "Безопасный город" базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса "Безопасный город" и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город" объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.
2. Уровни инфраструктуры комплекса "Безопасный город"
1. На уровне муниципального образования (муниципальном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город";
б) комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;
в) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город", а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти республики (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов, автоматизированные системы Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и др.);
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город";
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения;
г) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
д) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.
2. На уровне Республики Татарстан (региональном уровне) инфраструктура комплекса "Безопасный город" включает в себя:
а) телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город" в муниципальных образованиях и компонентами комплекса "Безопасный город" уровня субъекта;
б) информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе:
интеграционную платформу обмена данными, обеспечивающую передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город" в соответствии с определенными правилами и алгоритмами;
интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков;
геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город";
единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город";
систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных;
прикладные функциональные системы регионального уровня, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город" на уровне республики;
пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Татарстан, федеральных органов исполнительной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы, мобильные приложения;
в) комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи;
г) инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город" на уровне Республики Татарстан.
3. Прикладные функциональные системы комплекса "Безопасный город"
1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, включающий следующие компоненты:
управление видеопотоками;
мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений;
оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
позиционирование и управление мобильным персоналом (управление нарядами, включенными в состав комплексных сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах);
обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения;
фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка;
биллинг и др.;
б) сегмент предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты:
мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
мониторинг ремонтных работ на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности;
обеспечение экстренной связи по единому номеру экстренных оперативных служб "112";
система информирования и оповещения населения;
моделирование предпосылок и оценка последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций и др.;
в) сегмент взаимодействия с информационными реестрами, включающий следующие компоненты:
земельный муниципальный реестр;
реестр электросетей;
реестр сетей и сооружений водоснабжения;
реестр тепловых сетей;
реестр дорог;
реестр телекоммуникаций;
социальный реестр;
реестр мест обработки и утилизации отходов;
реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;
г) сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты:
электронный план города;
дежурный план города;
поддержка принятия решений при управлении муниципальными активами;
социальная безопасность в составе:
медицинской геоинформационной системы;
ветеринарной геоинформационной системы;
реестра объектов социальной инфраструктуры и др.
2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
а) сегмент обеспечения правопорядка на дорогах, включающий следующие компоненты:
фиксация правонарушений на дорогах;
видеоанализ происшествий;
б) сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты:
интеллектуальное управление светофорами;
геоинформационная система планирования дорожной сети;
геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки;
автоматическая фиксация событий на дорогах;
управление парковочным пространством;
биллинг и др.;
в) сегмент обеспечения безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты:
система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
видеомониторинг и анализ оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
мониторинг маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);
экстренная связь, информирование и оповещение в транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
управление общественным транспортом;
контроль технического состояния транспортных средств;
сбор результатов технического мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры;
контроль деятельности перевозчиков и др.
3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:
а) сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты:
реестр природопользователей;
геоинформационная система экологии;
мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля;
отчетно-аналитическая система природопользователей;
нормативно-справочная база природопользователей;
отчетный комплекс природопользователей;
биллинг;
б) сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты:
предоставление оперативной гидрометеорологической информации;
геоинформационная система сейсмической активности;
геоинформационная система гидрологии;
в) сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты:
геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, в том числе подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв;
геоинформационная система мониторинга природных явлений;
геоинформационная система мест захоронения отходов;
система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
4. Управление оперативной обстановкой в городе предусматривает:
а) единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты:
ситуационный центр;
управление многофункциональным центром обработки вызовов;
регистрация и обработка обращений;
контроль поручений;
управление инцидентами;
геомониторинг муниципальных служб;
оперативное управление логистикой оперативных служб и др.;
б) единую информационную систему города, включающую следующие компоненты:
межведомственное взаимодействие;
геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса;
официальный сайт единой информационной системы города;
в) систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты:
архивный комплекс;
отчетно-аналитический комплекс;
комплекс информационной безопасности.
5. На уровне Республики Татарстан пользовательский функционал систем комплекса "Безопасный город" органов государственной власти, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми нормативными правовыми документами и регламентами. Для оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Татарстан предполагается наличие (либо внедрение) систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. Доступ заинтересованных органов власти Республики Татарстан к данным обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единую интеграционную платформу.
Мероприятия по реализации настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований.
VI. Взаимодействие в рамках комплекса "Безопасный город"
В Республике Татарстан системным интегратором комплекса "Безопасный город" выступает Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Органы государственной власти Республики Татарстан во главе с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан определены в качестве функциональных заказчиков.
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан:
а) обеспечивает проведение работ по созданию и функционированию комплекса "Безопасный город" на территории Республики Татарстан;
б) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан;
в) участвует в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
г) осуществляет контроль и обеспечивает бесперебойность функционирования телекоммуникационной подсистемы;
д) обеспечивает функционирование информационно-коммуникационной подсистемы в части хранения и актуализации баз данных и возможности получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме;
е) обеспечивает функционирование геоинформационной подсистемы, подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения информационной безопасности комплекса "Безопасный город";
ж) организует круглосуточную техническую поддержку пользователей комплекса "Безопасный город";
з) обеспечивает автоматизированное формирование статистической и аналитической информации о функционировании системы;
и) проводит обучение пользователей комплекса "Безопасный город" в части функционирования программного обеспечения.
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
а) обеспечивает координацию работ по созданию, развитию и организации эксплуатации комплекса "Безопасный город";
б) осуществляет контроль функционирования комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан;
в) организует комплекс мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).
Целями координаторов мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" являются:
реализация настоящей Концепции;
контроль за техническим состоянием, совершенствованием и обслуживанием комплексной системы безопасности;
взаимодействие в технической части реализации настоящей Концепции и дальнейшей эксплуатации комплекса "Безопасный город";
приобретение оборудования и программного обеспечения;
эксплуатационные расходы (оплата каналов связи между компонентами комплекса, услуг по передаче данных в информационно-телекоммуникационной сети);
привлечение бизнес-структур для приобретения и установки на своих объектах технически соответствующих требованиям программы систем видеонаблюдения с их последующей интеграцией в общую систему комплекса "Безопасный город";
разработка технических рекомендаций по установке систем видеонаблюдения на объектах;
иные цели, необходимые для реализации настоящей Концепции.
Соисполнителями мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" могут являться:
1. Органы государственной власти:
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию);
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан (по согласованию);
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (по согласованию);
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (по согласованию);
Комитет по законности и правопорядку Государственного Совета Республики Татарстан (по согласованию);
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Татарстан (по согласованию);
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;
Министерство финансов Республики Татарстан;
Министерство экономики Республики Татарстан и др.
2. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
3. Собственники объектов (по согласованию).
4. Операторы связи (по согласованию).
В функции соисполнителей входит реализация мероприятий по построению комплекса "Безопасный город" в рамках выполнения плана внедрения и развития комплекса "Безопасный город" по соответствующим ведомственным направлениям.
К функциям координаторов на уровне республики относятся:
утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов в муниципальных образованиях;
формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
мониторинг реализации плана мероприятий в рамках внедрения и развития сегментов комплекса "Безопасный город" на региональном и муниципальном уровнях;
выполнение критериев и показателей эффективности использования комплекса "Безопасный город", установленных главным координатором для субъектов Российской Федерации.
На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса "Безопасный город" предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.
Соисполнители в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований. Однако к ним должны относиться службы и подразделения, ответственные за функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в области:
внедрения и сопровождения информационных технологий;
экономического планирования и экономической политики;
делопроизводства;
архитектурного планирования и градостроения;
капитального строительства и ремонтных работ;
жилищно-коммунального хозяйства;
транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры;
здравоохранения;
санитарно-эпидемиологического контроля;
средств массовой информации и рекламы;
культуры;
торговли и услуг;
имущества;
обеспечения труда и занятости населения;
социальной защиты населения;
физической культуры и спорта;
семейной и молодежной политики.
К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:
определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город";
формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне;
реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;
выполнение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов, установленных в Республике Татарстан;
обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;
обеспечение функционирования и эксплуатации комплекса "Безопасный город" и его сегментов на муниципальном уровне.
VII. План реализации Концепции
Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:
подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;
формирование источников финансирования настоящей Концепции;
формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;
реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город".
Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.
Реализация настоящей Концепции предполагается в 4 этапа.
В рамках первого этапа (апрель - ноябрь 2018 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2018-2022 годы;
определение приоритетных направлений и оценочной стоимости мероприятий по реализации комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне (г. Казань), в которой предполагается создание опытных участков систем комплекса "Безопасный город" (далее - пилотная зона);
категорирование объектов информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса "Безопасный город" на базе пилотной зоны;
разработка типовых ситуационных моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотной зоны;
подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы;
подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
В рамках второго этапа (ноябрь 2018 года - январь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:
разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город";
утверждение очередности построения и развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
реализация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;
определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
формирование системы ключевых показателей эффективности для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований республики, отвечающих за построение и развитие комплекса "Безопасный город" на своих уровнях.
В рамках третьего этапа (январь - июнь 2019 года) запланированы следующие мероприятия:
апробация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотной зоне;
анализ эффективности реализованных в пилотной зоне решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений;
внесение изменений в подпрограмму "Построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2016-2020 годы", входящую в состав государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014-2020 годы", и подготовка муниципальных целевых программ построения и развития комплекса "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан (по необходимости);
подготовка к тиражированию архитектуры комплекса "Безопасный город" в масштабах всей республики.
В рамках четвертого этапа (июнь 2019 года - декабрь 2022 года) запланированы следующие мероприятия:
построение и развитие комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
наращивание функционала сегментов и систем комплекса "Безопасный город";
мониторинг и контроль эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город".
VIII. Критерии и показатели оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов
1. Критериями и показателями оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и общественной безопасности являются:
а) повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая:
повышение оперативности служб экстренного реагирования;
повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач;
профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач;
снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;
б) повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая:
охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы;
повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения;
повышение качества системы поддержки принятия решений;
в) снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, погибших и травмированных людей, включая:
снижение количества правонарушений на 100000 жителей (снижение количества преступлений, связанных с оборотом наркотиков, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных незаконных действий, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций, увеличение числа раскрытых экономических преступлений, снижение количества нарушений в сфере экологии и природопользования);
снижение количества жертв и объема ущерба при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);
г) усиление социально-экономической эффективности программ, реализуемых на территории Республики Татарстан, включая:
минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров);
прямую экономическую эффективность от реализации настоящей Концепции, достигаемую за счет повышения скорости реагирования участников комплекса "Безопасный город" на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;
прямую экономическую эффективность от получения дополнительных доходов при предоставлении дополнительных услуг коммерческим предприятиям;
косвенную экономическую эффективность от сокращения экономического ущерба в 2018-2022 годах, в том числе недополученного дохода консолидированного бюджета за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций.
В дополнение к общим целевым критериям целесообразно использовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими годами):
динамика количества зарегистрированных преступлений на улицах и в других общественных местах Республики Татарстан, в том числе тяжких и особо тяжких;
динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий;
уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах жизнеобеспечения и транспорта;
динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их последствий;
динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объектах города и на объектах проведения спортивных и культурных мероприятий с массовым участием граждан;
динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населения и в образовательной среде;
динамика зарегистрированных преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами.
По предварительным оценкам, реализация Концепции должна привести к:
снижению количества террористических акций, их последствий и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой терроризма;
сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоянии наркотического опьянения;
снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокращению количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке использовать результаты социологических и научно-медицинских исследований, изучающих уровень наркотизации в различных социальных слоях общества);
сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
сокращению количества случаев рецидивной преступности среди несовершеннолетних, а также количества правонарушений, совершенных при участии лиц, не достигших 18-летнего возраста;
снижению пожароопасной обстановки и уровня аварийности на объектах инфраструктуры Республики Татарстан, а также материальных потерь для экономики;
повышению эффективности работы органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению безопасности;
повышению доверия граждан к органам охраны правопорядка и государственной власти;
повышению уровня безопасности граждан.
2. Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются:
а) для органов местного самоуправления муниципальных образований - главами муниципальных районов и городских округов с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования;
б) для органов исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан с учетом текущего положения и ресурсов Республики Татарстан.
IX. Финансирование
В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" будут осуществляться за счет средств федерального бюджета (при выделении), бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса "Безопасный город". Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2018 г. N 1318 "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018-2022 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 28 января 2019 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 28 января 2019 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 10, 5 февраля 2019 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 октября 2023 г. N 1281 настоящий документ признан утратившим силу с 10 октября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 сентября 2021 г. N 818
Изменения вступают в силу с 6 сентября 2021 г.