Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 3 декабря 2018 г. N 6101
Муниципальная программа
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2019-2021 годы"
Паспорт муниципальной программы
Наименование программы |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2019-2021 годы |
Муниципальный заказчик |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Казани |
Основные разработчики программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Казани |
Цели и задачи программы |
Цель программы - обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, а также лиц, находящихся на территории города, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества. Задачи программы: - совершенствование муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; - обеспечение сохранности, текущее содержание, реконструкция и модернизация объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства |
Сроки и этапы реализации программы |
2019-2021 годы |
Перечень подпрограмм |
- |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Финансирование программы на 2019-2021 годы - 10275699,75 тыс. руб., в том числе: на 2019 г. - 4424949,86 тыс. руб., на 2020 г. - 2925374,87 тыс. руб., на 2021 г. - 2925375,02 тыс. руб. По источникам финансирования: муниципальный бюджет - 329,96 тыс. руб., в том числе: на 2019 г. - 109,91 тыс. руб., на 2020 г. - 109,92 тыс. руб., на 2021 г. - 110,13 тыс. руб.; внебюджетные источники - 10275369,79 тыс. руб., в том числе: на 2019 г. - 4424839,95 тыс. руб., на 2020 г. - 2925264,95 тыс. руб., на 2021 г. - 2925264,89 тыс. руб. Финансовое обеспечение носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета г. Казани и внебюджетных источников |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели эффективности программы |
Реализация целей и задач программы позволит к 2021 году: - обеспечивать население города Казани теплоснабжением; - сократить на 8% количество жалоб от жителей города по вопросам неудовлетворительно оказываемых жилищно-коммунальных услуг в сравнении с базовым годом; - капитально отремонтировать 598 многоквартирных домов (далее - МКД), изготовить технические паспорта на 130 МКД, в том числе: в 2019 году капитально отремонтировать 230 МКД, изготовить технические паспорта на 68 МКД, в 2020 году капитально отремонтировать 184 МКД, изготовить технические паспорта на 28 МКД, в 2021 году капитально отремонтировать 184 МКД, изготовить технические паспорта на 34 МКД |
I. Характеристика сферы реализации программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена муниципальная программа
Жилищно-коммунальное хозяйство - социально значимая отрасль городского хозяйства, представляющая собой основу жизнеобеспечения города. При реализации программы необходимо учитывать полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов в сфере применения настоящей программы. В рамках реализуемых мероприятий сфера приложения муниципальных бюджетных средств часто ограничена правообладанием объектами инфраструктуры, на которые направлены бюджетные средства.
Жилищный фонд города Казани составляет 32,2 млн. кв. м, в том числе 26,3 млн. кв. м (5596 домов) - площадь МКД, 5,4 млн. кв. м (48991 дом) - площадь домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов. Управление МКД осуществляется 107 частными управляющими организациями (14 крупных, 542 ТСЖ и 251 ЖСК). Основная застройка МКД г. Казани осуществлялась после 40-х годов, 34% домов было построено в период с 1946 по 1970 год. Жилищный фонд города Казани, несмотря на беспрецедентные масштабы капитального ремонта, все еще имеет высокий уровень недоремонта: в 36% домов от общего количества МКД требуется капитальный ремонт. Площадь муниципального жилищного фонда составляет на дату разработки программы 870 тыс. кв. м. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в более чем 90% домов определяется на основании расценок, утвержденных для муниципального жилищного фонда города Казани.
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его инвентаризация и паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" технический учет жилищного фонда осуществляют организации технической инвентаризации. Сведения, представляемые организациями, осуществляющими управление жилым фондом, при подготовке документов на обследование и подготовку расчетов на получение субсидии, зачастую отличаются от сведений, имеющихся в муниципальном образовании. Несоответствие данных происходит не только в общем количестве жилых помещений, их площадях, но и в классификации жилищного фонда в зависимости от форм собственности (частный, государственный, муниципальный) и разбивке его на индивидуальные и МКД.
В связи с большим количеством МКД, на которые на сегодня не имеется технических паспортов, вопрос финансирования для проведения работ по технической инвентаризации объектов жилищного фонда города Казани крайне актуален.
Коммунальный сектор отрасли представлен такими крупными организациями, как МУП "Водоканал", АО "Татэнерго", АО "Казэнерго", ОАО "Сетевая компания", ОАО "ТГК-16", ООО "Газпром трансгаз Казань". Приказом Минэнерго Российской Федерации от 16.08.2018 N 658 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города. Коммунальная инфраструктура города характеризуется недостаточной степенью обеспеченности энергоресурсами в жилых массивах, а также высокой степенью износа инженерных сетей и сооружений (более 50%). В связи с наличием участков бесхозяйных инженерных сетей, находящихся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, требуется дополнительное финансирование на их перекладку и восстановление в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. Учитывая особенности расположения районов города, имеются проблемы по распределению тепловых нагрузок от источников ТЭЦ в другие части города, что требует строительства дополнительных тепловых источников. Необходимо решить проблемы теплоснабжения жилых домов г. Казани, присоединенных к проблемным ведомственным котельным, которые хотят отказаться от отопления в отопительный период с выводом своих котельных из эксплуатации в связи с убыточностью и физическим износом оборудования и сооружений.
Необходим капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений. Комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты состоит из 13 дамб и плотин общей протяженностью 24 км, открытых и закрытых дрен общей протяженностью 19 км, естественных дрен общей протяженностью 12 км, семи насосных станций суммарной производительностью 80 млн. куб. м в год, которые находятся на балансе МУП "Водоканал". Более 50 лет со времени ввода в эксплуатацию гидротехнические сооружения инженерной защиты г. Казани ни разу капитально не ремонтировались. Дальнейшая их безопасная эксплуатация не обеспечена, что может привести к гидродинамической аварии, по масштабу близкой к территориальной чрезвычайной ситуации. Исполнительным комитетом г. Казани неоднократно направлялись обращения к Правительству Республики Татарстан об оказании содействия в выделении финансирования на текущий ремонт и текущее содержание ГТС, а также на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт ГТС. Источник финансирования на сегодня не определен.
Обращения в Правительство Российской Федерации, Росводресурсы, Росимущество о передаче в федеральную собственность сооружений инженерной защиты, находящихся на прибрежных территориях Куйбышевского водохранилища, являющегося объектом федеральной собственности, результатов не принесли.
В процессе биологической очистки сточных вод на городских биологических очистных сооружениях канализации образуется осадок, который согласно технологическому регламенту вывозится на иловые поля, расположенные на берегу р. Волги, являющиеся одной из стадий технологического цикла обезвоживания осадка в естественных условиях. Заполнение иловых полей составляет 130% (1-я очередь) и 120% (2-я очередь). На берегу реки накоплены миллионы кубометров токсичного осадка, что создает угрозу экологической безопасности.
Начато строительство сооружений термомеханической обработки осадка на территории очистных сооружений канализации МУП "Водоканал" со сроком завершения в конце 2019 года, что даст возможность вывести из эксплуатации существующие иловые поля. Следующий этап - рекультивация иловых полей и возврат 95 га земель в оборот на хозяйственные или иные нужды. В результате город будет обеспечен полным экологически безопасным циклом утилизации стоков.
Для исключения угрозы экологической безопасности, связанной с иловыми полями, необходима рекультивация существующих иловых полей. Срок полной рекультивации иловых полей в зависимости от выбранной технологии и финансирования (более 4 млрд. руб.) займет ориентировочно от 5 до 10 лет.
Подготовлена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ по рекультивации иловых полей.
Утвержденным техническим заданием на проектирование предусмотрено выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации на рекультивацию иловых полей.
Метод рекультивации иловых полей должен быть апробирован и применен на территории Российской Федерации с получением положительного результата, а также должен обеспечить переработку осадка иловых полей до экологически безопасного состояния.
Строительство корпуса VI очереди водопроводных очистных сооружений производительностью 125 тыс. куб. м/сутки позволит вывести из эксплуатации фильтровальные станции 1-й и 2-й очереди 1942 и 1956 годов постройки и повысит безопасность и надежность водоснабжения города.
В настоящее время стоки заречной части города и жилого массива Дербышки канализуются на КНС "Верхняя". Развитие застройки сдерживается перегруженностью КНС и невозможностью принять дополнительные объемы стоков. Необходимо строительство рядом новой КНС "Заречная", строительство двух напорных коллекторов 01400 мм до БОСК протяженностью 9,4 км и реконструкция трех существующих напорных коллекторов 01200 мм до БОСК. Реализация данного проекта начата в 2017 году и позволит обеспечить водоотведение северной части города, на территории которой проживают 553 тыс. жителей (66% от объемов всего канализования города). Ввод мощностей позволит дополнительно построить до 12 млн. кв. м жилья. На 01.01.2019 выполнено устройство JET-свай, днища и стен камер К-9, К-10, НК-3, НК-3а, НК-4, НК-5, построены трубопроводы К1-К2, от НК3 до НК4, микротоннели между камерами К-3 и К-10, между НК-3 и НК-4, футляры для сетей электроснабжения от ПС "Новокремлевская" и от ПС "Заречье". Выполняются работы по водопонижению. Схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения должны соответствовать темпам развития муниципального образования. Согласно пунктам 8, 9 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления. Актуализация схем водоснабжения и водоотведения необходима для осуществления инвестиционных проектов по модернизации систем и объектов водоснабжения и водоотведения, для разработки производственных и инвестиционных программ организаций, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения. Необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена на законодательном уровне пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Реформирование ЖКХ коснулось и сферы оказания таких бытовых услуг для граждан, как банные услуги. На сегодня бани являются коммерческими организациями и находятся в частной собственности, в результате чего самостоятельно применяют расценки, по которым предоставляют населению услуги по помывке. В силу сложившихся традиций отделения общественных бань посещают ветераны Великой Отечественной войны, а также люди преклонного возраста. Причем для указанной категории лиц важным условием является территориальное расположение мест помывки, так как состояние здоровья и финансовое положение ограничивают получение этих услуг вдали от мест проживания.
В целях создания благоприятной атмосферы среди горожан, снижения количества жалоб, а также оказания поддержки определенной категории населения Казанской городской Думой разработан Порядок предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидий организациям для возмещения недополученных доходов, возникновение которых связано с льготным обслуживанием инвалидов Великой Отечественной войны и сопровождающих их лиц, участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории города Казани, в общих отделениях бань 1-го и 2-го разрядов на территории города Казани, а также с бесплатным обслуживанием пенсионеров (по старости), проживающих на территории города Казани, в День пожилых людей 1 октября.
Таким образом, в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения:
- значительный физический износ жилищного фонда;
- высокий процент износа действующих коммуникаций;
- наличие бесхозяйных сетей и объектов;
- недостаточность финансовых ресурсов;
- отсутствие механизмов, позволяющих привлекать средства внебюджетных источников, за исключением концессионных соглашений.
II. Цели и задачи программы с указанием сроков реализации, перечень и краткое описание мероприятий
Муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2019-2021 годы" включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комфортными и безопасными условиями проживания граждан, а также лиц, находящихся на территории города, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Задачи программы:
1. Совершенствование муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Достигается осуществлением приема (консультирования) граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на личных приемах, рассмотрением обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", инициированием изменений действующего законодательства, изданием правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках действующего законодательства, ведением и анализом статистической информации, участием в разработке и реализации федеральных и республиканских целевых программ, осуществлением муниципального жилищного контроля.
2. Обеспечение сохранности, текущее содержание, реконструкция и модернизация объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Достигается реализацией программы капитального ремонта жилищного фонда, не включенного в состав Республиканской программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, бесплатным обслуживанием льготной категории граждан в банях г. Казани, технической инвентаризацией МКД.
Реализация программы капитального ремонта выражается в софинансировании программы средствами бюджета города как средствами собственника жилых помещений согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также за счет мероприятий, направленных на обеспечение водоотведения северной части города Казани (66% от объемов всего канализования города), строительства канализационной насосной станции (КНС) "Заречная" с напорными коллекторами от КНС "Заречная" до очистных сооружений канализации г. Казани, рекультивации существующих иловых полей, строительства завода по сжиганию вновь образованных осадков с городских биологических очистных сооружений канализации г. Казани, реконструкции сетей водоснабжения жилого массива Петровский, строительства водопроводных сетей по ул. Мира в жилом массиве Самосырово, строительства сетей водоснабжения по ул. Ивана Кабушкина в жилом массиве Вознесенское, строительства водовода от пр. Победы до ул. Центральная в жилом массиве Салмачи.
Перечень индикаторов оценки результатов основных мероприятий программы и финансирование мероприятий за счет средств муниципального бюджета г. Казани приведены в приложении N 1 к настоящей программе.
Срок реализации программы - 2019-2021 годы.
III. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации программы предполагает использование средств бюджета муниципального образования г. Казани и привлечение внебюджетных средств, то есть за счет прибыли предприятий, амортизационных отчислений, заемных средств, средств застройщиков и инвесторов и т.п.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Всего |
Муниципальный бюджет г. Казани |
Внебюджетные источники |
|
2019 |
4424949,86 |
109,91 |
4424839,95 |
2020 |
2925374,87 |
109,92 |
2925264,95 |
2021 |
2925375,02 |
110,13 |
2925264,89 |
Итого |
10275699,75 |
329,96 |
10275369,79 |
Мероприятия программы, проводимые за счет внебюджетных источников, указаны в приложении N 2 к программе.
Финансовое обеспечение реализации программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования г. Казани.
IV. Механизм реализации муниципальной программы, включающий в себя механизм управления муниципальной программой
Основные мероприятия программы будут реализовываться на основании проведения конкурсных процедур по определению исполнителя муниципального заказа на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". С исполнителем муниципального заказа будут заключаться муниципальные контракты. Этапы выполнения работ, сроки исполнения мероприятий, порядок оплаты будут определены на основании муниципального контракта. Помимо проведения конкурсных процедур существуют услуги и работы, выполняемые на основании заключенного муниципального контракта с единственным поставщиком (услуги и работы, выполняемые организациями, занимающими монопольное положение на рынке). Условия заключения подобных контрактов четко определены в вышеуказанном федеральном законе.
Финансирование мероприятий по содержанию объектов, находящихся в хозяйственном ведении, а также мероприятий, связанных с социальной поддержкой, будет осуществляться на основании правового акта Представительного органа муниципального образования города Казани и муниципального правового акта. После согласования комиссией о принятии решений о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования с получателями средств заключаются договоры о предоставлении субсидий.
Реализация программы капитального ремонта жилищного фонда, не включенного в состав Республиканской программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, выражается в софинансировании программы средствами бюджета города как средствами собственника жилых помещений согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Средства бюджета города перечисляются на счета управляющих организаций, а далее - на счет регионального оператора - НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" на софинансирование программы капитального ремонта.
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выполнение муниципальной программы с учетом всех этапов ее осуществления, контроль ее исполнения будет осуществляться сотрудниками Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани при тесном взаимодействии и обмене информацией с районными администрациями, Управлением капитального строительства и реконструкции, Комитетом внешнего благоустройства, Финансовым управлением Исполнительного комитета г. Казани, Дирекцией по конкурентной политике и закупкам г. Казани, органами государственной власти Республики Татарстан - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, предприятиями и организациями жилищно-коммунальной сферы.
Муниципальный заказчик программы представляет:
- ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани отчет о выполнении программы по утвержденной форме (приложение N 2 к настоящему постановлению);
- ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации программы, а также об эффективности использования финансовых средств.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Оценка экономической, социальной эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется путем сравнения достигнутых значений индикаторов с плановыми значениями при соответствующем финансировании. Учитывая социальную значимость отрасли, важными показателями выполнения программы будут социальные эффекты. Муниципальная программа нацелена на достижение следующих индикаторов:
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
- повышение комфортности проживания жителей города;
- повышение доступности услуг ЖКХ жителям города;
- рост привлекательности города для проживания;
- рост инвестиционной привлекательности города и отрасли в целом;
- сокращение количества аварий и отказов в работе оборудования;
- увеличение с учетом перспективной потребности пропускной способности сетей;
- уменьшение потерь в системах водоснабжения и водоотведения.
Ожидаются следующие результаты от реализации программы:
- своевременное обеспечение населения города Казани теплоснабжением;
- сокращение количества жалоб от жителей города по вопросам неудовлетворительно оказываемых жилищно-коммунальных услуг по сравнению с базовым годом;
- выполнение в установленные контрольные сроки поручений Президента Республики Татарстан, Премьер-министра Республики Татарстан, Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра Республики Татарстан, Мэра г. Казани, Руководителя Исполнительного комитета г. Казани и его заместителей;
- капитальный ремонт 598 МКД г. Казани;
- инвентаризация 130 МКД г. Казани.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.