Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 28 декабря 2018 г. N 6559
Инструкция
по использованию химических противогололедных материалов
I. Общие положения
В качестве противогололедного материала на автомобильных магистралях наивысшей сложности работ г. Казани применяется твердый химический противогололедный реагент (далее - твердый реагент) и двухфазный (смоченный) химический противогололедный реагент (далее - двухфазный реагент).
Твердый и двухфазный реагенты приобретаются муниципальными заказчиками работ по содержанию дорог в пределах средств, предусмотренных бюджетом на эти цели.
После проведения процедуры торгов и поставки материала реагент передается исполнителям - подрядным организациям, определенным по результатам открытого конкурса, которые оказывают данную услугу по содержанию муниципальных дорог общего пользования в пределах приобретенного количества исходя из обрабатываемой площади.
II. Применение твердого реагента
2.1. Инструкция по применению твердого реагента.
2.1.1. Реагенты твердых марок должны иметь полный пакет разрешительной документации и соответствовать всем установленным экологическим нормам и требованиям безопасности.
2.1.2. Противогололедные материалы (далее - ПГМ) должны быть разработаны с учетом отечественного и зарубежного опыта применения ПГМ на дорогах и улицах городов, а также на основе рекомендаций ведущих отечественных институтов и организаций, занимающихся вопросами экологии, разработки и использования ПГМ нового поколения.
2.1.3. ПГМ представляют собой полностью растворимые гранулы неправильной формы (от 1 до 5 мм) с оптимально подобранным составом компонентов, позволяющих плавить снежно-ледяные отложения при отрицательных температурах (до -30°C) в сочетании с позитивным воздействием на почву и растительность, а также минимизированным воздействием на металл, асфальтобетон, обувь и меховые изделия.
2.1.4. Действие инструкции распространяется на ПГМ твердых марок.
2.1.5. В инструкции рассматривается борьба с зимней скользкостью с помощью твердых химических реагентов, которые используются как для удаления уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях.
2.1.6. Твердые химические ПГМ, распределенные по поверхности проезжей части дорог, перемешанные колесами движущегося транспорта с выпавшим снегом, в течение определенного времени (при непрекращающихся обильных осадках от одного часа до трех часов) сохраняют на дороге снежную массу в рыхлом состоянии и препятствуют ее прикатыванию и налипанию к асфальтобетонному покрытию проезжей части.
При выполнении механизированного подметания обработанный реагентами слой снега беспрепятственно удаляется с проезжей части отвалами и щетками уборочных машин.
2.1.7. При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5 см и более) очередное подметание проезжей части должно производиться после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега с последующей обработкой дорожного полотна ПГМ.
2.1.8. При получении предупреждения о возможном переходе температур воздуха через 0°С в сторону отрицательных значений и возможного образовании гололеда (гололедной пленки, стекловидного льда), в частности, в ночное время, рекомендуется проведение предупреждающей обработки проезжей части твердым реагентом. Она может не сопровождаться подметанием проезжей части в случае отсутствия выпадения атмосферных осадков. Нормы расхода соответствуют минимальным значениям для температурного диапазона от 0 до -2°C.
2.1.9. При получении предупреждения о возможном образовании гололеда в периоды наиболее интенсивного движения автотранспорта и наличия атмосферных осадков, как правило, в дневное время, должна быть произведена превентивная обработка дорог реагентом до подметания проезжей части.
2.1.10. При получении от метеорологической службы города заблаговременного предупреждения о снегопаде до начала выпадения осадков должна быть произведена первоочередная обработка реагентом наиболее опасных для движения транспорта участков дорог (крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, площадки торможения и так далее).
2.1.11. Также профилактическая борьба со скользкостью осуществляется во время снегопада и служит для предотвращения образования наката в результате воздействия транспортных средств или утаптывания свежевыпавшего снега. В условиях мощных и длительных снегопадов при выполнении нескольких циклов обработки проезжей части рекомендуется, чтобы машины-распределители реагентов следовали непосредственно за плужно-щеточными очистителями.
2.2. Способ применения и норма расхода.
2.2.1. Обрабатываемую поверхность рекомендуются предварительно очистить от снега.
2.2.2. Равномерно распределить ПГМ на обрабатываемую поверхность в соответствии с нормами обработки дорожного покрытия за один технологический цикл согласно таблице 1.
Таблица 1
Нормы распределения твердых марок реагента
Ед. изм. |
Расход реагента при температурах воздуха, °C |
|
от 0 до -12 |
от -12 до -20 и ниже |
|
Грамм на 1 кв. м |
Средняя норма 35 |
Средняя норма 90 |
Примечание. Норма может быть увеличена или уменьшена исходя из фактического состояния дорог и погодных условий. В случае крайне низких температур (ниже -20°C) норма распределения может быть увеличена до 150 гр./кв. м, а также утверждена возможность использования совместно с фрикционными материалами (гранит, щебень).
2.2.3. Распределение материала-реагента на обрабатываемые поверхности может производиться как спецтехникой, оборудованной системой автоматического регулирования норм распределения, так и вручную с использованием хозяйственного инвентаря (по необходимости).
2.2.4. Необходимо выдержать паузу от одного часа до трех часов (при обильных снегопадах - не более трех часов).
2.2.5. Удалить разрыхленную массу механическим или ручным способом. При выполнении механизированного подметания обработанный реагентами слой снега беспрепятственно удаляется с проезжей части плугами и щетками уборочных машин.
2.2.6. При необходимости - повторить действия.
III. Применение двухфазного реагента
3.1. Механизм действия.
3.1.1. Механизм действия двухфазного реагента основывается на следующих основных принципах:
- смачиваемая фаза (твердый реагент) гораздо быстрее запускает процесс плавления снежно-ледяных образований;
- за счет увлажнения ПГМ он гораздо точнее распределяется по поверхности дорожного покрытия и менее подвержен уносу за зону распределения под воздействием ветра и встречных потоков воздуха от автомобилей.
3.1.2. Тепловой эффект взаимодействия двух фаз ПГМ используется максимально полно, так как гранулы при взаимодействии со снежно-ледяными образованиями уже имеют температуру выше температуры окружающей среды. За счет этого достигается его экономия (скорость срабатывания, точное распределение, меньший унос за пределы зоны распределения), а также меньшее воздействие на окружающую среду (так как концентрация солей в жидкой фазе ниже).
3.2. Приготовление двухфазного реагента.
3.2.1. Для приготовления двухфазного реагента требуется смочить твердую фазу материала жидкой фазой в количестве 20-30% от массы твердой фазы.
3.2.2. Процесс смачивания твердой фазы материала жидкой фазой более эффективно проводится с использованием специальной дорожной техники, позволяющей осуществлять точное дозированное смачивание во время распределения ПГМ на дорожное полотно. Такие машины в обязательном порядке оборудуются емкостью для раствора, бункером сухого ПГМ с дозирующим устройством, насосом для подачи раствора, автоматическим устройством для смачивания сухого материала раствором, совмещенным, как правило, с распределительным диском, на который подается ПГМ и к которому подведены рассолопроводы.
Например, при соотношении твердой/жидкой фазы 77/23 в задании на обработку ПГМ для техники выдаются следующие значения:
калькуляция 1:
твердая фаза - 100%;
жидкая фаза =.
То есть для автотехники выставляется параметр дозирования жидкой фазы 30%.
3.3. Способ применения и норма расхода.
3.3.1. Двухфазный реагент может поставляться с соотношением фаз:
- твердая фаза 70-80%;
- жидкая фаза 20-30%.
Суммарно количество твердой и жидкой фаз в процентах равно 100%.
3.3.2. В связи с тем, что при распределении ПГМ бортовые компьютеры техники настроены таким образом, что дозируют жидкую фазу относительно твердой, требуется пересчет параметров при задании на обработку ПГМ.
Например, при температуре воздуха -12°С и выпадении 15 мм снега для обработки 1 кв. м площади двухфазным ПГМ с жидкой фазой 30% (по калькуляции 1) необходимо ориентировочно использовать твердую фазу в количестве 40 г/кв. м + жидкую часть 12 г/кв. м (11 куб. см/кв. м).
3.3.3. Двухфазный реагент применяют при температуре окружающей среды не ниже минус 20°С.
3.3.4. Применение двухфазного реагента при температуре ниже -20°С способно привести к образованию вторичного гололеда.
3.3.5. Рекомендуемый расход двухфазного реагента приведен в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемый расход двухфазного реагента на 1 кв. м обрабатываемой поверхности в зависимости от температуры окружающей среды на 10 мм атмосферных осадков
Рекомендуемое соотношение фаз ПГМ (твердой/ жидкой масс), % |
Ед. изм. расхода |
Норма распределения при температуре окружающей среды, °С |
|
0°С - (-12°С) |
-12°С - (-20°С) |
||
77/23 |
Твердая фаза, г/кв. м |
15-40 |
- |
Жидкая фаза, г/кв. м |
5-12 |
12-18 |
|
Жидкая фаза 1 см/кв. м |
4-11 |
11-16 |
3.3.6. Для расчета фактического расхода двухфазного реагента необходимо определить температуру воздуха, выбрать из таблицы 2 расход твердой и жидкой фаз в соответствии с рекомендуемым соотношением и умножить на количество миллиметров атмосферных осадков.
3.3.7. При температуре воздуха ниже -20°С применяется только твердый реагент (до -30°С). Емкости для рассола в специальной дорожной технике при этом опустошаются во избежание выхода из строя насосного оборудования ввиду повышенной вязкости рассола.
3.3.8. Использование приведенных в таблице 1 норм распределения двухфазного реагента обеспечивает перевод уплотненного снега в состояние 20%-ной влажности. Такое соотношение влаги позволяет разрыхлить уплотненный слой снега (накат), ослабить сцепление снега с дорожным покрытием и удалить снежные массы с помощью сметания.
3.3.9. В случае борьбы со стекловидным льдом необходимо увеличить расход в соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2003 N ОС-548-р "Об утверждении ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ "Методика испытания противогололедных материалов" и ОДН "Требования к противогололедным материалам".
3.3.10. В начальный период зимнего сезона (ноябрь-декабрь) нормы распределения фаз реагента на мостах, путепроводах, эстакадах и тому подобных принимают по температурной графе таблицы на 2°С ниже, чем для автомобильных дорог.
3.3.11. При прогнозе перехода через 0°С в сторону отрицательных температур, а также перед выпадением осадков рекомендуется обработать дорожное полотно двухфазным реагентом с нормой расхода, соответствующей температурной графе "от 0 до -5°С" таблицы.
3.3.12. При превышении нормы расхода жидкой фазы, особенно во время сильных снегопадов, по поверхности дороги после уборки могут оставаться прикатанные к дорожному полотну участки снежно-ледяных образований (так называемые ледяные шишки). В связи с этим необходимо четко следить за расходом жидкой фазы и не допускать ее перерасхода выше 30% от твердой части двухфазного реагента. При появлении на дороге таких "шишек" необходимо отрегулировать подачу жидкой фазы.
3.3.13. По окончании зимнего сезона во избежание выхода насосного оборудования из строя по причине коррозии необходимо промыть емкости для рассола и трубопроводы специальной дорожной техники большим количеством воды для удаления жидкой фазы реагента.
IV. Правила хранения реагентов
Твердая фаза двухфазного реагента поставляется в специализированных мягких контейнерах типа "МКР" вместимостью от 800 до 1000 кг (нетто), выпускаемых по нормативно-технической документации, предусмотренной действующим законодательством. Твердые реагенты должны иметь гарантированный срок хранения - не менее 24 месяцев со дня выпуска.
Хранение ПГМ, упакованных в тару производителя, необходимо организовывать на поддонах в условиях, исключающих возможность порыва тары.
Твердые и двухфазные ПГМ хранят в закрытых сухих складах, исключающих попадание прямых солнечных лучей. Нельзя допускать, чтобы реагенты имели непосредственный длительный контакт с воздухом до момента их расходования.
На открытых площадках допускается хранение твердых ПГМ, упакованных в специальные мягкие герметичные контейнеры (мешки), размещенные на поддонах. Площадка, на которой укладываются пакеты и мягкие контейнеры, должна быть очищена от выступающих предметов.
Хранение жидкой фазы двухфазного реагента осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами предприятия-производителя, предусмотренными действующим законодательством, в цистернах емкостью от 6 куб. м и более.
Заправка реагентом машинами-распределителями осуществляется самотеком либо специальными насосами.
V. Требования безопасности при работе с реагентами
Твердый и двухфазный реагенты нетоксичны, пожаро- и взрывобезопасны, не образуют токсичных соединений.
Проведение работ по транспортировке и погрузочно-разгрузочных работ с помощью машин и механизмов должно осуществляться в соответствии с существующими правилами эксплуатации и техники безопасности при использовании этих машин и механизмов.
При погрузочно-разгрузочных и складских работах с данными материалами работающие должны применять спецодежду в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке (противопылевые респираторы марки типа "Ф-62", "У-2К", защитные очки, рукавицы типа "КР" или резиновые перчатки).
При попадании реагентов на поврежденные участки кожи или в глаза необходимо их промыть большим количеством проточной воды.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28 декабря 2018 г. N 6559 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.