Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Президента
Республики Татарстан
от 6 мая 2019 г. N УП-259
Концепция
государственной национальной политики в Республике Татарстан
I. Общие положения
1. Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, служит основой для координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, иных государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Татарстан (далее - государственные органы и органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере этнического развития и межнациональных (межэтнических) отношений.
2. Согласно Концепции объектом государственной национальной политики в Республике Татарстан является сфера межнациональных (межэтнических) отношений, межконфессионального диалога и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
3. Концепция является документом, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики в Республике Татарстан, а также инструменты и механизмы ее реализации.
4. Концепция разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов.
5. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, договоры (соглашения) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
6. Концепция опирается на осознание исторических традиций представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, природно-климатических и естественно-экономических условий, социально-культурных особенностей их жизни, геополитического и национального окружения, опыта взаимодействия и сотрудничества народов и отражает современную этносоциальную ситуацию в Республике Татарстан.
7. Концепция разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной, языковой и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики, а также основных положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 703).
8. Настоящая Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и этнокультурного взаимообогащения представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, обеспечение конституционных прав человека и гражданина, выработку и реализацию целевых проектов и государственных программ, затрагивающих сферу государственной национальной политики.
9. Приоритетами государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и формируемой в ее контексте татарстанской идентичности;
б) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия народов, проживающих в Республике Татарстан, укрепление их духовной общности;
в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
г) сохранение и развитие государственных языков Республики Татарстан и родных языков, культур и традиций народов, проживающих в республике;
д) гармонизация межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве, создание условий для адаптации иностранных граждан и лиц без гражданства;
е) позиционирование Татарстана как духовного и этнокультурного центра татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и этнокультурной консолидации татар, проживающих за пределами Республики Татарстан;
ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и Республикой Татарстан и добровольному переселению в Российскую Федерацию.
10. Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению общероссийской гражданской и татарстанской идентичности.
11. Настоящая Концепция должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики в Республике Татарстан.
12. Настоящая Концепция носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан
13. Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, проживающих в Республике Татарстан, и всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности.
14. Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в этом процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2 процента составляют татары, 39,7 процента - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6 процента населения Татарстана.
15. Исторически на территории современного Татарстана сложился особый тип местного сообщества, характеризующийся позитивным характером межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального (межэтнического) согласия и сотрудничества. Опора на традиции позволяет нейтрализовать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.
16. Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь менее одной трети от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учетом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, проживающих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика в Республике Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.
17. Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана оказали представители русского народа, менталитет и ценностные ориентиры которого заметно отражаются на характере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики в Республике Татарстан.
18. Территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, нуждающихся в государственном обеспечении своих этнокультурных, этноязыковых и национально-образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.
19. Заметное влияние на формирование и реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан оказывают миграционные процессы.
20. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.
21. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз, связанных с религиозным экстремизмом, терроризмом, распространением нетрадиционных религиозных идей, которые негативно отражаются на этническом самосознании. Эти обстоятельства могут отразиться на состоянии межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
22. За период реализации Концепции достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Республике Татарстан. По итогам социологических опросов в 2018 году 80,4 процента жителей республики положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Татарстане, более 90 процентов жителей отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, а уровень общероссийской гражданской и татарстанской идентичности составляет свыше 80 процентов.
III. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики в Республике Татарстан
23. Целями государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) укрепление общероссийского национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
б) укрепление общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
в) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
г) поддержание политико-правовых, социально-экономических, духовно-нравственных, культурно-бытовых и иных условий для развития и жизнедеятельности представителей всех народов, проживающих на территории Республики Татарстан;
д) сохранение, развитие и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Республики Татарстан, традиционных духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
е) гармонизация межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
ж) успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграция в российское общество;
з) профилактика конфликтных ситуаций, проявлений терроризма и экстремизма.
24. Принципами государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) обеспечение равных условий для развития народов, проживающих в Республике Татарстан, и этнических общностей;
в) удовлетворение духовно-нравственных, религиозных и культурно-бытовых потребностей граждан без предъявления каких-либо условий;
г) профилактика любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;
е) своевременное и мирное разрешение на правовой основе межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных противоречий и конфликтов;
ж) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия народов, проживающих в Республике Татарстан, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом республики и российского общества в целом;
з) преемственность исторических традиций представителей народов, Российской Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;
и) взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики, равноправное участие представителей всех народов в решении вопросов государственного устройства и регулирования общественной жизни;
к) применение комплексного подхода к решению задач государственной национальной политики с учетом ее межотраслевого характера;
л) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
м) открытость и гласность государственной национальной политики в Республике Татарстан.
25. Задачами государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
б) формирование целостного национально-государственного самосознания (общероссийской гражданской и татарстанской идентичности);
в) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
г) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан;
д) содействие этнокультурному и духовному развитию народов, проживающих в Республике Татарстан;
е) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю своей Родины, воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
ж) сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
з) сохранение и поддержка государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
и) развитие системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество;
к) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Татарстан;
л) совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики;
м) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики;
н) развитие международных связей при реализации государственной национальной политики.
26. Основными направлениями государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) в сфере укрепления общероссийской гражданской и татарстанской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации:
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю своей Родины, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
развитие поликультурной модели образования и укрепление общероссийской гражданской и татарстанской идентичности;
совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации, значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства;
совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Республики Татарстан наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
включение в учебные программы общеобразовательных организаций курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов, позитивного опыта их взаимодействия;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурной специфики республики;
б) в сфере обеспечения реализации конституционных прав граждан:
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;
принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении государственными органами и органами местного самоуправления своей деятельности;
в) в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Республики Татарстан:
сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала народов посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;
повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов, проживающих в Республике Татарстан, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики;
предупреждение попыток фальсификации отечественной истории;
сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений;
популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов, проживающих в Республике Татарстан, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области культуры;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов, проживающих в Республике Татарстан;
оказание поддержки национальным видам спорта;
организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры), памятных мест, городов-героев и городов воинской славы;
совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории и культуре народов, проживающих в Республике Татарстан;
государственная поддержка научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;
содействие созданию и восстановлению национально-культурных и культовых объектов, их благоустройству и использованию;
г) в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений:
правовое просвещение граждан в сфере противодействия экстремизму и терроризму;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
противодействие пропаганде идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, идеологии нацизма в обществе и в средствах массовой информации, электронных коммуникаций;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов в избирательном процессе;
д) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития муниципальных образований;
содействие развитию народных промыслов и ремесел;
разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных и муниципальных программ в сфере осуществления государственной национальной политики;
создание условий, способствующих вовлечению представителей национально-культурных общественных объединений Республики Татарстан в процесс развития торгово-экономических и культурных связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья;
е) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения:
использование русского языка как государственного языка Российской Федерации во всех сферах жизни общества;
создание условий для различных форм поддержки русского языка в сфере образования, науки и культуры;
обеспечение функционирования и активного развития русского языка как языка межнационального общения в условиях поликультурной среды;
популяризация русского языка и литературы, повышение уровня языковой грамотности и речевой культуры общества;
ж) в сфере сохранения и поддержки государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в республике:
создание оптимальных условий для сохранения и поддержки государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в республике;
изучение государственных языков Республики Татарстан с целью приобщения к историко-культурному наследию народов, проживающих в Республике Татарстан;
использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского государства;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках;
создание необходимых материальных и организационных условий для овладения гражданами родными языками и государственными языками Республики Татарстан;
создание оптимальных условий для получения дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и для изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов, проживающих в Республике Татарстан;
содействие татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, в сохранении и поддержке родного языка;
з) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество:
разработка, внедрение и реализация государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и работодателями мер по адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество;
совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;
недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных граждан в Республике Татарстан, устранение способствующих этому условий;
повышение роли институтов гражданского общества в социальной и культурной адаптации иностранных граждан, содействие участию институтов гражданского общества в деятельности многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и иные услуги;
изучение и научно-экспертное обеспечение регулирования процессов миграции;
создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом;
и) в сфере совершенствования государственного управления:
повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики;
совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального и межконфессионального мира и согласия;
развитие межведомственного взаимодействия, направленного на поддержку национальных культур и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, в том числе путем сотрудничества с субъектами Российской Федерации;
установление полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов и напряженности;
создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в решении задач государственной национальной политики в Республике Татарстан;
совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
совершенствование законодательства Республики Татарстан в сфере государственной национальной политики;
обеспечение эффективной реализации государственных и муниципальных программ, направленных на реализацию государственной национальной политики;
совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики;
обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики;
развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы народов, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики;
совершенствование организации местного самоуправления в целях создания условий для проявления инициативы всех этноконфессиональных групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления;
к) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
привлечение институтов гражданского общества, включая Общественную палату Республики Татарстан, общественные советы при государственных органах и органах местного самоуправления, Ассамблею народов Татарстана, Всемирный конгресс татар, Федеральную национально-культурную автономию татар, к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики в Республике Татарстан, повышение гражданского самосознания, гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечение социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество, а также профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
поддержка Ассамблеи народов Татарстана, Всемирного конгресса татар, Федеральной национально-культурной автономии татар, социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;
участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, экспертных советов в деятельности по укреплению общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество;
использование предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики;
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов, проживающих в Республике Татарстан, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;
обеспечение открытости источников финансирования проектов, направленных на реализацию государственной национальной политики, разрабатываемых институтами гражданского общества;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики;
л) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан:
привлечение средств массовой информации, интернет-ресурсов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, к выполнению целей и задач настоящей Концепции, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;
создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных языках с субъектами Российской Федерации;
создание телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях проживания татар;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
м) в сфере развития международных связей:
содействие формированию положительного образа Российской Федерации за рубежом, отношения к ней, как к демократическому государству, гарантирующему удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) граждан;
взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;
содействие консолидации деятельности объединений татар в Российской Федерации и за рубежом по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;
установление постоянных культурных и экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, в которых имеются значительные группы татар и зарубежные диаспоры;
оказание поддержки татарам, проживающим за пределами Республики Татарстан, в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями Республики Татарстан;
реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
IV. Инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан
27. Инструментами реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан являются:
а) законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Татарстан;
б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях;
в) государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", иные государственные программы, связанные с отдельными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации;
г) государственные программы Республики Татарстан "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2021 годы", "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2021 годы", "Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2021 годы)", иные государственные программы Республики Татарстан, связанные с реализацией отдельных направлений государственной национальной политики в Республике Татарстан;
д) программы муниципальных образований, направленные на реализацию государственной национальной политики;
е) федеральная государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
ж) государственная информационная система "Комплексная система мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов на религиозной и национальной почве в Республике Татарстан";
з) мониторинг состояния и поддержки государственных языков Республики Татарстан и других языков народов, проживающих в Республике Татарстан.
28. Кабинет Министров Республики Татарстан разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации в Республике Татарстан Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
29. Реализацию настоящей Концепции осуществляют Кабинет Министров Республики Татарстан, государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией во взаимодействии с общественными объединениями, научными и другими организациями.
30. Эффективность реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан обеспечивается согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, осуществлением комплекса политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией.
31. Вопросы реализации и совершенствования государственной национальной политики в Республике Татарстан, состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан рассматриваются Советом при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
32. Принятие мер по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в сфере реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан обеспечивается Межведомственной рабочей группой по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
33. По решению Президента Республики Татарстан наиболее актуальные вопросы реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Республики Татарстан с участием представителей Общественной палаты Республики Татарстан, совещательных и консультативных органов при Президенте Республики Татарстан.
34. Реализация настоящей Концепции может осуществляться также путем заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, межрегиональных соглашений, принятия законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, муниципальных нормативных правовых актов.
35. Информационная поддержка реализации настоящей Концепции на республиканском и муниципальном уровнях осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных организаций, средств массовой информации и некоммерческих организаций этнокультурной направленности.
36. Кабинет Министров Республики Татарстан:
а) разрабатывает и утверждает характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в республике, эффективность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики;
б) осуществляет контроль за ходом реализации настоящей Концепции и ежегодно информирует Президента Республики Татарстан о ее исполнении.
37. Корректировка настоящей Концепции осуществляется с учетом необходимости решения задач, возникающих при реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан, состояния и перспектив социально-экономического и культурного развития Республики Татарстан, а также в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
V. Целевые показатели реализации настоящей Концепции
38. Целевыми показателями реализации настоящей Концепции являются:
а) уровень общероссийской гражданской и татарстанской идентичности (в процентах);
б) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);
в) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);
г) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах);
д) количество межэтнических и межконфессиональных противоречий.
39. Перечень целевых показателей реализации настоящей Концепции может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.
VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
40. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции:
а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской и татарстанской идентичности, а также формирование единого культурного пространства Российской Федерации;
б) предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
в) сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
г) обеспечение условий для сохранения, развития, а также изучения и поддержки государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан;
д) создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Татарстан и их интеграции в российское общество;
е) повышение эффективности межрегионального сотрудничества и развитие международных связей в рамках реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан;
ж) обеспечение условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан.
41. Реализация настоящей Концепции должна способствовать гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему развитию народов Российской Федерации, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа России.
<< Назад |
||
Содержание Указ Президента Республики Татарстан от 6 мая 2019 г. N УП-259 "О внесении изменения в Концепцию государственной национальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.