Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 сентября 2018 г. N 3а-576/2018
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2019 г. N 11-АПГ18-20 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кадыровой Наили Гумаровны к Казанской Городской Думе Республики Татарстан о признании не действующими Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, в части,
установил:
решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19 утверждены Правила землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила).
Указанное решение и Правила опубликованы в газете "Казанские ведомости" от 7 мая 2004 года N 102, от 6 июля 2004 года N 150-152.
Согласно статье 59 Правил в перечне зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования) города Казани, среди прочих, предусмотрена территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХ).
В статье 60 Правил установлены виды разрешенного использования недвижимости, предельные значения параметров земельных участков и разрешенного строительства, в том числе для территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ).
Кадырова Н.Г., являющаяся собственником земельных участков с кадастровыми номерами...., обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил в части установления: в статье 59 в перечне зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования) города Казани - зоны сельскохозяйственных угодий (СХ), в статье 60 - видов разрешенного использования недвижимости, предельных значений параметров земельных участков и разрешенного строительства для зоны сельскохозяйственных угодий (СХ).
По мнению административного истца, оспариваемые им положения Правил противоречат статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей невозможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения в границах населенных пунктов.
Административный истец указывает, что установление в Правилах в перечне зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов города Казани, территориальной зоны сельскохозяйственных угодий (СХ) и определение для нее градостроительных регламентов, нарушает его права и законные интересы в сфере землепользования, создаются препятствия в использовании спорных земельных участков в соответствии с их назначением, поскольку они отнесены к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ).
В судебном заседании представитель Кадыровой Н.Г. - Васин Д.С. административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской городской Думы Республики Татарстан Ибрагимова А.Г., Латыпова А.А. административный иск не признали.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавший на момент принятия Правил, как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определял роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливал общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В настоящее время общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ к вопросам местного значения было отнесено регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.
Пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит утверждение правил землепользования и застройки.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пункте 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится, в том числе, принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ в пункте 3 части 3 статьи 8 также предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1), которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Таким же образом было определено место муниципальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации в статье 7 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Ранее, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, данными полномочиями обладал Казанский Совет народных депутатов.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанским Советом народных депутатов в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о противоречии оспариваемых им положений Правил статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей невозможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения в границах населенных пунктов, суд приходит к следующему.
Земельное законодательство предусматривает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в при этом в их составе выделяются, среди прочих, сельскохозяйственные угодья (пункт 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Законодатель установил, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, кроме прочих, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что градостроительное зонирование это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36).
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, Правила в части установления в статье 59 в перечне зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования) города Казани, зоны сельскохозяйственных угодий (СХ), в статье 60 видов разрешенного использования недвижимости, предельных значений параметров земельных участков и разрешенного строительства для зоны сельскохозяйственных угодий (СХ) не противоречат требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Правил в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административного истца в использовании земельных участков в соответствии с их назначением.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кадыровой Наили Гумаровны к Казанской Городской Думе Республики Татарстан о признании не действующими Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, в части установления
в статье 59 в перечне зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования) города Казани, зоны сельскохозяйственных угодий (СХ),
в статье 60 видов разрешенного использования недвижимости, предельных значений параметров земельных участков и разрешенного строительства для зоны сельскохозяйственных угодий (СХ) отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2018 г. N 3а-576/2018
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда Республики Татарстан в Internet (http://vs.tat.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 января 2019 г. N 11-АПГ18-20 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения