Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 26 февраля 2019 г. N 3а-176/2019
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.P,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Темп", общества с ограниченной ответственностью "Надежда", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании не действующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан" в части,
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также Госкомитет) от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан" установлены и введены в действие с 1 ноября 2016 года, в том числе нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан согласно приложениям к этому постановлению.
Данное постановление в первоначальной редакции зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 октября 2016 года за N 3528, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 октября 2016 года.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 5 мая 2017 года N 6-53/тп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 мая 2017 года за N 3926, опубликованным в этот же день на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, в постановление Госкомитета от 7 октября 2016 года N 6-79/тп внесены изменения.
В настоящее время оспариваемое постановление действует с учетом изменений, внесенных в него постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 июля 2017 года N 6-66/тп, которое зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 8 августа 2017 года за N 4069, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 августа 2017 года.
В строке шестой пункта 1 приложения N 3 к указанному постановлению в действующей редакции для потребителей в Республике Татарстан приведен норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, осветительные установки подъездного и надподъездного освещения, лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт и иное оборудование (системы противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или) дверные запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного пользования) в размере 0,464 кВт/ч в месяц на квадратный метр.
В строках четвертой и пятой пункта 2 этого же приложения приведены следующие нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки подъездного и надподьездного освещения с использованием энергосберегающих ламп мощностью до 10 Вт и (или) с применением датчиков движения, или акустических выключателей, или аналогичного энергосберегающего оборудования, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование (системы противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или) дверные запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного пользования) в размере 0,772 кВт/ч в месяц на квадратный метр;
осветительные установки подъездного и надподьездного освещения с использованием ламп накаливания, не оборудованных датчиков движения, или акустическими выключателями, или аналогичным оборудованием, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование (системы противопожарного оборудования и (или) дымоудаления, и (или) дверные запирающие устройства, и (или) усилители телеантенн коллективного пользования) в размере 0,983 кВт/ч в месяц на квадратный метр.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Темп" (далее - ООО "ЖЭУ "Темп"), общество с ограниченной ответственностью "Надежда" (далее - ООО "Надежда"), общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" (далее - ООО "ЖЭУ "Успех") обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 Нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (Приложение N 3), утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп в редакции постановления от 21 июля 2017 года N 6-66/тп.
Нарушение своих прав названным нормативным актом административные истцы мотивируют тем, что являются управляющими организациями, которые осуществляют управление многоквартирными жилыми домами в городе Альметьевске Республики Татарстан. В управлении ООО "ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО "ЖЭУ "Успех" находятся две категории многоквартирных жилых домов:
дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, осветительные установки подъездного и надподъездного освещения, лампы освещения придомовой территории, расположенные на фасаде многоквартирного дома и запитанные от домовых сетей, мощностью свыше 60 Вт и иное оборудование;
дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома осветительные установки подъездного и надподьездного освещения, насосное оборудование (1 насос), силовое оборудование лифтов и иное оборудование.
По мнению административных истцов, оспариваемое ими приложение к указанному постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Административные истцы полагают, что нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды неправомерно рассчитаны Госкомитетом расчетным методом, неприменение метода аналогов необоснованно. Оспариваемые нормативы потребления рассчитаны без учета сведений по всем многоквартирным домам на территории Республики Татарстан, а также, помимо других групп оборудования, не учтены системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года прекращено производство по настоящему административному делу об оспаривании ООО "ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО "ЖЭУ "Успех" строк первой - пятой, седьмой - пятнадцатой пункта 1, строк первой - третьей, шестой - двенадцатой пункта 2 Нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 3), утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп, в редакции постановления от 21 июля 2017 года N 6-66/тп.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО "ЖЭУ "Успех" Малярова Е. административное исковое заявление поддержала.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Валиуллин Б.И., Харин М.Г., Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. административный иск не признали.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан Елина Л.H. с административным исковым заявлением не согласилась.
Представитель акционерного общества "Татэнергосбыт" Миргазизова Е.Д. заявила, что оставляет разрешение административного спора на усмотрение суда.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск неподлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - было предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.26 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 июля 2018 года N 586 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме переданы Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах, предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил регистрации и опубликования.
Обращаясь к доводам ООО "ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО "ЖЭУ "Успех" об экономической необоснованности установленных нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в связи с неправомерным применением расчетного метода, определением их без учета сведений по всем многоквартирным домам на территории Республики Татарстан, а также таких групп оборудования, как системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание жилого помещения включены, среди прочего, расходы на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Абзац шестой пункта 2 Правил предусматривает, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленных при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1.
Вопреки доводам административных истцов, Правила, с учетом внесенных в них постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498, вступивших в силу с 1 января 2017 года изменений не предусматривают применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Положения подпункта "б" пункта 4.1, абзаца первого пункта 11 Правил определяют, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях указанные нормативы дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам, а именно исходя из наличия лифтов, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения (в отопительный период и вне его), а также в отношении электроэнергии с учетом таких конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, как количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
В пункте 37 приложения N 1 к Правилам определена формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также установлены группы оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, расход электрической энергии по которым учитывается при этом. К такому оборудованию отнесены: осветительные установки, силовое оборудование лифтов, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование.
Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 3), утвержденные постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп, дифференцированы в соответствии с категориями многоквартирных домов, предусмотренными в таблице 10 приложения N 2 к Правилам, а также исходя из количества и типов потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, перечисленных в пункте 37 приложения N 1 к Правилам,
Кроме того, вопреки доводам административных истцов, оспариваемый нормативный правовой акт учитывает такие группы оборудования, как системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, предусматривая отдельные нормативы как включая такое оборудование, так и без него,
Суд также не может согласиться с доводами административных истцов о необходимости при определении оспариваемых нормативов потребления собрать сведения по всем без исключения многоквартирным домам на территории Республики Татарстан.
При системном толковании положений подпункта "б" пункта 4.1, абзаца первого пункта 11 Правил, пункта 37 приложения N 1 к Правилам суд приходит к выводу, что уполномоченный орган при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен составить перечни многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. Затем произвести наблюдение указанных видов многоквартирных жилых домов по показателям, использованным в формуле, предусмотренной в пункте 37 приложения N 1 к Правилам. Данный нормативный акт не исключает проведение выборочного наблюдения указанных показателей при соблюдении репрезентативности (представительности) выборки с распространением выводов по ней на всю генеральную совокупность.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что, с целью определения величины нормативов по инициативе Госкомитета из всех муниципальных образований Республики Татарстан истребованы сведения по категориям домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, неоднократно проводились рабочие совещания, согласительные комиссии с участием представителей Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственного бюджетного учреждения "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан", Исполнительных комитетов муниципальных образований города Казани, города Набережные Челны, акционерных обществ "Сетевая компания" и "Татэнергосбыт" других заинтересованных организаций.
По результатам исследования материалов, представленных крупными агломерациями Республики Татарстан, такими городами, как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Чистополь, Елабуга, используя достоверные сведения по жилой, нежилой площади дома, площади общего имущества дома; по расходу электрической энергии по группам оборудования, являющимся общим имуществом многоквартирного дома, в том числе с указанием вида, группы и количества электрооборудования, мощности, коэффициента использования мощности и числу часов работы электрооборудования; по проведенным энергосберегающим мероприятиям, Госкомитет произвел расчет величины норматива потребления по каждому из видов многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия строки шестой пункта 1, строк четвертой, пятой пункта 2 Нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 3), утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп, нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Темп", общества с ограниченной ответственностью "Надежда", общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок "Успех" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о признании не действующими строки шестой пункта 1, строк четвертой, пятой пункта 2 Нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 3), утвержденных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 7 октября 2016 года N 6-79/тп "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением на территории Республики Татарстан", отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 г. N 3а-176/2019
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 14 марта 2019 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 августа 2019 г. N 11-АПА19-13 настоящее решение отменено и принято новое решение, которым строка шестая пункта 1, строки четвертая, пятая пункта 2 Нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 7 октября 2016 г. N 6-79/тп, признаны недействующими с даты принятия определения